Научная статья на тему 'МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ – ФОРПОСТ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ'

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ – ФОРПОСТ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Арктика / Мурманская область / Северный флот / ЗАТО / Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. / СВО / туризм. / Russia / Arctic / Murmansk oblast / the Northern Fleet / closed cities / Strategy for Developing the Russian Arctic Zone and Ensuring National Security through 2035 / special military operation / tourism.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

Северо-западным форпостом Арктической зоны Российской Федерации является Мурманская область, которой в мае 2024 г. исполнилось 86 лет. На её территории базируется Северный флот, играющий важную роль в укреплении обороноспособности страны. В статье предпринята попытка анализа первого этапа реализации задач, изложенных в п. 20 Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. применительно к Мурманской области. Особое внимание уделено анализу состояния и развития Мурманского морского порта и транспортного узла, Северного морского пути, закрытых административно-территориальных образований. Освещается деятельность Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, развитие транспорта, энергетической инфраструктуры, модернизация аэропортовых комплексов, развитие рыболовства, науки, вопросы подготовки кадров, а также инициативы по развитию туристско-рекреационных кластеров на территории области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MURMANSK REGION – THE OUTPOST OF RUSSIAN ARCTIC

The Murmansk oblast, which turned 85 years old in May 2023, is the northwestern outpost of the Arctic zone of the Russian Federation. The Red Banner Order of Ushakov Northern Fleet is based on its territory, playing a major role in strengthening the country’s defense capability. The article is the first attempt to analyze the stage of the first stage of implementation of the tasks laid down in the draft 20 Strategy for Developing the Russian Arctic Zone and Ensuring National Security through 2035, in relation to the Murmansk region. The author notes that the region is characterized by active socio-economic development. Particular attention is paid to the analysis of the situation and development of the seaport of Murmansk, the Murmansk transport hub and the Northern Sea Route, closed administrative-territorial entities among with the issue of assistance to the participants of the military operation as well as their families. Another objects of analysis are: activities of the Center in the construction of large-tonnage offshore structures, development of transport, energy infrastructure, , modernization of airport facilities, development of fisheries, science, personnel training, as well as initiatives for the development of tourist and recreational clusters in the territories of the oblast.

Текст научной работы на тему «МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ – ФОРПОСТ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

УДК 327 EDN: QRUMXT

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22024112124

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ - ФОРПОСТ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ

Валерий Петрович Журавель

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: zhvalery@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1786-6754

Ссылка для цитирования: Журавель В.П. Мурманская область - форпост российской Арктики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №2. С. 112-124. DOI: 10.15211/vestnikieran22024112124

Аннотация. Северо-западным форпостом Арктической зоны Российской Федерации является Мурманская область, которой в мае 2024 г. исполнилось 86 лет. На её территории базируется Северный флот, играющий важную роль в укреплении обороноспособности страны. В статье предпринята попытка анализа первого этапа реализации задач, изложенных в п. 20 Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. применительно к Мурманской области. Особое внимание уделено анализу состояния и развития Мурманского морского порта и транспортного узла, Северного морского пути, закрытых административно-территориальных образований. Освещается деятельность Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, развитие транспорта, энергетической инфраструктуры, модернизация аэропортовых комплексов, развитие рыболовства, науки, вопросы подготовки кадров, а также инициативы по развитию туристско-рекреационных кластеров на территории области. Ключевые слова: Россия, Арктика, Мурманская область, Северный флот, ЗАТО, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., СВО, туризм.

Статья поступила в редакцию: 19.04.2024.

THE MURMANSK REGION - THE OUTPOST OF RUSSIAN ARCTIC

Valery P. Zhuravel

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: xpekan@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4333-4276

To cite this article: Zhuravel, V.P. (2024). The Murmansk Region - the Outpost of Russian Arctic. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 38(2): 112-124. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22024112124

© Журавель В.П. - к.пед.н., доцент, в.н.с., рук. Центра арктических исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН.

Abstract. The Murmansk oblast, which turned 85 years old in May 2023, is the northwestern outpost of the Arctic zone of the Russian Federation. The Red Banner Order of Ushakov Northern Fleet is based on its territory, playing a major role in strengthening the country's defense capability. The article is the first attempt to analyze the stage of the first stage of implementation of the tasks laid down in the draft 20 Strategy for Developing the Russian Arctic Zone and Ensuring National Security through 2035, in relation to the Murmansk region. The author notes that the region is characterized by active socio-economic development. Particular attention is paid to the analysis of the situation and development of the seaport of Murmansk, the Murmansk transport hub and the Northern Sea Route, closed administrative-territorial entities among with the issue of assistance to the participants of the military operation as well as their families. Another objects of analysis are: activities of the Center in the construction of large-tonnage offshore structures, development of transport, energy infrastructure, , modernization of airport facilities, development of fisheries, science, personnel training, as well as initiatives for the development of tourist and recreational clusters in the territories of the oblast.

Key words: Russia, Arctic, Murmansk oblast, the Northern Fleet, closed cities, Strategy for Developing the Russian Arctic Zone and Ensuring National Security through 2035, special military operation, tourism.

Article received: 19.04.2024.

