Научная статья на тему 'Мусульманская община Бирска в xix - начале XX века'

Мусульманская община Бирска в xix - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
549
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / МЕЧЕТЬ / МУЛЛА / МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БИРСК / БАШКИРЫ / ТАТАРЫ / ISLAM / MUSLIMS / MOSQUE / MULLAH / MADRASAH / UFA PROVINCE / BIRSK / BASHKIR / TATAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Д. Н.

Рассматривается история формирования мусульманской общины города Бирска и организация ее религиозной жизни в XIX начале XX в. На протяжении XIX столетия религиозные обряды здесь проводили сельские муллы, командированные в административный центр уезда для исполнения государственных функций. В 1870-1890-е гг. в Бирске постепенно сложилась собственная постоянная мусульманская община, а в начале XX в. организационно оформился религиозный приход: были открыты мечеть с постоянным штатом духовенства, конфессиональное училище (медресе), появилось вакуфное имущество для обеспечения их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIRSK MUSLIM COMMUNITY IN 19TH -20TH CENTURIES

The article deals with the formation of the Birsk Muslim community and organization of its religious life in the 19-20th centuries. During the 19th century religious rites were performed by village mullahs seconded to the administrative center of the county for performing state functions. In 1870-1890-s a permanent Muslim community was formed in Birsk, and at the beginning of the 20th century religious parish was institutionalized: the mosque with a permanent staff of the clergy and confessional school (madrasah) were opened and waqf property appeared to finance their activities.

Текст научной работы на тему «Мусульманская община Бирска в xix - начале XX века»

УДК 297

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА БИРСКА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© Д. Н. Денисов

Оренбургский государственный университет Россия, Оренбургская область, 460018 г. Оренбург, пр. Победы, 13.

Тел.: +7 (3532) 77 67 70.

E-mail: dingez56@mail.ru

Рассматривается история формирования мусульманской общины города Бирска и организация ее религиозной жизни в XIX - начале XX в. На протяжении XIX столетия религиозные обряды здесь проводили сельские муллы, командированные в административный центр уезда для исполнения государственных функций. В 1870-1890-е гг. в Бирске постепенно сложилась собственная постоянная мусульманская община, а в начале XX в. организационно оформился религиозный приход: были открыты мечеть с постоянным штатом духовенства, конфессиональное училище (медресе), появилось вакуфное имущество для обеспечения их деятельности.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, мечеть, берния, Бирск, башкиры, татары.

Г ород Бирск был основан в 1667 г. как военная крепость и опорный пункт российской администрации для борьбы с башкирскими восстаниями [1], а потому в течение долгого времени развивался преимущественно как русское поселение. В то же время с 1781 г. он стал центром одноименного уезда со значительной долей башкирского и татарского населения, исповедовавшего ислам. В городе Бирске как месте сосредоточения административных, военных и судебных органов возникла потребность в мусульманском духовном лице для привода к присяге единоверцев во время предварительного следствия, суда, рекрутских наборов, для утешения страждущих и погребения умерших в уездной больнице и тюрьме. Со второй четверти XIX в. Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) стало командировать для этих целей в город имамов из расположенных неподалеку мусульманских приходов. Так, в 30-е годы по распоряжению муфтия Габдессаляма Габдрахимова в Бирск был направлен ахун деревни Азяковой ныне Бураевского района Республики Башкортостан Ах-медша Адзитаров «для наставления мусульман, заключенных» в уездную тюрьму [2, с. 160, 333].

В 1858 г. учебное начальство назначило преподавателем основ ислама и тюркского языка для башкирских мальчиков и девочек, занимавшихся в училищах Бирска, муллу деревни Староуртаевой ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан Замалетдина Туйгуновича Тляшева. Регулярно приезжая в уездный город из своего прихода, на протяжении 40 лет он фактически, в отсутствие указного духовенства проводил религиозные обряды не только по запросам государственных структур, но и по частным обращениям первых немногочисленных мусульман, поселившихся в Бирске на постоянной основе. 25 апреля 1866 г. Замалетдин Тляшев даже обратился в Духовное собрание с просьбой официально разрешить ему исполнение «треб магометанского закона» среди горожан и выслать метрические книги для записи актов их гражданского состояния (рождения, заключения и

