Научная статья на тему 'Музеефикация археологических памятников в черте города'

Музеефикация археологических памятников в черте города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
648
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ / ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / OBJECTS OF ARCHAEOLOGICAL HERITAGE IN THE URBAN ENVIRONMENT / PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE / MUSEUMIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Живица В.В.

В статье рассмотрена проблематика сохранения, популяризации и включения в современную инфраструктуру города руинированных археологических памятников античного периода, проанализированы риски, которым подвергается археологический объект. Рассмотрены примеры решения подобных архитектурно-градостроительных задач в отечественной и зарубежной практике. Выявлены общие принципы и приёмы проведения музеефикации археологических архитектурных памятников в условиях сформировавшейся городской застройки, приёмы музейной экспозиции и презентации архитектурных остатков и артефактов, найденных на территории конкретного памятника. Даны рекомендации для осуществления музеефикации крымских археологических памятников античного периода, находящихся на территории современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSEUMIFICATION OF ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS IN THE CITY

The article considers the problems of preservation, popularization and inclusion in the modern infrastructure of the city of ruined archaeological monuments of the ancient period, analyzes the risks to which the archaeological site is exposed. Examples of solving such architectural and urban planning problems in domestic and foreign practice are considered. The identified General principles and methods of conducting museumification of archeological and architectural monuments in conditions of the formed urban development, methods of Museum exhibitions and the presentation of the architectural remains and artifacts found on the territory of a concrete monument. Recommendations for the implementation of museumification of the Crimean archaeological monuments of the ancient period, located on the territory of the modern city.

Текст научной работы на тему «Музеефикация археологических памятников в черте города»

УДК 711.424: (719:904)

МУЗЕЕФИКАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ В ЧЕРТЕ ГОРОДА

Живица В.В.

Академия строительства и архитектуры, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Адрес: г. Симферополь, ул. Киевская 181. Е-mail: vzhivisa@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена проблематика сохранения, популяризации и включения в современную инфраструктуру города руинированных археологических памятников античного периода, проанализированы риски, которым подвергается археологический объект. Рассмотрены примеры решения подобных архитектурно-градостроительных задач в отечественной и зарубежной практике. Выявлены общие принципы и приёмы проведения музеефикации археологических архитектурных памятников в условиях сформировавшейся городской застройки, приёмы музейной экспозиции и презентации архитектурных остатков и артефактов, найденных на территории конкретного памятника. Даны рекомендации для осуществления музеефикации крымских археологических памятников античного периода, находящихся на территории современного города.

Предмет исследования: археологические памятники, расположенные в черте города.

Материалы и методы: при проведении данного исследования были изучены литературные, научные источники, а также нормативно-правовая база Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя; осуществлён подбор и анализ теоретических трудов и практических примеров, разработанных отечественными и зарубежными авторами. При анализе полученных данных использованы методы анализа, аналогии, синтеза, дедукции.

Результаты: 1. В данной работе рассмотрен термин «музеефикация» и особенности ее осуществления в отношении археологических памятников античного периода, находящихся на территории современных городов.

2. Рассмотрены факторы, в той или иной степени оказывающие влияние на сохранность и музейное использование археологических памятников.

3. Исследованы методы и подходы к организации музеефикационных мероприятий на территории археологических памятников в городской среде. Проанализирован мировой и отечественный опыт сохранения, популяризации и включения в архитектурно-градостроительную среду археологических памятников.

Выводы: Данная работа может быть интересна для обучающихся и профессорско-преподавательского состава по специальности 07.03.04 «Градостроительство» и 07.04.04 «Градостроительство», практикующих архитекторов, градостроителей, реконструкторов, археологов, историков, и др.

Ключевые слова: объекты археологического наследия в городской среде, охрана объектов культурного наследия, музеефикация.

ВВЕДЕНИЕ

Объекты археологического наследия важны для изучения прошлого любой территории, а для дописьменных периодов истории являются единственным и исключительным источником. В настоящее время сохранилось малое количество материальных свидетельств быта народов периода античности (IV век до н. э. - IV век н.э.). О том, как жили люди в древние времена, как и где работали, отдыхали, торговали, развлекались, решали административные и прочие вопросы можно судить по архитектурных находкам и руинированным

остаткам, некогда бывшими системой улиц, площадей, жилыми образованиями,

административными и культовыми зданиями, составлявшими отдельные архитектурные ансамбли и образ поселения в целом.

Если информация не смогла отложиться в источниках, хрониках и других документах, значит, извлечь ее можно только из археологических объектов: курганов, городищ, крепостей. Поэтому все страны на государственном уровне охраняют свое археологическое наследие, и, достаточно часто - строгими мерами преследования. В Российской Федерации осуществление деятельности в

отношении объектов культурного наследия регулируется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», за его нарушение предусмотрена уголовная, административная и иная юридическая ответственность [1].

