Научная статья на тему 'МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ'

МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
памятники / музеи / реставрация / спонсирование / охрана памятников / культура и искусство. / monuments / museums / restoration / sponsorship / monument conservation / culture and art.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агаева Айдан Ильхам Кызы, Дубова Анастасия Анатольевна

Работа посвящена изучению и исследованию эволюции теории музеефикации как отдельных памятников архитектуры, так и фрагментов исторической среды, являющихся частью историко-культурного наследия. Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Агаева Айдан Ильхам Кызы, Дубова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMIFICATION OF ARCHITECTURAL AND ETHNOGRAPHIC COMPLEXES

This paper is devoted to the study and research of evolution of the theory of museification of both individual monuments and fragments of the historical environment, which are part of the historical and cultural heritage. Historical and cultural monuments are often items of immovable property, which imposes additional burdens on their owners and users on preservation, use and access.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ»

IVМеждународная научно-практическая конференция УДК 351.853.1

Агаева Айдан Ильхам кызы Agayeva Aydan Ilham gizi

магистрант Graduate student Дубова Анастасия Анатольевна Dubova Anastasia Anatolievna

кандидат искусствоведения, доцент Candidate of Art History, Associate Professor, Национальный исследовательский университет «Московский

институт электронной техники» National Research University "Moscow Institute of Electronic Technology"

МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКСОВ

MUSEUMIFICATION OF ARCHITECTURAL AND ETHNOGRAPHIC COMPLEXES

Аннотация: Работа посвящена изучению и исследованию эволюции теории музеефикации как отдельных памятников архитектуры, так и фрагментов исторической среды, являющихся частью историко-культурного наследия. Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

Ключевые слова: памятники, музеи, реставрация, спонсирование, охрана памятников, культура и искусство.

Abstract: This paper is devoted to the study and research of evolution of the theory of museification of both individual monuments and fragments of the historical environment, which are part of the historical and cultural heritage. Historical and cultural monuments are often items of immovable property, which imposes additional burdens on their owners and users on preservation, use and access.

Keywords: monuments, museums, restoration, sponsorship, monument conservation, culture and art.

Музеи под открытым небом и археологические музеи-данные музеи на основе недвижимых памятников и культуры на месте их нахождения в природе.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Данные памятники особа защищаются и требуют к себе бережного внимания.

Что же такое исторические музеи? — это музеи, которые несут за собой историю,

включающие древние историко-архитектурные комплексы, раскопки. Помимо

всего этого здесь можно увидеть целую степь истории - настенные живописи,

документы, которые были найдены здесь при археологических раскопках. В

большинстве странах такие комплексы защищены и входят на правах

национальных комитетов в Международный совет музеев (ИКОМ). ИКОМ

финансируется, прежде всего, за счет взносов членов комитета и поддерживается

ЮНЕСКО, Дотационный фонд ИКОМ и отдельными национальными

комитетами. ИКОМ претворяет в жизнь часть программы ЮНЕСКО для музеев.

В современных условиях музеи под открытым небом дают возможность прикоснуться к традиционной культуре. Для таких музеев характерен широкий показ бытовой культуры с сохранением ландшафтных особенностей, посетители имеют возможность не только получить определенную историко-культурную информацию, но и отдохнуть. Такие музеи являются эффективной формой сохранения и использования национального культурного наследия.

Археологические музеи возникли лишь в 19 в. на базе частных, дворцовых или церковных собраний древностей.

1 .Национальный археологический музей Афин

Рис.1 Основной зал национального архитектурного музея в Афинах

IVМеждународная научно-практическая конференция Первый археологический музей Греции был основан в 1829 году. После

перенесение столицы в Афины, началось строительство нового

археологического музея. Строительство началось в 1866 году по проекту

Панагиса Калкоса, Людвига Ланге и Эрнста Циллера. Строительство окончилось

в 1889 году, а финансировали его правительство страны, археологическое

общество Греции и Николас Вернардакис, экспатриант из России. В 1999 году

по причине землетрясения здание было серьёзно повреждено, после чего музей

закрыли на реконструкцию. Открытие музея состоялось в преддверии

Олимпиады в июне 2004 года (Рис.1).