мулла, мусульманская община, Уфимская гу-

расторжения браков, смерти) [3, л. 1-1 об.]. Однако на требование ОМДС сами жители Бирска в течение 5 лет так и не представили общественный приговор о своем желании причислиться к приходу деревни Староуртаевой. Поэтому Духовное собрание журнальным постановлением от 10 июля 1871 г. отклонило ходатайство имама (указ от 31 июля 1871 г. № 3721) [3, л. 4-5]. Образовать же самостоятельный приход бирские мусульмане не могли, поскольку, согласно ст. 261 Устава строительного Российской империи, для разрешения соборной мечети с назначением собственного духовенства требовалось не менее 200 мужчин, исповедующих ислам. А по сведениям самого муллы, к 1871 г. в Бирске постоянно проживали всего не более 25 мусульман обоего пола [3, л. 3], состоявших в мещанском сословии. Тем не менее Замалетдин Тляшев продолжал неофициально исполнять обязанности городского имама, а после учреждения в 1875 г. земства в Уфимской губернии по приглашению Уездной управы стал дополнительно проводить погребение мусульман, умерших в Бирской земской больнице.

В 70-90-е гг. XIX столетия Бирск переживал экономический подъем, связанный с широким развитием в уезде лесной и лесохимической промышленности, строительством в 1870-1873 гг. городской пристани, пуском деревообрабатывающего завода, открытием крупной ярмарки. Как следствие, мусульманское население города возросло с 25 человек в 1871 г. до 600 последователей ислама (449 мужчин и 151 женщины) в 1897 г., что составляло 7 % от общей численности населения [4, с. 5253]. Правда, значительное преобладание доли мужчин (74.8 %) над женщинами (25.2 %) свидетельствует о том, что большинство мусульман в Бирске проживало не постоянно, а имело только временную занятость, прибывало сюда на заработки. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., местные башкиры и татары занимались разнообразными промыслами и ремеслами (26.5 %), наемным трудом (25.5 %), сель-

ским хозяйством (22.1 %), несли военную службу (9.3 %), жили за счет торговли (4.2 %), средств казны и частных лиц (2,9 %), строительных и ремонтных работ (1.7 %), транспортных перевозок (1.5 %), содержания трактиров и гостиниц (0.7 %), имели другие источники доходов (5.6 %). Обращает на себя внимание очень высокая доля лиц, занятых лесными промыслами и обработкой дерева (24 %) [4, с. 136-137]. Недавнее формирование башкирского и татарского населения Бирска, его преимущественно временный характер подтверждают и данные о сословной структуре жителей. Абсолютное большинство - 95.6 % - составляли крестьяне, которые официально числились в других населенных пунктах, отмечены также 2.8 % дворян, 1.4 % мещан и 0.2 % неизвестных [4, с. 178-179].

В национальном разрезе исламская община Бирска была представлена 407 башкирами (67.8 % мусульман) и 193 татарами (32.2 %) [4, с. 52-53]. Архивные источники показывают, что они были выходцами из ближайших деревень самого Бирско-го уезда, нынешних сел: Нижнелачентау Бирского района, Азяково, Берлячево, Бураево, Имай-Утар, Муллино, Новоалтынбаево, Шабаево, Шуняково Бураевского района, Каишево, Карагушево, Моско-во, Староуртаево Дюртюлинского района, Иликово, Исланово, Карача-Елга, Угузево Кушнаренковского района, Бибаево, Большие и Малые Шады, Кигазы-тамаково Мишкинского района, Кайпаново Татыш-линского района Республики Башкортостан и др. Среди татар отмечены переселенцы из Казанского, Спасского и Цивильского уездов Казанской губернии [5, л. 792-792 об.; 6].

Таким образом, мусульманская община Бирска складывалась постепенно на протяжении 70-90-х гг. XIX в., главным образом, за счет урбанизацион-ных процессов в самом Бирском уезде и в гораздо меньшей степени благодаря притоку татарских мигрантов из малоземельных районов Среднего Поволжья. Рост городской уммы тормозило отсутствие железнодорожного сообщения, которое в других городах той же губернии (Уфе, Белебее, Златоусте) способствовало стремительному формированию и пополнению мусульманских общин.