К сожалению, в мире имеется достаточно примеров, когда человеческая жадность, корысть и отсутствие понимания бесценности

археологических памятников для культуры народов и стран приводит к невосполнимым утратам.

В 2013 году в Перу, неподалёку от Лимы, строительная компания ради известняка, необходимого для строительства дороги, уничтожила Храм майя - не только саму пирамиду, но и все археологические предметы, скрытые в ней. В том же году рабочие двух компаний по продаже недвижимости снесли 6-метровую пирамиду для того, чтобы освободить элитный земельный участок для застройки. Археологи утверждали, что это сооружение было возведено четыре тысячи лет назад и являлось административным и религиозным центром древней цивилизации, существовавшей здесь ещё до прихода инков. К счастью, общественности и полиции удалось остановить работы по сносу трех других пирамид данного архитектурного комплекса.

В 2007-м году в китайском городе Нанкин при строительстве торгового центра компании «IKEA» были уничтожены гробницы Шестой династии (III-IV веках нашей эры) - грандиозные погребальные сооружения, возведённые из зелёного кирпича, покрытого изображениями лотоса и искусно украшенные гравюрами. Требования историков и археологов о прекращении строительства для раскопок и изучения находок заказчики и строители проигнорировали. Несмотря на значительные штрафы (примерно от $6,6 тысяч до $65,7 тысяч) за уничтожение исторического и культурного наследия, в Поднебесной ежегодно стирают с лица земли множество шедевров древней архитектуры.

Дамба Оффа - памятник культуры, датируемый VIII веком нашей эры, пролегает вдоль границы между Англией и Уэльсом и состоит из траншеи и земляного вала, которые чётко просматриваются и в наше время. Её культурная и историческая ценность признана ЮНЕСКО наряду с Великой Китайской стеной. Однако в августе 2013 года во время расширения близлежащей дороги рабочие по незнанию уничтожили часть насыпи.

И, конечно же, ярким примером уничтожения объекта культурного наследия является разрушение античного города Трои немецким

предпринимателем Генрихом Шлиманом. Одержимый идеей найти этот легендарный город, Шлиман обнаружил в 1870 году место, соответствующее описанному Гомером большому селению, обнесённому внушительной крепостной стеной. Исследования показали, что за время своего существования город был разрушен и заново отстроен не менее 9 раз. Шлиман предположил, что

истинная «гомеровская» Троя находится в нижних культурных слоях, поэтому верхние более новые руины взрывал динамитом. Уничтожение древних построек остановили лишь после находки золотых драгоценностей, по мнению Шлимана, принадлежавших Елене Троянской. Однако экспертиза показала, что данные артефакты принадлежат к значительно более древнему историческому периоду, что означало безвозвратную утрату Трои, описанной в работах Гомера [2].

Памятники археологии составляют большую часть богатейшего культурного наследия Крыма от эпохи палеолита до средневековья. В Республике Крым на государственной охране состоит 5846 археологических памятников (в т. ч. первобытные стоянки, могильники таврские и эпохи переселения народов, скифские городища и курганы, античные города) [3].

Многие крымские города были основаны в античный период греческими колонистами, привнесшими на полуостров архитектурно-градостроительную культуру своей родины. Естественно, что в процессе развития каждого населенного пункта его структура постепенно трансформируется в зависимости от потребностей жителей, в ходе исторических событий, под воздействием природных стихий, и т.д. Поэтому месторасположение античных поселений иногда не совпадает с границами современного города. Но довольно часто остатки древних сооружений находятся непосредственно на городских территориях, соседствуя с жилыми кварталами и объектами инфраструктуры, или находятся под ними. При этом многие археологические памятники, находящиеся в черте города, несмотря на значительный культурный, исторический, архитектурный, туристический интерес, по ряду причин не экспонируются. В этой связи в настоящее время перед специалистами стоит актуальная задача - сохранение и разумное использование историко-культурного наследия в современном городе.

Цель исследования: изучить особенности сохранения, популяризации и музейного экспонирования археологических памятников античного периода, находящихся на территории современного города.

Задачи исследования: изучить научные,

нормативно-законодательные источники по теме исследования;

- проанализировать особенности осуществления

- рассмотреть понятие «музеефикация», проанализировать существующие методы и подходы к осуществлению работ по сохранению и музейной презентации;

- проанализировать мировой и отечественный опыт осуществления музеефикации археологических памятников античного периода, находящихся в черте города.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ

Все использованные при подготовке статьи литературные источники соответствуют теме исследования.

1. Основное внимание уделено анализу Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») [1], определяющего задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия и пр.

2. В работе рассмотрены примеры уничтожения уникальных объектов культурного наследия в Турции, Китае, Великобритании и ряде других стран [2].

