УДК 314.74
АРТЮХОВ Максим Николаевич
Донецкий национальный университет
г. Донецк, Украина
art-73@inbox.ru
МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩЕСТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
Современная глобализация поставила в острой форме проблему измерения рисков человеческой деятельности, которые появились как результат резко возросших производительных возможностей и трудности изменения социальной жизни. Можно говорить о глобальной структуре экономических и политических отношений, связывающих отдельные общества в единую систему. Однако наиболее сложен и противоречив характер глобализации в области культуры, религии, идеологии. В такой ситуации повышается уровень социальной напряженности, что в конечном итоге ставит под вопрос способность той или иной страны сохранять свой суверенитет и территориальную целостность. Учитывая миграционный кризис в Западной Европе, автор пытается раскрыть причину, затрудняющую адаптацию мусульман в европейском культурном пространстве и возможность (невозможность) ассимиляции инокультурных сообществ принимающей культурой.
Ключевые слова: мигранты, мусульманские общины, экстремизм, переселенцы, интеграция, адаптация, религиозная идентичность, толерантность, церковная иерархия, европейская цивилизация.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-96-99 Maxim N. ARTYUHOV
Donetsk National University Donetsk, Ukraine art-73@inbox.ru
MUSLIM COMMUNITY IN WESTERN EUROPE: PROBLEMS OF SOCIAL-CULTURAL ADAPTATION
Contemporary globalization has put in an acute form the problem of measuring the risks of human activity that have emerged as a result of sharply increased the productive capacity and the difficulty of change of social life. You can talk about the structure of the global economic and political relations binding the individual company in a single system. In the political sphere, this is expressed in the emergence of supranational units of various sizes: military blocs, coalitions, regional associations, international organizations, etc. In the economic sphere enhanced integration of regional and global economic agreements, which increases the role of transnational corporations, the market is becoming a single economic mechanism. However, the most complex and contradictory nature of globalization in the field of culture, religion, ideology. As a result, there are opposite tendencies of revival and separation of national cultures, the emergence of new religious movements and thereby dramatically exacerbating the socio-cultural identity. In this situation, increased social tension, this ultimately calls into question the ability of a country to maintain its sovereignty and territorial integrity. Modern Europe suffers significant changes in the ethnic composition of the population, which, in maintaining the current migration from developing regions can lead to irreversible consequences, when the indigenous population of most countries of Western Europe could become a minority, as one aspect of the global demographic processes of the last decades has been the rapid growth of the population, professing the Muslim religion. Given this process, in this article the author tries to reveal the problem of the migration crisis in Western Europe and understand the cause of hindering the adaptation of Muslims in the European cultural space and the ability (inability) assimilating other cultures communities host culture.
Keywords: migrants, Muslim communities, extremism, immigrants, integration, adaptation, religious identity, tolerance, church hierarchy, European civilization
Европа в последнее время пытается осмыслить феномен культурного многообразия, когда из-за стремительного роста мигрантов крупные европейские города уже перестали быть моноэтническими. Переселенцы вместе с иной религией приносят в европейское пространство новые жизненные ориентиры и тем самым постепенно размывают локальные культуры. Тем более надо учитывать, что религиозные убеждения мигрантов определяют их форму поведения, которое может отличаться от образа жизни европейского сообщества, и как следствие, в ЕС стали часто возникать проблемы взаимодействия государства, например, с мигрантами из мусульманского мира.
Количество мусульман в Европе постоянно увеличивается, и по разным источникам сейчас их там проживает около 24 млн [1]. Однако определить реальное количество мусульман в Западной Европе очень сложно, так как наряду с легальными иммигрантами здесь проживает большое количество нелегальных. Конечно, если смотреть на общие цифры религиозности в Западной Европе, то мы увидим большой разрыв между христианами и мусульманами. Например, если возьмем Францию, то увидим, что к католикам там относят себя 43%, а мусульман всего 8% жителей. С одной стороны, в процентном отношении разница существенна. Но, с другой - быть верующим (следовать всем постулатам веры или хотя бы раз в месяц посещать богослужения), особенно живя в комфортных условиях толерантной Европы, и считать себя таковым - это «две
большие разницы» [2]. Поэтому истинное положение с количеством людей, исповедующих христианство и ислам в Западной Европе, может отличаться от официальных данных.
