Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА'

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ГОРОД / ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПАМЯТНИК ИСТОРИИ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изыкенова Ирина Тимофеевна, Мишакова Оксана Эдуардовна

Статья посвящена роли муниципального музея в изменении и представлении культурного ландшафта исторической части городской среды современного Улан-Удэ при помощи экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной и проектной, в том числе грантовой деятельности. Рассматривается формирование музейного фонда в процессе поэтапной музеефикации здания - памятника истории, архитектуры и градостроительства регионального значения, которое было отдано под музей при содействии Администрации города, что говорит о заинтересованности мэрии в появлении муниципального музея в столице Бурятии. Выявляется тесная взаимосвязь исторического прошлого города с современной архитектоникой городской среды и лапидарностью (лаконичностью) фондовых собраний музея. Также уделяется внимание вопросу установления статуса музея: музей-памятник или музей-усадьба, - что требует дальнейшего внимательного изучения и обоснования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL MUSEUM IN SHAPING THE CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY

The article is devoted to the role of the municipal museum in changing and presenting the cultural landscape of the historical part of the urban environment of modern Ulan-Ude with the help of exposition-exhibition, cultural-educational and project activities, including grant activities. The formation of the museum fund is considered in the process of gradual museumification of the building - a monument of history, architecture and urban planning of regional significance, which was given over to the museum with the assistance of the City Administration, which indicates the interest of the mayor’s office in the emergence of a municipal museum in the capital of Buryatia. The close relationship of the historical past of the city with the modern architectonics of the urban environment and the lapidarity (conciseness) of the museum’s stock collections is revealed. Attention is also paid to the issue of establishing the status of a museum, either a memorial museum or a museum-estate, which requires further careful study and justification.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА»

УДК 069(571.54-25):[069.5:911.53]

И. Т. Изыкенова, О. Э. Мишакова

Муниципальный музей в формировании культурного ландшафта города

Статья посвящена роли муниципального музея в изменении и представлении культурного ландшафта исторической части городской среды современного Улан-Удэ при помощи экспозици-онно-выставочной, культурно-образовательной и проектной, в том числе грантовой деятельности. Рассматривается формирование музейного фонда в процессе поэтапной музеефикации здания - памятника истории, архитектуры и градостроительства регионального значения, которое было отдано под музей при содействии Администрации города, что говорит о заинтересованности мэрии в появлении муниципального музея в столице Бурятии. Выявляется тесная взаимосвязь исторического прошлого города с современной архитектоникой городской среды и лапидарностью (лаконичностью) фондовых собраний музея. Также уделяется внимание вопросу установления статуса музея: музей-памятник или музей-усадьба, - что требует дальнейшего внимательного изучения и обоснования.

Ключевые слова: муниципальный музей, город, историческая среда, культурный ландшафт, памятник истории, музеефикация, экспозиция

Irina T. Izykenova, Oksana E. Mishakova Municipal museum in shaping the cultural landscape of the city

The article is devoted to the role of the municipal museum in changing and presenting the cultural landscape of the historical part of the urban environment of modern Ulan-Ude with the help of exposition-exhibition, cultural-educational and project activities, including grant activities. The formation of the museum fund is considered in the process of gradual museumification of the building - a monument of history, architecture and urban planning of regional significance, which was given over to the museum with the assistance of the City Administration, which indicates the interest of the mayor's office in the emergence of a municipal museum in the capital of Buryatia. The close relationship of the historical past of the city with the modern architectonics of the urban environment and the lapidarity (conciseness) of the museum's stock collections is revealed. Attention is also paid to the issue of establishing the status of a museum, either a memorial museum or a museum-estate, which requires further careful study and justification.

Keywords: municipal museum, city, historical environment, cultural landscape, historical monument, museumification, exposition DOI 10.30725/2619-0303-2022-3-45-51

Рассмотрение роли муниципального музея в формировании и представлении культурного ландшафта исторической части городской среды на примере г. Улан-Удэ своевременно и актуализируется возрастающим вниманием общества к локальной истории и все большей значимостью краеведения при формировании самоидентичности и гражданской позиции в отношении к прошлому и сохранению наследия.