3. Проанализирована опубликованная в журнале «Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии» статистика о численности и качественных характеристиках археологических памятников Крыма [3]

4. Минеева И.М. уделила внимание выделению основных этапов развития взаимоотношений науки, общества и государства при решении вопросов охраны памятников археологии и их музейного использования; рассмотрела теоретические и практические вопросы музейной презентации памятников под открытым небом как составной части их государственной охраны и использования [5].

5. В работе Сухановой Е.А. проведён анализ существующих методов консервации руинированных памятников и оценка их преимуществ и недостатков с точки зрения непосредственной реализации [6].

6. Автором была проанализирована информация о музейной презентации археологических памятников, находящихся в черте города [7-19].

7. Из работы «Музейное дело России» автор статьи использовал определение музеефикации археологических памятников [20].

Таким образом, анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема сохранения и музейной презентации археологических памятников античного периода чрезвычайно актуальна и должна быть изучаема и обсуждаема специалистами в разных сферах деятельности социологами, экономистами, инженерами, технологами и т.д., но в первую очередь градостроителями и архитекторами.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Использованы методы научного исследования, собраны и упорядочены теоретические и практические материалы, касающиеся

музеефикации археологических памятников, перспектив и особенностей их функционального использования; включения объектов историко-культурно наследия в современную архитектурно-градостроительную среду. При работе над исследованием применены методы теоретического анализа и синтеза, метод аналогии.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет объект археологического наследия как «частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки» [1].

К объектам археологического наследия относятся городища, селища, стоянки, остатки древних укреплений, дорог, места совершения древних религиозных обрядов и др., а также культурные слои [1].

Зачастую люди рассматривают археологические памятники поверхностно, воспринимая их как должное и не задумываясь над тем, насколько они подвержены разного рода угрозам - природным, антропогенным и техногенным. В особой защите нуждаются археологические объекты,

расположенные в городах, т.к. на них воздействуют все основные виды рисков и вредных воздействий.

В вопросе сохранения археологических объектов, находящихся в черте населённых пунктов, в первую очередь следует учитывать воздействие антропогенных и техногенных факторов:

• обводнение или осушение территории участка памятника и, как следствие, нарушение структуры и физических характеристик грунтов, образование карстовых пустот и др.;

• проведение вблизи памятников земляных работ с рытьем котлованов, прокладкой различных коммуникаций или линий метрополитена; устройство подвалов и колодцев вблизи археологического памятника;

• вибрационное воздействие от транспорта, забивки свай и пр.

• загрязнение почвы и воздуха отходами химических и перерабатывающих предприятий, активно разрушающими строительные материалы памятников археологии

• визуальное загрязнение ландшафта и др.

[4].

В целях обеспечения сохранности археологического памятника в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются следующие зоны охраны: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной

деятельности, зона охраняемого природного ландшафта [1].

В связи со значительной руинированностью, памятники античного периода могут быть использованы исключительно как объекты исследования и музейного показа. Второй сценарий использования предполагает проведение их музеефикации, т.е. выполнения комплекса работ по максимальному сохранению и выявлению историко-культурной, научной, художественной ценности и включения памятников в современную культуру [20].

В отношении музеефикации археологических памятников важными являются следующие теоретические и методологические положения:

• научная и культурная ценность музеефикации должна быть осознана и принята в общественной среде и государственными органами охраны памятников.

• музеефикация должна основываться на восприятии исторического наследия как результата взаимодействия древней культуры и природной среды в процессе освоения определенной территории, т.е. как части культурного ландшафта.

• музеефикация должна рассматриваться как целостная система мер по выявлению, изучению, восстановлению и музейному показу объектов археологического наследия, нуждающихся в государственной охране.

• для музеефикации археологического наследия региона должна быть выработана единая концепция, основанная на его самобытности, большом культурном и территориальном разнообразии, наличии необходимых ресурсов для создания системы музеефицированных объектов в рамках действующих музейных комплексов и историко-культурных (археологических) территорий [5].

В силу уникальных характеристик каждого античного памятника и набора природных и антропогенных факторов, влияющих на него, невозможно унифицировать методы или

разработать единый подход музеефикации археологического наследия. В каждом конкретном случае состав мероприятий зависит от того, как мы хотим представить посетителям данный архитектурно-градостроительный объект, как сможем преподнести им информацию об объекте и визуализировать её, какие меры обеспечат наилучшую сохранность археологического памятника.

В настоящее время наиболее популярны три метода музейно-консервационной деятельности на городских памятниках археологии: метод «колпака», метод натуральной консервации, реконструктивно-археологическое макетирование.

