Научная статья на тему 'Murata: современные компоненты для современных автомобилей'

Murata: современные компоненты для современных автомобилей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
194
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Скрипников Андрей

Компания Murata выпускает керамические конденсаторы и резонаторы, EMI-фильтры и датчики, предназначенные для использования в автомобильной технике, которые полностью удовлетворяют самым жестким требованиям по эксплуатационным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Murata: современные компоненты для современных автомобилей»

e

Компоненты и технологии, № 4'2004 Компоненты

Мига!а: современные компоненты

для современных автомобилей

Компания Мига1а выпускает керамические конденсаторы и резонаторы, ЕМ1-фильтры и датчики, предназначенные для использования в автомобильной технике, которые полностью удовлетворяют самым жестким требованиям по эксплуатационным характеристикам.

Андрей Скрипников

[email protected]

Современный автомобиль немыслим без сложнейшей электроники, которая управляет различными узлами и агрегатами. Это системы впрыска, иммобилайзеры, сигнализации, навигационные системы и другие.

К электронным компонентам, которые используются для изготовления автомобильной электроники, предъявляются очень жесткие требования по эксплуатационным характеристикам.

Во-первых, это температурный диапазон. Компоненты, предназначенные для работы в автомобильной электронике должны выдерживать температуру до 150 °С для устройств, работающих в подкапотном пространстве автомобиля и до 105 °С для остальных устройств. Кроме того, компоненты должны выдерживать резкие перепады температуры окружающей среды.

Во-вторых, стойкость к вибрационному и ударному воздействию. Все компоненты должны сохранять свою работоспособность в подобных условиях без сбоев и выдачи ложных сигналов.

В-третьих, надежность. Ко всем компонентам, которые используются в автомобильной технике, предъявляются повышенные требования к надежности.

Компания Murаtа (www.murata.com, ти^а.

alkon.net) выпускает широкий спектр компонентов, предназначенных для использования в автомобильной технике, которые полностью удовлетворяют всем вышеперечисленным требованиям.

Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Это керамические конденсаторы, керамические резонаторы, EMI-фильтры и датчики различного назначения.

Керамические конденсаторы

Порядка 14% всех выпускаемых компанией Murata керамических конденсаторов идет на нужды рынка автоэлектроники. Основной упор в производстве керамических конденсаторов общего назначения делается на надежность. В период с 1998

по 2002 годы уровень брака керамических конденсаторов, зафиксированный на этапе выходного контроля компонентов, составил от 0,26 до 0,3 ppm (1 ppm = 0,0001%). Под браком в данном случае понимаются такие распространенные неисправности конденсаторов, как короткое замыкание, обрыв, пробой испытательным напряжением и низкое сопротивление изоляции конденсатора.

Возврат забракованных у конечного потребителя конденсаторов в 2001 году составил исчезающе малую величину — 0,01 ppm или 33 штуки.

Специально для использования в автомобильной технике компания Murata выпускает серию керамических конденсаторов GCM. Их технические характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1. Керамические конденсаторы для автоэлектроники

Наимено- вание Размер Диэлектрик Температурный диапазон

GCM_R7 0402..1206 X7R -40...+125 °С

GCM_5C 0402..1206 NP0 -40...+125 °С

Основные направления развития керамических

конденсаторов:

1. Отказ от использования драгоценных и редкоземельных материалов в конструкции конденсатора за счет использования никеля в качестве обкладок конденсатора и медно-никелевых электродов.

2. Увеличение емкости конденсаторов за счет совершенствования технологии производства (табл. 2).

3. Увеличение емкости конденсаторов за счет их параллельного соединения. В этом случае несколько конденсаторов (до 3-х) устанавливаются друг над другом и соединяются с помощью металлических пластин. Такая конструкция конденсатора высокой емкости значительно сокращает механические напряжения в теле конденсатора, возникающие при перепадах температуры и вибрационном воздействии (рис. 1, табл. 3).

е

Компоненты и технологии, № 4'2004

Таблица 2. Диапазон емкостей для керамических конденсаторов

Емкость, мкф 0,1 0,22 0,47 1 2,2 4,7 10 22

50В Х7І?

ЭСМ18 25В Х7І?

(0603) 16В Х7І?

(1608) 10В Х7І?

6,3 В Х7І?

50В Х7І?

ЭСМ21 25В Х7І? Х7І?

(0805) 16В Х7І? Х7І? X7R

(2012) 10В Х7І? X7R

6,3 В X7R

50В Х7І? Х7І?

