Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТОВУЮ АРХИТЕКТУРУ'

МУСУЛЬМАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТОВУЮ АРХИТЕКТУРУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / МЕЧЕТЬ / СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / "НАРОДНЫЙ" ИСЛАМ / АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / RELIGION / MOSQUE / MODERN ARCHITECTURE / "POPULAR" ISLAM / ARCHITECTURAL COMPOSITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Искандерова Л.Х., Воронцова О.Н.

Религия как социальное явление оказывает существенное влияние на людей подобно любому другому общественному институту. Религия является неотъемлемой частью общества, от которой она не может быть изолирована, вплетена в ткань социальных отношений. Статья посвящена изучению особенностей архитектуры современных мечетей. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является сравнительный анализ. При анализе исследуемого материала были сделаны выводы о новом этапе развития культовой архитектуры, связанный с изменением общества и самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM CULTURAL CENTER - A MODERN VIEW ON CULTURAL ARCHITECTURE

Religion as a social phenomenon has a significant impact on people like any other social institution. Religion is an integral part of society, from which it cannot be isolated, woven into the fabric of social relations. The article is devoted to the study of the features of the architecture of modern mosques. The leading approach to the study of this problem is a comparative analysis. When analyzing the material under study, conclusions were made about a new stage in the development of religious architecture associated with changes in society and the person himself.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА КУЛЬТОВУЮ АРХИТЕКТУРУ»

УДК 726.13

МУСУЛЬМАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА

КУЛЬТОВУЮ АРХИТЕКТУРУ

Искандерова Л.Х., студент группы 12ДАС(б)ОП, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: iskanderova-leniza@mail .ru

Воронцова О.Н., ст. преподаватель кафедры архитектуры, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail:belaya_vorona_07@mail. ru

Религия как социальное явление оказывает существенное влияние на людей подобно любому другому общественному институту. Религия является неотъемлемой частью общества, от которой она не может быть изолирована, вплетена в ткань социальных отношений. Статья посвящена изучению особенностей архитектуры современных мечетей. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является сравнительный анализ. При анализе исследуемого материала были сделаны выводы о новом этапе развития культовой архитектуры, связанный с изменением общества и самого человека.

Ключевые слова: религия, мечеть, современная архитектура, «народный» ислам, архитектурная композиция.

Тот факт, что религия стала занимать ведущую позицию в общественной и духовной жизни современного общества, ставит перед ним новые задачи, в том числе и переосмысления места и роли ислама, мечети как фундаментального института религии, непосредственно связанного с реализацией ценностно-нормативной структуры в структуре общественной жизни.

Актуальность исследования состоит: определения его социокультурной сущности и института мечети в нем; выделения «народного» ислама как одной из форм трансформации норм и ценностей ислама в светской социокультурной среде.

Правомерен вопрос о том, что такое мечеть в ее нынешнем понимании. Этот вопрос должен быть обращен одновременно к традиционной мечети и мечети современной. Для того чтобы понять, что такое мечеть, следует знать основные архитектурные идеи, характеризующие мечеть как таковую и как отдельно взятую постройку. Мечеть как таковая есть совместный дом Бога и Человека. Архитектурную же композицию мечети арабского типа ввел в обиход сам пророк Мухаммад, она и легла в основу дворовой мечети с гипостильным залом для отправления молитвы. С течением времени эта композиция подверглась решительным переменам, которые не были предусмотрены исламским пророком. Иранцы на основании этнических пристрастий предложили свой иконографический тип архитектуры мечети, Османские турки - свой тип (таблица 1).

Мечеть изначально нацелена на трансформативность своей формы и трансформациям подвержены даже, казалось бы, непререкаемые формы в интерьере. Например, в настоящее время раздаются голоса архитекторов из мусульманских стран о возможности обойтись без михраба (ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой) и минарета (башня на мечети, с которой возвещают час молитвы).

Казалось бы, современная архитектура мечети не может окончательно уйти от наиболее существенных идей и иконографических схем прошлых веков. Иначе мечеть перестала бы оставаться мечетью. Существуют современные теологические взгляды на модернистскую форму мусульманской архитектуры. Согласно этим взглядам, обращение креативного мусульманского взгляда на строительство современных построек должно

соответствовать понятию бид 'а, т.е. обновления. Это понятие вводится нынешними исследователями современной мусульманской архитектуры для обозначения обновленческих тенденций с непременной оглядкой на прошлое.

Таблица 1 - Основные архитектурные стили

Мы живем во времена активного существования интернациональной архитектуры храмов, эта архитектура и ее концептуальные основания хорошо отработаны ведущими архитекторами ХХ в. Архитектурное существование невозможно без осознания контекстуального погружения в современную среду форм и смыслов.

В российском исламе наблюдается неприятие современных культурных тенденций и уход в искусственное подражание формам прошлого. Мечети строятся по установившимся канонам (таблица 2).

Таблица 2 - Отечественный опыт культовой архитектуры

Зарубежные опыт показывает, что архитекторы уходят от канонов традиционного проектирования мечети. Они тщательно изучают философию религии. И ее внедряют в формообразование сооружения. При этом они полностью соответствуют всем функциональным требованием, которые предъявляются к подобным религиозным объектам (таблица 3).

Мечеть играет значительную роль в воспитании мусульманской личности и общества, является неотъемлемой частью исламской культуры. Но это ни в коей мере не означает, что сам облик мечети, порядок организации его деятельности, взаимодействия с обществом являются раз и навсегда заданными, неизменяемыми и застывшими моделями. Архитектурное решение формы и композиции не должно оставаться в плену у традиции целиком и полностью, косность формы является следствием догматического мышления архитектора, заказчика и определенным образом всей паствы, которая продолжает мириться с отжившим архитектурным мышлением.

аблица 3 - Зарубежный опыт культовой архитектуры

Литература

1. Власов, В.Г. Мечеть / В.Г. Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - СПб.: Азбука-классика. 2006. - 768 с.

2. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры / Н.И. Брунов. В 2 т. Т 1. -Москва, 2003. - 540 с.

3. Веймарин, Б.В. Искусство арабских народов / Б.В. Веймарин, Т.П. Каптерева, А. Подольский. - М.: Искусство, 1960. - 200 с.

4. Пюрвеев, Д.Б. Архитектура мироздания / Д.Б Пюрвеев. - М.: Альтекс, 2006. -

312 с.

5. Шукуров, Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки / Ш.М. Шукуров. - М.: Прогресс-Традиция, 2014. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.