Научная статья на тему 'МУП «ВОДОКАНАЛ»: вчера, сегодня, завтра'

МУП «ВОДОКАНАЛ»: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУП «ВОДОКАНАЛ»: вчера, сегодня, завтра»

ным заказчикам возможности авиапроизводства «Полета», объединению необходимо выпустить трАнспортно-конвертируемый, комфортабельный Ан-Э. С мягкими креслами, современным туалетным модулем, багажными полками, прямоугольными двойными окнами. Машина, конечно, дорогая, поэтому часть потребителей хотела бы видеть ее в упрощенной модификации, с комфортабельными креслами, но без багажных полок, туалета, с круглыми окнами.

Расширяя объемы серийного выпуска Ан-3, объединение вынуждено решать ряд серьезнейших проблем. От сертификации самолета и производства до поиска комплектующих.

Производство Ан-2 прекращено, машины, приходящие на переоборудование, требуют порой замены деталей, которые оказываются остродефицитными. Это одно. Второе - по результатам сертификационных работ, макетная комиссия потребовала комплектовать Ан-3 немецкой аккумуляторной батареей Varta, французскими проблесковыми маячками и спутниковой связью GPS. Импортное оборудование почти на 20 тысяч долларов повысило цену воздушного судна. Что, конечно, ощутимо для потребителей. Но нет возможности применить подобное отечественное. Связь GPS, используемая в самолете для решения навигационных задач, осуществляется через америкАнскую глобальную спутниковую систему «НА-ВСТАР». На том же «Полете» собираются космические аппараты российского Аналога этой системы связи -«ГЛОНАСС». Но перестройка и последующие за ней годы «демократии» не дали возможности развернуть космическую группировку в полном объеме и создать гамму потребительской аппаратуры. Есть что-то удручающее в том, что предприятие, создающее спутники для отечественной системы космической связи, вынуждено тратить деньги на приобретение аппаратуры импортной.

Острая проблема сегодня на «Полете» и в авиастроении, в частности - кадры. Дефицит распространяется на все звенья: квалифицированные рабочие, технологи, мастера, начальники цехов. Костяк производственных коллективов на добрую половину состоит из специалистов предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежи почти нет. Между ОмГТУ и «Полетом» заключены договоры, согласно которым выпускникам техуниверситета предоставляется работа в объединении. Однако сегодняш-

ний рейтинг завода среди молодежи невысок, желающих находится немного. В текущем году в авиапроизводство пришло несколько выпускников ОмГТУ. А.П. Радионцев, заместитель генерального директора по авиастроению, настроен как можно быстрее сделать из них специалистов, чтобы в дальнейшем они стали начальниками цехов. Необходимо расширять тесное сотрудничество науки и производства.

Нельзя не сказать о таком важнейшем этапе серийного выпуска Ан-3, как сертификация самолета. Возможно, к моменту выхода журнала в свет, она будет завершена. Воздушное судно наконец-то получит гражданство. Сертификационные работы, растянувшиеся на многие-многие месяцы, потребовали целый ряд существенных доработок машины. Последняя имела место летом этого года - установка на базовом варианте 4-х кресел и аварийного люка. Пока же Ан-ЗТ имеет временный сертификат, со сроком действия до конца 2000 г. Но двигатель ТВД-20 в текущем году получил постоянный.

А на очереди сертификация производства. И пока никто не скажет, какое время она может занять. Новосибирский завод им. Чкалова долгих четыре года решал эту проблему для самолета Ан-38.

Но самое, пожалуй, главное для авиастроения «Полета» - выйти в ближайшее время на выпуск 3-4 самолетов в месяц. Если рост объемов серийного производства растянется на годы, тогда программа переоборудоваОА-ния Ан-2 в Ан-3 потеряет смысл. Парк пригодных для модернизации «Аннушек» сокращается лавиноообразно. Если сегодня по некоторым данным он составляет порядка полутора тысяч машин, то через 5 лет, возможно, нечего будет переоборудовать. И, конечно, параллельно с модернизацией Ан-2 «Полет» должен приступать к осваиванию производства Ан-3 с нуля. Пока у Ан-3 нет серьезных конкурентов. Но ситуация в отечественном авиастроении такая, что они могут появиться. А значит, нельзя упустить время и дать фору конкуренту.