2. Национальный археологический музей Неаполя

Рис. 2 Национальный архитектурный музей Неаполя

Здание музея было построено в 1615 году. С этого момента и до 1777 года внутри него располагался университет Неаполя. Затем по инициативе короля Фердинанда IV архитектор Фердинандо Фуга реконструировал здание и перепланировал его внутреннее пространство для размещения музея Бурбонов и Королевской библиотеки (Рис.2). В 1816 году в здание были перенесены коллекции семьи Фарнезе и объекты, обнаруженные при раскопках древних городов в окрестностях Везувия. В 1860 году музей перешел в государственную собственность и был переименован в Национальный музей.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» 3. Варненский археологический музей

Рис. 3 Варненский археологический музей

Музей был создан 3 июня 1886 года по инициативе Варненского археологического общества. Нынешнее здание в стиле неоренессанса (Рис.3), в котором располагается музей, было построено в 1892—1898 годах архитектором Петко Момчиловым для варненской женской гимназии. Был открыт для посещений 11 июня 1906 года. Первым директором его был остававшийся на этой должности до своей смерти (в 1944 году) выдающийся археолог Карел Шкорпил. С 1945 года управление и финансирование музея переходит к государству.

4. Археологический музей Салоник

Рис. 4 (Терраса археологического музея Салоник)

IVМеждународная научно-практическая конференция Археологический музей в Салониках хранит и экспонирует

археологические находки разных периодов истории Салоник, а также области

Македония в целом. Здание музея, спроектированное греческим архитектором

Патроклом Карантиносом, возведено в 1962 году.

В 2002 году указом президента Археологический музей в Салониках стал

отдельной специальной региональной службой Министерства культуры. В том

же году начали масштабную реконструкцию, после которой музей вновь

открылся в 2006 году. Экспозиции запроектированы так, чтобы отвечать

потребностям современного посетителя (Рис.4).

5. Археологический музей в Осиеке

Рис. 5 Основной зал археологического музея в Осиеке

В хорватском городе Осиека в конце 19 века был основан археологический музей. Базой для его создания послужили пожертвования, и огромные коллекции монет, старинного оружия и исторической литературы, которые имел в своём распоряжении купец Франьо Седлакович. В первые десятилетия существования музея его коллекции пополнялись исключительно пожертвованиями богатых и знаменитых жителей Осиека, в том числе Франджо Седлаковича, Карла Нубера, Иосипа Юрая Штроссмайера, Эмерика Хильди и доктора Карла Коллица.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Коллекция была и остается самым большим пожертвованием в истории музея.

На протяжении всей своей истории музей очень часто менял свое

местоположение. А с 1946 года и по настоящее время его местоположение-

здании бывшей городской думы. Во время войны музей был сильно поврежден,

но, к счастью, вся коллекция осталась почти нетронутой. Постоянная экспозиция

была доставлена в безопасное место, но во время постоянного обстрела работа

музея была приостановлена. В 1994 году музей стал символом государственного

учреждения.

На сегодняшний день музей является единственным специализированным музеем в восточной части Хорватии, что осуществляет научные исследования и археологические раскопки (Рис. 5).

К археологическим музеям относятся музеи-заповедники под открытым небом. Они экспонируют открываемые археологами древние города и поселения. Раскопанные архитектурные комплексы иногда частично реставрируются. Такие музее показывает ряд поселений, а также открытую историческую жизнь.

Этнографические музеи под открытым небом хранят быт и социальную жизнь. По данным музеям строятся древняя история и сегодня мы знаем, как же менялась жизнь веками. Этнографические музеи возникли в конце 19 в. В таких музеях мы попадаем в историю и изучаем как же тогда была жизнь. Есть много интересных этнографических музеев, например одни из них:

1. Датский музей под открытым небом. Копенгаген

Рис.6 Датский музей под открытым небом

IVМеждународная научно-практическая конференция В музее-деревне можно посмотреть и зайти в старинные здания:

крестьянские дома, школу, церковь и мельницу, или пойти на представление в

театр (Рис.6). Также здесь открыты мастерские, в которых ремесленники

занимаются традиционными занятиями.

Каждый представленный здесь дом был сначала разобран, а затем собран

на территории музея и наполнен настоящей мебелью и предметами быта. Все,

вплоть до мельчайших деталей в интерьере, сделано не заново, а с большой

любовью собрано и воссоздано, чтобы полностью показать, какой была жизнь в

сельской местности Дании. Всем экспонатам здесь более 100 лет.

2. Деревенский музей в Бухаресте.

