Научная статья на тему 'МУРМАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ'

МУРМАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ / МУРМАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД / ГЛАВСЕВМОРПУТЬ / СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ / ЦЕХА / РЕМОНТ КОРАБЛЕЙ / БОМБАРДИРОВКА / ЗДАНИЯ / СООРУЖЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / MURMANSK SHIP REPAIR PLANT / NORTH SEA LANE MAIN DIRECTORATE / NORTH FLEET / WORKSHOPS / SHIP REPAIR / BOMBING / BUILDINGS / FACILITIES / INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федулов Сергей Валентинович, Половинкин Валерий Николаевич, Барбанель Борис Аронович

В статье показана деятельность Мурманского судоремонтного завода в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по выполнению оборонных заказов в суровых условиях прифронтового города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MURMANSK SHIP REPAIR PLANT IN THE WAR YEARS

The paper covers the work of the Murmansk Ship Repair Plant in the years of the Great Patriotic War of 1941-1945 as it carried out defense orders in harsh frontline conditions.

Текст научной работы на тему «МУРМАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД В ГОДЫ ВОЙНЫ»

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

С.В. ФЕДУЛОВ, В.Н. ПОЛОВИНКИН, Б.А. БАРБАНЕЛЬ

S.V. FEDULOV, V.N. POLOVINKIN, B.A. BARBANEL

мурманский судоремонтный завод

в годы войны

MURMANSK SHIP REPAIR PLANT IN THE WAR YEARS

Сведения об авторах. Федулов Сергей Валентинович — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru);

Половинкин Валерий Николаевич — научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр», заслуженный деятель науки РФ, капитан 1 ранга запаса, доктор технических наук, профессор (196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44);

Барбанель Борис Аронович — академик Российской академии естественных наук (РАЕН), заслуженный изобретатель РФ, вице-президент Российского научно-технического общества судостроителей имени А.Н. Крылова, член редакционного совета журнала «Изобретательство», кандидат технических наук (Санкт-Петербург. E-mail: cpntokrylov@mail.ru).

Аннотация. В статье показана деятельность Мурманского судоремонтного завода в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. по выполнению оборонных заказов в суровых условиях прифронтового города.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг. ; Мурманский судоремонтный завод; Главсевморпуть; Северный флот; цеха; ремонт кораблей; бомбардировка; здания; сооружения; объекты.

Information about authors. Sergei Fedulov—Assistant Professor of the Socio-economics Department at the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky, Colonel (res.), D. Sc. (Hist.), Assistant Professor (St. Petersburg. E-mail: serg.val. fed.661000@yandex.ru).

Valery Polovinkin — Academic Supervisor of the Krylov State Research Center, Merited Scientist of the RF, Captain 1st Rank (res.), D. Sc. (Tech.), Professor(#44, Moskovskoe Motorway, 196158, St. Petersburg).

Boris Barbanel — Full member of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS), Merited Inventor of the RF, Vice President of the Russian Science and Technology Ship Builders Society named after A.N. Krylov, member of the editorial board of Izobretatelstvo (Invention) journal, Cand. Sc. (Tech.) (St. Petersburg. E-mail: cpntokrylov@mail.ru).

Summary. The paper covers the work of the Murmansk Ship Repair Plant in the years of the Great Patriotic War of 1941—1945 as it carried out defense orders in harsh frontline conditions.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Murmansk Ship Repair Plant; North Sea Lane Main Directorate; North Fleet; workshops; ship repair; bombing; buildings; facilities; installations.

Характерной особенностью 30-х годов XX века стало освоение Севера. Полярные станции, создание и освоение Северного морского пути, экспедиции особого назначения, строительство судостроительных заводов свидетельствуют о том внимании, которое уделяло руководство нашей страны освоению Севера, его охране и обороне. В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) — государственная организация для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Для обслуживания и ремонта судов, обеспечивавших Северный морской путь, остро встала необходимость наличия в данном регионе судоремонтного завода. И основа для его строительства уже имелась.

I МАРТА 1917 года на базе одного из цехов лесопильного завода (существовавшего с января 1898 г.) было организовано Мурманское судоремонтное промышленное предприятие, которое с 1924 года подчинялось Мурманскому торговому порту как судоремонтные мастерские. Строительство завода на их базе было начато в 1935 году с планировавшимся окончанием его в 1942 году.

В 1938 году проект строившегося завода был изменён. В него были включены ремонт военных кораблей и судостроение. Однако в связи с войной в 1941 году строительство завода было прекращено.