Метод «колпака» - широко используемая и хорошо зарекомендовавшая себя практика музейного экспонирования раскопанного археологического объекта в специально возведенном над ним закрытом помещении. Его преимуществами являются традиционность реставрационной и консервационной методики в отношении отдельных деталей объекта, находящегося в привычных музейных условиях и возможность постоянного доступа к памятнику. Зачастую над особо ценными и хрупкими сооружениями или когда необходимо оставить без изменения объемы и контуры археологических объектов, над ними сооружаются навесы или защитные павильоны.

При всей эффективность данного метода, необходимо учитывать, что современные сооружения над археологическими памятниками, искажают его облик и ту среду, в которой находятся археологические объекты. Поэтому строительство искусственных сооружений должно вестись после тщательного исследования сохраняемых объектов, архитектурные формы павильонов, их размеры, строительные материалы должны быть детально продуманы. А возведение защитных сооружений над археологическими памятниками должно допускаться как крайняя мера, препятствующая уничтожению объекта [6].

Рис. 1. Музей Хедмарк Хамар, Норвегия Fig. 1. Hedmark Hamar Museum, Norway

Музей Хедмарк Хамар, Норвегия. Музей, расположенный недалеко от озера Мьеса, представляет собой выставку под открытым небом, дом 18-го века и сад из трав. Однако настоящим украшением музея считаются руины собора, построенного в 1150 году и частично разрушенные в 1567 году. Четыре большие арки, которые сохранились до нашего времени, находятся под парящим колпаком из стекла и стали [7].

Музей «Колумба» в Кёльне. Архитектор Петер Цумтор построил музей на месте разрушенной романской церкви Святой Колумбы, удивительным образом объединив руины и современное строение.

Новые стены органично включают в единый ансамбль окружающие обломки: колонны, своды, оконные арки проемов. На первых этажах расположена галерея с руинами оснований римских построек, обломков самой церкви и фрагментов ее стен.

Архитектор нашел прекрасное решение как осветить пространство и не создать при этом преграду в виде оконных проемов между уличной средой и интерьером - спроектировал перфорированную кладку. Через множество мелких отверстий падает рассеянный свет, который как будто идет из стен, создавая эффект витража [8].

Рис. 2. Музей «Колумба» в Кёльне Fig. 2. The Columbus Museum in Cologne

Рис. 3. Интерьер музея «Колумба» в Кёльне Fig. 3. The interior of the Columbus Museum in Cologne

Музей Акрополя (Acropolis Museum), Афины, Греция. Афинский музей Акрополя был открыт для посетителей в 2009-м году. Здание музея выполнено по проекту швейцарского дизайнера Бернара Чуми и занимает площадь в 226 тыс. м2, расположен он непосредственно у подножья Акрополя.

В новый музей перемещены большинство объектов античности (барельефы, статуи, артефакты), на постоянной основе действуют выставки, где можно увидеть текущие раскопки склонов Акрополя и древние экспонаты [9].

Рис. 4. Музей Акрополя (Acropolis Museum), Афины, Греция Fig. 4. Acropolis Museum, Athens, Greece

Афинский метрополитен. Станция-музей Монастираки 1. Во время строительства станции было обнаружено множество исторических объектов: мастерские V в. до н.э. для покрытия статуй медной позолотой, кладбище, захоронения которого датируются с микенского периода до Византии, термы римского периода, часть

водопровода, русло реки Эридан, а также древний путь, который вел от Длинных стен в демы Месогии.

Одна из стен станции открывает исторический разрез, закрытый стеклом, с раннехристианским захоронением. Некоторые древние предметы выставлены на обозрение в застекленных нишах [10].

Рис. 5. Афинский метрополитен. Станция-музей Монастираки 1 Fig. 5. The Athens Metro. Station-Museum of Monastiraki 1

Плаза-де-ла-Энкарнасьон в Севилье украшает очень примечательное сооружение - Metropol Parasol, это уникальное строение является одной из самых больших деревянных конструкций в мире.

Рис. 6. Плаза-де-ла-Энкарнасьон в Севилье с высоты птичьего полёта Fig. 6. Plaza de la Encarnación in Seville aerial view

Рис. 7. Плаза-де-ла-Энкарнасьон в Севилье Fig. 7. Plaza de la Encamacion in Seville

В начале 21 века на этом месте собрались строить гаражи. Однако предварительные археологические раскопки показали, что прежде здесь было древнеримское поселение, и это в корне поменяло будущее предназначение места - тут

задумали создать археологический музей, а с ним и целый комплекс: ресторан, небольшой рынок, прогулочные дорожки на крыше и видовую террасу [11].

Рис. 8. Плаза-де-ла-Энкарнасьон в Севилье. Археологический музей Fig. 8. Plaza de la Encamación in Seville. Archaeological Museum

Метод натуральной консервации

обеспечивает внесение как можно меньших изменений в открытую при раскопках археологическую, архитектурную и

стратиграфическую ситуацию. При использовании данного метода объект фиксируется физико-химическими или строительными

консервационными способами на возможно длительный срок для демонстрации зрителям. Метод наиболее приемлем при музеефикации археологических руинных остатков.

