84
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 2 (98). С. 84–89.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 2 (98). Pp. 84-89.
Научная статья
УДК 338.025
EDN: JMBTWM
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПЕРМИ)
Евгений Викторович Рожков
Акционерный коммерческий инновационный банк развития средств связи и информатики
«Почтобанк», Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Цель исследования заключается в изучении экономических и социальных процессов, связанных с работой муниципальных унитарных предприятий. Исторический опыт показывает
обусловленность необходимости создания муниципальных унитарных предприятий. В результате
исследования автор приходит к выводу, что не все муниципальные унитарные предприятия способны
приносить прибыль бюджету муниципального образования, некоторые являются «дотационными».
Подчеркивается, что обеспечение «социальных» муниципальных унитарных предприятий – обязан-ность муниципалитета.
Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальные предприятия, муниципальные
учреждения, собственность
Для цитирования: Рожков Е. В. Муниципальные унитарные предприятия как элемент иму-щественного комплекса муниципального образования (на примере города Перми) // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 2 (98). С. 84–89. EDN: JMBTWM.
Original article
MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISES AS AN ELEMENT
OF THE PROPERTY COMPLEX OF A MUNICIPAL FORMATION
(ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF PERM)
Evgeniy V. Rozhkov
Joint Stock Commercial Innovation Bank of telecommunications and informatics “Pochtobank”, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The purpose of the study is to examine the economic and social processes associated with the work of municipal unitary enterprises. Historical experience shows the determinacy of the need to create municipal unitary enterprises. As a result of the study, the author comes to the conclusion that not all municipal unitary enterprises are capable of generating profit for the budget of the municipality, some are “sub-sidized”. It is emphasized that the provision of “social” municipal unitary enterprises is the responsibility of the municipality.
Keywords: municipality, municipal enterprises, municipal institutions, property For citation: Rozhkov E. V. Municipal unitary enterprises as an element of the property complex of a municipal formation (on the example of the city of Perm). Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 2 (98), pp. 84-89. (In Russ.). EDN: JMBTWM.
© Рожков Е. В., 2024
Е. В. РОЖКОВ
85
Правительством России утвержден перечень из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны. Планируется, что они будут реализованы в рамках фе-деральных проектов до 2030 г., а также на региональном, муниципальном уровне. К основным инициативам относятся: социальная сфера, строительство, экология, цифровая транс-формация, технологический рывок и т. д. [1].
Одним из направлений деятельности муниципалитетов является создание муниципальных унитарных предприятий (МУП). Создавая МУПы, местные органы власти могут добить-ся нескольких целей, к ним относятся, в первую очередь, увеличение поступлений в местный
бюджет и поддержание достойного уровня жизни населения на территории муниципалитета.
Кроме экономического аспекта, муниципальные унитарные предприятия играют большую
роль в решении социальных вопросов [2, с. 64].
Современные менеджеры муниципальных образований, по роду своей деятельности за-нимающиеся вопросами контроля за состоянием муниципального имущества, обязаны пони-мать, что их работа по управлению собственностью должна приносить материальные блага
для общества [3, с. 829].
Необходимость глубокой разработки данных вопросов предопределили актуальность, практическая значимость проблемы и цель исследования – изучение процессов, связанных с
собственностью муниципалитета, а именно муниципальных унитарных предприятий г. Перми, возможных перспектив и направлений развития данного сектора экономики.
Унитарные предприятия рассматриваются как юридические лица и функционируют как
субъекты предпринимательской деятельности, производящие продукцию, оказывающие услуги. Они признаются имущественным комплексом – единым объектом собственности.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником этого имущества [4, с. 24].
Унитарным муниципальное предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работ-никами предприятия [5, с. 173].
Унитарность – специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется:
– созданием юридического лица путем обособления собственником определенной
имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
– сохранением права собственности на имущество за учредителем;
– закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хо-зяйственного ведения или оперативного управления);
– неделимостью имущества;
– отсутствием членства;
– единоличными органами управления.
К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:
– необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
– осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации
определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товар-ных интервенций по товарам первой необходимости;
– обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
– имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного
фонда;
– иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
– прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
– заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
86
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
– амортизационные отношения;
– капитальные вложения и дотации из бюджета;
– дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в ус-тавных капиталах которых участвует предприятие;
– добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
– иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, в том
числе доходы от сдачи имущества в аренду.
Учредительным документом, определяющим правовой статус муниципальных унитарных предприятий, является устав. В уставах предприятий указываются сведения о фирмен-ном наименовании, включающем собственника имущества. Если предприятие является субъ-ектом права оперативного управления (то есть казенное), то фирменное наименование долж-но содержать указание на это [6, с. 39].
Как отмечает С. В. Лемехов, существуют особенности привлечения унитарных предприятий к гражданско-правовой ответственности [7, с. 253].
Некоторые авторы справедливо обращают внимание на то, что муниципальные унитарные предприятия критикуют за отсутствие качества управления и компетентных кадров, со-ответственно, этим обосновывают необходимость ликвидации МУПов [8, с. 320].