ЭСМ31 25В Х7І? Х7І? X7R

(1206) 16В X7R X7R хТТ

(321б) 10В Х7Г X7R

6,3 В X7R

ЭСМ32 (1210) (3225) 50В хТТ Х7ІГ

25В хТТ

16В Х7І"

10В

50В хТТ

ЭСМ43 (1812) (4532) 25В Х7І"

16В "хйТ

10В

10 5

-50^-5 / -10 * 50 ЇЇкГ'~>. 1І -13.05 > 0

Х8К

Тетр/(°С)

Рис. 2. Температурные характеристики конденсаторов с диэлектриком Х8к

Таблица 4. Конденсаторы с диэлектриком Х8к

Тип конденсатора GCM18/ 0603 о о о 1/ ОСМ31/ 1206

Тип диэлектрика Х8Р

Рабочее напряжение Емкость, пф 100 50 100 50 100 50

<1000

1000 X X X X X X

1500 X X X X X X

2200 X X X X X X

3300 X X X X X X

4700 X X X X X X

6800 X X X X X X

10000 X X X X X X

15000 X X X X X

22000 X X X X X

33000 X X X X

47000 X X X

68000 X X X

100000 X X X

150000 X X

220000 X

330000 X

470000 X

680000

1000000

Таблица 3. Номинальные значения емкостей для конденсаторов серии ОСС

Рабочее Емкость, мкф

напряжение 0,1 0,22 0,47 1 1,5 2,2 3,3 4,7 10 15 22 33 47 68 100

100 В 6Р1 6Р2 6Р3

63/50 В 6Р1 6Р2 6Р3

25 В 6Р1 6Р2 6Р2

16 В 6Р1 6Р2 6Р3

Рис. 1. Устройство конденсаторов серии ОСС

Тип конденсатора кма» тт ™Ма» тт Тма» тт

ЭСС6Р1 7 5,7 3,7

ЭСС6Р2 7 5,7 6,4

ЭСС6Р3 7 5,7 8,9

( Источник © N \ Ґ Устройство, N

V помех у \ © помехе у

И=‘ 'і ІЕМІ-фильтрЬ^—|ЕМ1-фильтр| ( по'дТврж^е '

I (3)1 помехе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—]ЕМ1-фильтр|

Устройство,

Немі-ф

Рис. 3. Причины возникновения (А) и способы подавления (Б) электромагнитных помех

ЛА

•О

Сигнал+шум у -г-

Шум^: пт

Рис. 4. Принцип работы конденсаторного фильтра

—о-

ЛА

Сигнал

4. Миниатюризация конденсаторов привела к выпуску специализированной серии конденсаторов ОСМ155 размером 0402 для автомобильной техники. Конденсаторы данного типа выпускаются с диэлектриками ЫР0 и Х7И. Рабочий температурный диапазон — от -55 до +125 °С.

5. Для приборов, работающих в подкапотном пространстве автомобиля, компания Мига1а выпускает специализированную серию конденсаторов с диэлектриком Х8И, который по своим основным свойствам аналогичен диэлектрику Х7И, однако обладает расширенным температурным диапазоном — от -55 до 150 °С (рис. 2, табл. 4).

ЕМ1-фильтры

Все электронные приборы автомобиля подвержены воздействию электромагнитных наводок, которые возникают при работе систем зажигания, управления сервоприводами и т. д. Природа возникновения этих по-

мех сложна и разнообразна, очень важно защитить любое электронное устройство от их воздействия.

Необходимость в использовании фильтров возникает тогда, когда источник помех и помехочувствительное устройство находятся в непосредственной близости друг от друга. Такая ситуация изображена на рис. 1, а. Помеха передается по проводникам, которыми соединены различные устройства или блоки одного устройства, наводится в них внешним электромагнитным полем.

Для решения этой проблемы можно, во-первых, уменьшить уровень помех, излучаемый самим устройством-передатчиком (3), повысить помехозащищенность приемника (4), или, что наиболее желательно, применить оба способа (1).

Шумоподавляющий эффект достигается за счет использования частотных свойств конденсатора или катушки индуктивности.