Тем не менее в конце XIX в. число постоянных жителей Бирска, исповедовавших ислам, подошло к порогу, дающему право на образование собственного религиозного прихода. Но 12 октября

1898 г. престарелый Замалетдин Тляшев, который в течение 40 лет исполнял обязанности городского имама, подал в ОМДС ходатайство об освобождении его от этой должности в связи с возвращением на родину. При этом он рекомендовал на свое место в качестве преемника муллу Мухаммедшакира Мухаммедзарифовича Сафарова [6]. Последний родился в 1857 г., получил религиозное образование у Ахмеджана Шахингараева (1817-15.02.1890) в медресе деревни Учпили Асяновской волости Бирского уезда (ныне Дюртюлинского района Рес-

публики Башкортостан), а указом Уфимского губернского правления (УГП) от 12 октября 1881 г. № 3758 был утвержден в должности 1-го муллы соборной мечети деревни Уткинеевой ныне того же Дюртюлинского района с присвоением званий имам-хатыба и мударриса [5, л. 792-792 об.; 7, л. 208 об. - 209]. По приглашению Уездной земской управы М.-Ш. М.-З. Сафаров приехал в Бирск и с 1 ноября 1898 г. приступил к исполнению обязанностей по приводу к присяге мусульман в Уездном Съезде и других правительственных учреждениях, погребению единоверцев, умерших в земской больнице, за что получал жалование в размере 120 руб. в год. 10 сентября 1899 г. через местное земство он обратился с просьбой в Духовное собрание, чтобы оно рекомендовало «живущим в Бирске магометанам приглашать для религиозных треб исключительно» его, Сафарова, «уполномочив на то ... новым указом». Уездная управа поддержала это ходатайство, заметив, что «содержать себя» на 120 руб. «при дороговизне городской жизни ... крайне трудно» [6].

Однако Шакиру Сафарову пришлось выдержать жесткую конкуренцию за доходное место городского имама. Со всего уезда в Бирск приезжали по своим делам и другие муллы, которые заодно зарабатывали на совершении духовных треб по обращениям местных мусульман. Один из сельских имамов, Султангарей Батыргареевич Муратов даже постоянно проживал в уездном городе, в отрыве от своего прихода. По указу УГП от 29 мая 1899 г. № 1793 он был утвержден в должности 2-го муллы соборной мечети деревни Ислановой Московской волости Бирского уезда (ныне Кушнаренковского района Республики Башкортостан). Но после смерти отца переехал в Бирск и как старший мужчина в семье принял на себя заботы по воспитанию сирот. Невозможность оставить малолетних родственников для отбытия к официальному месту службы побудила его обратиться лично к муфтию Мухам-медьяру Султанову с просьбой о командировании в Бирск на место Сафарова.

С точки зрения ОМДС, кандидатура С. Б. Муратова, была гораздо предпочтительнее. Он являлся уроженцем самого города, где имел собственный дом и семью, как представитель дворянского сословия хорошо владел русским языком и отвечал законодательным требованиям к городским муллам, в отличие от М.-Ш. М.-З. Сафарова, который не сдавал специальный экзамен на знание государственного языка. К тому же С. Б. Муратова мог подменить в его сельском приходе 1-й мулла Ах-медша Исмагилов, а М.-Ш. М.-З. Сафаров оставил свою мечеть вовсе без имама и уехал в Бирск по одному лишь приглашению Уездной земской управы, не спросив согласия ОМДС. Жители деревни Уткинеевой избрали на замену командированному 2-м муллой Фахриразия Мухаммедхабибова, но его утверждение в должности задерживалось, и прихо-

жане оставались без религиозных треб, поскольку их единственное духовное лицо, муэдзин Файзулла Канзафаров, по закону не имел права регистрировать акты гражданского состояния.