Критерием для отбора функций управления собственностью муниципалитета, таких как
планирование, прогнозирование, организация, контроль и т. д., является интерес, служащий
способом оценки для управленческих действий по достижению целей и задач использования
имущества муниципального образования.
Авторы, рассматривающие методы оценивания подсистем управления МУП в отдельных сферах, отмечают, что они включают несколько вариантов. Например, по мнению
С. В. Кицюка, исследовавшего управление МУП в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, это сравнение показателей с нормативными, эталонными показателями, планирование или прогнозирование и т. д. [9, с. 5].
Е. Л. Кулякина подчеркивает, что в связи с социальной значимостью цены на услуги в
отрасли водоснабжения и водоотведения, предоставляемые МУПами и ресурсоснабжающи-ми организациями, находятся в режиме ручного управления [10, с. 153].
Учет в муниципальных унитарных предприятиях должен совершенствоваться через
внедрение специализированных учетных программ, предусматривающих специфику таких
предприятий [11, с. 289].
Вопросы, связанные с функционированием МУП, целесообразно исследовать в рамках
анализа единых имущественных комплексов муниципального образования.
Рассмотрим данные по муниципальной собственности на примере г. Перми. В таблице
представлена информация о динамике количества муниципальных предприятий и учреждений, учитываемых в реестре муниципального имущества г. Перми (данные предоставлены
департаментом имущественных отношений администрации города Перми по предприятиям
и учреждениям в 2020–2022 гг. и для сравнения – на 1 апреля 2024 г.). Как видим, количество
муниципальных предприятий и учреждений ежегодно снижается.
Муниципальные предприятия и учреждения города Перми (2020–2024 гг.) [12, с. 222; 13]
Год
Наименование
2020
2021
2022
2024
Муниципальные предприятия
7
7
7
4
Муниципальные учреждения, всего
412
375
337
321
из них:
321
286
253
244
автономные
бюджетные
31
29
24
22
казенные
60
60
60
55
Е. В. РОЖКОВ
87
Несмотря на то, что автор статьи согласен с экономистами, которые настаивают на уве-личении количества предприятий и учреждений, находящихся в собственности муниципальных образований, имеются и другие мнения, основанные на данных Всемирного банка. По
данным его экспертов, для эффективного функционирования рыночного хозяйства в госу-дарственной собственности достаточно иметь до 25 % имущества [14, с. 149].
Кроме того, необходимо отметить и изменения федерального законодательства, регла-ментирующего сокращение МУПов. Запрет их деятельности будет действовать только на
конкурентных рынках. В Перми на начало 2024 г. работали следующие МУПы: «Городское
коммунальное и тепловое хозяйство», «Ритуальные услуги», «Пермводоканал», «Пермгорэлектротранс». Среди целей отказа от МУПов выделяются следующие: превращение предприятий в полноценные субъекты рыночного оборота; повышение эффективности управления муниципальным имуществом и др. [15, с. 102].
Как было сказано выше, автор статьи придерживается позиции увеличения количества
муниципальной собственности. Однако число унитарных предприятий и учреждений вызы-вает вопрос о необходимости их дальнейшего существования. В 2025 г. должны остаться
работать лишь МУПы на социально значимых рынках. Безусловно, прежде чем поднимать
вопрос о ликвидации того или иного МУПа, необходимо учесть не только его финансовую
составляющую (приносит ли прибыль в местный бюджет), но и социальную нагрузку и от-ветственность перед обществом. А такие МУПы (для «социалки») могут оказаться только
дотационными, то есть они получают денежные средства на свое существование из городского бюджета и не приносят прибыль. Иначе в Перми к 2025 г. может остаться работать
только МУП «Пермгорэлектротранс».
Список источников
1. Рожков Е. В. Развитие и конкурентоспособность территорий // Вестник Академии управления и производства. 2023. № 3. С. 67–74.
2. Евсеева Н. С. Унитарные предприятия как юридические лица // Конституционализм, его
принципы и их роль в развитии и защите прав человека : материалы VII Молодежных образователь-ных чтений. Уфа, 26 апр. 2023 г. Уфа, 2023. С. 64–66.
3. Рожков Е. В. «Реконструкция» vs «капитального ремонта» муниципальной собственности
города Перми // Экономика и социум. 2022. № 11-1 (102). С. 829–831.
4. Коробкина Л. А. Оценка эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и перспективы их дальнейшего развития // Вестник Российского экономического университета
им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2018. № 4. С. 23–28.
5. Шабасова О. А., Полубелова М. В. Специфика бухгалтерского учета основных средств в муниципальных унитарных предприятиях // Учет, анализ, аудит: проблемы теории и практики. 2018.
№ 20. С. 172–177.
6. Парфёнов К. Б. Юридические лица в гражданском кодексе Российской Федерации: государ-ственные и муниципальные унитарные предприятия // Актуальные вопросы юридической науки
и практики : материалы II Всерос. науч-практ. конф. Хабаровск, 28 мая 2021 г. Хабаровск, 2021.
С. 38–41.