Соответственно, ЕМ1-фильтры подразделяются на следующие виды:

e

Компоненты и технологии, № 4'2004

Обкладки

о-

Диэлектрик

-Выводы

Обкладки

----Диэлектрик

4--------Выводы

Рис. S. Классический конденсатор и его эквивалентная схема

Рис. 6. Трехвыводной конденсатор и его эквивалентная схема

Таблица 5. EMI-фильтры компании Murata

• BL02RN2

Полное сопротивление [Ом] , ад х Г)—' * *'—и н—п

N

7

г R і і Рис. 8. Эквивалентная схема индуктивных фильтров Мигаїа и их частотные характеристики: X — индуктивная составляющая; к — активная составляющая;

X

0,5 1 2 5 10 20 50 100200 5001000 Z — полное сопротивление Частота [МГц]

• использующие свойства конденсаторов (1);

• использующие свойства катушек индуктивности (2);

• комбинированные (3).

Рассмотрим подавление ВЧ-шума с использованием конденсаторного фильтра (рис. 4). Конденсатор в такой схеме подключается между сигнальным проводником и «землей» устройства. С ростом частоты полное сопротивление конденсатора падает. Поскольку характер шума в основном высокочастотный, он отводится конденсатором на землю. В таких фильтрах могут использоваться обычные конденсаторы, подбирая емкость которых, можно «вырезать» шум в заданном частотном диапазоне. Однако с ростом частоты эффективность таких фильтров сильно падает, что связано с паразитной индуктивностью выводов конденсатора (рис. 5).

Таблица 6. Керамические резонатоы Мигаїа

Серия Температурный диапазон Частотный диапазон, МГц Точность, % Температурная стабильность, % Изображение

CSTCC_G_A 2,00.3,99 0,2 0,4 ч

CSTCR_G_B 4,00.7,99 0,5 0,15 ч

CSTCE_G_A -40...+125 °C 8,00.12,50 0,5 0,2

CSTCE_V_A 12,51.20,00 0,5 0,3

CSTCV_X_Q 12,51.20,00 0,5 0,3 ф

Серия Темпера- турный диапазон Назначение Изображение

BLM18_SH Индуктивный тип для сигнальных цепей

NFM21H -40. Конденсаторный тип для сигнальных цепей

NFE61H +125 °C Комбинированный тип для цепей питания

DLW31SH Фильтр для шин типа CAN

В ЕМ1-фильтрах фирмы Мига1а используются специальные трехвыводные проходные конденсаторы, характеризующиеся уменьшенным влиянием индуктивности выводов на фильтрующие свойства ЕМ1-фильтра (рис. 6). Такие конденсаторы могут использоваться для подавления шума на частотах свыше 1 ГГц.

При использовании индуктивного элемента его включают последовательно в зашумленную цепь. Полное сопротивление индуктивности растет с увеличением частоты, что позволяет ослабить или подавить шумовые помехи (рис. 7).

Как и в случае с конденсаторами, можно использовать индуктивности общего назначения в качестве ЕМ1-фильтров. Однако при этом появляется опасность возникновения резонанса в цепях, содержащих

индуктивность, и искажения формы сигнала.

Индуктивности, используемые в ЕМ1-фильтрах фирмы Мига1а, при работе на высоких частотах по своим свойствам приближаются к резистору, что, во-первых, уменьшает вероятность возникновения паразитных колебаний, а во-вторых, не искажает форму полезного сигнала (рис. 8 — И доминирует на высоких частотах).

Основные серии ЕМ1-фильтров компании Мига1а, предназначенных для работы в автомобильной технике, приведены в таблице 5.

Керамические резонаторы

В основу керамического резонатора положен принцип явления механического резонанса в пьезоэлектрической керамике. Приложение электрического потенциала к керамической пластине вызывает ее деформацию и наоборот, деформация керамики приводит к появлению на поверхности пластины электрических зарядов. Приложение переменного электрического потенциала приведет к возбуждению механических колебаний керамической пластины. Если частота этих колебаний близка к частоте собственного механического резонанса керамической пластины, то амплитуда колебаний значительно возрастает, увеличивается величина зарядов, обусловленных пьезоэффектом. В этом случае керамический резонатор, включенный в электрическую цепь, проявляет себя эквивалентно колебательному контуру. В зависимости от того, в какой плоскости пластины происходит резонанс, можно получить различные рабочие частотные диапазоны.

Важной отличительной чертой керамического резонатора являются малые размеры корпуса и малый вес. Габаритные размеры в эпоху миниатюризации являются одной из важных характеристик, так как уменьшение размеров элементов на схеме позволит

е

Компоненты и технологии, № 4'2004

напрямую уменьшить габаритные размеры корпуса самого изделия.