Следует учитывать, что данный способ имеет и негативные стороны: консервирующие материалы, имеющиеся у строителей и химиков, несовершенны, а повторные пропитки и перекладки зачастую ведут к уничтожению архитектурно-археологического объекта. Поэтому, если обеспечить надежную

консервацию объекта не представляется возможным, лучше просто засыпать раскоп.

Археологические руины, долгое время пребывающие под землей, после их раскрытия подвергаются быстрому разрушительному воздействию окружающей среды и нуждаются в оперативном закреплении. При этом каждый вид строительного материала и даже закрепление остатков из одного и того же вида строительного материала требуют собственной

методики консервации [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галло-романский музей в Лионе располагает большой коллекцией ценных археологических находок периода поздней Римской империи. Римские театры, лишившись стен, сохранили лишь врезанные в склон кавеи и часть субструкций, поэтому стали похожи на греческие.

Рис. 9. Галло-романский музей в Лионе Рис. 10. Бернар Зерфюс. Набросок внешнего вида

Fig. 9. Gallo-Roman Museum in Lyon Музея Галло-римской цивилизации. Fonds Bernard

Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle Fig. 10. Bernard Serfus. A sketch of the appearance of the Museum of the Gallo-Roman civilization. Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture / Cité de l'architecture & du patrimoine / Archives d'architecture du XXe siècle

Недалеко от театров был построен музей, открытый в 1975 году. Архитектору Бернару Зерфюсу, отвечающего за проектирование, была предоставлена свобода выбора места для нового здания. Вначале его хотели разместить на участке за скенами театров. Но в этом случае здание музея

перекрыло бы красивый вид на город. Кроме того было бы сложно вписать крупный объем нового строения в античный ансамбль. Поэтому Зерфюс предложил оригинальное решение - заглубить музей в землю, в боковой склон холма, оставив на поверхности лишь верхний уровень с террасой.

Рис. 11. Галло-романский музей в Лионе Рис. 12. Музей Галло-римской цивилизации. Разрез ©. Fonds

Fig. 11. Gallo-Roman Museum in Lyon Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture &

du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle Fig. 12. Museum of the Gallo-Roman civilization. Section ©. Foundations Bernard Serfuss. Academy of Architecture / Cité de l'architecture and patriotism / Archives d'architecture of the 20th century

В музее созданы все условия для максимально удобного расположения выставок, позволяющее обозревать экспонаты вблизи, а некоторые масштабные работы (мозаики) - сверху. Несмотря на то, что все семь этажей музея находятся под землей внутри склона, посетители могут видеть наземные памятники античности через специальное смотровое окно [12].

Древнеримские развалины в Лондоне.

Фрагменты древних городских улиц времен Римской империи были обнаружены во время строительства новой штаб-квартиры корпорации Bloomberg в центре лондонского Сити. Площадь, которую занимают сооружения, превышает 10 тыс. м2. Ученые считают, что город основан римлянами в 47 году н.э.

Рис. 13. Древнеримские развалины в Лондоне Fig. 13. Ancient Roman ruins in London

Наряду с древними постройками было найдены предметы быта, прекрасно сохранившиеся благодаря болотистой местности. Общее количество артефактов превысило 10 000 предметов.

Все находки были переданы на хранение в Музей Лондона, после чего на месте раскопок продолжилось строительство. В штаб-квартире

Bloomberg будет создана экспозиция, в которую войдет часть артефактов [13].

Древние руины в районе Монастираки, Афины. Район Монастираки - старейший район греческой столицы, он расположен в самом центре города и над ним открывается северная часть Акрополя.

Рис. 14. Древние руины в районе Монастираки, Афины Fig. 14. Ancient ruins in the area of Monastiraki, Athens

Раскопки Римской Агоры и библиотека Адриана, в давние времена служившая местом хранения книг, а также размещавшая на своей территории живописный сад и бассейн [14].

Кернаве - небольшой городок, расположенный на правом берегу реки Нерис в 35 км от Вильнюса. В средние века он был одним из первых центров

Литовского государства. В 1989 году был учрежден Государственный культурный резерват Кернаве. В 2004 году Кернаве внесено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Исключительное мировое значение этого объекта - в продолжительности заселенности от позднего палеолита (IX тысячелетие до Р.Х.) до наших дней [15].

Рис. 15. Кернаве. Литва Fig. 15. Kernave. Lithuania

Фрагмент стены Белого города на Хохловской площади в Москве. Белгородская стена - одна из крепостных стен Москвы, окружавшая Белый город в 16-18 веках. Ее

расчищенный участок - уникальный исторический артефакт, музеефицированный памятник археологии федерального значения.