С учетом этих обстоятельств Духовное собрание даже заготовило проект указа о немедленном отзыве Шакира Сафарова в его приход и командировании в Бирск Султангарея Муратова для временного исполнения обязанностей городского имама. Но в последний момент документу не дали ход, а решили предварительно выяснить мнение самих горожан. Согласно ожиданиям ОМДС, 10 октября

1899 г. 30 мусульман, опрошенных полицейским надзирателем 2-го участка города, письменно подтвердили, что вместо Сафарова желают оставить у себя Муратова, «как живущего в г. Бирске оседло» [6]. Но за короткое время службы в уездном центре Шакир Сафаров тоже успел завоевать симпатии и уважение значительной части местного мусульманского населения. 13 и 20 октября 1899 г. более 30 его сторонников во главе с Адиатуллой Абдулха-ликовым подали 3 жалобы на действия полицейского чиновника, который собрал мусульман для опроса в ночное время, спешно, на своей квартире, причем большинство верующих не было оповещено о месте схода. Все они хотели, чтобы обязанности имама в городе Бирске по-прежнему исполнял М.-Ш. М.-З. Сафаров. Тогда оппоненты обвинили его в том, что он, «как всем здесь известно», купил должность городского муллы «за деньги и имуще -ство» у своего предшественника Замалетдина Тля-шева, а сам требует доставлять его на извозчике, взимает непомерную плату за совершение религиозных обрядов и редко посещает бедняков, заставляя просить себя по нескольку раз, или не является вовсе. В вину имаму ставили и частые отлучки по делам в его сельский приход. В итоге Духовное собрание так и не решилось выбрать одного из двух кандидатов, которые пользовались в Бирске примерно равной поддержкой. Поэтому оба имама продолжали совершать духовные требы, только каждый среди своих сторонников. А между тем рост постоянного мусульманского населения города объективно подталкивал верующих к объединению для совместного решения вопросов строительства молитвенного здания, проведения коллективного намаза, организации религиозного обучения детей.

15 октября 1901 г. уроженец деревни Бакрче Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольского района Республики Татарстан) Адиатулла Абдулхаликов, постоянно проживавший в Бирске, пожертвовал мусульманской общине города деревянный дом с хозяйственными постройками и дворовым участком № 300-156 размером 18 на 32 сажени (38,41 х 68,29 м) на углу Мало-Ильинской и Набережной улиц стоимостью 1000 руб. для устройства мечети [8, Л. 5-6, 12-13; 9, с. 67]. С 1902 г. бирские башкиры и татары стали ис-

пользовать главное строение усадьбы в качестве молитвенного здания. Однако ходатайство мусульман об официальном разрешении мечети с образованием самостоятельного прихода было первоначально отклонено. Ст. 265 Устава строительного Российской империи требовала оставлять вокруг мечетей свободное пространство на 20 саженей (42,68 м) до ближайших зданий в целях противопожарной безопасности, а размеры участка и плотность городской застройки в Бирске не позволяли этого сделать. Но министр внутренних дел разъяснил уфимскому губернатору, что это условие относится к «селениям», под которыми в законе следует понимать не все, а только сельские населенные пункты [10, с. 340]. Поэтому сначала по указу УГП от 17 августа 1904 г. № 3727 было разрешено открыть в городе Бирске деревянную соборную мечеть, а указом от 18 февраля 1906 г. № 714 удовлетворено ходатайство прихожан о постройке на том же участке нового каменного здания для общественной молитвы. После завершения его строительства Мухаммедшакир Мухаммедзарифович Сафаров, наконец, был официально переведен из прихода деревни Уткинеевой на должность муллы Бир-ской соборной мечети по указу УГП от 8 февраля 1910 г. № 506. Более того, указом от 31 октября 1913 г. № 4634 Губернское правление возвело его в почетное звание ахуна. В штате приходского духовенства нашлось место и недавнему сопернику Сафарова. Правда, по указу от 8 февраля 1910 г. Сул-тангарей Батыргареевич Муратов был утвержден к соборной мечети г. Бирска всего лишь в должности муэдзина, которую исполнял до своей смерти 4 октября 1921 г. А по резолюции Духовного управления от 11 октября 1922 г. его заменил на этом посту сын приходского муллы Мухаммедфатих Мухаммедшакирович Сафаров, 1885 года рождения [7, л. 208 об. - 209].