Керамика является более дешевым материалом по сравнению с кварцем, поэтому применение керамических резонаторов в схеме позволит удешевить готовое изделие, кроме того, компания Мигаїа гарантирует сохранение указанных параметров в заданных интервалах рабочих температур.

Одной из важнейших характеристик, отличающих керамические резонаторы от кварцевых, является меньшая длительность переходных процессов, возникающих после включения электронного устройства. По методике Сегаіоск время нарастания определяется как время, необходимое для достижения 90% уровня генерации при установившемся режиме.

Другой отличительной характеристикой керамических резонаторов является высокая устойчивость к вибрационному и ударному воздействиям.

Основные технические характеристики керамических резонаторов компании Мигаїа приведены в таблице 6.

Таблица 7. Ультразвуковые датчики компании Мигаїа

Наиме- нование Темпера- турный диапазон Конструк- ция Назна- чение Резонансная частота, кГц Чувстви- тельность, dB Уровень звукового давления, dB Диапазон рабочих расстояний, м Разрешающая способность, мм

МЛ40В8І? Приемник -63 0,2.6 9

МЛ40В83 Излучатель 120 0,2.6 9

МЛ4034І? -40... Открытая Приемник 40 -63 0,2.4 9

МЛ40343 +85 °С Излучатель 120 0,2.4 9

МА4035 Излучатель/ приемник 0,5.2 9

МА40Е8-2 Излучатель/ приемник -85 106 0,2...1,5 9

МА40Е9-2 -40... Защищенная Излучатель/ приемник 40 -85 103 0,2...1,5 9

МЛ40МЛ10-1В +85 °С Излучатель/ приемник -86 104 0,2...1,5 9

МЛ40МП4-1В Излучатель/ приемник -87 103 0,2...1,5 9

Датчики

Помимо пассивных компонентов для автомобильной техники компания Мига1а выпускает широкий спектр датчиков различного назначения. По принципу действия эти датчики можно разбить на следующие группы:

• Ультразвуковые датчики. Сюда входят ультразвуковые излучатели и приемники, предназначенные для работы в датчиках парковки и автомобильных сигнализациях.

• Пьезоэлектрические датчики ударного воздействия. Датчики этого типа используются в качестве рабочих датчиков в сигнализациях и подушках безопасности автомобилей.

• Пьезоэлектрические элементы для датчиков детонации.

• Пьезоэлектрические гироскопические датчики. Датчики данного типа используются в системах навигации автомобилей в качестве вспомогательных элементов, фиксирующих перемещение автомобиля. Рассмотрим эти группы датчиков подробнее.

Ультразвуковые датчики компании Мига1а для приема и излучения ультразвука. Мига1а выпускает излучатели, приемники и комбинированные приборы, которые сочетают в себе свойства как излучателей, так и приемников.

Выпускаются две разновидности датчиков — с изолированной и полностью герметичной конструкцией — для использования в качестве датчиков парковки. Несколько датчиков двойного назначения, сочетающих в себе свойства передатчика и приемника, устанавливаются на задний бампер автомобиля. Излучатель выдает пачки импульсов в пространство, переключаясь в паузах в режим приема и принимая отраженный сигнал. По задержке сигнала вычисляется расстояние между бампером автомобиля и препятствием. При уменьшении расстояния

У

Алюминиевый корпус

*

МА40ММ4-1В

Рис. 9. Ультразвуковой датчик типа МЛ40МР14-1В

в

Горизонтальная

плоскость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до критической отметки выдается предупреждающий сигнал.

Датчики, предназначенные для автоматов парковки, имеют высокую чувствительность: при резонансной частоте, равной 40 кГц. Дальность действия датчика достигает 1,5 метров при разрешающей способности 9 мм. Выпускаются датчики с различной диаграммой направленности, как симметричной (круговой), так и не симметричной (овальной).

Другая разновидность ультразвуковых датчиков — датчики, имеющие открытую конструкцию. Датчики этого типа предназначены для работы внутри салона автомобиля. Они выполняют роль объемных датчиков охранных сигнализаций и датчиков положения пассажиров в салоне автомобиля для контроллеров подушек безопасности. Один

или несколько ультразвуковых излучателей создают в салоне автомобиля ультразвуковое поле, характер которого изменяется при появлении или перемещении объектов внутри салона автомобиля. Эти изменения улавливаются ультразвуковыми приемниками, которые также расположены в салоне автомобиля. На основании данных от ультразвуковых приемников контроллер выдает управляющие сигналы на исполнительные устройства.