Тему становления и тенденций развития местных музеев разрабатывали и продолжают развивать многие исследователи. Среди трудов, внесших значительный вклад в проблематику вопроса, следует отметить работы таких авторов, как Н. С. Королева, которая рассматривает де-

ятельность муниципальных музеев и дает им оценку в деле сбережения, изучения и трансляции историко-культурного наследия города [1], Т. М. Назарцева, выявляющая проблемы муниципальных музеев Сибири [2], Е. В. Саяпарова, которая посвятила обзорную статью истории муниципальных музеев Бурятии [3].

Прежде чем перейти к рассмотрению основной проблематики, уместным будет дать краткую характеристику города, в границах которого рассматривается деятельность муниципального музея. Современный г. Улан-Удэ (г. Верхнеудинск до 1934 г.) - столица Республики Бурятия, один из старейших и интереснейших в плане исторических событий городов Вос-

точной Сибири. Начинал он свою историю с Удинского зимовья и острога в середине XVII в., затем стал уездным городом Удин-ском, Верхнеудинском в XVIII в., получил статус одного из ведущих торгово-распо-рядительных центров на востоке страны в XIX в. благодаря развитию торговли между Китаем и Россией. В советское время стал крупным промышленным и торговым городом, статус которого сохраняется и по настоящее время.

Сегодня муниципальные музеи, расположенные в городской среде, отражают своими экспонатами вехи развития того или иного этапа города. В музей приходят жители, приносят единичные экземпляры былой жизни, предметы, которые они сохранили в своих семьях, домах. Они хотят делиться своими воспоминаниями, понимают, что время безжалостно к хрупким свидетельствам прошлого и место им в музее, где они сохранятся на многие годы. Также есть старинные вещи, найденные во время сноса старых домов.

Таковы экспозиция и коллекции Музея истории города Улан-Удэ, который был публично открыт в марте 2001 г. в здании -памятнике истории и архитектуры регионального значения [4, с. 154]. Фонды музея формировались в ходе музеефикации купеческого дома, первогильдийца, потомственного почетного гражданина И. Ф. Голдоби-на. Дом расположен в исторической части города (улица Ленина, д. 26).

Размышляя о важности размещения муниципального музея в исторической среде, в здании-памятнике, отметим, в связи с этим, несомненно, позитивные изменения в части культурного ландшафта города в виде создания и реконструкции определенных маркеров, связанных со значительными историческими событиями.

В чем же репрезентативная значимость здания, отданного под музей?

20-21 июня 1891 г. в доме Голдобиных останавливался цесаревич, будущий император Николай II, посетивший Верхнеу-динск на обратном пути его путешествия по странам Азии [5].

После революционных событий в октябре 1917 г. дом был отдан под разные учреждения, в том числе здесь размещалась редакция газеты «Правда Бурятии», а некоторые комнаты использовались как жилые квартиры [6].

В 1996 г. постановлением правительства Республики Бурятия (№ 242) усадьба

Голдобина (главный дом и торговые лавки) была поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия - памятник истории и архитектуры [7].

Анализируя процесс организации музея, условно можно выделить три этапа музеефикации как самого здания, так и части культурного ландшафта. Первый этап характеризуется как раз выбором здания для музея. Этот период обусловлен рядом обстоятельств. В первую очередь процессом позиционирования местной истории, в том числе с помощью Дня города, который стал широко праздноваться с конца 1990-х гг. Так, в 1998 г. в календаре российских городов обозначено, что Улан-Удэ празднует 332-хлетие со дня основания, этот праздник состоится 12 июня [8]. В тот год сотрудники республиканского Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова на открытии выставки, посвященной истории города Улан-Удэ, которую посетил мэр Г. А. Айдаев с главами городов Восточной Сибири, обратились к сити-менеджеру столицы с обращением о необходимости создания музея города. После завершения празднеств мэром было дано задание соответствующим подразделениям городской Администрации, Научно-производственному центру по охране и использованию памятников истории и культуры, а также Музею истории Бурятии подобрать здание для музея.