Рис. 7 Деревенского музея в Бухаресте

Он является один из первых. Деревенский музей в Бухаресте был создан в 1936 году профессором социологии Димитрие Густи и финансируется королевским указом. Густи путешествовал по стране и после многих лет полевых исследований ему в голову пришла идея создать музей румынской деревни. Входит в Европейскую ассоциацию музеев под открытым небом.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Этот этнографический музей под открытым небом (Рис. 7) не только самый

большой в Европе, но и содержит коллекцию из 50 зданий, представляющих

историю и дизайн сельской архитектуры Румынии. Первоначально музей

начинался с нескольких домов, ветряных и водяных мельниц из разных регионов

Румынии. Сюда разобрали и перенесли постройки.

Во время Второй мировой войны музей пережил очень тяжелые времена,

когда его использовали для беженцев. Дома и артефакты пришли в полное

запустение. В последовавшие за эти коммунистические годы музей продолжал

приходить в упадок. Но, несмотря на тяжелые политические и экономические

условия, ему удалось выжить.

В последние годы за счет грантов, полученных от Европейского Союза,

коллекция была отреставрирована и превратилась в один из самых

увлекательных этнографических музеев под открытым небом в мире. Все

крестьянские дома с крутыми крышами, соломенные сараи, бревенчатые

домики, церкви и водяные мельницы со всей Румынии были тщательно

разобраны, отправлены в музей и перестроены, чтобы воссоздать деревенскую

обстановку.

3. Музей под открытом небе Гала. г. Баку

Рис. 8 Археологические памятники Галы

IVМеждународная научно-практическая конференция На Абшеронском полуострове, в местности Гала находится комплекс — археолого-этнографический заповедник под открытым небом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Гала" был создан в 1988 году, а в 2008 году, при поддержке Фонда Гейдара Алиева прошли реставрационные работы и заповедник был расширен до археолого-этнографического комплекса (Рис.8). Здесь располагается построенное в XIV веке на возвышенности крепостное укрепление, которое являлось историческим центром села. Найденные в селении наскальные изображения, курганы, глиняная посуда, а также постройки в виде шатров, охватывают эпоху от середины бронзового периода до средних веков.

4. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Россия.

Рис. 9 Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Это целый комплекс быта. Можно сказать, это целый город в городе. Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором данного комплекса стал В. М. Анисимов. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки (Рис. 9). Интерес возрастает наравне с спросом. Охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Сегодня современная технология развивается с огромной скоростью, появляются интерактивные музеи, а также более близкое ощущение традиционных памятников.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Можно поговорить о сегодняшней мировой практике интерактивного сохранения и экспонирования археологического наследия:

1. Новый Митреум в Лондоне.

Рис. 10 Обнаружен в строительном котловане на территории Сит

Античный храм Бога Митры был основан около 240 года нашей эры, впервые был обнаружен в строительном котловане на территории Сити (Рис.10) в 1954 году. По оценкам, 400 000 человек стекались на это место в течение двух недель, часами выстраиваясь в очередь по улицам лондонского Сити, чтобы взглянуть на останки. Находка вызвала острую дискуссию, эти руины сочли одной из самых непривлекательных туристических достопримечательностей в городе. Кабинет Уинстона Черчилля обсуждал это трижды. В итоге были перемещены 100 метрах от того места, где они были найдены.

Рис.11 Сегодня храм после восстановления © James Newton

IVМеждународная научно-практическая конференция Митреум стал первым музеефицированным. Сегодня храм восстановлен

(Рис.11) и с ноября 2017 года он открыт для публики всех полов и

вероисповеданий. Посетители при этом спускаются в слабо освещенную пещеру

под штаб-квартирой информационного агентства Bloomberg. Когда вспыхивает

свет факела, храм медленно оживает, и комната заполняется грудным пением.

Сам храм был построен относительно глубоко в земле, чтобы дать ощущение

"пещерности", без сомнения, со ссылкой на происхождение самой Митры.

Рис.12 (Экспонат пребывает в полутёмном зале)

Можно было разными способами обыграть данный проект. Экспонат пребывает в полутёмном зале, спроектированном компанией Local Projects и мастером световых инсталляций Мэтью Шрейбером (Рис.12). Очертания несохранившихся стен и проёмов проецируются на туман, видение сопровождает звуковое оформление, имитирующее шум античного города.

