Научная статья на тему 'Мусульманские депутаты III Государственной думы России (1907-1912): борьба вокруг школьного вопроса'

Мусульманские депутаты III Государственной думы России (1907-1912): борьба вокруг школьного вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ ФРАКЦИЯ / MUSLIM FACTION / МУСУЛЬМАНЕ / MUSLIMS / РОДНОЙ ЯЗЫК / NATIVE LANGUAGE / ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / UNIVERSAL PRIMARY EDUCATION / НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА / PRIMARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камалиева Гульназ Файзулловна

В статье рассматривается деятельность мусульманских депутатов III Госдумы России в сфере народного образования. Одной из главных тем ее заседаний стал вопрос о введении в стране всеобщего начального образования, в обсуждении которого члены мусульманской фракции приняли самое активное участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the activities of Muslim deputies of the 3rd State Duma of Russia in the field of education. One of the main topics at the meetings of the State Duma III was the introduction of the country's universal primary education, in the discussion of which the members of the Muslim faction took an active part.

Текст научной работы на тему «Мусульманские депутаты III Государственной думы России (1907-1912): борьба вокруг школьного вопроса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 34 (288). История. Вып. 53. С. 62-66.

Г. Ф. Камалиева

МУСУЛЬМАНСКИЕ ДЕПУТАТЫ III ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ (1907-1912): БОРЬБА ВОКРУГ ШКОЛЬНОГО ВОПРОСА

В статье рассматривается деятельность мусульманских депутатов III Госдумы России в сфере народного образования. Одной из главных тем ее заседаний стал вопрос о введении в стране всеобщего начального образования, в обсуждении которого члены мусульманской фракции приняли самое активное участие.

Ключевые слова: мусульманская фракция, мусульмане, родной язык, всеобщее начальное обучение, начальные училища.

III Государственная дума действовала с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Дума народного просвещения, так называли современники 3-й созыв органа народного представительства. За это время было принято более 300 различных законопроектов, регулировавших сферу образования и воспитания. Данные законопроекты способствовали увеличению сети начальных и средних учебных заведений во всех местностях Российской империи, позволили улучшить, активизировать школьное строительство.

В III Государственной думе мусульманское население страны было представлено 10 депутатами, которые были избраны от следующих губерний и областей: от Уфимской - 4 человека (Ш. Махмудов, А. Сыртланов, К. Тевкелев, М. Тукаев), от Казанской - 2 (Г. Еникеев, С. Максудов), от Оренбургской губернии - З. Байбурин, от Дагестанской области и Закатальского округа - И. Гайдаров, от Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской губерний - Х. Хас-Мамедов, от Таврической губернии - И. Муфтий-Заде. Восемь из десяти мусульманских депутатов объединились в самостоятельную фракцию, И. Гайдаров вошел в социал-демократическую фракцию, И. Муфтий-Заде - во фракцию октябристов1. Таким образом, мусульманские депутаты представляли интересы этнических групп, населявших обширные территории Российской империи: Волго-Уральский регион (башкиры, татары), Средняя Азия и Казахстан (казахи, узбеки, туркмены, таджики), Крым и Кавказ (крымские татары, горские народы Сев. Кавказа, азербайджанцы)2.

III Государственная дума была созвана по новому избирательному закону, который резко сократил представительство от национальных окраин Империи: Кавказа, Польши,

Оренбургской и Уфимской губерний. А коренное население Туркестанского края и Степных областей было вовсе лишено представительства в Думе. В таких условиях миссию по защите интересов среднеазиатских мусульман брали на себя мусульманские депутаты других регионов. Также отметим, в ряде вопросов - религиозной свободы, национального образования, введения национальных языков в судопроизводство и местные органы самоуправления - члены мусульманской фракции действовали сообща с представителями других национальных групп, в частности, с группой польских депутатов (Польское коло)3.

В программе мусульманской парламентской фракции были зафиксированы следующие политические цели и задачи: наделение всех русских граждан, в том числе и граждан-мусульман, правами человека и гражданина; гражданская и политическая равноправность всех граждан; гарантия всем народностям права культурного самоопределения; переустройство формы правления Российской империи на принципе государства конститу-ционного4.