Выбор здания по ул. Ленина, д. 26, как было сказано выше, в центральной исторической части города, в котором на тот момент располагался «Забайкалсельэлек-трострой», был предоставлен Администрацией города. Основные аргументы в пользу купеческого дома под музей оказались следующие: здание имеет историческую значимость, оно входит в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, а также расположено в удобном месте, т. е. в самом центре города, доступно для посещения большого количества горожан и гостей столицы Бурятии.

Таким образом, начало первому и единственному муниципальному музею г. Улан-Удэ было положено грантовым проектом - «Музеефикация дома И. Ф. Голдобина как памятника истории и культуры» в 1999 г. Открытие состоялось развернутой выставкой «От острога до столицы», а также в память о пребывании будущего последнего императора Николая II с анимационной

программой - «Приезд цесаревича» выступили актеры Государственного русского драматического театра им. Н. А. Бестужева [9, с. 64].

Второй этап - это начало сбора материалов, комплектование фондовых коллекций, организация выставочной деятельности, формирование пешеходной зоны, создание ряда архитектурных и скульптурных композиций, отражающих историю города, а также благоустройство мест для прогулок посетителей.

Создание муниципального музея явилось неординарным событием для города. Он повлиял, как отмечено выше, на изменения культурного ландшафта исторической части города. В связи с этим следует сказать, что по инициативе одного из предпринимателей республики И. Матханова осуществилась историческая реконструкция Триумфальной арки «Царские ворота», которая была специально сооружена к приезду цесаревича. В это же время шло восстановление Свято-Одигитриевского кафедрального собора, своеобразной доминанты исторической части города. Как указывает исследователь В. К. Гурьянов, «...на Одигитриевский собор и были ориентированы главные улицы города при составлении первых регулярных планов. Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье» [10, с. 18].

Центральный участок (360 м) главной улицы города - Ленина (прежние названия - Трактовая (через которую проходил Сибирский тракт), Большая, Большая Николаевская) становится пешеходным 3 июля 2004 г. в ходе празднования Дня города [11]. Пешеходный абсолютно прямой участок улицы был определен с нагорной части города, т. е. как раз от Триумфальной арки до Свято-Одигитриевского собора, посередине которого в купеческом старинном доме расположился Музей истории города.

Экспозиция музея явилась определенным маркером дореволюционной и советской истории и культуры города, где подлинные экспонаты определенно отразили этапы развития культурного ландшафта.

Анализируя приведенный материал, находим интересным рассуждения о статусе музея. Возможно, Музей истории города Улан-Удэ отнести к разряду музей-памятник. Согласно определению, выдвинутому

М. Е. Каулен, «„музей-памятник" - это музей, создаваемый на основе музеефикации отдельного памятника истории и культуры. По статусной позиции музеи-памятники могут быть самостоятельными музейными учреждениями». В то же время музей может иметь статус музея-усадьбы, который «создается на основе музеефикации всего архитектурно-ландшафтного, хозяйственного, бытового комплекса и составляет историко-культурный феномен» [12], так как сохранилась небольшая придомовая площадь, которая в настоящее время используется музеем в виде открытой площадки для скульптурных композиций, ярмарок сувениров и изделий народных промыслов [13].