Увеличение числа европейских мусульман, помимо миграции, стимулирует специальная социальная программа ЕС, которая поощряет высокую рождаемость европейского населения. Стоит отметить, что сокращению коренного населения Западной Европы способствует сознательный отказ от рождения детей, так как многие европейцы считают, что дети могут стать проблемой для их карьерного роста, и многодетность мусульманских семей выделяется на этом фоне. Таким образом, отказ от традиционных семейных ценностей и нравственный кризис общества способствуют росту популярности ислама даже в среде коренного населения Европы.
Отстаивая идеи толерантности, европейские политики считали, что интеграция мусульманских переселенцев в европейское культурное пространство будет способствовать сближению христианской и исламской цивилизаций. Однако примеры, когда мусульмане успешно интегрировались в европейскую культуру, не имеют массового характера, а значительная часть переселенцев из мусульманского мира даже не проявляет подобного желания. Более того, в связи с тем, что число приверженцев ислама в Европе постоянно растет, прогнозы некоторых аналитиков о грядущей исламизации ЕС вызывают серьезную озабоченность. Рост числа мусульман в Европе имеет постоянный характер, и если эта тенденция сохранится, то доля выходцев из исламских стран в Европе к 2050 г. по некоторым прогнозам может составить треть или даже половину его населения [3]. Тогда возникает весьма резонный вопрос: возможна ли в будущем ислами-зация Европы? Безусловно, радикально настроенные мусульманские лидеры надеются на такой итог событий. Тем более, учитывая механическое следование по пути либерализма, которое ведет к дальнейшей обособленности местных мусульман и росту влияния радикального ислама, уже в скором времени данная тенденция может превратиться в реальную угрозу для существования современной европейской цивилизации. Однако результаты американского исследования, опубликованного институтом Pew Research Center on Religious and Public Life, внушают некоторый оптимизм в этом отношении. Согласно данному исследованию, количество мусульманского населения до 2030 г. будет расти значительно медленнее, чем это было в прошлом. По мнению американских исследователей, одной из главной причиной медленного роста является повышение уровня образования мусульманских женщин и, как следствие, снижение коэффициента рождаемости. Это прогнозы на будущее, но если анализировать настоящее время, то необходимо обратить внимание на одну важную деталь: мусульмане Европы моложе коренного населения.
При анализе общей демографической ситуации в ЕС, прежде всего, обращает на себя внимание данная особенность (мусульманское население Европы моложе коренного). Например, во Франции в целом доля жителей до 20 лет составляет 21%, а среди мусульман - 33%. В Германии цифры по соответствующим показателям - 18% и 33%. Примерно так же обстоит дело и в других странах ЕС [4]. В Амстердаме, Гааге и Роттердаме исповедующие ислам составляют 60% населения моложе 20 лет. Среди мусульман Брюсселя 35% составляет молодежь не старше 18 лет, тогда как среди бельгийцев аналогичный показатель равен 18%. При этом мусульманская молодежь более активно пытается найти «свое место» в инокультурной среде, чем их родители. Важно отметить, что в отличие от иммигрантов первой волны, неприятие окружающей культуры в среде мусульман второго и третьего поколения постоянно нарастало и постепенно приобретало более радикальные формы. В ситуации, когда мусульманские общины воспринимаются европейской средой как посторонний элемент, обладающий иным опытом социализации, языком и культурой, общинам приходится прибегать к таким стратегиям адаптации, как «Flight» или «Fight», о которых пишет А. Понамарева [5, с. 18]. Таким образом, будущие перспективы Европы будут зависеть от того, сумеет ли ЕС выработать адекватную политику по отношению к растущим и все менее интегрированным мусульманским сообществам. Такая политика должна не только гарантировать сохранение религиозного и культурного своеобразия европейских мусульман, но также обеспечить интеграцию мусульман в современную европейскую цивилизацию. Однако политика интеграции не будет эффективна без движения навстречу со стороны общества, государства и самих переселенцев. Необходима единая концепция взаимодействия с мусульманскими общинами, так как на современном этапе каждое государство ЕС действует в этой сфере обособленно. Поэтому важной задачей, стоящей перед Европой, является переосмысление политики в отношении интересов мусульманских меньшинств и препятствова-ние их дальнейшему отчуждению, так как практика показала, что стратегия, направленная на абсолютную ассимиляцию иных религиозно-культурных общностей, неэффективна.