Значимость региона и его проблемы

В мае 2024 г. Мурманской области1 исполнилось 86 лет. В правительственной телеграмме президент РФ В.В. Путин дал высокую оценку деятельности жителей области за этот период. Особенно он отметил приоритеты развития региона, связанные с повышением качества жизни населения, благоустройством населенных пунктов, совершенствованием социальной сферы и ЖКХ, укрепление таких отраслей, как энергетика, строительный комплекс, туризм, рыболовство, эффективное освоение природных ресурсов, реализация стратегических программ развития Арктики (Жителям ... 2023).

Правительство Российской Федерации в последние пять лет приняло ряд решений по развитию Мурманской области, в том числе её арктических проектов. В мае 2020 г. была создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Столица Арктики». Это первая арктическая ТОР в России. В режиме ТОР инвесторам предоставлен уникальный спектр государственной поддержки по самым разным вопросам. Все эти преференции направлены на то, чтобы в короткие сроки решить накопившиеся в течение длительного времени проблемы региона в экономической и социальной сферах, в области энергетики, транспорта и демографии.

Понятна озабоченность губернатора области А.В. Чибиса, который в своём выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) остро поставил вопрос о необходимости сократить отток населения с северных территорий. Он отметил, что необходимо выделять денежные средства не только для развития экономики, но и для обнов-

1 Мурманская область расположена на северо-западе европейской части России (0,85% её площади) и омывается Баренцевым и Белым морями. Вся область целиком входит в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ). Около 70% территории лежит севернее Полярного круга и располагается на Кольском полуострове. Климат области арктически-умеренный, морской, относительно мягкий - сказывается влияние ветви тёплого течения Гольфстрим, поэтому сплошных районов вечной мерзлоты нет. Здесь проживает каждый третий житель российской Арктики. Площадь области: 144 900 км2.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

ления и обустройства инфраструктуры для жизни людей, чтобы юные северяне за время учёбы смогли проявить себя в общественной, спортивной и культурной жизни региона и связать свою жизнь с Заполярьем.

В данной статье предпринимается попытка впервые комплексно проанализировать степень выполнения некоторых задач Мурманской областью, определённых ей в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 203 5 г. (далее - «Стратегия-203 5»), дать характеристику уровня развития данного арктического региона с учётом его важности для обороны страны и социально-экономического развития.

Развитие Мурманского транспортного узла и строительство железной дороги к порту Лавна

В рамках «Стратегии-2035» в последние три года много внимания федеральными и региональными органами власти уделялось комплексному развитию Мурманского транспортного узла, а также г. Кандалакша и Витино. Это связано с тем, что свыше 14% общероссийских перевозок грузов морским транспортом приходится на Мурманскую область.

Морской порт Мурманск является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и дальнего зарубежья. Навигация и работа в нём осуществляется круглогодично, имеется пограничный пункт пропуска. Это самый крупный порт в мире, расположенный за Полярным кругом, и самый северный из незамерзающих портов России (в нём более 110 причалов) (Гречаная 2021: 27). Среди арктических портов он лидер по грузообороту, который в 2022 г. составил 56,2 млн т (Паспорт Мурманской области ... 2023). Здесь производится приём, обслуживание и ремонт судов российских судоходных, нефтегазовых, геологоразведочных и рыболовецких компаний, аварийно-спасательного флота. В его акватории базируется атомный ледокольный флот России.

В южной части Кольского полуострова в акватории Кандалакшского залива расположены порты Кандалакша и Витино. Первый специализируется на перевалке навалочных и генеральных грузов, его грузооборот в 2022 г. составил 1621,32 тыс. т (Паспорт Мурманской области ... 2023). Второй обладает значительным потенциалом для хранения и перегрузки нефтепродуктов. Оба порта обеспечивают выход на внутренние водные пути центральной части страны и трассы СМП, представляющего собой кратчайший путь для судов, курсирующих между Европой и Азией, в первую очередь вдоль российского арктического побережья (0s-thagen, Svendsen, Bergmann 2023). В настоящее время при поддержке Минтранса России проводятся работы по их частичной модернизации и расширению терминалов.

Для развития Мурманского транспортного узла постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2022 г. № 141 были расширены границы ТОР «Столица Арктики», в которую был включён земельный участок посёлка Видяево, а также часть акватории порта Мурманск, где планируется построить морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СНГ). Благодаря принятому решению в экономику региона поступит не менее 5,83 млрд руб. инвестиций, а компания-инвестор войдёт в число резидентов ТОР и получит преференции по налогам и страховым взносам и режиму свободной таможенной зоны. Всё это позволит создать инфраструктуру для перегрузки СПГ, идущего на экспорт в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. В Видяево также появятся новые рабочие места, при этом совокупные поступления от налогов и сборов в 2022-2031 гг. оцениваются в 2,6 млрд руб. (Правительство одобрил ... 2022). Необходимо отметить, что строительство в морском порту Мурманск терминала «Тулома» задерживается. Его проектная документация готова, но собст-

венник ищет возможности увеличить его производственную мощность. Появление морского перегрузочного комплекса позволит нарастить объёмы перевозки СПГ по СМП и снизить себестоимость доставки сжиженного газа до конечного потребителя.