Третий этап определяем как этап активизации экспозиционно-выставочной и проектной деятельности музея, вписанные в городскую среду. Архитектоника здания музея логично дала возможность сотрудникам-экспозиционерам сделать смысловой акцент на необходимость воссоздания при помощи ансамблевого метода интерьера купеческого дома и ввода в экспозицию сведений об исторических владельцах дома: И. Ф. Голдобин, являясь купцом первой гильдии, владел ликеро-водочным, солеваренным и стекольным заводами, слыл известным меценатом и золотопромышленником, за что был удостоен статуса почетного гражданина Верхнеудинска. Исходя из этого была проведена историческая реконструкция внутреннего убранства дома, воссоздан интерьер, характерный для городских жителей, относящихся к купеческому сословию. В центре одного из разделов экспозиции был помещен обеденный стол, венские стулья, шкаф начала ХХ в. в стиле «модерн» германского производства, украшенный витражами, фортепиано Hupfer конца XIX в., этажерки, фотографии в рамах, кружевные салфетки и другие так называемые «безделушки», «милые сердцу вещички». Научными сотрудниками музея было детально изучено пространство дома, выявлены месторасположения комнат, кабинет хозяина, гостиная, столовая, спальная комната, детская. Отметим, что в доме в первозданном виде сохранилась внутренняя чугунная лестница, конструктивная особенность которой заключается в подвижной конфигурации элементов. Данная винтовая лестница, вылетая из чугуна в конце XIX в. в Петербурге, специально для этой усадьбы заказывалась лично владельцем усадьбы. Когда-то по этой лестни-

це поднимался цесаревич Николай Александрович, теперь же по его следам смог пройти каждый посетитель музея. Лестница обладает интересной особенностью: ее можно разобрать на отдельные фрагменты и легко демонтировать, это позволяет сделать особая конструкция - между собой ступени скреплены болтами.

Отдельный интерес представляет реконструкция торговой лавки, иллюстрирующая торговое значение г. Верхнеудинска, январская ярмарка которого была крупнейшей в Забайкалье. Украшением торговой лавки явился старинный медный самовар конца XIX в., который ранее принадлежал хозяйке усадьбы Е. Голдобиной. Позднее этот самовар был ею подарен кухарке в благодарность за преданную службу.

Устроители экспозиции подошли к данной части особенно тщательно, проработали вопросы особенностей городского быта и их интерпретации в музейном пространстве. Для этого была изучена коллекция Этнографического музея народов Забайкалья и экспозиция его городского комплекса, интерьеры которого созданы еще в 1980-х гг. По воспоминаниям ветерана Этнографического музея Г. С. Миты-повой, работавшей с 1978 по 1983 г., было установлено, что, когда Министерство культуры Республики Бурятия решило вопрос о приобретении дома городского врача Танского, многие предметы были приобретены музеем, а именно: шкафы, столы, буфеты, этажерки, посуда, всевозможные вещи, характерные для начала XX в. среди городской интеллигенции. Также крупным приобретением музея стали предметы, относящиеся к укладу жизни мещан, проживавших в большом количестве в Верхнеу-динске. Данная коллекция интересна тем, что мебель в основном была изготовлена кустарным способом, но не уступала более поздним изделиям из дерева - светильникам, подсвечникам, другой домашней утвари, особенно интересными стали чугунные вафельницы с соответствующими вензелями [14].

По замыслу проектировщиков в экспозицию был введен интерактивный модуль, раскрывающий жизнь и быт купечества: демонстрировался документальный фильм, посвященный кругосветному путешествию цесаревича Николая и его визиту в Верхне-удинск. Была осуществлена историческая реконструкция событий 1891 г., основная структура экспозиции состояла из пред-

метного ряда, карты-схемы продвижения по территории Восточной Сибири Николая Александровича, исторических фотографий, одна из которых запечатлела «Пребывание цесаревича в Ацагатском дацане в окружении именитых граждан из бурятских административных округов и жителей», представлена икона из Свято-Троицкого храма г. Улан-Удэ - «Царская семья».

Следующая значимая веха истории города, которая в корне изменила судьбу и культурный ландшафт и детально отраженная в экспозиции музея, - это история Транссибирской магистрали. По мнению местных историков, активизации экономики и увеличению занятости городского населения содействовало строительство Транссиба. Железная дорога соединила Сибирь и Дальний Восток с европейской частью страны [15, с. 77].