Мурманский судоремонтный завод Главсевморпути вступил в 1942 хозяйственный год ни количественно, ни качественно не законченным. По утверждённому техническому проекту предприятие должно было иметь в своём составе следующие цеха: группу судоподъёмных сооружений (двухкамерный сухой док, слип и цеха доковых команд); группу судокорпусных цехов; группу механических цехов; группу деревообделочных цехов; группу заготовительных цехов; группу вспомогательных цехов; группу складского хозяйства; группу общезаводских зданий; группу причаль-

ного фронта; группу объектов энергохозяйства. Общая сумма капиталовложений, в т.ч. в подготовку территории под цеха, создание акватории, строительство, составляла 290 369 тыс. рублей1.

Завод вступал в строй по частям. Во второй половине 1938 года в эксплуатацию были введены цеха первой очереди — механический, литейный, кузнечный. В 1939 году были сданы в эксплуатацию инструментальный цех, ремонтные мастерские, ле-сосушильня и объекты складского хозяйства. В конце первого полугодия 1941 года вошли в строй сухие доки2.

52

№ 5 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

С.В. ФЕДУЛОВ, В.Н. ПОЛОВИНКИН, Б.А. БАРБАНЕЛЬ. Мурманский судоремонтный завод... •

Строительная площадка Мурманского судоремонтного завода

Несмотря на то что цеха вводились в действие начиная с IV квартала 1938 года, ни один из объектов к моменту приёмки не имел 100-процентной готовности. Ряд строительных недоделок не были устранены до 1942 года. Остальные цеха — корпусно-ко-тельный, деревообделочный, электрорадиоцех и т.д. — временно размещались в зданиях, совершенно не приспособленных для их нормальной работы.

Строительство остальных цехов: слипа с лебёдочной, цеха доковых команд, турбодизельного и инструментального, электроремонтного, сборочно-установочного, склада демонтированного оборудования, энергетического, контрагентского, деревообделочного комбината не было начато, а начатое строительство судокорпусного комбината, ТЭЦ, районной понизительной подстанции, столовой было прекращено в связи с войной. Особо остро стоял вопрос пароснабжения завода как для технологических целей, так и для отопления. Пар вырабатывался временной котельной, расположенной в здании склада моделей, а также пятью паровозами3. И это в условиях Заполярья!

Но при этом в 1941 году завод получил задание по установке вооружения на ледоколах «Ленин», «И. Сталин», а также на судах ледокольного типа «Сибиряков», «Малыгин», «Русанов»4.

С этой целью по запросу Правительства СССР для вооружения советских ледоколов и торговых пароходов были сделаны (вне протокола) поставки по ленд-лизу следующего вооружения и боеприпасов:

— 38 трёхдюймовых универсальных одноствольных открытых морских пушек, из которых 12 шт. были отправлены в СССР для трёх ледоколов (по 4 пушки на каждый). К каждой трёхдюймовой пушке, установленной на ледоколе, было получено по 500 снарядов (всего 6000 шт.);

— 24 12,7-мм одноствольных пулемёта, которые были отправлены для ледоколов, и по 10 тыс. патронов на каждый пулемёт (всего 2 400 000 патронов)5. Работами по установке вооружения руководил прораб И.М. Никонов. В сжатые сроки ледоколы были полностью переоборудованы и

ушли от причалов завода как боевые корабли6.

Вместе с тем сложным вопросом являлось оснащение цехов оборудованием, которое шло непрерывно, однако со значительными дефектами. В целом ряде случаев станки вводились в действие без необходимых приспособлений7. В связи с военной обстановкой в 1941 году с завода на двух кораблях были вывезены оборудование и материалы на общую сумму 1 786 270 руб. 61 коп. Из них: станков строгальных — 6, сверлильных — 5, токарно-винтовых — 9, фрезерных — 4 и др. Данное имущество было передано разным организациям на сумму 406 973 рубля, остальное имущество числилось на балансе предприятия и позднее было возвращено заводу8.

Ещё более усугубляла сложившееся положение близость фронта. Завод строился и проходил своё становление в прифронтовом районе и постоянно подвергался налётам вражеской авиации. Только в результате одной бомбардировки 15 авгу-

ста 1941 года в залив сползло 35 500 м3 грунта. В 1942 году вследствие бомбардировки вражеской авиации была повреждена система наполнения доков и затоплена насосная станция с выводом из строя автоматического управления. После интенсивных бомбардировок 13 августа, 15 августа, 18 октября 1941 года заводу и посёлку был причинён значительный материальный ущерб от разрушений строительной части: по заводу — 12 707 тыс. рублей, по посёлку — 2247 тыс. рублей9.