Следует отметить еще одну важную причину, затрудняющую интеграцию мусульманских мигрантов. В исламе отсутствует церковная иерархия, и в связи с этим в рамках этого вероучения невозможно регулирование религиозной жизни, которое можно наблюдать, например, в католицизме. Влияние того или иного союза может распространяться на определенную этниче-
скую религиозную группу мусульман или на объединение нескольких этнических групп, но не на всех мусульман. Бесспорно, данное явление затрудняет интеграционный процесс и приводит к разным сложностям, например во взаимоотношениях со светским государством. Поэтому правительство стран ЕС заинтересовано в создании единого центра, представляющего интересы всей мусульманской общины. Однако до сих пор ни одна из мусульманских организаций не имеет возможности стать посредником между государством и религиозной общиной [6]. Это обусловлено в первую очередь этнической, культурной и идеологической разнородностью многочисленной мусульманской общины. Например, рост числа мусульманских мигрантов во Франции сопровождался созданием различного рода ассоциаций и союзов, которые в финансовом отношении зависели от Саудовской Аравии, Индии, Туниса, Пакистана, Ирана и т.д. Следовательно, созданные под их влиянием мусульманские организации объединяли выходцев отдельных государств арабского мира и Турции и в силу этого были не консолидированы.
Изучая причины, затрудняющие адаптации мусульман в европейском пространстве, можно выделить еще несколько из них. Например, в ряде западных стран мусульманские мигранты не могут получить гражданство из-за сложности закона о натурализации, даже если они родились и получили образование в стране проживания, ставшей для многих из них «новой родиной». Разного рода ограничения (социальные, бытовые, религиозные) вынуждают переселенцев вести замкнутый образ жизни, в пределах одного квартала и говорить только на родном языке. Такая культурная обособленность заставляет иммигрантов чувствовать себя не столько сирийцами, турками, афганцами, сколько прежде всего мусульманами. Религиозная общность сближает и сплачивает людей. К тому же у мусульман наблюдается обостренное чувство принадлежности к мусульманскому миру, так как в окружении единоверцев человек больше ощущает свою идентичность. Стоит отметить, что и для европейцев выходцы из мусульманских частей Азии и Африки воспринимаются в первую очередь как мусульмане, а только потом уже как представители определенного этноса. Поэтому в условиях растущего на Западе подозрительного отношения к мусульманам-иммигрантам увеличивается их солидарность с мусульманским миром, а всякий вызов мусульманским народам воспринимается ими как посягательство именно на ислам.
Очевидно, что в результате последнего миграционного кризиса, связанного с военными действиями в Сирии (а также с нестабильностью в ряде регионов ближнего Востока), в ближайшие годы напряженность в европейском культурном пространстве только усилится. Более того, этническая и конфессиональная раздробленность мигрантов, слабо интегрированных в европейское сообщество, становится реальной угрозой внутриполитической стабильности. В результате у определенной части населения возникает и укрепляется убеждение в том, что они дискриминируются именно вследствие этнических либо конфессиональных особенностей, у этих людей «формируется менталитет, угрожающий возникновением в обществе перманентного насилия» [7, с. 10]. В этих условиях Г.И. Мирский указывает на опасность возникновения своего рода «нового люмпен-пролетариата», отчужденного от преобладающей, более состоятельной части населения. Ведь недовольство социально-экономическим положением мусульманских мигрантов экстремисты используют для пополнения рядов своих сторонников. Необходимо отметить, что интеграция мусульман в европейские общества - часть длительного исторического процесса, и от его развития зависит не только судьба ислама, но и отношения мусульман с внешним миром. Однако существенным препятствием данному процессу является проявление ксенофобии со стороны коренных европейцев, что приводит к сохранению значительной части мусульман своей религиозно-культурной идентичности.
