Науки о земле
УДК 52
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Горбунова Юлия Викторовна
к.б.н., доцент кафедры Кадастр застроенных территорий и планировка населенных мест Красноярского государственного аграрного университета Росссия, город Красноярск Лидяева Наталья Евгеньевна магистрант Красноярского государственного аграрного университета
Росссия, город Красноярск Сафонов Александр Яковлевич Старший преподаватель кафедры Геодезии и картографии Красноярского государственного аграрного университета Росссия, город Красноярск
Аннотация: в статье проанализировано сложившееся положение по осуществлению муниципального контроля в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае и даны предложения по повышению его эффективности, для наиболее рационального их использования.
Ключевые слова: муниципальный земельный контроль; органы местного самоуправления; муниципальные инспекторы; земли сельскохозяйственного использования; охрана земель.
MUNICIPAL CONTROL AS A MEANS OF RATIONAL USE OF AGRICULTURAL LANDS
Gorbunova Julia Viktorovna
Ph.D. in Biological Sciences, Associate Professor, the department inventory built-up areas
and planning of settlements. Krasnoyarsk State Agricultural University Russia, the city Krasnoyarsk Lidyaeva Natalia Evgenevna Undergraduate Krasnoyarsk State Agricultural University Russia, the city Krasnoyarsk Safonov Aleksandr Yakovlevich Senior Lecturer, Department of Geodesy and Cartography Krasnoyarsk State Agricultural University Russia, the city Krasnoyarsk
Abstract: article analysed the situation on the implementation of municipal control in the use of agricultural land in the krasnoyarsk territory and provides proposals for improving its efficiency, for a most rational to use them.
Keywords: municipal land management; bodies of local self-government; municipal inspectors; land for agricultural use; protection of lands.
В связи со сложившейся международной обстановкой, возросшей напряженностью в политических и экономических отношениях между Евросоюзом и Россией, президент и правительство Российской Федерации взяли курс на импортозамещение в обеспечении продовольственной безопасности. Добиться необходимых результатов в данном направлении можно за счет вовлечения в оборот неиспользуемых в настоящее время земель сельскохозяйственного назначения. Состояние этих земель далеко не всегда отвечает требованиям получения качественной и безопасной сельскохозяйственной продукции. В связи с чем, резко возрастет роль органов, осуществляющих муниципальный контроль за использованием и охраной сельскохозяйственных земель.
Муниципальный земельный контроль (МЗК) осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских населенных пунктов, муниципальных районов, городских округов [1].
Административно-территориальный состав Красноярского края включает 44 муниципальных района, 17 городских округов, в том числе 3 закрытых административно-территориальных образования. В крае функции муниципального земельного контроля уполномочены осуществлять 28 районных администраций и 232 администрации сельских и городских населенных пунктов.
Общее количество муниципальных инспекторов на весь Красноярский край, по состоянию на 2014 год, всего 122 человека (площадь земель сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае - 40 622 000 га). Таким образом, на одного муниципального инспектора приходится в среднем 332 967 га [2].
Деятельность органов местного самоуправления, в части осуществления муниципального земельного контроля, рассмотрена за 2014 год по Центральной группе, Западной, Енисейской, Южной и Восточной группе районов Красноярского края.
Анализ основных показателей муниципального земельного контроля, приведенного в таблице, свидетельствует о том, что данный вид контроля в части использования и охраны сельскохозяйственных земель края, осуществляется на крайне низком уровне.
Таблица
Основные показатели в Красноярском крае
муниципального земельного контроля за 2014 год
№ п/п Показатели Группы районов Красноярского края
Центральная Западная Енисейская Южная Восточная Итого
1 Уполномочены осуществлять муниципальный земельный контроль (районные, сельские и 16 75 33 45 91 260
городские администрации)
2 Наличие
муниципальных инспекторов (количество) 11 81 7 23 0 122
3 Наличие документов,
регламентирующи х порядок 10 72 14 34 80 210
осуществления МЗК
4 Составлено
протоколов по переданным 3 0 11 0 0 14
материалам
Количество органов уполномоченных осуществлять МЗК в крае колеблется от 16 в Центральной группе (что явно недостаточно) до 75 в Западной и 91 в Восточной группе районов. Подавляющее большинство которых приходится на сельские и городские администрации.
Подготовлено документов, регламентирующих порядок осуществления МЗК в Енисейской группе только 42,4%, в Центральной группе - 62,5%, в Южной группе - 75,5%, в Восточной группе - 87,9%, и только в Западной группе - 96%.
Количество муниципальных инспекторов не связано ни с имеющимися площадями, ни с количеством органов уполномоченных осуществлять МЗК. Так в Енисейской группе их семь человек, в Центральной группе - 11, и самое большое количество в Западной группе - 81 человек. При этом, в Восточной группе, где имеется 91 орган уполномоченный осуществлять МЗК не назначено ни одного инспектора.
