Научная статья на тему 'Муниципальные услуги как вид публичных услуг'

Муниципальные услуги как вид публичных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2803
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPAL SEVICES / PUBLIC SERVICES / SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / MUNICIPAL UNIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирсанов Сергей Алексеевич

В статье приводятся различные определения понятия «муниципальная услуга» и их сравнительный анализ. Автор дает собственное определение этого понятия и обосновывает свою трактовку. Кроме того, в статье подробно описываются существующие системы классификации муниципальных услуг, их достоинства и недостатки. В заключение определяются основные задачи, решение которых направлено на создание системы управления муниципальными услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal Services as a Kind of Public Services

In the article different definitions of the concept «municipal service» are given and their comparative analysis is developed. The author introduces his own definition of the concept and gives grounds for its treatment. Besides, existing systems of municipal services classification are given in the article, as well as their merits and demerits are described in detail. At the end the list of the clue issues aimed to the construction of the system of municipal service management is given.

Текст научной работы на тему «Муниципальные услуги как вид публичных услуг»

С. А. Кирсанов

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ВИД ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ос

<

X

л

<

ОС

<

U

й.

<

,

U

В статье приводятся различные определения понятия «муниципальная услуга» и их сравнительный анализ. Автор дает собственное определение этого понятия и обосновывает свою трактовку. Кроме того, в статье подробно описываются существующие системы классификации муниципальных услуг, их достоинства и недостатки. В заключение определяются основные задачи, решение которых направлено на создание системы управления муниципальными услугами.

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-эконо-

і

КИРСАНОВ

Сергей Алексеевич — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского института гуманитарного образования (Санкт-Петербург). E-mail: priem@spbigo.ru

KEY WORDS

MUNICIPAL SEVICES, PUBLIC SERVICES, SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES, MUNICIPAL UNIT

In the article different definitions of the concept «municipal service» are given and their comparative analysis is developed. The author introduces his own definition of the concept and gives grounds for its treatment. Besides, existing systems of municipal services classification are given in the article, as well as their merits and demerits are described in detail. At the end the list of the clue issues aimed to the construction of the system of municipal service management is given.

мических процессов, происходящих на местном уровне.

Муниципальная услуга как вид публичных услуг является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Построение целостной системы управления муниципальными услугами является одним из важнейших приоритетов реструктуризации муниципального сектора экономики, которая проходит одновременно с реформированием межбюджетных отношений и всей системы местного самоуправления. Несмотря на то, что в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований уже приняты законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере предоставления муниципаль-

л\

ных услуг, преобразования затрагивают лишь отдельные подсистемы муниципальной экономики, что усугубляется незавершенностью процессов разграничения полномочий между региональным и муниципальным уровнями управления.

Многие права граждан Российской Федерации в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, закрепленные в Конституции РФ, реализуются через предоставление населению муниципальных услуг. Перечни услуг, предоставляемых в тех или иных муниципальных образованиях, разнятся, что обусловливается местными условиями, типом муниципального образования, количеством проживающего населения, его социальной структурой. Тем не менее, ряд услуг носит обязательный характер для всех типов муниципальных образований, и основную номенклатуру этих услуг раскрывает перечень вопросов местного значения муниципального образования, определенный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ1.

Ряд вопросов местного значения прямо сформулирован как предоставление соответствующей услуги или осуществление соответствующего вида деятельности. Следовательно, основная деятельность

местного самоуправления состоит в обеспечении предоставления муниципальных услуг, связанных с жизнедеятельностью населения, на всей территории муниципального образования. Отнесение тех или иных вопросов к ведению местного самоуправления, а также добровольное принятие на себя муниципальным образованием обязательств по обеспечению необходимых дополнительных услуг не означает требования непосредственно предоставлять эти услуги органами местного самоуправления (далее — органы МСУ) либо создавать в этих целях муниципальные предприятия (МУП) и учреждения (МУ).

В настоящее время у муниципалитетов нет единого перечня муниципальных услуг, отсутствует система измеряемых характеристик их качества, в связи с чем затруднена общая объективная оценка деятельности органов МСУ. Неопределенность в сфере закрепления центров ответственности за предоставление муниципальных услуг приводит к снижению эффективности муниципального сектора экономики. В муниципальных образованиях не ведется системный мониторинг результатов предоставления муниципальных услуг, не проводится анализ соотношения их цены и качества.