Таким образом, мусульманские сообщества Западной Европы, невзирая на постепенное формирование смешанной идентичности и появление даже атеистических взглядов у второго поколения мигрантов под воздействием европейской толерантности, в большинстве придерживаются все же своей религиозно-культурной идентичности. Культурной консервации мусульманской диаспоры в ЕС способствует целый ряд факторов, которые мы еще раз подчеркнем:
- изолированное проживание мусульманских мигрантов в этнических кварталах (гетто), что способствует сохранению своего языка, обычаев и религии;
- социально-экономическое положение мигрантов (безработица, отсутствие должного образования);
- историческая память напряженных отношений между Европой и мусульманским миром, сформировавшая предрассудки в отношении ислама;
- экстраполяция проявлений исламского экстремизма на международной арене на ситуацию внутри ЕС, что приводит к осторожному отношению к мигрантам из мусульманских стран;
- этническая и культурная неоднородность мусульманской иммиграции;
- сложное отношение коренного населения ЕС к мигрантам с другой ментальностью и образом жизни (проблема ксенофобии);
- различное христианское и мусульманское мировоззрение на основные вопросы бытия;
- нетерпимое отношение части радикально настроенных мусульман к европейским ценностям, что подрывает доверие местного населения и способствует формированию бытового понимания ислама;
- трудности с натурализацией мусульманских мигрантов в некоторых странах ЕС;
- отсутствие единого мусульманского (духовного) центра, который смог бы объединить всех мусульман Европы и при этом пользовался бы авторитетом всего мусульманского сообщества ЕС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Варкентин А. Мусульмане в Германии: интеграция или сосуществование? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/artide/0„5183910,00.html
2. Артюхов М.Н. Религиозная консервация мусульманских сообществ Западной Европы // Религия и этничность в светском государстве: материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2016. - С. 39-46.
3. Оришев А.Б. Ислам в Европе: первые волны исламизации // Запад-Россия-Восток: Археология. История. Философия. Юриспруденция. - 2013. - № 22-23 (1-2). - С. 39.
4. Мирский Г.И. Европа и мусульмане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.religare.ru/2_43509.html.
5. Пономарева А.М. Социокультурная адаптация мусульманских общин в западноевропейских обществах: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2010.
6. Rodl W. Die Vielfalt des Islam in Deutschland // Freiburger Materialdienst für die Gemeindepastoral, Dialog mit Musí i-men, Freiburg im Brisgau, 2003, H. 2. - S. 9-14.
7. Мирский Г.И. Возврат в Средневековье? // Россия в глобальной политике. - Сентябрь-октябрь 2006. - № 5.
REFERENCES
1. APA Style (2016), Musulmane v Germanii: integraziy ili sosuchestvovanie. [Muslims in Germany: integration or coexistence]. Available at: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5183910,00.html (accessed 18 August 2016)
2. Artyuhov M. N. Religiy i etnichnost v svetskom gosudarstve. [Religion and ethnicity in a secular state. Materials of the international scientific-practical conference], Astana, 2016, p. 39-46. (in Russian)
3. Orichev A. B. Islam v Evrope: pervye volny islamisazii. [Islam in Europe: the first wave of Islamization]. Zapad-Rosiy-Vostok: Arheologiy. Istoriy. Filisofiy. Yrisprudenziy. 2013. № 22-23 (1-2). P. 39. (in Russian)
4. APA Style (2016), Evropa i musulmane. [Europe and the Muslims]. Available at: www.religare.ru/2_43509.html (accessed 30 August 2016)
5. Ponomareva A. M. Soziokulturnay adaptaziy musulmanskix obchin v Zapodnoevropeyskix obchestvax. [The socio-cultural adaptation of the Muslim communities in Western societies]. avtoreferat disertazii kandidata soziologicheskih nauk. M. 2010. (in Russian)
6. Redl V. Mnogoodrazie izlama v Germanii. [The diversity of Islam in Germany]. Cluczba Frayburga. Materialu dly ob-chestvennosti i dialoga s musulmanami. Freiburg. 2003. 2. P. 9-14. (in Germany)
7. Mirskiy G. I. Vozvrat v Srednevekove? [Back in the Middle Ages?]. Rosiy v globalnoy politike. № 5. 2006. (in Russian)
Информация об авторе
Артюхов Максим Николаевич, аспирант, кафедра философии, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина art-73@inbox.ru
Получена: 14.12.2016
Для цитирования статьи: Артюхов М. Н., Мусульманские общества Западной Европы: проблемы социально-культурной адаптации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 96-99. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-96-99.
Information about the author
Maxim N. Artyuhov, Postgraduate Student, Department of Philosophy, Donetsk National University,
Donetsk, Ukraine art-73@inbox.ru
Received: 14.12.2016
For article citation: Artyuhov M.N., Musul'man-skie obshhestva Zapadnoj Evropy: problemy social'no-kul'turnoj adaptacii. [Muslim community in Western Europe: problems of social-cultural adaptation]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 96-99.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-96-99. (in Russian)