Научная статья на тему 'Мусульманская община Верхнеуральска в XIX начале XX века'

Мусульманская община Верхнеуральска в XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
469
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНЕУРАЛЬСК / ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / МЕЧЕТЬ / ТАТАРЫ / БАШКИРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Денис Николаевич

В статье рассматриваются особенности формирования и развития мусульманской общины Верхнеуральска в XIX начале XX в., динамика ее численности, национальный состав и структура занятости населения, показаны сложности в становлении религиозных приходов, реформировании системы конфессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманская община Верхнеуральска в XIX начале XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23 (161).

История. Вып. 33. С. 72-76.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Д. Н. Денисов

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА БЕРХНЕУРАЛЬСКА В XIX- НАЧАЛЕ XXБЕКА

В статье рассматриваются особенности формирования и развития мусульманской общины Верхнеуральска вXIX- начале XXв., динамика ее численности, национальный состав и структура занятости населения, показаны сложности в становлении религиозных приходов, реформировании системы конфессионального образования.

Ключевые слова: Верхнеуральск, Оренбургская губерния, ислам, мусульманская община, мечеть, татары, башкиры, образование.

В Верхнеуральске постоянные жители из числа мусульман появились в начале XIX в., когда здесь постепенно начали оседать татарские торговцы, однако число их было незначительно. В 1849 г. в город были переведены татары из упраздненного хутора Слатинского. Согласно их желанию, Губернское правление разрешило им поселиться особой слободкой в одной версте к западу от города, вблизи речки Урляды. По старому месту жительства это предместье называлось Слатинской слободой или Слатинкой. Небольшая группа родственных семей, тесно связанных с торговлей, также отдельным кварталом обосновалась в центре городской застройки, неподалеку от базарной площади. В 1851 г. в Верхнеуральске проживало 152 мусульманина м. п., в том числе 9 военнослужащих и членов инвалидной команды, 7 отставных чинов, а в 1854 г. после второй волны выселения - уже 343 ревизских души м. п.1

14 декабря 1850 г. верхнеуральский купец Ибрагим Сейфульмулюков подал прошение в ОМДС о разрешении ему перенести в город, на новое место жительства мечеть, построенную в 1806 г. на Слатинском хуторе его покойным отцом. Журналом на 20 мая 1851

г. Духовное Собрание дало на это согласие. Однако 13 июня 1851 г. другой верхнеуральский купец, Мухамедьяр Абдулкаримов, заявил, что эта мечеть была возведена его отцом. Он просил разрешить ему перенести культовое здание не в центр города, где проживали только родственники Сейфульмулюкова семью домами, а в особую слободку, застроенную сорока семьями на расстоянии 2 верст от них2. Пока тянулся спор, сама мечеть, оставшаяся без присмотра и ремонта, обветшала настолько, что противоборствующие стороны

решили оставить ее на прежнем месте.

В 1854 г. верхнеуральский купец Исмаил Музафаров возбудил ходатайство о разрешении ему постройки за свой счет соборной мечети в квартале, где проживала большая часть мусульманского населения. В 1856 г. он обратился с просьбой о разрешении строительства уже целого комплекса, включающего мечеть, школу для обучения мальчиков и дом приходского муллы. Вероятно, это потребовало внесения изменений в высочайше утвержденный план города, поэтому только указом ОГП от 18 июня 1859 г. № 5235 ходатайство И. Музафарова было удовлетворено3. Первая соборная мечеть Верхнеуральска была возведена в 1861 г.4 на Александровской ул. (ныне ул. Розы Люксембург). Она представляла собой деревянное здание с минаретом, в обширном дворе, вымощенном камнем, был выкопан колодец для совершения ритуальных омовений и хозяйственных нужд5. С 1864 г. здесь открылось приходское медресе, где в 1878 г. обучались уже 50 мальчиков6.

Новый приход возглавил имам Мухамет-хаким Мухаметаскаров, происходивший из башкир д. Ахуновой Тептяро-Учалинской вол. Верхнеуральского уе.7 В 1867 г. 98 мусульман-скихсвященнослужителейКубеляк-Телевской и Тамьяно-Тангаурской волостей избрали его на должность ахуна Верхнеуральского уезда для разрешения сложных дел и спорных вопросов по шариату, а журналом ОГП на 28 декабря 1868 г. № 3861 он был утвержден в этом почетном звании (указ от 14 января 1869 г. № 139)8. В 1872 г. М.-Х. Аскаров совершил хадж9. В 1888 г. с разрешения Духовного Собрания на собственные средства заново перекрыл крышу мечети10. К этому времени из-за воз-

росшей численности мусульман престарелый ахун уже не успевал один исполнять все религиозные обряды. Поэтому 15 сентября 1889

г. прихожане избрали ему в помощь молодого верхнеуральского мещанина Сабиржана Гумеровича Музафарова, который родился 1 января 1864 г. По журналу ОГП на 15 января 1890 г. № 53 он был утвержден в должности 2-го муллы, а также в званиях имама-хатыба и мудариса (указ от 18 января 1890 г. № 182)11.