Завод в первом полугодии 1942 года работал в «спокойной» обстановке, насколько она может быть спокойной в прифронтовом промышленном городе. А вот во втором полугодии ситуация значительно усложнилась. С 25 июня начались систематические налёты вражеской авиации на завод и посёлок. Наиболее активным бомбардировкам они подверглись 25 и 30 июня, 2, 15, 16, 18, 19, 29, 30 и 31 июля. В результате были разрушены и повреждены целый ряд объектов,

Места падения авиабомб на территории и акватории завода в 1941—1944 гг.

Музей 35 СРЗ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 5 - 2020

53

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

в т.ч. литейный, кузнечный, механический цеха, склад моска-телей, водопровод, канализация, теплосети, электро- и телефонные сети10.

Общий ущерб, причинённый заводу и посёлку, приведён в таблице 1. Из неё понятны причины неравномерной работы завода.

Таблица 1

После интенсивных бомбардировок с 25 июня 1942 года весь персонал был привлечён на аварийные работы по разборке завалов с последующим производством восстановительных работ. В этих условиях ярко проявились мужество и трудовой героизм тружеников предприятия: за 1942 год

выполнение заказов Северного флота составило 80,14 проц. (от годового выпуска продукции); заказов РККА — 10,5 проц.; прочих заказов — 9,46 проц.

К заказам флота главным образом относился ремонт кораблей. Так, в 1942 году было отремонтировано 39 кораблей с разными характерами и видами ремонта, а также разными объёмами работ, стоимость которых колебалась от 1000 до 1 млн рублей (подводные лодки). Коллектив завода при активной помощи экипажа закончил капитальный ремонт и сдал с оценкой «хорошо» сторожевой корабль «Ураган». Ремонт кораблей в 1942 году составил 72,5 проц. всей валовой продукции завода.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности функционирования предприятия, из числа 39 кораблей,отремонтированных в 1942 году, выпущено в срок 23 (59 проц.); досрочно — 9 (23 проц.); с задержкой — 7 (18 проц.). Кроме того, завод внепланово ремонтировал корабли союзников, осуществлявших поставки по

Ущерб, причинённый заводу в 1941-1942 гг.

№ п/п 1941 г. 1 января — 24 июня 1942 г. 25 июня — 31 декабря 1942 г. Всего за 1942 г. Всего с начала войны

1 Количество воздушных тревог 178 267 220 487 665

2 Продолжительность воздушных тревог 74 ч 7 мин 155 ч 15 мин 156 ч. 33 мин 311 ч 48 мин 385 ч 55 мин

3 Самолётоналётов 537 1000 595 1595 2132

4 Сброшено фугасных и осколочных авиабомб (тонн) 42,25 33,5 52,92 86,42 128,67

5 Сброшено зажигательных авиабомб (ЗАБ) (штук) — — 7400 7400 7400

6 Прямых попаданий в здания 8 24 49 73 81

7 Очагов пожаров от ЗАБ — — 13 13 13

8 Материальный ущерб от разрушений строительных конструкций (тыс. руб.), в том числе: — по промышленным объектам — по жилью — по клубу 1514,6 1289,9 224,7 653,8 626,6 27,2 3225,3 1087,8 1870,5 267 3878,1 1714,4 1897,7 267 5392,7 3004.3 2122.4 267

9 Жертвы: — убитых — тяжелораненых — легкораненых 10 15 19 10 18 21 23 31 41 33 49 62 43 64 81

10 Восстановительные работы (тыс. руб.) 1058,7

Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 4534. Оп. 31039. Д. 1. Л. 10. 54 № 5 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

С.В. ФЕДУЛОВ, В.Н. ПОЛОВИНКИН, Б.А. БАРБАНЕЛЬ. Мурманский судоремонтный завод... •

Мурманский судоремонтный завод. Строительство механического и литейного цехов

1937 г.

ленд-лизу, повреждённые в пути следования к Мурманску.