Рис. 16. Карта Белого город в Москве Fig. 16. Map of the White City in Moscow

В 2007 году при строительстве на Хохловской площади торгового центра с подземной парковкой был обнаружен большой, отлично сохранившийся фрагмент фундамента Белгородской стены. Было решено музеефицировать руину путём создания

археологического парка под открытым небом. В 2017 году площадь благоустроили по проекту французских архитекторов: её сделали двухуровневой, вокруг фрагмента стены возвели амфитеатр.

Рис. 17. Фрагмент стены Белого города на Хохловской площади в Москве Fig. 17. Fragment of the walls of the White City on Khokhlovskaya Square in Moscow

Чтобы фрагмент не разрушался от погодных воздействий, выполнили его консервацию с обработкой специальным составом, а площадь вокруг выложили покрытием, которое хорошо пропускает воду и быстро просыхает.

Обзору доступна лишь верхняя часть артефакта: основная часть кладки по-прежнему заглублена в землю на 0,6-1,5 метра. Тем не менее, видимые габариты руины позволяют представить истинные масштаб и размеры Белгородской стены. Если до музеефикации это можно было сделать лишь мысленно, то теперь есть возможность увидеть на живом примере [16].

Метод реконструктивно-археологического макетирования позволяет восстановить утраченный, но реконструируемый по

сохранившимся деталям объект на его прежнем месте. Воссоздание осуществляется из того же материала с использованием не только сохранившихся элементов, но и другой информации о данном объекте (описания, чертежи, аналоги и т.д.). В рамках данного метода наиболее древние части памятников архитектуры, выявленные при раскопках, консервируются и экспонируются в перекрытых траншеях, подвалах и т.д. [6].

Греко-скифское городище Кара-Тобе. Реплика скифской усадьбы, что была построена в первом веке до нашей эры. Это один из наиболее интересных объектов, входящих в состав экскурсии, так как он был создан по образцам скифских сооружений и с соблюдением тех методик, что использовались скифами [17].

Рис. 18. Греко-скифское городище Кара-Тобе. Реплика скифской усадьбы Fig. 18. Greco-Scythian settlement Kara-Tobe. Replica of the Scythian estate

Особого режима организации работы требуют музеи-заповедники и музеи под открытым небом

на основе археологических памятников.

Этот режим предусматривает комплексную реализацию ряда организационно-технических мероприятий:

1) вычленение территории музея-заповедника из сферы городской застройки;

2) определение охранных зон, в том числе вокруг музея-заповедника, зоны регулирования застройки, хозяйственной деятельности, зоны охраняемого ландшафта;

3) возведение защитных сооружений, проведение консервационно -реставрационных работ, строительство или приспособление существующих помещений для размещения музейной экспозиции и фондов [18].

Историко-археологический музей-

заповедник Неаполь Скифский. Республика Крым, г. Симферополь. Неаполь Скифский -древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.). Является объектом культурного наследия федерального значения [19].

Рис. 19. Историко-археологический музей-заповедник Неаполь Скифский Fig. 19. Historical and Archaeological Museum-Reserve Naples Scythian

ВЫВОДЫ

1. В данной работе рассмотрен термин «музеефикация» и особенности ее осуществления в отношении археологических памятников античного периода, находящихся на территории современных городов.

2. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на сохранность и музейное использование археологических памятников

3. Исследованы методы и подходы к организации музеефикационных мероприятий на территории археологических памятников в городской среде. Проанализирован мировой и отечественный опыт сохранения, популяризации и включения в архитектурно-градостроительную среду археологических памятников.

На основании проведенного анализа можно выделить ряд рекомендаций по осуществлению музеефикации археологических памятников, расположенных в черте города:

-соблюдение режима использования территории памятника в зонах охраны;

-максимальное сохранение археологического памятника при восстановительных работах;

-использование материалов, строительных приемов и конструкций, не искажающих историческую подлинность объекта;

-маркировка цветом или условными обозначениями современных дополнений в аутентичные фрагменты зданий и сооружений;

-сохранение природного окружения

археологического памятника (по возможности);

-создание архитектурно-градостроительной среды поддерживающей концепцию памятника, помогающей его презентации и восприятию;

-сохранение визуальных связей, запрет на размещение рекламных вывесок, препятствующих восприятию археологического памятника.

-размещение в пешеходной доступности от археологического памятника объектов

туристического обслуживания (магазины, предприятия общественного питания, объекты для временного проживания, кассы, парковки, санузлы, садово-парковые объекты и пр.).

Независимо от того, какой метод экспонирования археологического памятника будет избран, он должен обеспечивать бережное отношение к памятнику истории и культуры и уважение к посетителям музеефицированного объекта.