В рамках развития Мурманского транспортного узла началось строительство железной дороги к порту Лавна в Мурманской области, где возводится одноимённый угольный терминал. В 2022-2024 гг. на проект должно быть направлено 37,7 млрд руб. за счёт средств федерального бюджета (Распоряжение Правительства РФ ... 2022). Правительство РФ в конце 2022 г. поручило ОАО «РЖД» завершить к концу 2024 г. строительство железнодорожной линии от станции Выходной к строящемуся порту Лавна протяжённостью 49,7 км. К этому же сроку на заявленную мощность должен выйти угольный терминал (Правительство направит . 2022), который строится силами инвестора. Одним из сложнейших инженерных сооружений стал мост через реку Тулома (Чибис назвал ... 2023). С учётом уже выполненных работ 15 декабря 2023 г. президент РФ В.В. Путин дал старт рабочему движению поездов на новой железнодорожной линии. Полное открытие движения позволит начать перевозки грузов в новый морской порт Лавна на берегу Кольского залива в объёме 18 млн т грузов в год. Прорабатывается вопрос строительства на этом участке перегрузочного комплекса для нужд Белоруссии.

Развитие Мурманского транспортного узла находится на постоянном контроле Правительства РФ. Работы ведутся в соответствии с календарно-сетевым графиком. Развитие дальних железнодорожных подходов к порту Мурманска, в т.ч. к угольному терминалу, реализуется в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД». Для обеспечения пропуска перспективных грузовых потоков в утверждённом детальном плане предусмотрено развитие направления Волховстрой - Мурманск, в т.ч. строительство более 100 км вторых главных путей, реконструкция 18 станций, восстановление разъезда Суглица. Нерешённым пока остаётся вопрос по обеспечению провозной способности грузов до 2030 г. по железной дороге к Мурманскому порту и порту Лавна.

Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений

Санкции, введённые ЕС, США и рядом других государств после начала специальной военной операции (СВО) и связанные с экспортом в Россию оборудования и компонентов, могут оказать негативное воздействие на освоение ресурсов в Арктической зоне (Gunnarsson, Lasserre 2023). Поэтому в апреле 2022 г. президент РФ В.В. Путин отметил, что Россия не будет снижать арктические амбиции (Hilde 2023) и уделит больше внимания развитию собственных высоких технологий. В соответствии со «Стратегией-2035» предприятием такого рода в ТОР «Столица Арктики» стало ООО «НОВАТЭК-Мурманск», которое в пос. Белокаменка реализует проект создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 1129-р. Не имея аналогов в мире, он является ключевым объектом для создаваемой в России отрасли по производству СПГ-оборудования. В настоящее время ЦСКМС успешно завершил строительство первой линии сжижения на основаниях гравитационного типа (ОГТ) для проекта «Арктик СПГ-2», ведёт работы на второй. Кадровая потребность данного предприятия на период с 2020 по 2035 гг. составит 15 тыс. работников (Недосека, Шарова 2022: 197). Проект реализуется в рамках деятельности ПАО «НОВАТЭК». Руководством Мурманской области своевременно был принят комплекс мер по государственной поддержке инвестиционных проектов в сфере строительства крупнотоннажных морских сооружений.

С учётом значимости данного проекта 20 июля 2023 г. с ним ознакомился в ходе рабо-

чей поездки в Мурманскую область президент РФ В.В. Путин. Он осмотрел цеха предприятия, пообщался с рабочими и инженерами, принял участие в церемонии отправки платформы первой технологической линии СПГ к месторождению «Утреннее» на Гыданском полуострове (Посещение Центра... 2023). Платформа на Ямал по СМП прибыла 16 августа, менее чем через месяц.

Следует отметить, что на базе ЦСКМС происходит локализация в России технологий мирового уровня для производства СПГ. Так, в процессе изготовления технологических линий были задействованы сотни российских предприятий, создано более 80 тыс. рабочих мест по всей России, в т.ч. 17 тыс. в Мурманской области. Часть высокотехнологичной продукции российских производителей создана специально для данного предприятия. В 2022 г. в его интересах перевезено 56 млн т грузов (Совещание на тему загрузки ... 2023). Говоря о перспективах проекта, надо отметить, что запуск второй линии запланирован на 2024 г., третьей - на 2025-2026 гг. Платформа является самым тяжёлым перемещаемым объектом в истории мировой СП1 -отрасли (общий вес - более 600 тыс. т), её длина составляет 330 м, ширина - 152 м, высота - 90 м.

Северный флот и решение проблем ЗАТО

На территории Мурманской области базируется Северный флот - весомая часть сил ядерного сдерживания. Более 80% численности личного состава, боевых и вспомогательных частей Северного флота размещено именно на территории области. Военнослужащие и члены их семей, обслуживающий персонал (а это более 20% населения региона) в основном живут в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В этих условиях особую важность приобретают вопросы сохранения, обновления и развития инфраструктуры ЗАТО. Они напрямую связаны с вопросами безопасности, социального самочувствия военнослужащих и членов их семей.