Существующая схема организации сети МУ не обеспечивает

1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

<

ш

*

ОС

<

X

<

X

<

и

<

и

гг в должной мере выполнение функций по оказанию населению социальных и иных муниципальных услуг, не соответствует современным демографическим и экономическим тенденциям и не позволяет в полном объеме реализовывать один из ведущих принципов бюджетной системы — эффективность использования бюджетных средств.

В сфере управления муниципальными услугами используются в основном организационно-административные методы, на территории муниципальных образований слабо развита координация между органами МСУ и другими организациями, контролирующими предоставление муниципальных услуг. Организационные структуры многих администраций не в полной мере отвечают требованиям эффективного управления.

Вполне очевидно, что в сложившихся условиях необходимо пересмотреть механизмы и инструменты управления территориальным развитием. Прежде всего, речь идет о выборе конкурентоспособной модели муниципальной экономики, основанной на эффективном распределении ресурсов в условиях перехода на среднесрочное бюджетное планирование, об интеграции механизмов обеспечения муниципальных услуг в существующую систему управления развитием территории2.

Появление в 2003 г. новых видов муниципальных образований,

обладающих разнообразными перечнями местных вопросов, а соответственно, и целями развития, потребовало пересмотра существующей практики управления муниципальным развитием.

Поскольку муниципальные услуги — сфера деятельности и ответственности органов МСУ, то одним из участников отношений по их оказанию является муниципалитет. С другой стороны, так как муниципальные услуги есть определенные материализованные продукты деятельности, участниками отношений выступают хозяйствующие субъекты, которые производят (поставляют) эти услуги. К муниципальным услугам относятся: весь комплекс жилищных и коммунальных, транспортных, социальнокультурных потребностей; обеспечение общественного порядка; обустройство и содержание территории; обеспечение экологического и санитарного благополучия в границах муниципального образования и многие другие. По сути, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования — это целенаправленное увеличение объема и повышение качества муниципальных услуг, оказываемых населению. Из этого складывается, в первую очередь, уровень потребления материальных благ, а значит, уровень и качество жизни населения.

Оказание муниципальных услуг затруднено нечеткостью форму-

ем.: Система муниципального управления: Учеб. для вузов / Под ред. В. Б. Зотова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

2

л\

лировок в Федеральном законе №131 при определении вопросов местного значения для каждого вида муниципальных образований. В законе используются различные термины: «организация», «обеспечение условий», «создание условий», «участие», «обеспечение», «оказание содействия». Различное толкование данных терминов, в конечном счете, затрудняет определение содержания обязательных для предоставления муниципальных услуг в каждом конкретном случае. В ходе исследования установлено, что существующие трактовки термина «муниципальные услуги» не в полной мере отражают содержание данного вида деятельности. В монографии Н. А. Акимовой и З. З. Муллагалеевой3 справедливо отмечается, что неоднозначное толкование понятия «муниципальные услуги», наличие свойств, которые с большим трудом можно описать количественными параметрами, многообразие классификационных признаков, положенных в основу группировки му-

ниципальных услуг, усложняют 33 процесс управления в этой сфере.

Деятельность органов МСУ по оказанию услуг населению включает предоставление бюджетных и административных муниципальных услуг и публичных обязательств4 (рис. 1).

Каждый вид услуг, публичных обязательств и функций обладает характерными признаками.

По мнению С. В. Вобленко, бюджетная муниципальная услуга — это конечное благо, удовлетворяющее важнейшие материальные и социальные потребности получателя услуги. Бюджетная муниципальная услуга предполагает получение конкретного «конечного блага», которое может быть напрямую оценено получателем. Кроме того, данный вид публичных услуг — это пакет конечных благ, находящихся в неразрывной связи друг с другом.