Большое внимание было уделено и вопросам народного просвещения. В программе выдвигались следующие требования: «во всех областях Империи должно быть введено обязательное, всеобщее и бесплатное обучение в начальной школе; все дело начального образования передается теперь же в заве-дывание органов местного самоуправления <...> должно быть обеспечено получение образования на родном языке; между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь; особое внимание должно быть обращено на развитие профессионального образования, которое

должно быть бесплатным; университетам и другим высшим школам должна быть предоставлена полная свобода внутренней жизни и преподавания; мусульманам должна быть предоставлена свобода открытия общеобразовательных, профессиональных и духовных школ всех разрядов ... со свободой преподавания, как на их родном языке, так и на других восточных языках, с правом приглашения в качестве преподавателей и не русскопод-данных»5.

Мусульманская фракция, несмотря на свою малочисленность, принимала активное участие в обсуждении законопроектов о просвещении - «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», «О начальных училищах» и др.

Для рассмотрения министерских проектов по народному образованию была образована думская комиссия в составе 55 депутатов. Ёе председателем был выбран октябрист В. К. фон Анреп, мусульман представлял Г. Х. Еникеев и Ш. Махмудов6.

Несмотря на то, что данная комиссия начала свою работу в ноябре 1907 г., Министерство народного просвещения предоставило свой проект «Положения о начальных училищах» только весной 1909 г. И чтобы не терять времени, комиссия стала самостоятельно разрабатывать свой проект о начальном образовании. Однако, как вскоре выяснилось, министерский проект и решения думского совещания расходились по многим пунктам, в том числе и по вопросу о языке обучения. Согласно правительственной редакции, языком обучения повсеместно объявлялся русский язык. Для местностей со смешанным населением допускалось использование природного языка в течение первого и, при необходимости, второго года обучения для детей, не владеющих русским языком. Если правое большинство комиссии было согласно с этим вариантом, то его оппозиционная часть, в том числе Г. Х. Еникеев, а также польские депутаты выступили против данной редакции законопроекта. Бурные дискуссии о языке преподавания в начальных училищах вызвали необходимость создания нового специального совещания по выработке положения об инородческой школе. В состав данной комиссии снова вошел Г. Х. Еникеев, представлявший интересы мусульман.

Тем временем мусульманская фракция для положительного разрешения вопроса об ино-

родческих школах стала искать поддержки у мусульманской общественности. Так, летом-осенью 1910 г. С. Максудов совершил поездку по городам, где проживало мусульманское население. В начале июля он побывал в Уфе. На неофициальном собрании депутат ознакомил уфимцев с состоянием дел фракции и планами на предстоящую сессию Думы, на которой должен был обсуждаться законопроект «О начальных училищах»7.

1 октября 1910 г. на собрании оренбургских мусульман (количество присутствовавших 3000 человек) в городском театре обсуждались эти же вопросы, здесь также присутствовали депутаты С. Максудов и З. Байбурин. Собрание направило телеграмму на имя председателя думской комиссии по народному образованию. Мусульмане города просили: «.действие новых правил о частных низших учебных заведениях не должно распространяться на наши конфессиональные мектебе, наша религия и родной язык должны обязательно преподаваться во всех начальных училищах, где учатся дети мусульман, преподавание всех предметов, кроме русского языка, должно вестись на родном языке.»8.

Председатель думской комиссии по народному образованию В. К. фон Анреп, выступая на заседании Думы 5 ноября 1910 г., отмечал: «.в течение последних 10 дней мною получены 85 телеграмм, телеграмм не от отдельных лиц, от целых обществ, от групп в 3000-2000-800 человек на разных собраниях; все они, притом оговариваются с самого начала в этих телеграммах, что они были собраны с разрешения начальства. Все эти телеграммы идентичны: они все просят, все умоляют только одного - дайте нам возможность изучать наш родной язык и получить необходимые сведения в течение 4-х лет на нашем родном языке. Все телеграммы за исключением одной исходят от мусульман»9.

Одним из самых дискутируемых на заседаниях III Государственной думы был законопроект «О начальных училищах». Мусульманские депутаты также не раз поднимались на думскую трибуну при обсуждении данного законопроекта.