Активно проблемы ЗАТО на федеральном и региональном уровнях начали решаться с 2021 г. Государственная комиссия по вопросам развития Арктики под председательством вице-премьера Ю.П. Трутнева в феврале 2021 г. согласовала план мероприятий по реновации ЗАТО в Мурманской области (План обновления ... 2021). Всего в приложении к протоколу заседания Госкомиссии указано 26 мероприятий по реновации ЗАТО Североморск, ЗАТО За-озёрск, ЗАТО Видяево, Гаджиево и Полярный (входят в ЗАТО Александровск), посёлков Спутник, Никель, Печенга, Высокий и Алакуррти, Оленегорск. Констатирован высокий износ социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог, дефицит жилья. В этих муниципалитетах планируется отремонтировать кровли домов, служебные квартиры для военнослужащих, снести непригодные для проживания дома, установить детские площадки, возвести спортивные объекты, отремонтировать учреждения культуры и дороги. Общий бюджет реновации был определён в размере порядка 78 млрд руб. В контроле этих мероприятий в 2021 г. приняли участие глава Минвостокразвития А.О. Чекунков и министр обороны С.К. Шойгу. Этот вопрос 13 апреля 2022 г. с участием В.В. Путина обсуждался на заседании правительства по развитию АЗРФ (Совещание по вопросам развития ... 2023). Проблемам ЗАТО было посвящено специальное совещание 20 июля 2023 г. в г. Мурманске (Совещание по развитию ... 2023), целью которого было определить объём выполненных работ и проанализировать причины медленного решения вопросов. По докладу губернатора области для решения проблем ЗАТО израсходовано 13,9 млрд руб., треть из которых - средства федерального бюджета. По его оценке, чтобы построить ещё 134 многоквартирных дома и 37 объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, необходимо порядка 135 млрд руб. Параллельно надо

отремонтировать 362 жилых дома и 302 объекта соцкультбыта и инженерной инфраструктуры. Предварительная стоимость составляет 148,6 млрд руб. Всего за 10-летний период предстоит освоить 283,5 млрд руб. (порядка 20-28 млрд руб. в год).

Президент России В.В. Путин в своём критическом выступлении отметил, что «люди должны жить в человеческих условиях». Он распорядился согласовать план мероприятий и финансирования работ по развитию соответствующей инфраструктуры ЗАТО и населённых пунктов АЗРФ в целом, где дислоцированы воинские части. Были поставлены задачи по определению опорных населённых пунктов и подготовке мастер-планов по их развитию на период до 2035 г. (Совещание по развитию ЗАТО ... 2023).

Транспортные коммуникации и международное сотрудничество

Особое внимание в «Стратегии-2035» уделяется транспортным вопросам Мурманской области, поскольку жители и экономика региона морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом тесно связаны с областями России и приграничными государствами Северной Европы - Финляндией и Норвегией (Руденко, Уткова, Фофанова 2022). Соглашения о сотрудничестве Мурманской областью подписаны с норвежскими губерниями Финнмарк и Тромс, финскими провинциями Лапландия и Северная Остроботния. Область входила в состав Баренцева/Евроарктического региона с момента его учреждения в 1993 г. В настоящее время это сотрудничество приостановлено, Генеральное консульство Норвегии в г. Мурманске и Мурманское отделение Генерального консульства Финляндии в г. Санкт-Петербурге были закрыты 1 июля 2022 г.

В сложившихся условиях руководство области принимает активные меры по налаживанию и развитию международного сотрудничества со странами ШОС и БРИКС. Успешно продолжают развиваться социально-экономические и культурные связи с Республикой Беларусь.

Транспорт Мурманской области принимает участие в реализации крупных инфраструктурных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Карелия.

Значимым экономическим потенциалом как для Мурманской области, так и для Арктики в целом является развитие Северного морского пути. Наличие морского порта определяло судьбу многих жителей региона. Востребованными профессиями были и в перспективе останутся судостроители, судоремонтники, судоводители, электромеханики и матросы. В этих условиях важным для области вопросом является, как показывают проведённые исследования, профессиональная ориентация молодёжи (Недосека, Шарова 2022: 205). В этом направлении проводится большая и целенаправленная работа, которая постепенно даёт положительные результаты. Отток молодёжи в другие регионы уменьшается.

По просьбе жителей в области начала реализовываться идея по установке тёплых остановок для ожидания транспорта. Председатель Совета Федерации по этому вопросу 11 октября 2023 г. на заседании верхней палаты, где рассматривались вопросы Мурманской области в Совете Федерации, сказала: «Хорошая идея, красивая. Если я не ошибаюсь, каждый остановочный павильон стоит 4 млн - дороговато. Я бы постаралась найти подешевле или привлечь бизнес. Часть из них не работает, не отапливается. И вот такую хорошую историю испортили тем, что недоделали, не довели, не сделали качественно. Объявили, что будет ещё 50 таких новых остановочных павильонов (правильно, вы северная территория, люди должны ждать транспорт в комфортных условиях), но теперь сделайте так, чтобы уже они все работали, чтобы там реально было тепло ...» (Современное состояние ... 2023).

Развитие энергетической инфраструктуры

Согласно «Стратегии-2035» руководство области, начиная с 2021 г., пытается снизить зависимость от мазута, совокупное потребление которого составляет около 1 млн т в год. Его использование в качестве основного вида топлива для производства тепловой энергии приводит к высоким показателям тарифов на тепловую энергию и значительным выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Был взят курс на использование СПГ, модернизацию котельных с использованием угля, торфа и электрической энергии.

Для замены мазутной теплогенерации в январе 2022 г. Правительственная комиссия по региональному развитию одобрила выделение Мурманской области заёмных средств Фонда национального благосостояния в объёме 386 млн руб. для модернизации котельной в г. Оле-негорск. Прошли процедуру предварительного согласования заявки на финансирование проектов технологического обновления оборудования котельных в муниципальных образованиях региона (Кандалакша, Ревда, Ловозеро, Высокий) на общую сумму более 2 млрд руб. (Би-ев 2023: 33).