Эта мера запоздала, поскольку осенью 1889 г. ахун М.-Х. Мухаметаскаров умер. На его место прихожане решили пригласить опытного муллу. По их просьбе журналом ОГП на 27 марта 1890 г. № 295 к ним был переведен Муса Фаткуллин, который по указу от 24 августа 1872 г. состоял в званиях имама, замига и мудариса при соборной мечети

д. Юдашевой Верхнеуральского уе.12 В начале XX в. на посту главы прихода его сменил 2-й мулла С. Г. Музафаров. Наряду с заведованием приходским медресе, он преподавал основы ислама в Верхнеуральском городском реальном училище13. В 1908 г. 1-я соборная мечеть города насчитывала 639 прихожан (309 мужчин и 330 женщин)14.

После разрешения постройки соборной мечети в слободке, населенной земледельцами, мусульманские торговцы, проживавшие в центре города, неподалеку от базарной площади, не оставили идею обзавестись собственным молитвенным домом, несмотря на то, что в городе не было достаточного количества мусульман для образования двух самостоятельных приходов. 12 февраля 1864

г. купец И. Сейфульмулюков подал новое ходатайство о разрешении ему постройки пятивременной мечети. По запросу губернских властей Верхнеуральское уездное полицейское управление донесло, что он принимает на свой счет не только строительство мечети, но и дальнейшее содержание здания и приходского духовенства при своей жизни, а после смерти забота об этом ляжет на его потомков. Мусульмане, живущие в местности, где планировалась постройка, в марте 1864 г. особым приговором объяснили, что существующая соборная мечеть отстоит от их домов на 2 версты, почему они «в ненастное и холодное время встречают крайнее затруднение бывать» на богослужении. Кроме того, мечеть, в приходе которой состояли 315 ревизских душ, по малому размеру не вмещала в себя и трети прихожан. Мусульмане просили разрешить купцу Сейфульмулюкову построить

новую пятивременную мечеть, неподалеку от которой, не далее полуверсты «будет находиться торговая площадь, куда еженедельно съезжаются целые сотни магометан, а потому и последним будет удобнее отправлять моление». В этом районе проживали всего 107 ревизских душ м. п., исповедовавших ислам. Для того чтобы обойти требования закона, купец Сейфульмулюков попросил причислить к новому приходу кочевавших вблизи города казахов в количестве 125 старших домохозяев. Предполагалось, что новую мечеть будут посещать также от 200 до 300 мусульман, приезжающих на еженедельный городской базар. Однако губернские власти не пошли на эту уловку. Согласно ст. 261 Строительного устава сооружение мечетей разрешалось при наличии не менее 300, или, по крайней мере, 200 ревизских душ м. п. Таким образом, проживавших в городе 315 мусульман оказалось недостаточно для образования двух приходов. Кочевых казахов нельзя было причислить к городскому обществу, поскольку они всегда могли уйти в другое место. Поэтому журналом ОГП на 31 августа 1866 г. № 1962 было отказано в разрешении на постройку новой мечети (указ от 6 сентября 1866 г. № 2953)15.

Добиться положительного решения этого вопроса удалось только сыну просителя, который был не только крупным торговцем, но и пользовался большим влиянием в качестве гласного Верхнеуральской городской думы, члена Городской управы и Сиротского суда. В 1872 г. купец Исмагил Ибрагимович Сейфульмулюков подал ходатайство о разрешении постройки в городе 2-й мечети, но теперь он просил причислить к новому приходу, помимо 107 ревизских душ собственно горожан, не кочевых казахов, а 114 жителей

д. Батталовой и 36 мусульман хутора Аслая Кубеляк-Телевской вол. Верхнеуральского уе. Благодаря этой юридической фикции, новый приход формально увеличился до 257 ревизских душ м. п. Фактически же во всем Верхнеуральске, по данным однодневной переписи населения, проведенной 23 апреля 1870 г., проживало всего 505 мусульман (275 мужчин и 230 женщин), что составляло 10,8 % от общей численности горожан16. Тем не менее, журнальным постановлением ОГП на 22 сентября 1872 г. № 1742 была, наконец, разрешена постройка в городе 2-й пятивременной мечети (указ от 4 октября 1872 г. № 3312)17. Она была возведена к 1874 г. на Старокладбищенской ул. (ныне ул.