Разрешение соборной мечети и назначение постоянного духовенства позволили организовать в приходе собственное медресе для обучения подрастающего поколения исламским наукам, чтению и письму. По данным 1913 г., в медресе города Бирска под руководством муллы Шакира Сафарова занимались 13 юношей в возрасте от 16 лет до 21 года. В педагогической работе заведующему помогал учитель Салимгарей Ибрагимович Максютов, который родился в 1885 г. в деревне Куккуяновой Асянов-ской волости Бирского уезда (ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан) и окончил медресе в деревне Учпили (ныне того же района) [5, л. 792-792 об.]. Одним из воспитанников мусульманского училища при Бирской соборной мечети был башкирский поэт-импровизатор (сэсэн) Асадулла Гатиятуллович Гатиятуллин (1891, с. Чирша-Тартыш ныне Кушнаренковского района Республики Башкортостан - 1969, там же) [11].

Содержание культового здания и медресе требовало от прихожан значительных расходов на ос-

вещение, отопление, ремонт, покупку учебников и другие нужды. Поэтому один из них решил дать приходу прочную финансовую основу для регулярного поступления денежных средств. В октябре

1915 г. уроженец деревни Новые Челны Базарно-Матаковской волости Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алькеевского района Республики Татарстан) Гатаулла Максютов объявил ОМДС о передаче мусульманской общине г. Бирска дворового места с 2-этажным деревянным домом, каретником, двумя амбарами и баней. По условиям ва-куфа 1/3 доходов от сдачи этого имущества в наем должна была отчисляться в запасной фонд на капитальный ремонт построек, а 2/3 - предназначались на текущие расходы мечети и медресе. 29 августа

1916 г. МВД дало разрешение на принятие пожертвования. Около года даритель сам распоряжался денежными поступлениями от аренды, а 15 июля

1917 г. отказался от обязанностей мутаваллия (управляющего) в пользу самого прихода. По его обращению Духовное ведомство Национального управления мусульман Внутренней России и Сибири 23 января 1918 г. поручило ахуну г. Бирска Му-хаммедшакиру Сафарову заключить с благотворителем дарственную и принять заведование этим имуществом [9, с. 67-68].

Таким образом, до последней четверти XIX в. в Бирске не было значительного мусульманского населения, но в этот город как в административный центр уезда командировались муллы из ближайших сельских приходов для привода к присяге единоверцев в государственных органах и учреждениях, обучения детей в правительственных школах, духовного наставления верующих и погребения умерших в уездных больнице и тюрьме. На протяжении XIX столетия именно прикомандированные

имамы одновременно исполняли духовные требы и среди постоянных городских жителей. Мусульманская община Бирска складывалась постепенно в 7090-е гг. XIX в., главным образом за счет урбаниза-ционных процессов в самом Бирском уезде и в гораздо меньшей степени благодаря притоку татарских мигрантов из малоземельных районов Среднего Поволжья. Рост городской общины тормозило отсутствие железнодорожного сообщения. Только в начале XX столетия произошло организационное оформление мусульманского религиозного прихода: были открыты мечеть с постоянным штатом духовенства, конфессиональное училище (медресе), сформировалось вакуфное имущество для обеспечения их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асфандияров А. З. История Бирска и башкирских сел района // Ватандаш. 1998. №3. С. 33-35.

2. Фахретдин Р. Асар. 1 том. Казань: Руххият, 2006. 360 с.

3. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-295. Оп. 3. Д. 6462.

4. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 2. СПб.: Издание Центр. Стат. Комитета МВД, 1904. 189 с.

5. ЦИА РБ. Ф. И-187. Оп. 1. Д. 524.

6. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 16206.

7. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 5.

8. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 305.

9. Азаматов Д. Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX - начале XX вв. Уфа: РИЦ БашГУ, 2000. 102 с.

10. Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. 416 с.

11. Г алин С. А. Г атиятуллин Асадулла Г атиятуллович // Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М. А. Ильгамов. Т. 2: В-Ж. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2006. С. 235.

Поступила в редакцию 16.07.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.