Основные характеристики датчиков этой серии приведены в таблице 7. Внешний вид и габаритные размеры ультразвукового датчика типа МА40МП4-1В изображены на рис. 9. Датчик типа МА4085 изображен на рис. 10.

Датчики детонации выполняют очень важную роль в работе двигателя. Они фиксируют момент детонации горючей смеси в ци-

e

Компоненты и технологии, № 4'2004

Таблица 8. Элементы для датчиков детонации Murata

Наименование Резонансная частота, кГц Собственная емкость, пф Область применения

6CC-21-15-700 66 450 Широкополосные датчики

6CC-10-3R9-100 180 230

линдрах двигателя автомобиля и выдают блоку управления двигателем информацию, на основании которой последний производит коррекцию угла опережения зажигания.

Компания Мига1а выпускает чувствительные элементы для датчиков детонации двух видов:

• Резонансные датчики имеют узкую зону чувствительности и позволяют зафиксировать только сам факт возникновения детонации. Кроме того, для надежной работы датчика данного типа требуется его индивидуальная подгонка для каждого двигателя, что усложняет процесс регулировки на заводе и в сервис-центрах. Однако это компенсируется простотой управляющих схем, которые работают совместно с датчиком детонации данного типа.

• Нерезонансные или широкополосные датчики, напротив, не имеют явно выраженного резонансного пика. В отличие от резонансных датчиков, они способны зафиксировать момент начала детонации и скорректировать угол опережения на раннем этапе, не допуская возникновения детонации. Кроме того, не требуется подгонка

Направление / Вращения маятника /

Груз (пп) С) 2 Л Сила J Кориолиса (F)

V ^Скорость (V)

Вектор угловой г* Скорости * '

Рис. 14. Маятник Фуко

каждого конкретного датчика к двигателю, индивидуальная калибровка и т. д. Однако в отличие от резонансного датчика, требуются более сложные управляющие схемы. Несмотря на некоторые недостатки, нерезонансные датчики постепенно вытесняют резонансные из автомобильных двигателей. Основные характеристики датчиков этого типа приведены в таблице 8, а внешний вид и габаритные размеры — на рис. 12.

Все чаще в автомобили устанавливаются навигационные системы, предназначенные для ориентации в незнакомой водителю местности, поиска оптимального маршрута и т. д. Подавляющее большинство таких систем основано на спутниковой системе глобального позиционирования (GPS). Однако такая система имеет существенный недостаток — невозможность работы в зоне неуверенного приема сигнала со спутников: в условиях мегаполиса, в тоннелях, подземных гаражах и т. д. Иногда оказывается, что точность определения и отслеживания координат с использованием GPS недостаточна для работы системы в целом.

В этом случае на выручку GPS приходят гироскопические датчики, которые позволяют отследить скорость и направление перемещения автомобиля без участия спутниковых систем (рис. 13).

Компания Murata серийно выпускает гироскопический датчик ENV-05G, предназначенный для работы в автомобильной технике. Принцип действия датчика основан на воз-

Таблица 9. Гироскопический датчик ENV-05G

Темпера- турный диапазон Рабочее напря- жение Быстро- действие Чувстви- тельность Разрешаю- щая способность

-40. +85 °C 5 В +/ -70 град./ сек 25 мв/ град./ сек 0,1 град./сек

никновении силы Кориолиса при повороте качающегося маятника вокруг оси качения. При этом возникает сила, перпендикулярная плоскости качания маятника (рис. 14).

Датчик угловой скорости компании Мига1а состоит из так называемой биморф-ной пластины. Биморфная пластина представляет собой две керамические пластины с разной поляризацией, соединенные вместе. На одну из пластин биморфа подается высокочастотное напряжение, под действием которого весь биморф приводится в колебательное движение. При этом со второй пластины снимается напряжение, которое возникает при ее колебании, вызванном колебаниями первой пластины. При повороте пластин вокруг своей оси возникает сила Корио-лиса, которая изменяет характер колебаний керамических пластин и, соответственно, приводит к изменению напряжения, снимаемого со второй пластины. Затем этот сигнал обрабатывается и на выходе гироскопического датчика получается напряжение, которое прямо пропорционально скорости поворота датчика вокруг рабочей оси (рис. 15).

Основные характеристики гироскопического датчика ЕЫУ-05С приведены в таблице 9.

Рис. 13. Гироскопические датчики Murata

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.