2. Римский амфитеатр в нижнем ярусе галереи Гилдхолла

Рис. 13 Останки 2000-летнего амфитеатра

«Инновационные аспекты развития науки и техники» В 1980-х годах под галереей Гилдхолл в Лондоне были обнаружены

останки 2000-летнего амфитеатра (Рис.13). Археологи Музея Лондона сделали

удивительное открытие, которое изменило лицо римского Лондона. Во время

археологических раскопок, проводившихся в рамках подготовки проекта нового

здания Художественной галереи, было обнаружено, что единственный в столице

римский амфитеатр находился в Гилдхолл-Ярде. В 2002 году двери амфитеатра

открылись впервые почти за 2000 лет.

Когда во дворе Гилдхолл были раскопаны короткие участки римской

стены, это место стало охраняемым памятником. Корпорация Сити оф Лондон

решила интегрировать останки в свои предложения по созданию новой

художественной галереи, и в 1992 году начались строительные работы наряду с

текущими раскопками (Рис.14).

Среди сохранившихся останков - участок каменного входного туннеля,

восточные ворота и стены арены. Они защищены в контролируемой среде, на

глубине 20 футов под современным покрытием, где они могут медленно

высыхать без повреждения древнего камня. Первоначальная протяженность

внешней стены отмечена кругом черной брусчатки во дворе Гилдхолл.

Рис. 14 Зал Амфитеатра

IVМеждународная научно-практическая конференция Таким образом, хотя далеко и не однозначно, но во всех памятниках

истории и культуры воплощены осязаемая связь прошлого с настоящим, вековой

опыт и традиции поколений. Историко-культурное наследие всегда являлось

одним из важнейших средств формирования общественного сознания и

совершенствования духовной жизни людей.

Исследовав и рассмотрев музеи, были выявлены новые тенденции по

сохранению исторических памятников. Данные тенденции можно было бы

применить для территории, которую я исследовала. Были выявлены ряд проблем

по охране памятников. Давайте рассмотрим данную территорию:

Архи-парк "Гедим Парк", г.Баку, Комплекс Ичери Шехер

Велика роль исторических и культурных памятников в изучении истории

азербайджанского народа. Богатейшие материальные культурные ценности

Азербайджана еще со второй половины XIX Исторические памятники и

топонимы Азербайджана 4 века привлекали внимание выдающихся русских и

зарубежных ученых и путешественников. Однако, ни в коем случае нельзя

забывать об огромном труде азербайджанских ученых и исследователей, о том

вкладе, который они внесли в дело изучения, сохранения, исследования и

пропаганды культурного наследия Азербайджана. На сегодняшний день

исследовано и зарегистрировано сотни памятников. Музей археологии и

этнографии находится в подчинении Академии Наук Азербайджанской

Республики.

Выбранный участок для исследования находиться в г. Баку в историческом комплексе- Ичери Шехер. (Рис.15)

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

ШОК 111111111111и ЩИШЦ ЩШГЩОГ?

к Ц ^ VI

о н

Рис. 15 Расположение

Археологический парк был открыт с целью демонстрации исторического наследия древнего Баку. Представленные здесь археологические находки были обнаружены в 1982-85 и 2010 годах (Рис 16, 17), затем отреставрированы, а прилегающая территория благоустроена. Найденные здесь постройки и различная утварь относятся к X-XШ векам и имеют большое историческое значение.

Рис. 16 Фотофиксация парка

IVМеждународная научно-практическая конференция

Рис. 17 Фотофиксация

По данным фотографиям можно увидеть, что выявлены ряд проблем по охране памятников. Предложенные выше системы музеев под открытым небом, а также мировая практика интерактивного сохранения и экспонирования археологического наследия отвечают современным тенденциям сохранения и используют наиболее фундаментальные части традиционной культуры и могут быть использованы как аналоги на других территориях, также как на этой.

Проведенные мной исследования показали, что применение рассмотренных операций по сохранению является не только актуальным, но и вполне инновационными методами обеспечения сохранности исторических ценностей.

Перечисленные в статьи музеи наглядно стали примером по сохранению исторических памятников. К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников истории и культуры уничтожена, или находятся в критическом состоянии или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.

Культурологическим итогом моего исследование стали выводы о том, что:

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Музеи под открытым небом и археологические музеи архитектурно-

этнографического профиля объективно существующая, в обще музейном пространстве, форма сохранения историко-культурного наследия.

Объективной тенденцией является ускорение процесса музеефикации историко-культурной среды через музейные комплексы под открытым небом. Объективность этой тенденции обусловлена объективной культурной потребностью цивилизации в сохранении элементов истории, которые дошли до нынешнего поколения для использования их в научных, социокультурных и экономических процессах существования и развития человеческого сообщества.