Уделяется большое внимание работе Кольской АЭС. Она построена по тому же проекту, что и финская АЭС «Ловииса», которая считается самой чистой АЭС в Европе. На ней создаётся стендовый испытательный комплекс по производству водорода. Предполагается создать систему обращения с водородом в промышленных масштабах и ввести в работу комплекс с электролизными установками мощностью 1 МВт, а в дальнейшем увеличить его мощность и производительность до 10 МВт.

На 2028 г. госкорпорация «Росатом» спланировала строительство второй Кольской АЭС - «Кола-2» в виде двух новых реакторов мощностью 600 МВт. Сейчас проект находится на этапе подготовки и разработки, выбрана площадка для строительства и проведены изыскания (Вопиловский 2022: 31).

Получил новый импульс проект газификации области. Следует отметить, что стоимость газа, первоначально предлагаемая ПАО «Газпром», более чем в 5 раз превышала установленную государством цену для потребителей близлежащего субъекта РФ - Республики Карелия. В результате проведённых переговоров и консультаций эта проблема была снята. Решено, что газификация области будет обеспечиваться за счёт трубопроводного газа трассы магистрального газопровода «Волхов - Мурманск», поставляемого по Единой системе газоснабжения. Благоприятное решение обеспечило стечение двух обстоятельств: поддержка проекта в высших эшелонах власти и избыток «голубого» топлива, образовавшийся из-за остановки «Северного потока». Надо отметить, что по предварительным подсчётам, реальным сроком ввода в эксплуатацию газопровода «Волхов - Мурманск» протяжённостью 1 367 км будет 2029 г. По предварительной оценке, при газификации будет создано более 20 тыс. рабочих мест и привлечено свыше 400 млрд руб. инвестиций (На ПМЭФ ... 2023). Нерешённым вопросом пока остаётся определение цены для конечного потребителя. Важно, чтобы она существенно не отличалась от среднероссийской.

Значимым достижением региона в области энергетики является ввод 1 декабря 2022 г. в коммерческую эксплуатацию самой крупной в АЗРФ Кольской ветроэлектростанции. 12 мая 2023 г. заместитель председателя Правительства РФ А.В. Новак принял участие в церемонии её запуска. Ветропарк сможет вырабатывать порядка 750 ГВт/ч в год, избегая при этом выброса около 600 тыс. т углекислого газа в атмосферу (Александр Новак ... 2023). В случае если проект продемонстрирует свою экономическую и экологическую эффективность, следует ожидать его распространения на другие заполярные регионы страны.

Авиация, рыболовство, наука и подготовка кадров

Согласно «Стратегии-2035» руководством Мурманской области активно проводятся мероприятия по модернизации аэропортовых комплексов, осуществляющих наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров. Ежегодный пассажирооборот Международного аэропорта «Мурманск» и аэропорта «Хибины» составляет соответственно 750 тыс. и 38 тыс. чел. Они обеспечивают 13 прямых авиарейсов: в Калининград, Санкт-Петербург, Сочи, Калугу, Москву, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Казань, Череповец, Пермь, Архангельск, включая два международных (Минск, Анталья).

Регион располагает значительным природно-ресурсным потенциалом для развития рыбной отрасли, на её долю приходится 12% общероссийского вылова рыбы. В ней задействованы более 200 морских промысловых судов и береговой комплекс, включающий портовые сооружения, рыбоперерабатывающие предприятия. Рыбохозяйственный фонд включает более 900 тыс. га пресноводных озер и 180 тыс. га водохранилищ. Ежегодно рыбоводные заводы выпускают в реки региона около 1 млн мальков атлантического лосося. В настоящее время разрабатывается план мероприятий по стратегическому развитию рыбохозяйственного комплекса области на период до 2030 г., с учётом запрета Великобритании вылова рыбы в водах Баренцева моря с января 2024 г. Заслуживают внимания предложения правительства Мурманской области по проведению на территории области эксперимента по вовлечению в коммерческий оборот уловов водных биологических ресурсов, добытых гражданами при осуществлении любительского рыболовства, но не используемых ими для удовлетворения личных потребностей.

Мурманская область обладает мощным потенциалом фундаментальной и прикладной науки, ядром которой является Кольский научный центр Российской академии наук (КНЦ РАН). Подготовку и повышение квалификации кадров осуществляют 12 образовательных организаций высшего образования. Важным решением в 2022 г. стало создание объединённого вуза - Мурманского арктического университета на основе реорганизации Мурманского государственного технического университета и Мурманского арктического государственного университета, который стал дополнением к дополнением САФУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Есть надежда, что интеграция программ обучения и кадровых повесток ведущих работодателей Заполярья позволит существенно актуализировать преподаваемые предметы, повысить их практическую ценность для освоения Арктики. Слабым местом вуза является недостаток студенческих общежитий, устаревающая материально-учебная база. 200 программ среднего профессионального и высшего образования осваивают около 9,5 тыс. студентов. Комплексную непрерывную подготовку рабочих кадров по востребованным направлениям подготовки для горнодобывающей, металлургической, атомной и других отраслей экономики обеспечивают 28 государственных и 5 негосударственных образовательных организаций среднего профессионального образования, программы среднего профессионального образования реализуются также в 5 вузах региона. Этому вопросу в рамках всей страны начали уделять больше внимания в Минобрнауки РФ.