Административная муниципальная услуга — правоотношение, осуществляющееся посредством совершения в определенной

Бюджетная муниципальная услуга Административная муниципальная услуга Публичное обязательство (ПО) Услуги общего управления Услуги по управлению деятельностью МУПиМУ

-0- -О -0-

Реестры муниципальных услуг Реестр ПО Кодификатор функций органов МСУ

Рис. 1. Схема деятельности органов МСУ по оказанию услуг и обязательств

Акимова Н. А., Муллагалеева З. З. Муниципальные услуги: формирование системы управления. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 72.

Вобленко С. В. Административные муниципальные услуги и публичные обязательства муниципалитета // Практика муниципального управления. 2007. № 2. С. 76-81.

<

ш

*

ОС

<

X

<

ОС

<

и

<

и

ЗД последовательности действий и (или) принятия определенных решений и выражающееся во взаимодействии исполнительного органа, оказывающего муниципальную услугу, с получателем муниципальной услуги.

Как правило, услуга оказывается за счет бюджета жителям и хозяйственным обществам, ведущим свою деятельность на территории муниципального образования, в рамках вопросов местного значения, переданных государственных полномочий, иных вопросов, не относящихся к вопросам местного значения, и влечет наступление правовых последствий или возникновение нового документа (например, разрешения на строительство дома, свидетельства о праве собственности на участок земли).

В новом Бюджетном кодексе5 дается следующее определение государственных и муниципальных услуг: «Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по

ценам (тарифам), установленным в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления)».

В Федеральном законе № 131 муниципальные услуги закреплены как услуги, оказываемые жителям на территории муниципального образования, частично или полностью финансируемые за счет средств местного бюджета и внебюджетных фондов, предоставление которых направлено на решение вопросов жизнеобеспечения местного населения.

В. Б. Зотов в учебнике «Система муниципального управления» определяет муниципальные услуги как услуги, которые должны предоставляться в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы МСУ несут ту или иную меру ответственности.

Ряд авторов отмечает, что термин «муниципальный» означает не форму собственности, а местный характер услуг6. При этом не конкретизируется, что понимается под местным характером услуг, т. е. не определены критерии отнесения услуг к муниципальным.

Другие авторы под муниципальными услугами понимают лишь один из способов донесения услуг населению7. При этом доставка услуг осуществляется органом МСУ,

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2008. Ст. 6.

6 Бабун Р. В., Муллагалеева З. З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 11.

7 Местное самоуправление в современной России: основы муниципальной экономики / Под ред. М. Б. Горного. — М.: Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия»; Изд-во «Весь мир», 2000. С. 65.

л\

использующим своих служащих. В качестве примера рассматривается деятельность МУП. В этом случае муниципальные услуги идентифицируются с услугами, предоставляемыми населению МУП, и критерием отнесения к категории муниципальных услуг является форма собственности производителя услуг.

По мнению уважаемых коллег Н. А. Акимовой и З. З. Муллагалее-вой, термин «муниципальные услуги» вводится для разграничения услуг, которые производятся для населения организациями, не зарегистрированными на территории муниципального образования, а также другими органами государственного и муниципального управления, и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения на территории данного муниципального образования»8. Это мнение представляется спорным.

На наш взгляд, в широком смысле под муниципальной услугой следует понимать услуги, обязанность по обеспечению предоставления которых возложена на муниципальное образование в соответствии с законодательством РФ, а также уставом муниципального образования в связи с решением вопросов местного значения. Муниципальные услуги представляют собой совокупность процесса и результата целевой деятельности органов МСУ и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования по удовлетворению конкретной социальной

потребности жителей муниципаль- 35 ного образования, а также сопутствующие товары, работы, услуги, без использования которых невозможно надлежащее производство муниципальной услуги.

Такая трактовка позволяет выявить ряд существенных для управления развитием территории характеристик:

- во-первых, она четко определяет целевую направленность системы муниципальных услуг, управляющего субъекта и конечных пользователей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- во-вторых, вполне очевидно, что цели социально-экономического развития муниципального образования носят межведомственный характер и их реализация включает в себя удовлетворение потребностей населения путем предоставления определенного набора услуг;

- в-третьих, поскольку результативное управление расходами бюджета муниципального образования в значительной степени характеризуется эффективным предоставлением муниципальных услуг, то и акцент на финансировании за счет средств местного бюджета связан с сущностью муниципальных финансов как сводного ресурсного источника обеспечения муниципальных услуг.