Октябрьская). Мечеть, которая пользовалась покровительством мусульманских торговцев, была больше первой и имела 2 зала: один служил прихожей, а другой, более просторный, использовался для богослужения18. С 1875 г. здесь начало работу второе городское медресе, где в 1878 г. обучались 15 мальчиков19.

Ближе к завершению строительства 28 января 1874 г. прихожане избрали своим муллой башкира д. Кубагушевой Кубеляк-Телевской вол. Верхнеуральского уе. Масгута Билялова, который родился в 1846 г., окончил медресе в г. Уфе и владел шестью иностранными языками. Они подали ходатайство об утверждении его в должности и переименовании 2-й пятивременной мечети в соборную. В обоснование необходимости такого шага прихожане указали, что в молитвенном доме «лишены возможности исполнять обряды своей религии в праздничные дни». Журнальным постановлением ОГП от 23 августа 1874 г. № 3656 М. Билялову были присвоены звания имама, замига, хатыба и мудариса (указ от 31 августа 1874 г. № 4242). Вместе с тем, администрация отказалась придать соборный статус пятивременной мечети, поскольку при ней состояло менее 300 мужчин, положенных по закону20. После смерти ахуна М.-Х. Аскарова мусульманские священнослужители Верхнеуральского уезда остались без старшего духовного лица и наставника по сложным вопросам толкования шариата. Поэтому по представлению оренбургского муфтия и журналу ОГП от 28 апреля 1890 г. № 371 на эту должность был назначен мулла М. Билялов (указ от 11 мая 1890 г.)21.

Члены базарного прихода были экономическими самостоятельными, могли обеспечивать содержание собственного духовенства и тяготились зависимостью от 1-й соборной мечети, ведь их молитвенный дом был предназначен только для ежедневного пятикратного отправления намаза. Поэтому

14 декабря 1879 г. они вновь ходатайствовали перед губернскими властями о переименовании 2-й пятивременной мечети в соборную. Мусульмане подчеркивали, что «лишены возможности отправлять богомоление в этой мечети в праздничные дни, так как по значительному количеству прихожан и тесноте имеемой у них одной соборной мечети в последнюю не вмещается большая часть прихожан, и доводится отправлять моление вне мечети, в ограде оной, что в зимнее время года и в ненастную погоду признают неудобным и

невозможным». Хотя при 2-м храме состояли прихожанами всего 276 ревизских душ, Духовное Собрание поддержало их просьбу, а журнальным постановлением ОГП на 30 июля 1880 г. № 958 она была удовлетворена (указ от 14 августа 1880 г.)22.

К 1908 г. приход 2-й соборной мечети Верхнеуральска насчитывал 571 человека (280 мужчин и 291 женщину)23. Пожилому ахуну стало трудно справляться одному со всеми религиозными обрядами и приходским хозяйством. Поэтому в помощь Билялову члены мусульманской общины избрали его зятя, крестьянина д. Буздяк Белебеевского уе. Уфимской губ. Мусалима Салимгиреевича Сюндюкова, который и до этого фактически заведовал обучением мальчиков в приходском медресе. Указом ОГП от 16 октября 1914 г. № 2414 он был формально утвержден в должности 2-го муллы, а также в званиях имама и мудариса24.

На протяжении 90-х гг. XIX столетия абсолютная численность и относительная доля мусульман в населении Верхнеуральска продолжали увеличиваться. В 1894 г. город насчитывал 1052 мусульманина (9,2 %), в 1896 г. - 1366 (11,4 %), в 1897 г. - 1755 (14,4 %), 1900 г. - 1907 последователей ислама (14,9 %). Данные Первой всеобщей переписи населения 1897 г. показывают, что среди них были представители различных национальностей: татары (79,5 %), башкиры (17,6 %), казахи (2,7 %), прочие (0,2 %)25. Переселенцы застраивались обособленно, отдельным кварталом по Уфимской ул. (ныне ул. Пушкина), на северо-восточной окраине города. Поскольку этот район находился в одной версте от ближайшей мечети, перед жителями встал вопрос об устройстве собственного молитвенного дома. При рапорте от 26 марта 1894 г. № 368 верхнеуральский мещанский староста представил на распоряжение ОГП приговор местных мусульман, которые ходатайствовали о постройке 3-й пятивременной мечети. Однако против этой инициативы солидарно выступило духовенство обоих существующих приходов, которое было поддержано ОМДС. Необоснованное дробление общины могло иметь самые негативные последствия, так как по отдельности мелкие группы оказались бы не в состоянии содержать в исправности культовые и школьные здания, обеспечивать священнослужителей. Кроме того, это прямо противоречило законодательству: если бы к приходу 3-й мечети отчислили 216 человек, как это предполагалось, при существующих