В таком случае, никакой муниципальный земельный контроль не возможен. Такое положение однозначно отрицательно сказывается на уровне контрольных мероприятий. В результате, в данной группе не составлено ни одного протокола о нарушениях земельного законодательства. Столь же малоэффективный результат в Западной и Восточной группах.
Немногим лучше обстоят дела в других группах. В Енисейской группе на одного инспектора приходится 1,6 протокола в год, о правонарушениях, а в Центральной - всего лишь 0,27 протокола.
В 2014 году из 260 муниципальных органов, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, только в 6 районах края и 3 населенных пунктах осуществлялась функция муниципального земельного контроля.
Муниципальными инспекторами на территории края за 2014 год проконтролировано всего 3 000 га земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, то есть 0,0074% от имеющихся площадей. В ходе проверок выявлено 16 нарушений земельного законодательства на площади 10 га. Наиболее характерным нарушением является захламление земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Обследования земель проводились только в трех группах районов, и в основном инспекторами районных администраций. Инспекторы сельских администраций и городских населенных пунктов Центральной группы обследовали только 7,8 га (1,5%) из 390,3 га проконтролированных земель, а в Енисейской группе - 2,54 га (17,6%) из 12,76 га.
Основные площади были обследованы в Южной группе, они составили 2 670 га или 89% от всех проинспектированных в крае земель. При этом инспекторы сельских администраций и
городских населенных пунктов, кроме Енисейской и Центральной групп районов, в обследованиях участия не принимали. В Западной и Восточной группах районов в 2014 году муниципальный земельный контроль вообще не осуществлялся.
Нарушения выявлены в Центральной группе районов на площади 7,8 га, что составило 2% от обследованных земель, а в Енисейской группе на площади 2,54 га. Несмотря на то, что в Южной группе были обследованы наибольшие площади, никаких нарушений не выявлено. Незначительное количество выявленных нарушений - это скорее показатель низкой эффективности работы контрольных органов.
Согласно данным кафедры почвоведения и агрохимии, института агроэкологических технологий ФГБОУ ВО Красноярского государственного аграрного университета, сельскохозяйственное использование почв Красноярского края приводит к ежегодным потерям гумуса, равным 0,23 т/га. В крае 34% пахотных почв имеют низкое и очень низкое содержание подвижного фосфора [3, 4]. Процессам эрозии подвержено 1 249 500 га сельскохозяйственных угодий, из них дефляции - 663 900 га, водной эрозии - 397 200 га, совместной - 188 400 га [5].
В сложившихся условиях, все более актуальным становится повышение эффективности муниципального земельного контроля в сфере охраны и использования земель.
Исходя из сложившихся на данный период условий, и имеющегося в Красноярском крае кадрового потенциала, можно сформулировать несколько предложений.
Координацию деятельности инспекторов органов местного самоуправления по МЗК могло бы организовать Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю, где имеются квалифицированные кадры. Это позволило бы результаты МЗК включить составной частью в ежегодный Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.
Часто функции по земельному контролю в муниципальных образованиях возлагаются на сотрудника, должностные обязанности которого далеки от контрольных, и не имеющего необходимых знаний непрерывно изменяющегося земельного законодательства. Учитывая огромные территории муниципальных образований, необходимо рекомендовать увеличение финансирования данного вида деятельности и введение хотя бы одной ставки освобожденного инспектора по МЗК.
Далеко не всегда инспекторами назначаются сотрудники, имеющие профессиональную подготовку. Восполнить данный пробел могло бы сотрудничество Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, руководителей органов местного самоуправления и Красноярского государственного аграрного университета. Имеется возможность организовать на базе университета, с участием профессорско-преподавательского состава института землеустройства, кадастров и природообустройства, совместно с Управлением Россельхознадзора кратковременные курсы по обучению и переподготовке инспекторов осуществляющих МЗК.
Также институт землеустройства, кадастров и природообустройства может при подготовке бакалавров землеустройства и кадастров, по заказу администрации Красноярского края или Управления Россельхознадзора организовать специализированное обучение части выпускников для целей выполнения муниципального земельного контроля.
Предлагаемые мероприятия могли бы активизировать деятельность органов местного самоуправления в части выполнения муниципального земельного контроля, и привести к повышению эффективности выявления правонарушений в использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края. Что в дальнейшем позволило бы обеспечить наиболее рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и в конечном счете выполнить задачи, поставленные президентом и правительством Российской Федерации перед производителями сельскохозяйственной продукции.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.03.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Доклад о результатах деятельности Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в 2014 году / Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю // www.ukrsn.ru.
3. Бугаков, П.С. Агроэкологическая оценка пахотных почв / П.С. Бугаков.- М.; 2002.- 252 с.
4. Крупкин, П.И. Черноземы Красноярского края: моногр. / П.И. Крупкин.- Красноярск: КрасГАУ, 2002.- 332с.
5. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2013 год / Министерство природных ресурсов // www.mpr.krskstate.ru.