Известно, что муниципальные услуги сопряжены друг с другом, и развитие одних видов услуг позволит развивать другие виды услуг,

8 Акимова Н. А., Муллагалеева З. З. // Там же. С. 8.

<

ш

*

ОС

<

X

<

т. е. получить мультипликативный эффект. И лишь комплексное развитие всех видов услуг может явиться фактором повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования9.

Существует несколько вариантов классификаций муниципальных услуг. Так, В. Б. Зотов предлагает следующую10 (рис. 2).

Существующие системы классификации муниципальных услуг не в полной мере отражают комплексный характер воздействия данного вида деятельности на внутреннее состояние муниципального образования. В основу рассматриваемых классификаций положены,

как правило, частные характеристики конкретных видов муниципальных услуг, что не позволяет рассматривать их как единое целое, направленное на реализацию главной цели развития муниципальных образований — обеспечение качества жизни местного населения.

Объем ресурсов, необходимых органам МСУ для организации предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за эти услуги: потребитель услуги, местный бюджет или будет использован принцип софи-нансирования. При прочих равных условиях, если конечному пользователю услуги безразлично, кто фи-

и

й.

<

т,

>

и

Вид

Свойства

Способ оплаты

Рис. 2. Классификация муниципальных услуг по видам, свойствам и способам оплаты

9 Акимова Н. А., Муллагалеева З. З. // Там же. С. 15.

10 Система муниципального управления: Учеб. для вузов / Под ред. В. Б. Зотова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

л\

нансирует ее предоставление, органы МСУ заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами же их и оплачивали. Деятельность органов МСУ в данном случае сводится к обеспечению предоставления муниципальных услуг, исполнению расходных обязательств, возникающих в результате установления муниципальных стандартов и нормативов по оказанию муниципальных услуг.

Существенным недостатком в работе муниципалитетов является отсутствие оценки результативности предоставления муниципальных услуг по сравнению с затратами на их оказание — нет ясности в том, каких результатов удается добиться органу МСУ в муниципальном образовании. Качество и объем муниципальных услуг в большой степени зависит от эффективности деятельности органов МСУ. Однако существующие организационные структуры большей части муниципальных образований не отвечают требованиям эффективного управления: не используются возможности межмуниципаль-ной кооперации, не развита координация структур власти, не практикуется маркетинговый подход и т. д.

Анализ показал, что в большинстве муниципалитетов страны еще

не определен перечень муниципальных услуг, обязательных на территории конкретных муниципальных образований; формулировки критериев оценки эффективности деятельности органов МСУ и поставщиков услуг нечеткие; проработанность механизмов защиты прав потребителей муниципальных услуг слабая. При этом необходимо отметить, что основным нормативно-правовым актом, призванным защитить интересы потребителей при приобретении муниципальных услуг, является закон «О защите прав потребителей»11, согласно которому при оказании любых видов услуг исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору.

В настоящее время в российском законодательстве нет четко определенных стандартов муниципальных услуг. Не везде в законодательном порядке установлены и региональные стандарты качества на услуги, оказываемые МУ и организациями в рамках закрепленных за ними полномочий. Указанные стандарты представляют собой лишь минимальные значения объемов предоставления услуг, не учитывающие специфику потребностей населения конкретного муниципального образования12.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

Костин О. А. Формирование системы организационно-экономического обеспечения управления муниципальными услугами: Автореф. дисс. ... к. экон. н.: 08.00.05. - М., 2007. С. 13.

гг

<

ш

*

ОС

<

X

<

ОС

<

и

<

т,

>

и

В целях повышения качества муниципальных услуг во всех муниципальных образованиях России предлагается разработать Положение о муниципальной услуге и другие муниципальные правовые акты. При этом расчет объемов расходного обязательства бюджета муниципального образования может производиться на основании объема предоставления соответствующей муниципальной услуги и утвержденного норматива финансовых затрат на ее предоставление и (или) затрат, рассчитанных программно-целевым методом.

