Научная статья на тему 'Мусульманское летоисчисление'

Мусульманское летоисчисление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8689
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ / ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ХИДЖРА / МУСУЛЬМАНСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ / ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ / СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урмонов Хусниддин

В статье приводятся сведения о появлении мусульманского летоисчисления, его отличия от григорианского календаря. Раскрывается смысловое значение названий мечяцев лунного календаря и особенности отсчёта в календаре Хиджры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманское летоисчисление»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУСУЛЬМАНСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ Урмонов Х.

Урмонов Хусниддин - студент, направление: история, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводятся сведения о появлении мусульманского летоисчисления, его отличия от григорианского календаря. Раскрывается смысловое значение названий мечяцев лунного календаря и особенности отсчёта в календаре Хиджры.

Ключевые слова: летоисчисление, лунный календарь, Хиджра, мусульманское летоисчисление, григорианский календарь, солнечный календарь.

Мусульманское летоисчисление хиджры начинает свою историю (эру) с хиджрата (хиджра - переселение) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Ясриб, названный позже Мединой (Мадинату ан-Набий, Городом Пророка) и основано на лунном календаре. Этот Хиджрат был совершен летом 622 года по христианскому летоисчислению.

Мусульманское летоисчисление хиджры имеет долгую историю.

Древние народы, проживавшие на Аравийском полуострове использовали лунный календарь в 1 тысячелетии до нашей эры. Где-то в начале V века, то есть за 200 лет до ислама арабы перешли на использование лунно-солнечного (камарий-шамсий) календаря. В лунно-солнечном календаре цикл состоял из 24 лет, а затем повторялся. 9 лет 24-летнего цикла состояли из 13 месяцев, а 15 лет - из 12 месяцев.Добавление в год лишнего 13 -го месяца и сам месяц назывался наси. Месяц наси добавлялся к лунному году в качестве дополнительного 13-го месяца в целях ликвидации разницы между лунным (камарий) и солнечным (шамсий) годом, когда эта разница достигала 5 месяцев. По этому календарю, до есть до ислама арабские месяцы начинались в определенное время года. Об этом свидетельствуют смысловые значения названий арабских месяцев. Порядок, название и значение лунно-солнечного календаря у арабов были следующими:

1-месяц Мухаррам. Имеет значение: запрещённый, священный. В этом месяце по религиозным традициям запрещены войны и военные походы. Это состояние было применяемо и в отношении седьмого (раджаб), одиннадцатого (зулкадда) и двенадцатого (зулхиджа) месяцев.

2-месяц Сафар. Имеет значение: жёлтый. В этом месяце на голову арабов падало тяжелое бедствие: их тела покрывали смертельно опасные болячки. Кожа заболевших этой болезнью принимала желтую окраску.

3 и 4 месяцы. Раби ул-аввал и раби ул-охир. Слово "раби" в арабском языке означает «весна». Но древние арабы применяли слово «раби» и в смысле «осень». Так как эти два месяца приходились на осень, то назывались соответственно «первая осень» и «вторая осень».

5 и 6 месяцы. Джумодиюл аввал и джумодиюл охир. Название этих месяцев было взято из слова "джамада", что означает «застыть», «обледенеть». Эти два месяца приходились на зимний период, когда вода застывала.

7-месяц Раджаб. Это название взято из слова "ирджоб", что означает «бояться» и имеет смысловое значение «воздержание от войн», «оберегайте себя от войн и нападений».

8-месяц Шаъбон. Это название взято из слова «ташааба», что означает «разделяться». В этом месяце арабы предпринимали походы.

9-месяц Рамазон. Это название взято из слова «рамада», что означает «раскаленный», «обжигающий». Этот месяц приходится на самый жаркий месяц лета.

10-месяц Шаввол. Это название взято из слова «шала», что означает «подниматься с места», «сниматься с места», «переезжать». В этом месяцы арабы кочевали.

11-месяц. Зулкаъда, это название произошло от слова «сидеть», в этом месяце арабы «отсиживались дома».