В мае 1943 года Мурманский судоремонтный завод был передан из структуры Глав-севморпути при Совете народных комиссаров (СНК) СССР в структуру Народного комиссариата Военно-морского флота (НКВМФ). Члены приёмной комиссии НКВМФ отмечали, что в то время Мурманский судоремонтный завод представлял собой предприятие, в котором введена в эксплуатацию только часть производственных цехов. Остальные цеха или законсервированы (незаконченным строительством), или их строительство вовсе не начато. Отдельные производственные участки были временно размещены в неприспособленных зданиях, предназначавшихся для других целей.

Завод работал в условиях неблагоустроенной территории (временные сооружения, котлованы, отсутствие дорог и др.), в значительно разрушенных зданиях, а также при повреждённых коммуникациях. Территория была сильно захламлена отходами строительных материалов, производства, разбросанным различным строительным обо-

рудованием, металлоломом и механизмами разобранных судов и проч.11

На момент приёмки из всех цехов завода в собственных помещениях размещались только два цеха: кузнечный (№ 4) и литейный (№ 7). Механический цех (№ 1), размещавшийся до августа 1941 года в собственном корпусе,после неоднократных бомбёжек был перемещён в корпус склада москателей и на плато № 3 в бараки № 8,9 и 10. В собственном корпусе механического цеха на момент работы приёмной комиссии оставалось четыре крупных станка (токарный, строгальный, расточный и корпусной). Здание цеха имело повреждения стены, выходившей к Кольскому заливу; разрушенные оконные проёмы (рамы), верхние фонари, испорченный пол. Практически здание цеха использоваться в том состоянии не могло12.

Обеспеченность основных цехов оборудованием на момент приёма завода в структуру НКВМФ отражена в таблице 2.

Серьёзной помехой в работе завода в 1943 году являлись продолжавшиеся вражеские бомбёжки как предприятия, так и посёлка. За 1943 год их было 158 общей

продолжительностью 111 часов. В ходе 360 налётов сброшено 22 т фугасных бомб и 300 штук зажигательных. Получили лёгкие ранения 9 работников завода13.

Несмотря на вышеперечисленные трудности, в 1943 году Мурманский судоремонтный завод в соответствии с производственной программой осуществлял:

1. Производство новой продукции для технического отдела Северного флота — 29 наименований (изготовление запасных частей, деталей, приборов, инструментов и пр.).

2. Судоремонт: капитальный — 3 объекта; средний — 2 объекта; текущий — 30 объектов; навигационный — 17 объектов и прочих мелких заказов; аварийный — 19 объектов14.

При этом выполнение производственной программы составило: по заказам ВМФ — 100,7 проц.; по заказам НКО — 107,5 проц.; по заказам государственной промышленности — 110 проц.; услуги по прочим заказам — 57 проц.; всего — 101,8 проц.15

В течение 1944 года на Мурманском судоремонтном заводе были проведены следующие мероприятия:

Таблица 2

Обеспеченность станками основных цехов Мурманского судоремонтного завода в 1943 году

№ Количество станков

п/п Цеха по проекту на 1 января на 1 января на 1 января на 1 января проц.

1939 г. 1940 г. 1942 г. 1943 г. к проекту

1 Механический 99 27 46 46 55 55,5

2 Корпусно-котельный 14 5 6 7 7 50

3 Кузнечный 24 10 16 18 18 75

4 Деревообрабатывающий 26 8 12 19 19 73

5 Инструментальный 19 6 11 10 12 63,1

6 Ремонтно-механический 6 10 16 12 5 83,3

Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 4534. Оп. 31039. Д. 2. Л. 32.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 5 - 2020 5 5

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941—1945 гг.

Краснознамённый лидер эскадренных миноносцев «Баку»

1. Перемещено всё оборудование механического цеха, электроцеха, инструментального цеха из временных и неприспособленных помещений: механического — в специально построенное по проекту здание, инструментального и электроцеха — в более приспособленные помещения.

2. Значительно увеличена производственная площадь кор-пусно-котельного цеха за счёт площади главного магазина.

3. Пересмотрены нормы выработки и расценок16.

В феврале 1944 года Мурманский судоремонтный завод получил годовой промфинплан, в соответствии с которым предприятие должно было принять для ремонта 84 корабля. Однако боевые действия преподнесли иные реалии: поступило по намеченному плану 43 корабля, вне плана — 57. Всего — 100 ко-

раблей. За год из ремонта было выпущено 90 кораблей общей стоимостью работ 17 644 тыс. рублей. Ремонт 10 кораблей перешёл на 1945 год.