Вопросы экологии

В последние годы в области больше внимания стали обращать на вопросы экологии. Так, длительные исследования учёных Кольского научного центра из Института проблем промышленной экологии Севера на приграничном озере Куэтсъярви, расположенном в нескольких километрах от российско-норвежской границы, показали крайне высокие концентрации никеля, меди, кобальта, цинка, кадмия, ртути и мышьяка в воде и в поверхностном слое дон-

ных отложений в результате деятельности Кольской горно-металлургической компании. Из-за химического загрязнения за последние годы произошли серьёзные изменения в сообществах живых организмов озера. После этого были определены другие районы области для комплексных исследований на предмет соблюдения там мер по охране окружающей среды. Так, морские прибрежные воды интенсивно загрязняются сточными водами предприятий, органи заций Министерства обороны РФ, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, в морском торговом порту отмечается устойчивое загрязнение вод Кольского залива нефтепродуктами, угольная пыль появляется в квартирах жителей Мурманска вследствие открытого способа перегрузки угля в порту.

По информации заместителя губернатора Мурманской области О.А. Кузнецовой, в 2021-2023 гг. в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на территории региона проводится международная акция «Сад памяти». Северяне в память о погибших в годы Великой Отечественной войны ежегодно высаживают более 6 тыс. деревьев и кустарников. Жителями области в ходе всероссийской осенней акции «Сохраним лес» посажено более 10 тыс. деревьев и кустарников. На территории региона проводятся всероссийский экологический субботник «Зелёная Россия» и акция «#БумБатл». В рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» организована работа по очистке берегов водных объектов от мусора (Кузнецова 2023: 42).

Развитие туризма и туристско-рекреационных кластеров

В Мурманской области в рамках «Стратегии-2035» принимаются активные меры по развитию арктического туризма. Региональный туристский бренд формируют интереснейшие природные, культурные, исторические и индустриальные объекты. В течение последних четырёх лет государственную поддержку получили 115 региональных проектов в сфере туризма стоимостью 350 млн руб. В 2022 г. область приняла порядка 540 тыс. туристов, выйдя на первое место среди регионов АЗРФ по данному показателю (Дубовой 2023: 19).

Признанным объектом туризма в области является Териберка - единственное место в России, куда можно добраться по автомобильной дороге, чтобы увидеть Баренцево море -главный центр притяжения туристов в Заполярье. Поморское село прославилось после выхода фильма «Левиафан». В 2022 г. его посетили 40 тыс. человек. Арктический фестиваль «Те-риберка» вошёл в ТОП-50 лучших мероприятий года Национального календаря событий.

Интерес у туристов вызывают полуостров Рыбачий - самая северная точка суши России, аналог норвежского Нордкапа (здесь расположена самая глубокая скважина в мире -12 262 м); Национальный парк «Хибины» - самый северный ботанический сад страны; атомный ледокол «Ленин» (в 2022 г. его посетили 60 тыс. экскурсантов); мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»; военно-морской музей Северного флота.

Продолжается работа по разработке мастер-планов развития туристско-рекреационных кластеров на территориях г. Кировска, с. Териберка, Ковдорского, Печенгского и Терского муниципальных районов. Идёт поиск частных инвесторов, готовых не только реализовать эти планы, но и решать социально-экономические и экологические проблемы этих территорий, вносить вклад в формирование комфортной среды проживания (Грушенко, Лисунова 2021). В этом направлении руководство области постоянно ведёт консультации и переговоры с представителями бизнеса не только Заполярья, но и других регионов РФ.

* * *

В Мурманской области за 2019-2022 гг. валовой региональный продукт увеличился на 20%, индекс промышленного производства вырос на 10,9% (по России - 7%). Экономика региона основывается на богатейшей минерально-сырьевой базе Кольского полуострова и биологических ресурсах Белого и Баренцева морей. В развитие Заполярья уже инвестировано около 900 млрд руб. Инвестиционный портфель Мурманской области включает свыше 300 проектов с перспективами вложений 1,2 трлн руб. до 2032 г. Отток населения из области с 2019 г. сократился примерно на 30%.

Многое из того, что функционирует в настоящее время в АЗРФ, впервые было апробировано в Заполярье. Свою высокую эффективность показали два преференциальных режима: АЗРФ и ТОР «Столица Арктики», резидентами которых стали более 200 предприятий.

С 2019 г. Мурманская область постоянно старается наращивать обороты в реализации национальных проектов. С 2022 г. регион участвует уже в 12 из 14 из них, в рамках которых выполняется 46 региональных проектов. Общая сумма расходов на мероприятия нацпроек-тов за 5 лет (2019-2023 гг.) составляет около 63,3 млрд руб., в т.ч. из федерального бюджета - 30 млрд руб., из областного - 25,8 млрд руб., внебюджетные средства (ФСС, ФОМС) составили 7,5 млрд руб. (Демченко 2023).

Руководство области и муниципальных образований активно продвигает план повышения качества жизни населения под лозунгом «На Севере - жить». В нём учтены более чем 500 тыс. предложений жителей области. Нерешённым остаётся вопрос о выплате северных надбавок работникам федеральных органов власти и учреждений, которые уже работают на Крайнем Севере.

Предстоит большая работа по формированию опорных населённых пунктов Мурманской агломерации, которая будет включать г. Мурманск, Кольский район, ЗАТО Североморск, Кировско-Апатитской агломерации и г. Мончегорск.