Следует осуществлять поддержку

археологических памятников в том виде, в котором они дошли до нас. Тогда эти объекты станут привлекательными для посетителей своей достоверностью, подлинностью и

информативностью. Для подачи более полных сведений об объекте, рядом с ним в экспозиционном павильоне можно располагать карты, схемы, макеты-реконструкции, краткие исторические справки и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" [Электронный источник] / https://base.garant.ru/77668279/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

2. Артефакты древности, уничтоженные глупостью и невежеством. Удивительное [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://udivitelnoe.temaretik.com/10456631601198559 34/artefakty-drevnosti-umchtozhennye-glupostyu-i-nevezhestvom/#!/ , открытый (дата обращения: 19.06.19)

3. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. №23 [Текст] // Под ред. А.И. Айбабина. - Симферополь: Соло-Рич, 2018. - 807 с.: ил.

4. Studfiles. Диагностика причин деформаций и разрушений памятников архитектуры [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://studffles.net/preview/354713 5/page:25/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

5. Сохранение, использование и государственная охрана археологического наследия Южного Урала во второй половине XIX - начале XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК

РФ 07.00.02, доктор исторических наук Минеева, Иляна Маратовна 2010 Москва

6. Суханова Е.А. Методика консервации руин в реставрационной практике (на примере памятников Татарстана) [Текст] / Е.А. Суханова / Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(24). -Новосибирск: СибАК, 2013.

7. vv-travel Hedmark Museum [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vv-travel.ru/tarticlle/hedmark-museum, открытый (дата обращения: 19.06.19)

8. Архитектурный вестник. Музей на руинах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archvestnik.ru/2008/04/28/muzey-na-ruinah/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

9. Культурный туризм. Музей Акрополя [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tuorism.ru/europe/greece/afiny/dostoprimechate lhnosti-afiny/muzejj-akropolya/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

10. Greek.ru. Археологические находки в Афинском метро [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.greek.ru/news/exclusive/36890/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

11. Культурный комплекс Metropol Parasol [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ispaniagid.ru/metropol-parasol/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

12. АгсЫ.т. Музей Галло-римской цивилизации в Лионе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://archi.ru/world/61242/muzei-gallo-rimskoi-civilizacii- v-lione, открытый (дата обращения: 19.06.19)

13. В центре Лондона найдены руины древнего города [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://geno.ru/news/6955/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

14. Монастираки города [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://travels.co.ua/rus/greece/athens/monastiraki/index .html, открытый (дата обращения: 19.06.19)

15. Памятники культурного резервата Кярнаве / Kernave Archaeological Site [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://turbina.ru/guide/Kyarnave-Litva-136273/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Pamyatniki-kulturnogo-rezervata-Kyarnave-48963/Otzyv/Kulturnyy-rezervat-Kyarnave-pamyatnik-YuNESKO-1137-76591/, открытый (дата обращения: 19.06.19)

16. Фрагмент стены Белого города на Хохловской площади [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://mosprogulka.ru/places/stena_belogo_goroda_ho hlovskaja_ploshad, открытый (дата обращения: 19.06.19)

17. Кара-Тобе греко-скифское городище [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://krymoteka.com/kara-tobe-greko-skifskoe-gorodische.html, открытый (дата обращения: 19.06.19)

18. Pandia. Археологическое наследие [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/text/82/061/44081 .php, открытый (дата обращения: 19.06.19)

19. Историко-археологический заповедник Неаполь-Скифский [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.visitcrimea.guide/gostyam-kryma/chto-posmotret/item/221 -istoriko-arkheologicheskij-zapovednik-neapol-skifskij , открытый (дата обращения: 19.06.19)

20. Коссовой И.М., Музейное дело России [Текст] // Под ред. Каулен М.Е. (отв. редактор), И.М. Коссова, А.А. Сундиева. - М.: Издательство «ВК», 2003. -614 с.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon ot 25.06.2002 N 73-FZ (red. ot 21.02.2019) "Ob ob"ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii" [Elektronnyj istochnik] / https://base.garant.ru/77668279/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

2. Artefakty drevnosti, unichtozhennye glupost'yu i nevezhestvom. Udivitel'noe [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://udivitelnoe.temaretik.com/10456631601198559 34/artefakty-drevnosti-unichtozhennye-glupostyu-i-nevezhestvom/#!/ , otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

3. Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. №23 [Tekst] // Pod red. A.I. Ajbabina. -Simferopol': Solo-Rich, 2018. - 807 s.: il.