Помимо судоремонта на 1 января 1944 года завод имел заказов от разных отделов Северного флота на сумму 1577,5 тыс. рублей против 2 млн рублей, предусмотренных планом на 1944 год17.

За 1944 год для Красной армии было выполнено работ по производству миномётов, корпусов мин и гранат на сумму 222 тыс. рублей, что составило 18,5 проц. от 1200 тыс. рублей по плану18. Это было вызвано следующими факторами: во-первых, советская оборонная промышленность в полном объёме обеспечивала нужды фронта. Во-вторых, данные заказы выполнялись по мере их поступления.

Английский эсминец «Кассандра»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение 1945 года Мурманским судоремонтным заводом были выполнены следующие виды работ:

1. Изготовлена новая продукция по заявкам технического отдела Северного флота по 8 позициям (шлюпки, вёсла, распылители, инструмент, рейдовые бочки и пр.).

2. Судоремонт: капитальный ремонт (услуги доков и капитанской службы); средний ремонт — 10 кораблей и судов (подводные лодки, сторожевой корабль, лидер эсминцев «Баку», эсминец «Разъярённый», транспорт «Желябов» и др.); текущий ремонт — 39 кораблей и судов (линкор «Архангельск», крейсер «Мурманск», эсминцы «Кассандра» (Великобритания), «Жгучий», «Достойный», пароход «Вулкан», подводные лодки, большие охотники за подводными лодками, сторожевые корабли, тральщики и др. заказы); навигационный ремонт — 11 кораблей и судов (эсминцы «Дерзкий», «Жёсткий», большие охотники за подводными лодками, подводные лодки); аварийный ремонт — 18 кораблей (эсминцы «Дружный», «Жгучий», сторожевой корабль «Смерч», подводные лодки, большие охотники за подводными лодками, тральщики, транспорт «М. Фрунзе» и др.); различные заказы технического отдела Северного флота — 8 кораблей и судов (в т.ч. обеспечивавшие поставки по ленд-лизу иностранные «Джашуа Алексан-дер», «Филипп Томас», «Джон Абель», «Лари», «Лорд»).

3. Заказы частей и отделов Северного флота.

4. Заказы Красной армии и Наркомата обороны.

5. Заказы Госпромышленности.

Всего по фактической стоимости — 25 407,6 тыс. рублей19.

В годы суровых испытаний трудовым коллективом предприятия руководили: 1941—1942 гг. — инженер-капитан 2 ранга Н.Я. Эр-ман; 1943—1944 гг. — инженер-капитан 1 ранга М.М. Лапин; 1944—1946 гг. — П.Г. Грищенко20.

Решению заводом в годы войны важнейших оборонных задач во многом способствовала рационализаторская работа тружеников предприятия. За военные годы ими были поданы 850 предложений21. Только в

56

№ 5 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

С.В. ФЕДУЛОВ, В.Н. ПОЛОВИНКИН, Б.А. БАРБАНЕЛЬ. Мурманский судоремонтный завод... •

1945 году на заводе были внедрены девять новых видов технологических процессов, при этом особо следует отметить ремонт английского эсминца «Кассандра»22, на котором стоит остановиться более подробно. Эсминец английского флота «Кассандра»: водоизмещение — 2400 т, длина — 111 м, окончен постройкой в 1944 году и летом того же года после государственных сдаточных испытаний в Глазго вступил в состав действующего флота. После благополучного рейса в Мурманск вместе с двумя фрегатами возвращался в Англию.

В середине декабря 1944 года на расстоянии 350 миль от берега ночью корабль был торпедирован в носовую часть, примерно в 20 м от форштевня. Взрывом 26-метровая носовая оконечность была оторвана и моментально затонула вместе с матросами, находившимися в кубриках.

Поперечная переборка на 35-м шпангоуте, отделявшая кубрик от офицерских кают, незначительно деформировалась, но водонепроницаемость не потеряла. Взрыв привёл к тому, что на палубе, на расстоянии около 1/3 длины корабля от кормового среза, в районе торпедных аппаратов, в листах настила появились гофры и трещины.

Сразу же после торпедной атаки личный состав бросился к уцелевшей 35-й переборке и начал расклинивать её деревянными брусьями. Делалось это столь усердно, что переборка в некоторых местах подалась наружу и начала пропускать воду. Вызвав на помощь спасательные буксиры, в охранении двух фрегатов эсминец задним ходом направился в Мурманск. Через четверо суток тяжёлого похода, двигаясь в среднем 4-узловым ходом, он пришёл к заводу и пришвартовался у стенки.