КЛИНЫШКОВ А. - доктор технических наук, профессор кафедры "Производство летательных аппаратов" ОмГТУ;

ПРОКОПЬЕВ С. - корреспондент газеты "Заводская жизнь" ПО "Полет".

МУП «ВОДОКАНАЛ»: вчера, сегодня, завтра

ИНТЕРВЬЮ СНА ПАЛЬНИКОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА МУП «ВОДОКАНАЛ» А.Е. БИРЮКОВЫМ

- Расскажите, пожалуйста, о предприятии и его истории.

- Омский Водоканал был основан в 1912 году. Строительство велось по договору с Брянским обществом. При вводе в эксплуатацию Водоканал имел в своем составе: водозабор из реки Иртыш в створе ул. Маяковского, две насосные станции первого и второго подъемов, очистные сооружения, состоящие из двух вертикальных отстойников и четырех фильтров, производительностью 4 тысячи м3 в сутки, водопроводные сети длиной 10 км с десятью водозаборными будками и водонапорной башней по ул. Гусарова с емкостью бака около 480 м3.

Водопроводная сеть охватывала центральную часть города, мощность водопровода была недостаточна.

К1940 году она была доведена до 12 тысяч м3 в сутки. Кроме того, были расширены очистные сооружения, старые нефтяные машины и поршневые насосы насосных

станций были заменены на центробежные с электромоторами. Была увеличена протяженность уличной сети, возросло количество общественных водозаборов. В 1926 году начато строительство канализации. Объем стоков, которой первоначально составлял 6,5 тыс. м3 в сутки. Стоки без очистки сбрасывались в Иртыш.

В начале 1950 г. остро встал вопрос об увеличении мощности водопровода и канализации города. Это было связано с тем, что во время эвакуации предприятий с запада СССР около 130 предприятий было перебазировано в Омск. Для временного решения проблем еще во время войны было начато строительство нового водопровода, который введен в эксплуатацию в 1949 году. Также в связи с увеличением объема сточных вод часть их сбрасывалась в р. Омь. Для ликвидации подобных явлений в 1960 году введены в эксплуатацию главный коллектор и очистные сооружения в поселке Николаевка производительностью 80 тысяч кубометров в сутки.

Далее. В пятидесятых годах в городе Омске бурными темпами развивается промышленное и жилищное строительство. Для обеспечения нужд города принято решение о реконструкции и расширении сооружений водопровода. На Ленинской насосной станции произведена замена насосных агрегатов на более мощные, разработан проект строительства технического водопровода для предприятий и передачи воды, подававшейся предприятиям и омичам. Для этого в Омске начата модернизация очистных сооружений с доведением их до мощности 308 тысяч кубометров. Одновременно разрабатывается проект по строительству очистных сооружений производительностью 565 тысяч кубометров в сутки.

В 1978-1979 г.г. заканчивается сооружение водозабора Падь, что в результате дало бесперебойное снабжение потребителей ведой, невзирая на условия водозабора и состояние воды.

В результате более чем 80 летней истории МУП «Водоканал» представляет собой предприятие с численностью работающих более 2600 человек и охватывающую весь город сетью водоводов и коллекторов. На предприятии работает высококвалифицированный персонал, постоянно происходит усовершенствование старой и введение новой техники. Безусловно, предприятие испытывает не самые лучшие времена, но, тем не менее, никто не собирается опускать руки.

- Каково состояние водоснабжения и водопроводных сетей?

- На сегодняшний день на балансе МУП «Водоканал» находится более 1400 км водопроводных сетей (по состоянию на 1.01.2000). Естественно, сети стареют, и им требуется замена. На сегодняшний день требуется менять около 50 км сетей ежегодно, но из-за отсутствия финансовых средств меняется около 20 км.

Следует сказать, что, несмотря на все неурядицы, состояние питьевой воды остается на высоте. Предприятие работает в направлении снижения себестоимости воды при отсутствии снижения качества. Так, за последние несколько лет качество воды значительно улучшилось, что, несомненно, отметили омичи.

- Какие проблемы стоят перед предприятием?

- Прежде всего, как и везде, проблема финансовая. Сейчас потребители платят едва ли 35% реальной стоимости воды, но пользуются ею весьма расточительно. Кроме того, зачастую потребитель не желает за нее платить. И как следствие, задолженности перед бюджетом.