4. Studfiles. Diagnostika prichin deformacij i razrushenij pamyatnikov arhitektury [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://studfiles.net/preview/354713 5/page:25/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

5. Sohranenie, ispol'zovanie i gosudarstvennaya ohrana arheologicheskogo naslediya YUzhnogo Urala vo vtoroj polovine XIX - nachale XXI vv. tema dissertacii i avtoreferata po VAK RF 07.00.02, doktor istoricheskih nauk Mineeva, Ilyana Maratovna 2010 Moskva

6. Suhanova E.A. Metodika konservacii ruin v restavracionnoj praktike (na primere pamyatnikov Tatarstana) [Tekst] / E.A. Suhanova / Tekhnicheskie nauki - ot teorii k praktike: sb. st. po mater. XXVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 11(24). -Novosibirsk: SibAK, 2013.

7. vv-travel Hedmark Museum [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://vv-travel.ru/tarticlle/hedmark-museum, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

8. Arhitekturnyj vestnik. Muzej na ruinah [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://archvestnik.ru/2008/04/28/muzey-na-ruinah/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

9. Kul'turnyj turizm. Muzej Akropolya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://tuorism.ru/europe/greece/afiny/dostoprimechate lhnosti-afiny/muzejj-akropolya/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

10. Greek.ru. Arheologicheskie nahodki v Afinskom metro [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.greek.ru/news/exclusive/36890/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

11. Kul'turnyj kompleks Metropol Parasol [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://ispaniagid.ru/metropol-parasol/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

12. Archi.ru. Muzej Gallo-rimskoj civilizacii v Lione [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://archi.ru/world/61242/muzei-gallo-rimskoi-civilizacii- v-lione, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

13. V centre Londona najdeny ruiny drevnego goroda [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://geno.ru/news/6955/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

14. Monastiraki goroda [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://travels.co.ua/rus/greece/athens/monastiraki/index .html, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

15. Pamyatniki kul'turnogo rezervata Kyarnave / Kernavè Archaeological Site [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://turbina.ru/guide/Kyarnave-Litva-136273/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Pamyatniki-kulturnogo-rezervata-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kyarnave-48963/Otzyv/Kulturnyy-rezervat-Kyarnave-pamyatnik-YuNESKO-1137-76591/, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

16. Fragment steny Belogo goroda na Hohlovskoj ploshchadi [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://mosprogulka.ru/places/stena_belogo_goroda_ho hlovskaja_ploshad, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

17. Kara-Tobe greko-skifskoe gorodishche [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https ://krymoteka. com/kara-tobe-greko -skifskoe-gorodische.html, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

18. Pandia. Arheologicheskoe nasledie [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://pandia.ru/text/82/061/44081.php, otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

19. Istoriko-arheologicheskij zapovednik Neapol'-Skifskij [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.visitcrimea.gmde/gostyam-kryma/chto-posmotret/item/221 -istoriko-arkheologicheskij -zapovednik-neapol-skifskij , otkrytyj (data obrashcheniya: 19.06.19)

20. Kossovoj I.M., Muzejnoe delo Rossii [Tekst] // Pod red. Kaulen M.E. (otv. redaktor), I.M. Kossova, A.A. Sundieva. - M.: Izdatel'stvo «VK», 2003. -614 s.

THE MUSEUMIFICATION OF ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS IN THE CITY

Jivitsa V.V.

Summary. The article considers the problems of preservation, popularization and inclusion in the modern infrastructure of the city of ruined archaeological monuments of the ancient period, analyzes the risks to which the archaeological site is exposed. Examples of solving such architectural and urban planning problems in domestic and foreign practice are considered. The identified General principles and methods of conducting museumification of archeological and architectural monuments in conditions of the formed urban development, methods of Museum exhibitions and the presentation of the architectural remains and artifacts found on the territory of a concrete monument. Recommendations for the implementation of museumification of the Crimean archaeological monuments of the ancient period, located on the territory of the modern city. Subject of research: archaeological sites located within the city.

Materials and methods: in carrying out this study, literature, scientific sources, as well as the legal framework of the Russian Federation, the Republic of Crimea and Sevastopol were studied; selection and analysis of theoretical works and practical examples developed by domestic and foreign authors were carried out. Methods of analysis, analogy, synthesis, deduction were used in the analysis of the obtained data. Results:

1. In this paper, the term "museumification" and features of its implementation in relation to archaeological monuments of the ancient period, located on the territory of modern cities.

2. The factors that influence the preservation and Museum use of archaeological monuments to a greater or lesser extent are considered.

3. The methods and approaches to the organization of Museum activities on the territory of archaeological monuments in the urban environment. The world and domestic experience of preservation, popularization and inclusion in the architectural and urban environment of archaeological monuments is analyzed.

Conclusions: This work may be interesting for students and faculty in the specialty 07.03.04 "urban planning" and 07.04.04 "urban planning", practicing architects, urban planners, reenactors, archaeologists, historians, etc.

Key words: objects of archaeological heritage in the urban environment, protection of cultural heritage, museumification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.