Формирование муниципальных услуг должно осуществляться администрациями муниципальных образований в соответствии с полномочиями органов МСУ по решению вопросов местного значения. Сформированная муниципальная услуга подлежит занесению в реестр муниципальных услуг, который представляет собой ограниченный перечень стандартизированных муниципальных услуг. Ни одна другая услуга, кроме включенной в реестр, не является бюджетной или административной и не может финансироваться за счет бюджетных средств.

По каждой бюджетной муниципальной услуге органами местного самоуправления рекомендуется составлять паспорт (табл. 1)13.

Паспорт по каждой муниципальной услуге составляется в целях:

- упорядочения и унификации названия муниципальных услуг, оказываемых органами МСУ, МУП и МУ для определения состава бюджетной услуги и ее характеристики;

- закрепления услуги за конкретным органом МСУ;

- оценки целесообразности существующей бюджетной сети. На основе паспортов муниципальных услуг формируется реестр. Ведение реестра муниципальных услуг необходимо осуществлять в соответствии с принципами:

- единства требований к определению и включению муниципальных услуг, предоставляемых на территории муниципального образования, в реестр муниципальных услуг;

- полноты описания и отражения муниципальных услуг в реестре муниципальных услуг;

- публичности реестра муниципальных услуг;

- обеспечения взаимосвязи ведения реестра муниципальных услуг с осуществлением бюджетного процесса и формированием расходных обязательств бюджета муниципального образования;

- периодического пересмотра требований к перечню и описанию муниципальных услуг, предусмотренных реестром муниципальных услуг, в целях повышения их доступности и качества.

13 Вобленко С. В. Административные муниципальные услуги и публичные обязательства муниципалитета // Практика муниципального управления. 2007. № 2. С. 76-81.

Л\

Таблица 1

МАКЕТ ТИПОВОГО ПАСПОРТА БЮДЖЕТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ

Раздел паспорта Пояснения

Наименование услуги Необходимо установление четких, однозначно толкуемых названий услуг, чтобы обеспечить возможность: а) их «узнавания» потребителем услуги, а значит, контроля качества и оценки оказанной услуги со стороны потребителя; б) разграничения сфер ответственности главных распорядителей бюджетных средств

Наименование учреждения, органа МСУ Указывается орган, ответственный за оказание услуги. Это означает закрепление за данным органом МСУ всего объема полномочий, в том числе финансовых полномочий по содержанию данной бюджетной услуги

Содержание услуги Описание содержания облегчает «узнавание» услуги потребителем. Оно должно быть кратким, описывать набор благ, гарантированных получателю услуги. Описание содержания услуги не заменяет стандарта услуги

Получатель Описание социальной группы пользователей и количества лиц, имеющих право на получение услуги

Условия оказания услуги Место оказания услуги; стандарт оказания услуги; техническая оснащенность; график оказания услуги; описание показателей результативности и эффективности

Персонал, оказывающий услугу Штатная численность работников; квалификационные требования к основному и вспомогательному персоналу

Нормы обеспечения условий услуги Минимальные «натуральные» нормы предоставления услуги, финансирование (определение размеров финансовой ответственности бюджета за оказание услуги)

Контактная информация Должностное лицо, отвечающее за качество услуги; руководитель подразделения администрации, курирующий данное должностное лицо

Услуга, попадающая в реестр, должна давать любому потребителю точную информацию о том, какой орган несет ответственность за ее оказание, какая организация непосредственно ее предоставляет, какая категория получателей может рассчитывать на ее получение, иные параметры, с помощью которых возможно максимально точно описать, «узнать» и оценить бюджетную услугу. Реестр бюджетных услуг

должен регулярно обновляться, причем период обновления должен быть равен периоду среднесрочного финансового планирования.

Муниципальная услуга считается сформированной и подлежит занесению в реестр муниципальных услуг при условии удовлетворения следующим критериям (рис. 3 на с. 40):

Учет потребности в предоставлении муниципальной услуги при

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / 42008

Пі

<

ш

*

ос

<

X

<

X

<

и

<

т,

>

и

Рмс. 3. Критерии для занесения муниципальных услуг в реестр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формировании расходной части бюджета муниципального образования и финансирование соответствующей муниципальной услуги осуществляется при условии включения данной услуги в реестр муниципальных услуг.