12-месяц Зулхиджа. Это название произощло от слова «хадж». В этом месяце арабы предпринимали Хадж, паломничество в Мекку, к Каабе

(Следует сказать, что в разных источниках транслитерация названий месяцев на русский язык может различаться. Мы применили транслитерацию, приближенную к узбекскому языку).

Ранее время от времени включаемый 13-й месяц «наси» был отменен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в 631 году. Начиная с этого года арабы перешли на лунный календарь, календарь Хиджры и названия арабских месяцев потеряли свое словарное значение. По лунному календарю год состоит из 354 дней (в солнечном календаре - из 365 дней). Теперь начало нового года - 1-мухаррам приходится не на определенное время в каждом году, а относительно ранее на 11 дней или на 12 дней (в високосном году).

Еще немного об истории происхождения мусульманского летоисчисления. Когда возникла религия ислам, у мусульман для ведения своих религиозных и светских дел появилась необходимость в своем особенном календаре-истории. Этот вопрос обсуждался и решился во времена правления второго халифа Умара Разиаллоху анху (годы халифата 634-644 гг.). В 631 году мусульмане хотя и полностью перешли на лунный календарь, тем не менее в начальные годы халифата они ограничивались упоминанием времени того или иного события или явления только указанием названия месяца и определенного дня этого месяца. Даты с указанием года не было. Не было и обычая или привычки ставить дату в письмах и документах. По легенде, однажды один человек, придя к халифу Умару, показал ему документ об уплате долга, который должен был быть оплачен в месяце шаъбон. Тогда халиф Умар спросил у него: «К какому шаъбону относится этот документ? Прошлогоднему шаъбону или к этому году?». В то же время валию области Джазира Абу Мусе были написаны два приказа. Один из этих приказов совсем не соответствовал второму. Абу Муса, не знавший, какой из них написан сначала, а какой потом, спросил об этом у халифы Умара, так как ни в одном из приказов не была указана дата. Наконец, халифа Умар собрал вокруг себя уважаемых людей и посоветовался с ними. Все собравшиеся в один голос посчитали, что было бы верным, вести все дела с учетом лунного календаря, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) перед смертью отменил месяц «наси» из солнечно-лунного календаря и оставил только лунный календарь. Участники совещания посчитали нужным сохранить названия месяцев, применявшиеся до сих пор. Затем стали спорить о том, с какого года, с какого события начать начало истории (эры). Некоторые назвали дату рождения Пророка Мухаммада, другие - дату его прихода. Наконец, Али ибн Абу Толиб предложил начать исламский календарь - исламское летоисчисление с переезда Пророка из Мекки в Медину - с Хиджрата. Это предложение было одобрено всеми. Пророк во время Хиджрата достиг Медины, когда миновала 11 ночь месяца раби ул аввал. По григорианскому летоисчислению это событие приходится на 23 сентября 622 года, то есть на 3 месяц года. Совещание, которое было созвано халифой Умаром происходило по прошествии 17 лет после Хиджрата, то есть в 17 году Хиджры, в 1 день месяца мухаррам (23 января 638 года). А так как у арабов начало года начиналось с 1 дня месяца мухаррам, то во избежание ошибок при исчислении исторических событий, 1 и 2 месяцы (мухаррам и сафар) были прибавлены к

62

летоисчислению и в результате месяц мухаррам стал началом года. Таким образом, 1 год по календарю Хиджры начинается с 1 мухаррам. Эта дата приходится на 16 июля 622 года по григорианскому календарю (нашей эры).

В синхронных таблицах соотношения григорианского календаря и календаря Хиджры, составленных учеными-востоковедами, первый день Хиджры приходится на пятницу, 16 июля 622 года. По лунному календарю Хиджры в году 354 дня. Нечетные месяцы (мухаррам, раби ул аввал, джумодиюл аввал, раджаб, рамазон, зулкаъда) -состоят из 30 дней, четные месяцы (сафар, раби ул охир, жжумодиюл охир, шаъбон, шаввол, зулхиджа) - состоят из 29 дней. В лунном календаре Хиджры високосный год приходит иногда через 3 года, иногда через 2 года. 11 лет каждого цикла, состоящего из 30 лет, являются високосными. В високосном году последний месяц зулхиджа состоит не из 29, а из 30 дней.