Г. Х. Еникеев в своем выступлении изложил общие требования относительно этого проекта. Вопросы руководства и заведования должны были принадлежать местным органам самоуправления. Сюда должны быть привлечены также местные общественные деяте-

ли без различия сословия, национальностей и вероисповедания. Роль государства должна была состоять, на его взгляд, в наблюдении за исполнением требований закона, в правильном распределении бюджетных средств, в контроле над их расходованием10. Здесь Г. Х. Еникеев придерживался левоцентристских взглядов. В то время как правое крыло Думы выступало за то, чтобы руководство школьным образованием по-прежнему оставалось за Министерством народного просвещения и Святейшим Синодом. Октябристы были за то, чтобы все школьное дело сосредоточилось в руках правительственных органов и училищных советов, в которых усиливалась роль земских представителей и учителей. Думой был принят последний вариант.

И, конечно же, главным пунктом для депутата в этом законопроекте значился вопрос о языке преподавания. «Поднять образование, поднять социально-экономическое положение нашего отечества в одинаковой мере для всех населяющих его народностей возможно только при условии представления им начального образования на родном языке; только такая школа может отвечать нуждам народа, заслужить любовь и симпатию общества и вызвать его участие и материальную поддержку»11.

Депутат Х. Г. Хас-Мамедов, выступив с общей оценкой законопроекта «О начальных училищах», указал на крупные недостатки проекта в отношении инородческих школ, в частности, его беспокоило то, «что в инородческой школе языком преподавания будет не родной язык учащихся, а чуждый и непонятный русский язык»12.

Другой мусульманский депутат С. Максудов также с думской трибуны огласил основные требования своего народа в вопросах народного образования, особо отмечая, что «учителем в первоначальных школах мусульман непременно должен быть мусульма-

13

нином»13.

Однако Министерство народного просвещения не желало уступать требованиям мусульманской фракции, а также депутатов, представлявших другие народы Российской империи. Выступая перед Государственной думой 5 ноября 1910 г., товарищ министра Георгиевский отмечал, что министерский законопроект «О начальных училищах» и так учитывает интересы многонационального народа страны. В законопроекте допускалось

преподавание на родном языке в течение первых 2-х лет обучения, причем разрешалось преподавание родного языка и Закона Божьего на местном языке. «Дальше этого идти нельзя, если мы хотим, чтобы в России была русская школа», - настаивал товарищ министра14. Таким образом, на взгляд правительства, о преподавании на родном языке в течение всего периода обучения в начальной государственной школе и речи быть не могло.

И все же, поправка о допустимости преподавания на родном языке была принята Думой («в местностях, в коих имеется нерусское население, обладающее своей письменностью, разрешается учреждение училищ с природным языком преподавания»)15. Далее разгорелась дискуссия о том, как именовать языки, на которых говорят различные мусульманские народы. Г. Х. Еникеев еще при работе соответствующей комиссии настаивал на том, чтобы в правилах данные языки были записаны под общим названием «тюркские языки». Или же следует перечислить, по меньшей мере, такие «наречия», как азербайджанский, башкирский, киргизский. С. Максудов выступил с заявлением в ходе принятия данной статьи на заседании Государственной думы. По его мнению, термин 'татарский' следует заменить словом 'мусульманский', т. к. без принятия этой поправки школы с преподаванием на родном языке лишатся жители Туркестана, узбеки, киргизы, башкиры и т. д.16 Однако данное предложение не было принято Думой. В итоге в законопроекте были записаны следующие языки, на которых допускалось обучение в начальной инородческой школе: польский, литовский, немецкий, татарский, эстонский, латышский, армянский, чешский, грузинский.

Хас-Мамедов выступил в ходе постатейного обсуждения законопроекта. Так, он предложил поправку, где родной язык был бы включен в список обязательных предметов, вводимых в курс обучения17.

Максудов и Тукаев предложили внести поправку к 14 статье проекта: «В начальных училищах преподавание закона Божия всякого вероисповедания обязательно, если имеется в училище не менее десяти учащихся данного вероисповедания. Закон Божий же вероисповедания, к коему принадлежит менее десяти учащихся, преподается по изыскании средств»18.

Г. Х. Еникеев выступил против дискриминационной 62 статьи законопроекта «О начальных училищах» следующего содержания: «Председатель и не менее половины членов училищного совета по избранию должны быть христианского вероисповедания». По его словам, «председателем училищного совета должно быть лицо вполне компетентное, пользующееся всеобщим уважением, доверием населения, человек просвещенный, чуждый всякой нетерпимости, человек гуманный, имеющий уважение к религии и национальности каждого». И поэтому должна быть предоставлена полная свобода при выборе председателя и членов училищного совета19.