- Производятся ли ремонт, реконструкция, замена устаревшего оборудования на более экономичное и производительное ?

- Да, такая замена производится. Среди наиболее значимых примеров можно выделить установку на насосных станциях канализации насосов FLYGT. Это дало значительную экономию электроэнергии. Замена изношенных труб на пластиковые, более долговечные. Также можно выделить замену реагентов по очистке воды и оптимизации процесса очистки. Последнего следует коснуться особо. До внедрения нового реагента ВПК-402 предприятие пользовалось сернокислым алюминием, и необходимость в нем составляла более 8000 тонн, но при введении ВПК-402 потребность в алюминии отпала, в результате экономия составила более 20 млн. руб. Кроме того, после оптимизации производственного процесса увеличилась производительность очистных сооружений.

- Какое оборудование и приборы удовлетворяют запросам Водоканала - отечественные или импортные?

- К сожалению, вынуждены констатировать, что для Водоканала более подходит импортное оборудование. Это, прежде всего, связано с хорошим сервисом и техническими показателями. Российские же аналоги, безусловно, есть, но, как правило, они в состоянии опытных образцов, и поэтому дороги, даже по сравнению с импортными аналогами.

- А какие предприятия Омска выпускают оборудование для вас?

- Мы сотрудничаем с рядом предприятий, которые производят для нас различные комплектующие. В частности, можно выделить сотрудничество с ПО "Полет", АО "Сатурн" (счетчики воды), МКБ (насосы) и некоторые другие.

- Какие мероприятия вы проводите по энергосбережению?

- Это внедрение устройств частотного регулирования, внедрение насосов РС/вТ, использование ВПК-402. Кроме того, можно выделить запуск аэраторов из волокнисто-пористого полиэтилена и многое другое.

- Какова их эффективность?

- Один факт. Только по насосам РЬУвТ и устройствам частотного регулирования за 1999 год сэкономлено 828 МВт электроэнергии.

- Какие мероприятия проводятся по доочистке воды?

- На очистных сооружениях есть специальные фильтры для очистки воды. Сейчас, несмотря на сложную ситуацию с деньгами, готовится их реконструкция.

- Как вы взаимодействуете с экологами?

- Они нас контролируют, как и любое предприятие города, занимаются контролем загрязнения атмосферы, почвы и воды. Экологи это осуществляют с помощью наблюдателей, осматривающих объекты, или с помощью лабораторных замеров.

- Какие новейшие разработки внедряются на Водоканале?

- Среди последних нововведений можно выделить ро-бототехническую систему обследования коллекторов "Рокот", предназначенную для обследования коллекторов больших диаметров.

- С какими научными учреждениями вы сотрудничаете?

- Среди научных учреждений можно выделить НПО «Прогресс» (виброоборудование, резинотехнические изделия), ОНИИП (радиоэлектроника), Водоканал-автоматика (системы контроля), ЦКБА (автоматическая система дозировки флокулянта), научно-внедренческий центр «Динамика», НВЦ «Униток», НПО «Тарис» (уже упоминавшиеся системы контроля коллекторов "Рокот").

- Какие взаимосвязи с вузами налажены?

- Мы посылаем специалистов на подготовку и переподготовку, предоставляем им практические научные задания.

- Какие вузы готовят специалистов для предприятия?

• Для нас готовят кадры ОмГТУ - специальность энергоснабжение по отраслям, ОмГУПС - энергетика, НГАСУ - водоснабжение и водоотведение, ОмГАУ - специальность водохозяйство и строительство и ОмГУ - информатика и ВТ, экономические специальности, юристы.

- Молодежь к вам приходит работать ?

- Конечно.

- Каковы ваши требования к молодому специалисту, выпускнику вуза ?

- Прежде всего, выпускник должен быть грамотным специалистом. Также он должен уметь самостоятельно мыслить, не бояться принимать самостоятельные решения. И, наконец, умение работать в коллективе.

- Какие планы и перспективы на ближайшие годы в области ресурсосбережения?

- В планах на ближайшее время у нас выведение из работы воздуходувок на очистных сооружениях и замена их погружными лопастными мешалками, кроме того, продолжить установку устройств частотного регулирования насосов на насосных сетях. В отдаленном будущем разработка системы регулирования давления в водопроводных сетях Омска, в результате действия которой будет убираться избыточное давление в сетях районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.