Заводу было поручено изготовить временный нос эсминца, чтобы корабль своим ходом в составе каравана со скоростью 11—12 узлов мог дойти до своей базы в Англии, где сразу же после получения сведений о размерах повреждения специалисты приступили к изготовлению оторванной носовой оконечности.

На Мурманском судоремонтном заводе временная носовая накладка была запроектирована общей длиной 12 м, при этом были учтены конструктивные особенности корабля зарубежной постройки, проведены работы по усилению прочности носовой конструкции. После разметки нового носа корабля в цехе началась его сборка. Для удобства перевозки нос был разделён на 8 секций. Такой метод, во-первых, сократил до минимума срок стоянки корабля в доке. Во-вторых, значительно облегчил условия работы сборщиков и сварщиков, работавших в закрытом помещении. В-третьих, уменьшил количество внутризаводских перевозок. Всё это привело к ускорению и удешевлению общего объёма работ. В районе гофр и трещин кормовой части верхней палубы были приварены дублирующие листы.

По окончании ремонтных работ эсминец вышел на ходовые испытания и показал весьма неплохие результаты. Так, например, при скорости 20 узлов, если считать по развитой мощности турбин, он потерял 1,5 узла, а при 15-узловой скорости потеря составила 0,3 узла. Таким образом, при скорости 15 узлов увеличение остаточного сопротивления почти полностью компенсировалось уменьшением сопротивления трения. Никаких явлений вибрации или ухудшения других мореходных качеств на данных скоростях обнаружено не было. Диаметр циркуляции при скорости 18 узлов составил, судя по следу от винтов, 2—2,5 длины корабля. Корабль благополучно дошёл без всяких повреждений до берегов Англии23.

Таким образом, труженики предприятия делали всё возможное и сверх того для Великой Победы. Их труд был достойно оценён. Так, в мае и июне 1942 года заводу дважды присуждалось Знамя военного совета Северного флота за успешную работу по ремонту кораблей. За досрочное выполнение плана судоремонта в 1942 году по решению Совета народных комиссаров СССР завод получил 200 тыс. рублей премии; 20 завод-чан были награждены орденами и медалями24.

С 1943 по 1945 год орденами и медалями были награждены

1095 человек, в т.ч. орденом Отечественной войны 1-й степени — 1 человек, 2-й степени — 3; орденом Красной Звезды — 29; медалью «За боевые заслуги» — 37; медалью «За оборону советского Заполярья» — 1025 человек.

Кроме этого, были поощрены: нагрудным знаком «Отличник ВМФ» — 48 человек; почётной грамотой НКВМФ — 37; премированы ценными подарками и денежными суммами более 500 человек; занесены на Доску почёта — 49, в Книгу почёта — 33; удостоились благодарности 208 человек25. При этом следует отметить, что на протяжении всей войны работники завода все полученные премии, выплаченные как за внедрение рационализаторских предложений, так и за самоотверженный труд, перечисляли в фонд обороны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина) (филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 4534. Оп. 31039. Д. 1. Л. 4.

2 Там же. Л. 5.

3 Там же.

4 История отечественного военного судоремонта. Кн. 3: Заводы. Люди. Корабли / Под общ. ред. Г.Н. Муру. СПб.: Гангут, 2011. С. 397.

5 Федулов С.В. Военно-морское техническое сотрудничество СССР со странами Запада накануне и в ходе Великой Отечественной войны. СПб.: Своё издательство, 2015. С. 100.

6 История отечественного военного судоремонта. Кн. 3. С. 397.

7 Там же.

8 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 4534. Оп. 31039. Д. 2. Л. 6.

9 Там же. Д. 1. Л. 9.

10 Там же.

11 Там же. Д. 2. Л. 2.

12 Там же. Л. 4.

13 Там же. Д. 1. Л. 146.

14 Там же. Л. 138—141.

15 Там же. Л. 149.

16 Там же. Л. 34.

17 Там же. Л. 34 об.

18 Там же. Л. 35.

19 Там же. Оп. 31038. Д. 2. Л. 84—86.

20 История отечественного военного судоремонта. Кн. 3. С. 425.

21 Там же. С. 405.

22 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 4534. Оп. 31039. Д. 1. Л. 125—128.

23 Там же. Л. 129, 129 об.

24 Там же. Л. 13.

25 Там же. Оп. 31038. Д. 2. Л. 45, 111. ■

57

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 5 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.