Ряд факторов сдерживает социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Отмечаются недостаточные темпы создания и обновления объектов социальной, транспортной, инженерной и других инфраструктур, сохраняется острая потребность в стимулировании жилищного строительства. Необходимо урегулировать вопросы, связанные с ликвидацией накопленного экологического вреда, в том числе посредством удаления имущества, затонувшего во внутренних морских водах.

С учётом дислокации Северного флота, повышения агрессивности НАТО в Северной Европе, перспектив дальнейшего развёртывания производственных мощностей по строительству морских платформ, размещения баз снабжения, а также объектов по переработке углеводородов, развития судостроения и судоремонта целесообразно рассмотреть вопрос об усилении военной, экономической и экологической безопасности региона.

Список литературы / References

Gunnarsson, B., Lasserre, F. (2023). Supply Chain Control and Strategies to Reduce Operational Risk in Russian Extractive Industries Along the Northern Sea Route. Arctic Review on Law and Politics 4: 21-45. DOI: 10.23865/arctic.v14.4052

Hilde, P. (2022). Deep Freeze: Security and International Relations in the Arctic Following Russia's Invasion of Ukraine. Academy for Security Policy: 1-6.

0sthagen, A., Svendsen, O. Bergmann, M. (2023). Arctic Geopolitics. The Svalbard Archipelago. Center for Strategic and International Studies: 1-13.

Александр Новак совершил рабочую поездку в Мурманск. Правительство России. 12.05. 2023. [Alexander Novak made a working trip to Murmansk. The government of Russia. 05.12.2023. (in Russian)]. Available at: http://government.ru/news/48464/ (accessed 30.07.2023).

Биев, А.А. (2023). Формирование территориальных систем теплоснабжения в северных и арктических субъектах России // Арктика и Север (51): 28-51. [Biev, A.A. (2023). Formation of Territorial Heat Supply Systems in the Northern and Arctic Regions of Russia. Arctic and North (51): 28-51. (in Russian)]. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.51.28

Вопиловский, С.С. (2022). Стратегические тренды энергетического развития северных территорий России // Арктика и Север (49): 23-37. [Vopilovsky, S.S. (2022). Strategic Trends in the Energy Development of the Northern Territories of Russia. Arctic and North (49): 23-37. (in Russian)]. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.23

В развитие Ковдорского ГОКа инвестируют 100 млрд рублей. Правительство Мурманской области.10.08.2022. [100 billion rubles will be invested in the development of the Kovdorsky Mining and Processing Plant. The Government of Murmansk Oblast. 10.08.2022 (in Russian)]. Available at: https://gov-murman.ru/info/news/461079/ (accessed 31.07.2023).

Встреча с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Президент России. 20.07.2023. [Meeting with the Governor of the Murmansk Oblast Andrey Chibis. President of Russia. 20.07.2023 (in Russian)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71712 (accessed 27.07.2023).

Гречаная, С.С. (2021). Морской порт Мурманска, как арктический хаб (нормативно-правовое регулирование) // Океанский менеджмент 2(11): 27-32. [Grechanaya, S.S. (2023). Murmansk seaport as an Arctic hub (legal regulation). Ocean Management 2(11): 27-32. (in Russian)].

Грушенко, Э.Б., Лисунова, Е.А. (2021). Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики. Апатиты: Издательство ФИЦ КНЦ РАН: 22-43. [Grushenko, E.B., Lisunova, E. A. (2021). Current Aspects of Tourism Development in the Oblasts of the European North of Russia and the Western Arctic. Apatity: Publishing house of the KSC RAS: 22-43. (in Russian)].

Демченко, О.Н. (2023). Наращивая обороты // Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Мурманской области (к Дням Мурманской области в Совете Федерации). Аналитический вестник 21(841). М.: Издание Совета Федерации: 22-32. [Demchenko, O.N. (2022). Increasing momentum. In: Current State and Prospects for Socio-Economic Development of the Murmansk oblast (for the Days of the Murmansk Oblast in the Federation Council). Analytical Bulletin 21(841). Moscow: Publication of the Federation Council: 22-32. (in Russian)].

Денис Мантуров рассказал о разработке литиевых месторождений в Мурманской области с 2023 года. Правительство России.08.02.2023. [Denis Manturov Spoke about the Development of Lithium Deposits in the Murmansk Oblast from 2023. The Government of Russia. 08.02.2023 (in Russian)]. Available at: http://government.ru/news/47734/ (accessed 31.07.2023).

Дубовой, С.М. (2023). Законодательные решения в интересах северян // Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Мурманской области (к Дням Мурманской области в Совете Федерации). Аналитический вестник 21(841). М.: Издание Совета Федерации: 12-21. [Dubovoy, S.M. (2023). Legislative decisions in the interests of northerners. In: Current State and Prospects for Socio-Economic Development of the Murmansk Oblast (for the Days of the Murmansk Oblast in the Federation Council). Analytical Bulletin 21(841). Moscow: Publication of the Federation Council: 12-21. (in Russian)].

Жителям Мурманской области. Президент России. 27.05.2023. [Residents of the Murmansk

oblast. President of Russia. 05.27.2023. (in Russian)]. Available at: www.kremlin.ru/events/presi dent/letters/71222 (accessed 15.06.2023).