Действительно, печатные издания конца XIX в. часто освещали вопросы железной дороги. Так зафиксировано, что «за прокладку железнодорожной магистрали через город развернулась серьезная борьба городских властей с правительством, которое сначала хотело провести дорогу в обход Верхнеудинска [16]. Без железной дороги город рисковал прийти в упадок. 15 апреля 1888 г. было выбрано «наиболее удобное для устройства станции» место. Первый поезд прибыл в город 15 августа 1899 г. По свидетельству «Забайкальских областных ведомостей», встречать поезд прибыла тысячная толпа. Перед вокзалом состоялся торжественный молебен [16]. В память об этом событии в коллекции музея имеется предмет - пряжка от ремня служащего Забайкальской железной дороги [17] и фотография, запечатлевшая прибытие первого поезда в г. Верхнеудинск, которые передал в дар музея один из потомственных железнодорожников [18].

При создании первой стационарной экспозиции администрация музея целенаправленно занималась привлечением историков, энтузиастов музейного дела, краеведов, фотографов и художников.

Изучая текущий архив в части делопроизводственной документации музея, видим, что разработка проектов занимает особое место в деятельности музея. Проекты направлены на воссоздание на репрезентативной основе исторически значимых событий культурной жизни городской среды. Обозначим один из них, который был сосредоточен на возрождение истории газе-

ты «Верхнеудинский листок». Данный проект - один из ключевых, раскрывающих дореволюционную жизнь города, так как газета являлась первым печатным изданием, которое пользовалось спросом среди горожан, а для современного читателя -музейного посетителя доносит особенный срез жизни города рубежа Х!Х-ХХ вв.

Примечательна история появления газеты и ее печатание в первой типографии города, идея открытия которой принадлежит крестьянину А. Д. Рейфовичу. Он родился в семье лекаря-оспопрививателя и за свои предпринимательские таланты стал купцом второй гильдии. Продолжать династию врачей Абрам Рейфович не стал. В конце Х!Х в. он отправился путешествовать по стране, изучил типографское дело, и в 1900 г. в Верхнеудинске заработала первая типография, при которой вскоре открылся книжный магазин. Тогда же владелец типографии и задумался об издании газеты «Верхнеудинский листок» [19].

Газетой и ее содержанием интересуются и посетители музея. На ее страницах освещались все новости региона, реклама товаров, события общественно-политической, городской жизни первой трети ХХ в. Экземпляры изданий сохранены в Государственном архиве Республики, в музейных и библиотечных хранилищах, в том числе в научно-вспомогательном фонде Музея города.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что развитие городской жизни Верхнеудинска - Улан-Удэ получило в музее свое отражение не только через предметный ряд экспозиции, но также вписано и раскрывается через интерьер купеческого дома, историческую реконструкцию торговой лавки, проиллюстрировано наиболее важными событиями, изменившие часть культурного ландшафта и городской среды.

Особенность экспозиции заключается в том, что небольшие экспозиционные площади музея, определяют некоторую лапидарность в художественно-эстетической подаче предметного ряда экспозиции. В данном контексте в книге отзывов для посетителей музея находим следующее высказывание: «Небольшой, но интересный музей. Особенно понравился музейный чердачок. В небольшом помещении собраны экспонаты советского времени. Их можно трогать, смотреть. Это очень интересно! Теряется счет времени» [20, с. 83].

По мнению исследователя Н. М. Дми-триенко и соавторов, «местные музеи в силу своего возникновения, развития и современного состояния в основном были и есть музеи краеведческого характера, преследующие цели отразить историю прилежащей к ним территории. При этом они всегда были музеями систематическими. Поэтому вполне понятно, что в своей работе подобные музеи главным образом связаны с научно-исследовательской деятельностью» [21].

Таким образом, муниципальный музей г. Улан-Удэ уместно отнести к краеведческим музеям, который как живой образ социальной и культурной среды представляет собой один из ярких примеров отражения развития культурного ландшафта исторической части города, в которую он так органично вписан.

Список литературы

1. Королева Н. С. Роль муниципального музея в социокультурном пространстве города // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1, № 3: Гуманитарные науки. С. 274-277.