Как субъективная составляющая процесса музееведения историко-культурного процесса через такую форму, как музей архитектурно-этнографического профиля под открытым небом, можно сказать, выступает экономические, административные и общественные ресурсы.

Таким образом, основным необходимым условием сохранения объектов культурного наследия в настоящее время должно стать совершенствование государственной политики, основанной на комплексном учете состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, других лиц, специфики национально-культурных традиций народов.

Необходимо, чтобы государственная политика в области сохранения объектов культурного наследия основывалась на признании приоритета сохранения историко-культурного потенциала как одного из основных социально-экономических ресурсов существования и развития и реализации комплексного подхода к вопросам государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования всех видов и категорий объектов культурного наследия.

Во многих случаях главной угрозой для памятников истории и культуры является активное коммерческое строительство. Снос ценных, но ветхих

IVМеждународная научно-практическая конференция строений происходит, прежде всего, с целью получения новых строительных

площадок в престижных центрах городов, в результате чего происходит

разрушение исторической городской среды.

Библиографический список:

1. Агеева Э. Н. Исследования и консервационные работы на Томской писанице // Новые подходы к изучению, сохранению и устойчивому управлению природным и культурным наследием Сармишсая: Материалы международной научной конференции. - Навои, 2004.

2. Зоткина Л.В. Некоторые результаты экспериментально-трасологического изучения петроглифов (по материалам Томской писаницы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. № 5. С. 46-55.

3. Мартынова Г. С., Покровская А. Ф. Исследователи Томской писаницы. -Кемерово, 2000.

4. Мартынова Г. С., Каплунов В.А., Мартынов А. И. Русское Сибирское село // Музееведение и историко-культурное наследие. - Выпуск 1.- Кемерово, 2008

5. Юсифова Л. В. К вопросу о рекламе и музейном маркетинге (из истории опыта создания и работы отдела рекламы и туризма музея «Томская Писаница»). // Проблемы сохранения и музеефикации памятников историко-культурного наследия в природной среде. - Кемерово, 2001.

6. Юсифова Л. В. К истории музейного дела Сибири. Из истории создания музея над Томью // Музееведение и историко-культурное наследие. - Кемерово, 2006.

7. Rare Book and Manuscript Library of Columbia University, Bakhmeteff Archive (USA). Spec. Ms Coll Tolstoy. Correspondence 1897-1937. Tolstoy, Alexandra. Yasnaya Polyana, Tula, Russia, 7 Aug. 1910.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

8. Rare Book and Manuscript Library of Columbia University, Bakhmeteff Archive (USA). Spec. Ms Coll Tolstoy. Correspondence 1897-1937. Tolstoy, Alexandra. Moscow, 2 Feb. 1911. To Aylmer Maude.

9. Archive of Tolstoy Foundation in Valley Cottage (USA). Correspondence Tolstoy, Alexandra. To Bulgakov, Valentine.

10. Аверинцев, С.С. Не утратить вкус к подлинности /С. С. Аверинцев // Огонёк. 1986. - №32. - С. 11-13.

11. Беллэг-Скальбер, М. Участие населения в работе Экомузея/ М.Беллэг-Скальбер// Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. — 1985. №148. — С.14-17.

12. Виерегг, X. Отзывы о музеефикационных проектах Н.А.Никитиной. / Х.Виерегг, Президент ИКОФОМа. (Германия, Мюнхен, 2003, 15 л.). -[Электронный текст]. - [Личный архив Н.А.Никитиной, автора диссертационного исследования].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Гладильщиков, Ю. Ностальгия по музею / Ю. Гладильщиков // Литературная газета. 1986. - 20 авг. - С.8.

14. Боровский А.Д. Современное искусство в Русском музее: Интервью // Диалог искусств. 2009. No 5. C. 6

15. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научн. тр. НИИК. М., 1989. С. 21.

16. Гольдштейн А. Ф. Франк Ллойд Райт. М.: Стройиздат, 1973. 107 с.

17. Культура Кузбасса - http://culture.kemrsl.ru/

18. Музейный сервер "Музеи России - http://www.museum.ru/

19. Российская Сеть Культурного Наследия - http://www.rchn.org.ru/

20. Реестр объектов культурного наследия «Памятники истории и культуры народов Российской Федерации» - http://www.kulturnoe-nasledie.ru/

21. Союз Музеев России - http://www.souzmuseum.ru/

22. Гройс Б. Топология современного искусства // Художеств. журн. 2006. No 61 / 62. URL: http: //xz.gif. Ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.