Кузнецова, О.А. (2023). За 2022 год на рубль льгот - два рубля доходов в бюджет // Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Мурманской области (к Дням Мурманской области в Совете Федерации). Аналитический вестник 21(841). М.: Издание Совета Федерации: 33-42. [Kuznetsova, O.A. (2023). For 2022, per ruble of benefits -two rubles of budget revenue. In: Current State and Prospects for Socio-Economic Development of the Murmansk Oblast (for the Days of the Murmansk Oblast in the Federation Council). Analytical Bulletin 21(841). Moscow: Publication of the Federation Council: 33-42. (in Russian)].

На помощь участникам СВО в Мурманской области выделили 930 миллионов рублей. РИА Новости. 18.07.2023. [930 Million Rubles were Allocated to Help SVO Participants in the Murmansk Oblast. RIA Novosti 18.07.2023. (in Russian)]. Available at: https://ria.ru/20230718/pomosch-1884916414.html (accessed 31.07.2023).

Недосека, Е.В., Шарова, Е.Н. (2022). Профессионально-образовательные стратегии студентов СПО (по материалам опроса в Мурманской области) // Арктика и Север 49: 197-210. [Nedoseka, E.V., Sharova, E.N. (2022). Professional and Educational Strategies of Secondary Vocational Education Students (Based on Survey Materials in the Murmansk oblast). Arctica i Sever 49: 193-210. (in Russian)]. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.193

Паспорт Мурманской области. МИД РФ. 17.04.2023. [Passport of the Murmansk Oblast. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 17.04.2023 (in Russian)]. Available at: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1863900/ (accessed 28.07.2023).

План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике. Интерфакс. 09.02.2021. [The Plan for Renovating the Closed Administrative Town in the Murmansk Oblast has been Approved by the State Commission for the Arctic. Interfax. 09.02.2021. (in Russian)] Available at: https://www.interfax-russia.ru/northwest/news/plan-obnovleniya-zato-v-murmanskoy-oblasti-odobren-goskomissiey-po-arktike (accessed 12.08.2022).

Посещение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВА-ТЭК-Мурманск». Правительство России. 20.07.2023. [Visit to the Center for the Construction of Large-Capacity Offshore Structures of NOVATEK-Murmansk LLC. The Government of Russia. 20.07.2023. (in Russian)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71709 (accessed 27.07.2023).

Правительство направит инвестиции в строительство Мурманского транспортного узла. Правительство России.16.12.2022. [The Government will Invest in the Construction of the Murmansk Transport Hub. The Government of Russia. 16.12.2022. (in Russian)]. Available at: http://government.ru/docs/47344/ (accessed 19.12.2022).

Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2022 года № 3927-р. [Order of the Government of the Russian Federation of December 15, 2022 № 3927-r. (in Russian)]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202212160081?ysclid=llc0h8kqkt511398571 (accessed 13.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резидент АЗРФ освоит одно из крупнейших в Европе месторождений палладия и платины. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики 29.10.2021. [A resident of the Russian Arctic will develop one of the largest deposits of palladium and platinum in Europe. Ministry for the Development of the Russian Far East and Arctic. 29.10.2021. (in Russian)]. Available at: https://minvr.gov.ru/press-center/news/rezident-azrf-osvoit-odno-iz-krupneyshikh-v-evrope-mestorozhdeniy-palladiya-i-platiny--32615/ (accessed 31.07.2023).

Руденко, А.А., Уткова, М.А., Фофанова, А.Ю. (2022). Транспортный узел Мурманской

области и его значение в экономическом развитии Арктики // Управленческий учёт (12): 300-306. [Rudenko, A.A., Utkova, M.A., Fofanova, A.Yu. (2022). Transport Hub of the Murmansk Oblast and its Importance in the Economic Development of the Arctic. Management Accounting 12: 300-306. (in Russian)].

Совещание по развитию ЗАТО и городов в Арктической зоне. Президент России. 20.07. 2023. [Meeting on the Development of Closed Administrative Towns and Cities in the Arctic Zone. President of Russia. 20.07.2023. (in Russian)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/presi dent/news/71711 (accessed 27.07.2023).

Совещание по вопросам развития Арктической зоны. Президент России. 13.04.2022. [Meeting on the Development of the Arctic zone. The President of Russia.13.04.2022. (in Russian)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/68188 (accessed 05.10.2022).

Совещание на тему загрузки Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВАТЭК-Мурманск». Правительство России. 20.07.2023. [Meeting on the Topic of Loading the Center for the Construction of Large-Capacity Offshore Structures of NOVATEK-Murmansk LLC. The Government of Russia. 20.07.2023. (in Russian)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71710 (accessed 27.07.2023).

Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Мурманской области (к итогам Дней Мурманской области в Совете Федерации). Аналитический вестник № 22 (842). М.: Издание Совета Федерации. 2023. [Current State and Prospects for SocioEconomic Development of the Murmansk Region (to the Results of the Days of the Murmansk Region in the Federation Council). Analytical Bulletin 22(842). Moscow: Publication of the Federation Council. 2023. (in Russian)].

Чибис назвал открытие ж/д движения к порту Лавна историческим событием. РИА Новости. 15.12.2023. [Chibis Called the Opening of Railway Traffic to the Port of Lavna a Historical Event. RIA Novosti. 15.12.2023. (in Russian)]. Available at: https://ria.ru/20231215/otkrytie-1916080407.html (accessed 19.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.