2. Назарцева Т. М. О некоторых проблемах муниципальных музеев Сибири (на примере Омской и Новосибирской областей) // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию Томского обл. краевед. музея. Томск, 18-20 марта 2002 г. / отв. ред. Э. И. Черняк. Томск: Нац. исслед. Томский гос. ун-т, 2002. С. 59-65.

3. Саяпарова Е. В. История создания и развития муниципальных музеев Бурятии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 4. С. 271-275.

4. Бураева С. В., Мишакова О. Э., Саяпарова Е. В. Музейное дело Бурятии в конце Х!Х в. - первом десятилетии ХХ! в.: формирование, развитие и современное состояние: [монография] / науч. ред. О. Н. Труевцева. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2012. 253 с.

5. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия / Респ. служба гос. охраны объектов культурного наследия. Улан-Удэ: Респ. тип., 2010. Т. 1: Памятники архитектуры и истории. 326 с.

6. Суворова А. В., Осокин С. Ю., Сурская Е. А. Музей «Истории города Улан-Удэ» связь прошлого и настоящего Бурятии // В мире науки искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Новосибирск, 2016. № 12 (67). С. 46-52.

7. Приказ министерства культуры Российской Федерации от 5 февр. 2013 г., № 94 «О регистрации объектов культурного наследия регионального

значения, расположенных в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. 2013. 5 февр. URL: https://culture.gov. ru/documents/o_registratsii_obektov_kultur358524/ (дата обращения: 21.07.2022).

8. Дни празднования городов России в 1998 году // Какой сегодня праздник. URL: https:// calendanna.ru/prazdniki/goroda_1998_12.htiTi _(дата обращения: 21.07.2022).

9. Митыпова Г. С. Музейное дело: духовная ценность культурного наследия: учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 110 с.

10. Гурьянов В. К. История градостроительства Верхнеудинска: XVII - первая половина XIX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2001. 21 с.

11. Улица Ленина (Арбат) // ВизитБурятия.рф: офиц. сайт. URL: http://www.visitburyatia.ru/places/ section-127/item-3149/ (дата обращения: 21.07.2022).

12. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. Москва: Этерна, 2012. 432 с.

13. Паспорт объекта культурного наследия «Усадьба Голдобина - главный дом»: утв. М-вом культуры Рос. Федерации от 2.07.2015 г., № 1906 // Архив МИГУ-У (Музей истории города Улан-Удэ).

14. Беседа с Г. С. Митыповой, ветеран ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья», г. Улан-Удэ, сентябрь 2021 г.

15. Балдано М. Н., Кириченко С. В. Городское пространство Верхнеудинска / Улан-Удэ: от уездного города к столице республике // Идея и идеалы. 2015. № 2 (24), т. 1. С. 74-93.

16. МАУ «Музей истории города Улан-Удэ»: офиц. сайт. URL: https://uumuseum.ru (дата обращения: 21.07.2022).

17. МИГУ-У. КП ОФ-69, инв. № ПиБЭ-7.

18. МИГУ-У. КП ОФ-324, инв. № Д-12.

19. Беседа с К. Братчиковой, заведующим экскурсионным отделом музея истории города Улан-Удэ, г. Улан-Удэ, март 2022 г.

20. Книга отзывов МАУ «Музей истории города Улан-Удэ» № 3 от 09.03.2021 г. С. 83.

21. Дмитриенко Н. М., Лозовая Л. А., Бутен-ко М. А., Глухов В. С. Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 3. С. 34-41.

References

1. Koroleva N. S. The Role of the Municipal Museum in Social and Cultural Space of the City. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012. 1 (3): Humanities, 274-277 (in Russ.).

2. Nazartseva T. M. On some problems of municipal museums in Siberia (on the example of the Omsk and Novosibirsk regions). Museum funds and expositions in the scientific and educational process: materials of the All-Russ. sci. conf. dedicated to the 80th anniversary of the Tomsk Regional Museum of Local Lore. Tomsk, Mar. 18-20, 2002 / ed. E. I. Chernyak. Tomsk: National Research Tomsk State Univ., 2002. 59-65 (in Russ.).