Самый удобный для органов МСУ исполнитель муниципальной услуги — МУП или МУ. Органы МСУ вправе определять цели, условия и порядок их деятельности, регулировать цены и тарифы на их продукцию и услуги, утверждать уставы и т. д. МУП действуют во всех странах. В России они пока выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора и др.

Бесспорно, в деятельности МУП немало положительных сторон, но нельзя не видеть и их существенные недостатки. Главное достоинство МУП — в их постоянной готовности выполнять любое требование власти, потому что они ею учреждены и непосредственно ей подотчетны. МУП стабильны и устойчивы; большинство из них оказывают либо общественные, либо социально значимые услуги, на что выделяются специальные дотации из бюджета. Вместе с тем они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности. Поэтому за экономической деятельностью МУП необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль, которого во многих муниципалитетах пока нет.

Необходимо иметь в виду, что при отсутствии контроля МУП

Л\

всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, в состоянии оказывать ту же услугу дешевле и качественнее. В связи с этим население заинтересовано в создании конкурентной среды для оказания муниципальных услуг с участием предприятий различных форм собственности.

На Западе муниципалитеты доверяют частным компаниям важнейшие сферы деятельности: городской транспорт, водоснабжение, очистку бытовых стоков и др. Во многих российских городах сегодня наблюдается острая конкуренция между муниципальным и частным секторами в сфере эксплуатации жилого фонда, вывозе бытового мусора и проч.

Опыт показывает, что деятельность частных предприятий ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях — и к снижению тарифов. Вместе с тем местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач. Однако несовершенство нормативно-правовой базы обеспечения деятельности местного самоуправления является серьезным препятствием в обеспечении эффективного предоставления муниципальных услуг населению.

Так как значительная часть муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории муници-

пального образования, находится 41 в сфере ответственности местных органов власти, особую значимость приобретают проблемы предоставления муниципальных услуг. Муниципалитеты решают задачи рационализации действующей сети получателей бюджетных средств, уточнения правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений, переходят к новым формам предоставления муниципальных услуг и их финансового обеспечения.

В качестве ключевых задач построения системы управления муниципальными услугами, на наш взгляд, можно выделить:

- создание условий для возникновения и развития в данной сфере конкуренции в целях устойчивого предоставления качественных, разнообразных и доступных для населения муниципальных услуг;

- включение в состав мероприятий бюджетирования, ориентированного на результат. Это связано с тем, что внедрение методов и принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в практику управления муниципальными расходами на оказание услуг будет способствовать повышению эффективности обеспечения системы муниципальных услуг через оценку их полноты и качества. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечит распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям муниципального образования с учетом общественной

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / 42008

I

Пк

<

ш

*

ос

<

X

<

ОС

<

и

<

значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств;

- формирование исчерпывающего перечня муниципальных услуг, что позволит создать информационную базу для оценки объемов расходных обязательств местного бюджета и обеспечения соответствия деятельности местной администрации по предоставлению муниципальных услуг требованиям действующего законодательства;

- разработку муниципальных систем оценки качества, эффективное распределение имеющихся ресурсов, повышение результативности предоставления услуг, вовлечение потребителей в процесс планирования и мониторинга системы муниципальных услуг.

Реализация нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг расширит самостоятельность и повысит ответственность получателей средств

местного бюджета за выполнение целевых ориентиров предоставления муниципальных услуг, приведет к повышению эффективности использования бюджетных средств. Создание стандартов муниципальных услуг, определение их объемов и качественных характеристик позволит выстроить современную систему управления муниципальными услугами, интегрированную в действующую систему социальноэкономического и бюджетного планирования.

Из сказанного выше также следует вывод о том, что законодательство в области местного самоуправления должно содержать значительное количество норм прямого действия в сфере муниципальных услуг. Россия переняла опыт западных стран в регулировании и формировании публичных услуг, однако нам необходимо разрабатывать собственную концепцию по решению вопросов, связанных с предоставлением муниципальных услуг.

и

Л\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.