1-й и 2-й соборных мечетях осталось бы менее 200 мужчин в каждой, положенных по закону. С учетом этих обстоятельств журнальным постановлением ОГП на 21 сентября 1895 г. № 773 ходатайство мусульман было отклонено (указ от 7 октября 1895 г. № 4417)26.

В начале XX в., оказавшись в стороне от новых железнодорожных коммуникаций, город вступил в полосу экономического кризиса, что привело к оттоку мусульманского населения, тесно связанного с торговлей. Если в 1900 г. оно достигло своего пика в 1907 человек (14,9 %), то в 1903 г. здесь насчитывалось уже 1372 мусульманина (10,2 %), в 1904 г. -1201 (8,8 %), в 1905 г. - 1190 (8,7 %), в 1907 г. - 1138 (7,5 %), в 1912 г. - 1136 последователей ислама (7,6 %). Несмотря на это, 3 января 1908 г. жители северо-восточной окраины города вновь постановили приговор, которым ходатайствовали о разрешении постройки в этом районе молитвенного дома, поскольку отдаленность 1-й соборной мечети «для ходьбы через русские кварталы <.. .> в некоторых случаях не позволяет им аккуратно посещать в ненастное время часы <...> для богомоле-ния, в особенности лишены возможности старики». Все расходы по строительству культового здания принимал на себя верхнеуральский мещанин Габдулхади Ибниаминович Курбангалиев, а сами прихожане обязались обеспечивать дальнейшее содержание мечети и духовенства. К этому времени при 1-й соборной мечети города состояло 407 душ м. п., а при 2-й - 260. Поскольку квартал по Уфимской ул., населенный исключительно мусульманами, насчитывал более 200 наличных душ, ОГП своим журнальным постановлением на 5 ноября 1908 г. № 561 разрешило им построить 3-ю пятивременную мечеть (указ от 11 ноября 1908 г.). 16 ноября 1912 г. члены нового прихода постановили ходатайствовать о переименовании ее в соборную, так как число жителей в их квартале превысило 300 наличных душ м. п. Журналом на 16 декабря ОМДС удовлетворило эту просьбу (указ от 7 января 1913 г.). Изменение правового статуса позволило мусульманам избрать собственного муллу. Журналом ОГП на 2 марта 1913 г. в должности имама-хатыба соборной мечети был утвержден Багман Форвазитдинович Файрузов (указ от 5 марта 1913 г.)27.

Перепись 1897 г. показывает, что основными сферами деятельности мусульманского населения Верхнеуральска были: наемные работы (20 %), торговля (19,7 %), сельское хо-

зяйство (19,2 %), промышленное и ремесленное производство (11,1 %), отбывание наказаний (7,4 %), военная служба (7,1 %), транспорт (3,7 %), строительство (3,4 %), оказание услуг (0,8 %), государственная служба (0,5 %), другие занятия (7,1 %)28. В городе не сложилось значительной прослойки мусульманской буржуазии, способной адекватно и быстро отреагировать на изменившиеся условия экономической и общественно-политической жизни в конце XIX - начале XX в., адаптировать к ним исламские институты, самостоятельно профинансировать и осуществить либеральные реформы. Этому препятствовало и разделение самой общины на небольшие приходы, что не позволяло консолидировать денежные и материальные ресурсы.

Только по инициативе и при финансовой поддержке троицких купцов братьев Яушевых в городе началось реформирование системы мусульманского образования с введением звукового метода обучения и преподавания светских дисциплин. Сначала инновационные программы были внедрены в практику мужского медресе и женского мектебе при

1-й соборной мечети. Воспитание девочек ограничивалось изложением основ ислама, татарского языка, арифметики и географии. Юноши получали более глубокое образование, которое предусматривало изучение правил ритуального омовения, молитвы, поста и милостыни, священной истории, правил орфоэпического чтения Корана, этики, мусульманского торгового права, не только татарского, но и арабского языков, а также арифметики и географии. Мужское медресе располагалось непосредственно в доме указного муллы при мечети, а женское мектебе нашло приют в доме верхнеуральского мещанина Ахметжана Музафарова. В 1913-1914 уч. г. здесь обучались 30 юношей и 20 девушек29.