Таким образом, год в исламском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней. В разных странах используют различные циклы чередования обычных (содержащих 354 дня) и високосных (355 дней) лет. «Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу [1, с. 262-264].

Так как продолжительность года исламского календаря на 10 или 11 дней меньше солнечного года, его месяцы довольно быстро смещаются относительно сезонов. Например, те месяцы, которые в какое-то время приходятся на лето, через некоторое время будут приходиться на зиму и наоборот. Мухаррам — (Хиджра на начало XXI века [4] 1 мухаррам 1435 г. — 5 ноября 2013 года 1 мухаррам 1436 г. — 25 октября 2014 года 1 мухаррам 1437 г. — 15 октября 2015 года 1 мухаррам 1438 г. — 3 октября 2016 года 1 мухаррам 1439 г. — 22 сентября 2017 года 1 мухаррам 1440 г. — 12 сентября 2018 года 1 мухаррам 1441 г. — 1 сентября 2019 года Приближенный перевод дат [1, с. 271-272]:

Приближённый перевод дат с исламского (И) календаря на григорианский (Г) осуществляется по следующей формуле: Г = И + 622 - [И / 33]

где Г — григорианский календарь, И — исламский календарь, квадратные скобки означают, что берётся целая часть частного.

Например, 1410 год по мусульманскому календарю соответствовал Г = 1410 + 622 - [1410 / 33] = 1989 году. Данная формула может дать погрешность в один год. Формула для обратного перевода: И = Г - 622 + [(Г — 622) / 32]

Так как год хиджры относительно короткий, чем григорианский год, то 1 мухаррам каждый год приходится в разное время. Будущий год наступает на 10, 11 или 12 дней ранее, чем предыдущий. Этот цикл продолжается 33 года. 100 лет, то ест век, по григорианскому календарю, в Хиджре продолжается 103 года.

Во всех странах, где ислам является государственной религией, принят лунный календарь Хиджры как религиозный календарь. Исламские традиции, пост, праздники, Хадж основаны на этом календаре.

Летоисчисление по Хиджре или отсчет по лунному календарю начиная с VIII века, вместе с религией ислам, арабским языком и арабским письмом стал распространяться в Туркестане. До первой четверти ХХ века народы Туркестана во всех политических, экономических, культурных связях и повседневном быту использовали летоисчисление по Хиджре - по лунному календарю. Это летоисчисление применялось в научно-творческих, книжных делах, при указании

63

времени создания письменных источников. В письменных источниках, научных и художественных произведениях, письмах, документах, дата пишется обычно словами. Иногда дата регистрируется двумя способами: словами и цифрами. В настоящее время в научной литературе исторические даты, хронология событий приводится в соответствии с календарем Хиджры и с григорианским, когда даты указываются рядом друг с другом.

В заключение следует отметить, что ученые представили несколько формул по превращению года Хиджры в милод, то есть год нашей эры по Григорианскому календарю. Однако, эти формулы не могут точно укзать месяц и день. Поэтому, для того, чтобы внести ясность в указание дат в научной литературе, были составлены синхронные таблицы [3]. Кроме того, Правление мусульман Узбекистана, начиная с 1944 года, печатает синхронные таблицы соотношения Хиджры и Милода отдельно для каждого года, что имеет важность для того, чтобы узнать, в каком году, месяце и дне мусульманского летоисчисления произошло то или иное событие.

Список литературы

1. Климишин И.А. Календарь и хронология. Изд. 3. М.: Наука, 1990.

2. Мусульманский календарь и летоисчисление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamonHne.m/index.php?id=75°/o3A20090519124436&Itemid=53 article/ (дата обращения: 28.11. 2017).

3. Цыбульский В.В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения. М.: Наука, 1964. С. 11-114.

4. Исламский календарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 27.11. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.