3. Sayaparova E. V. History of the creation and development of municipal museums in Buryatia. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev. 2011. 4, 271275 (in Russ.).

4. Buraeva S. V., Mishakova O. E., Sayaparova E. V.; Truevtseva O. N. (sci. ed.). Museum business of Buryatia at the end of the 19th century - the first decade of the XXI century: formation, development and current state: monograph. Ulan-Ude: East-Siberian State Inst. of Culture, 2012. 253 (in Russ.).

5. Code of objects of cultural heritage of the Republic of Buryatia / Rep. state service protection of cultural heritage sites objects. Ulan-Ude: Rep. type., 2010. 1: Monuments of architecture and history, 326 (in Russ.).

6. Suvorova A. V., Osokin S. Yu., Surskaya E. A. Museum «History of the city of Ulan-Ude» connection of the past and present of Buryatia. In the world of science of art: questions of philology, art history and cultural studies. Novosibirsk, 2016. 12 (67), 46-52 (in Russ.).

7. Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of Febr. 5, 2013, N 94 «On registration of objects of cultural heritage of regional significance located in the Republic of Buryatia (Ulan-Ude), in the unified state register of objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation». Ministry of Culture of the Russian Federation: office. website. 2013. Febr. 5. URL: https:// culture.gov.ru/documents/o_registratsii_obektov_ kultur358524/ (accessed: July 21.2022) (in Russ.).

8. Days of celebration of Russian cities in 1998. What a holiday today. URL: https://calendarina. ru/prazdniki/goroda_1998_12.htm (accessed: July 21.2022) (in Russ.).

9. Mitypova G. S. Museum business: the spiritual value of cultural heritage: educational and methodical textbook. Ulan-Ude: publ. house Buryat State Univ., 2018. 110 (in Russ.).

10. Gur'yanov V. K. The history of town planning in Verkhneudinsk: XVII - the first half of the XIX centuries: abstr. of dis. on competition of sci. degree PhD in history. Ulan-Ude, 2001. 21 (in Russ.).

11. Lenin Street (Arbat). VisitBuryatia.rf: offic. website. URL: http://www.visitburyatia.ru/places/ section-127/item-3149/ (accessed: July 21.2022) (in Russ.).

12. Kaulen M. E. Museumification of the historical and cultural heritage of Russia. Moscow: Eterna, 2012. 432 (in Russ.).

13. Passport of the object of cultural heritage «Goldobin's Estate - the main house»: approved by the Min. of Culture of the Russ. Federation dated July 2, 2015, N 1906. Archive of MIGU-U (Museum of the History of Ulan-Ude).

14. Conversation with G. S. Mitypova, Veteran of the State Institution of Civil Aviation of the Republic of Belarus «Ethnographic Museum of the Peoples of Transbaikalia», Ulan-Ude, Sept. 2021 (in Russ.).

15. Baldano M. N., Kirichenko S. V. Urban space of Verkhneudinsk / Ulan-Ude: from the county town to the capital of the republic. Idea and ideals. 2015. 2 (24), 1, 74-93 (in Russ.).

16. MAU «Museum of the history of the city of Ulan-Ude»: offic. website. URL: https://uumuseum. ru (accessed: July 21.2022) (in Russ.).

17. MIGU-U. KP OF-69, inv. N PBE-7 (in Russ.).

18. MIGU-U. KP OF-324, inv. N D-12 (in Russ.).

19. Conversation with K. Bratchikova, head of the excursion department of the museum of the history of the city of Ulan-Ude, Ulan-Ude, Mar. 2022 (in Russ.).

20. Guest book «Museum of the history of the city of Ulan-Ude» N 3 of Mar.9.2021, 83 (in Russ.).

21. Dmitrienko N. M., Lozovaya L. A., Butenko M. A., Glukhov V. S. Museum studies as a complex of knowledge about the museum business: towards the historiography of the problem. Bulletin of Tomsk State University. 2015. 3, 34-41 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.