После долгих дискуссий и с поправками министерский законопроект «О начальных училищах» был принят Государственной Думой, однако не прошел утверждения в верхней палате. Члены Госсовета отвергли все поправки, внесенные депутатами. Целиком была убрана часть, регламентировавшая учебное дело в местностях с нерусским населением. В итоге данный законопроект был передан в согласительную комиссию, где и остался пылиться среди других бумаг. Другой законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», одобренный Думой, также был отклонен Госсоветом на заседании 5 июня 1912 г.20

Из всех крупных законопроектов о народном образовании только один - «О высших начальных училищах» - приобрел силу закона. Мусульманские депутаты при рассмотрении данного законопроекта предложили внести свои поправки. Так, депутат Г. Х. Хас-Мамедов ратовал за включение в число обязательных предметов курса высших начальных училищ родной язык. Поэтому он предлагал внести следующую поправку: «В высших начальных училищах, в которых обучаются не менее 20 учащихся, принадлежащих к одной нерусской народности, имеющей свою письменность, преподается их родной язык; при меньшем же количестве этих учащихся родной их язык преподается по изыскании средств»21. Г. Х. Еникеев в ходе обсуждения данного законопроекта говорил о важности религиозно-нравственного воспитания учеников и предлагал внести поправки, которые обеспечивали бы преподавание закона Божия для детей иноверного вероисповедания22. Однако ни одна из поправок, внесенных членами мусульманской фракции, не была принята Думой.

Таким образом, члены мусульманской парламентской фракции в меру своих сил отстаивали интересы мусульманских народов Российской империи. В вопросах просвещения они в первую очередь выступали за осуществление начального светского образования на родном языке, за приближение народной школы к потребностям, традициям и культуре тех народов, ради которых они функционируют. Также одним из обязательных пунктов в программе обучения в светских национальных школах, на взгляд мусульманских депутатов, должно быть преподавание основ исламской религии. Это обеспечивало бы религиозно-нравственное воспитание учеников. Однако члены мусульманской фракции не сумели добиться каких-либо существенных результатов в вопросах образования. Это связано с тем, что национальная фракция в своих функциях, как и в целом Государственная дума, была сильно ограничена традиционной властью - самодержавием.

Примечания

1 Мусульманские депутаты Государственной думы России 1906-1917 гг. : сб. док. и материалов / сост. Л. А. Ямаева. Уфа, 1998. С. 93.

2 Численность российских мусульман составляла в 1897 г. - 13889421 чел., в начале 1912 г. - 16226073 чел. обоего пола см.: Рыбаков, С. Статистика мусульман в России // Мир ислама. 1913. Т. 2, вып. XI. С. 758-759.

3 Усманова, Д. М. Мусульманская фракция Государственной думы России // Первый всероссийский мусульманский форум : сб. материалов. 2005 г. [Электронный ресурс]. URL : www.idmedina.ru.

4 Мусульманские депутаты Государственной думы ... С. 49-53.

5 Там же. С. 55-56.

6 Государственная Дума. Обзор деятельности комиссий и отделов. Третий созыв. Сессия IV. СПб., 1911. С. 16.

7 Ямаева, Л. А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа, 2002. С. 180.

8 ЦИА РБ (Центральный исторический архив республики Башкортостан). Ф. И-295. Оп. 11. Ед. хр. 11. Л. 60.

9 Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1910 г. Сессия 4. Ч. I. Заседания 1-38. Стб. 1047.

10 Там же. Стб. 336-337.

11 Там же. Стб. 337.

12 Мусульманские депутаты Государственной думы ... С. 145.

13 Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1910 г. Сесия 4. Ч. I. Стб. 339-340.

14 Там же. Стб. 1016.

15 Там же. Стб. 1236-1237.

16 Там же. Стб. 1269-1271.

17 Там же. Стб. 877.

18 Там же. Стб. 986.

19 Там же. Стб. 1650-1651.

20 Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. СПб., 1912. Ч. 2. С. 426.

21 Мусульманские депутаты Государственной думы ... С. 162-163.

22 Там же. С. 162-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.