В 1908 г. было реформировано мужское медресе при 2-й соборной мечети Верхнеуральска. Первоначально оно располагалось на частной квартире, а в 1911 г. было переведено непосредственно к мечети. Год спустя открылось женское мектебе, которое помещалось в доме Тупицина. Если первый приход пользовался покровительством богатых троицких купцов Яушевых, то прихожане 2-й мечети для финансирования деятельности своих учебных заведений попытались создать благотворительную организацию - «Общество попечения о детях мусульман, учащихся в г. Верхнеуральске при 2-м собор-

ном мектебе», однако в 1913 г. власти отказали им в регистрации30. В том же 1913-1914 уч. г. в женском мектебе занимались 20 человек, а в мужском медресе - 4831.

Наконец, одновременно с завершением строительства 3-й городской мечети в 1913 г. при ней открылась еще одна мусульманская школа, уже сразу как новометодная, где преподавались те же предметы.

В целом мусульманские учебные заведения Верхнеуральска обслуживали потребности преимущественно городского населения и серьезно уступали сельским медресе уезда по уровню образовательных программ, поскольку в них были слабо представлены естественные науки.

Рассмотрение вопроса об истории мусульманской общины Верхнеуральска в дореволюционный период приводит нас к следующим выводам. Постоянные жители из числа мусульман появились здесь в начале XIX в., когда в городе стали постепенно оседать татарские торговцы. В отличие от большинства других городов Оренбургской губернии дальнейшее формирование мусульманской общины Верхнеуральска стало следствием не естественного развития процесса урбанизации, постепенного притока людей из сельской местности под влиянием сложного комплекса социально-экономических причин, а принудительного переселения в 1849 г. жителей упраздненного хутора Слатинского. В силу особенностей формирования мусульманского населения, его компактного размещения в городе, наличия земляческих, клановых связей, группировок, разности экономических интересов дальнейшее развитие общины шло по пути ее дробления и сооружения обособленных квартальных мечетей. Слабость местной мусульманской буржуазии, ее разобщенность не позволяли консолидировать финансовые и материальные средства. Поэтому в конце XIX - начале XX вв. верхнеуральская община во многом оказалась на периферии движения исламского обновления, в рамках которого в других городах Оренбургской губернии создавались мусульманские благотворительные и просветительские организации, открывались бесплатные библиотеки, развивались издательская деятельность и книготорговля, средства массовой информации на национальных языках, на основе межкультурного диалога проходило становление новых видов искусства (театра, профессиональной музыки и др.).

Примечания

1 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. И-295. Оп. 4. Д. 421. Л. 23-24, 38-41.

2 Там же. Л. 20-20об, 25-28.

3 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 11. Оп. 2. Д. 3473. Л. 107.

4 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 38. Л. 154об-155.

5 На Урале-реке. Челябинск : Рифей, 1999. С. 123.

6 ГАОО. Ф. 11. Оп. 6. Д. 62. Л. 256.

7 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3577. Л. 133об.

8 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4083. Л. 893-895об.

9 ГАОО. Ф. 10. Оп. 7. Д. 598. Л. 36-40.

10 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 11941. Л.

1-4об.

11 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4195. Л. 140-142.

12 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4196. Л. 176-177.

13 Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1915 г. Издание Губернского Статистического Комитета. Оренбург : Тип. Д. Х. Мазина, 1915. С. 103.

14 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 38. Л. 137об-138, 154об-155.

15 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4059. Л. 571-574об.

16 Однодневная перепись, произведенная в г. Верхнеуральске 23 апреля 1870 г. // Оренбург, губерн. ведомости. 1871. 28 авг.

17 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4114. Л. 856-859об.

18 На Урале-реке. С. 123-124.

19 ГАОО. Ф. 11. Оп. 6. Д. 62. Л. 256.

20 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4131. Л. 187-189.

21 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4196. Л. 357-357об.

22 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4154. Л. 851-852об;

Д. 4155. Л. 455-456; ЦГИА РБ. Ф. И- 295. Оп. 3. Д. 10003. Л. 1, 2.

23 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 38. Л. 153.

24 ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3473. Л. 107.

25 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб., 1904. С. 56-57, 66-67.

26 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4215. Л. 540-540об.

27 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1720. Л. 1,

2-4, 6-10.

28 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб., 1904. С. 136-139.

29 ГАОО. Ф. 21. Оп. 2. Д. 618. Л. 312-323об.

30 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 133. Д. 465.

31 ГАОО. Ф. 21. Оп. 2. Д. 618. Л. 312об-313об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.