7. Лемехов С. В. Особенности гражданско-правовой ответственности учредителей за обяза-тельства государственных и муниципальных унитарных предприятий // International & Domestic Law : материалы XVI Ежегодной международной конференции по национальному и международному пра-ву (Екатеринбург, 17 дек. 2021 г.). Екатеринбург, 2022. С. 249–254. 1 CD-ROM. Систем. требования: 512 MB RAM; Windows XP/Vista/7/8/8.1/10; 4,5 Мб свобод. пространства на жест. диске. Загл. с ти-тул. экрана. Текст: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48553143 (дата обращения: 13.03.2024).
88
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
8. Мкртчян А. М. Система контроллинга как эффективный инструмент управления унитарными
предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) // Стратегии бизнеса : электрон. на-уч.-экон. журн. 2020. Т. 8. № 12. С. 319–323. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontrollinga-kak-effektivnyy-instrument-upravleniya-unitarnymi-predpriyatiyami-vodoprovodno-kanalizatsionnogo-hozyaystva (дата обращения: 13.03.2024).
9. Кицюк С. В. Методы оценки эффективности управления муниципальных унитарных предприятий в отрасли ЖКХ // Вектор экономики : электрон. науч. журн. 2021. № 7 (61). Порядковый номер 24.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46389777_27458321.pdf (дата обращения: 13.03.2024).
10. Кулякина Е. Л. Особенности анализа и прогнозирования тарифов на водоснабжение, как основа повышения эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций Республики Крым //
Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 1 (496). С. 152–164.
https://doi.org/10.24891/ea.19.1.152.
11. Соколовская Н. Ю., Люлюкова Л. А. Инновационные процессы совершенствования учетной
информации муниципальных унитарных предприятий // Финансово-экономическое и информацион-ное обеспечение инновационного развития региона : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ялта, 14–
16 марта 2018 г. Симферополь, 2018. С. 286–289.
12. Рожков Е. В. Развитие муниципальной собственности (на примере Перми) // Вестник Твер-ского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1 (61). С. 220–227.
13. Муниципальная собственность // Муниципальное образование город Пермь : офиц. сайт.
URL: https://www.gorodperm.ru/actions/property/ (дата обращения: 25.05.2024).
14. Медведев В. А., Шумаева Е. А. Основные задачи реформирования механизма управления
государственным имуществом // Экономика строительства и городского хозяйства : сетевое науч. пе-риод. изд. 2018. Т. 14. № 2. С. 145–152. URL: https://donnasa.ru/publish_house/journals/esgh/2018-2/07_medvedev_shumaeva.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
15. Кабанова И. Е. Быть или не быть: муниципальные унитарные предприятия в коммунальной
сфере // Муниципальная академия. 2019. № 1. С. 100–105.
References
1. Rozhkov E. V. Razvitie i konkurentosposobnost’ territoriy [Development and competitiveness of territories]. Bulletin of Academy of Management and Manufacturing, 2023, no. 3, pp. 67–74. (In Russ.).
2. Evseeva N. S. Unitarnye predpriyatiya kak yuridicheskie litsa [Unitary enterprises as legal entities].
Konstitutsionalizm, ego printsipy i ikh rol’ v razvitii i zashchite prav cheloveka. Materialy 7 Molodezhnykh obrazovatel’nykh chteniy. Ufa, 2023, pp. 64–66. (In Russ.).
3. Rozhkov E. V. “Rekonstruktsiya” vs “kapital’nogo remonta’ munitsipal’noy sobstvennosti goroda Permi [“Reconstruction” vs “major repair” of the municipal property of the city of Perm]. Economics and Society, 2022, no. 11-1 (102), pp. 829–831. (In Russ.).
4. Korobkina L. A. Otsenka effektivnosti deyatel’nosti munitsipal’nykh unitarnykh predpriyatiy i per-spektivy ikh dal’neyshego razvitiya [Assessing the efficiency of municipal unitary enterprises and prospects of their further development]. Vestnik of the Plekhanov Russian university of economics. Introduction. The road to science, 2018, no. 4, pp. 23–28. (In Russ.).
5. Shabasova O. A., Polubelova M. V. Spetsifika bukhgalterskogo ucheta osnovnykh sredstv v munitsipal’nykh unitarnykh predpriyatiyakh [Features accounting of fixed assets in MUP]. Uchet, analiz, audit: problemy teorii i praktiki, 2018, no. 20, pp. 172–177. (In Russ.).
6. Parfenov K. B. Yuridicheskie litsa v grazhdanskom kodekse Rossiyskoy Federatsii: gosudarstven-nye i munitsipal’nye unitarnye predpriyatiya [Legal entities in the Civil Code of the Russian Federation: state and municipal unitary enterprises]. Aktual’nye voprosy yuridicheskoy nauki i praktiki. Materialy 2 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Khabarovsk, 2021, pp. 38–41. (In Russ.).
7. Lemekhov S. V. Osobennosti grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti uchrediteley za obyazatel’stva gosudarstvennykh i munitsipal’nykh unitarnykh predpriyatiy [Features of civil legal responsibility of foun-ders for obligations of state and municipal unitary enterprises]. International & Domestic Law. Materialy 16
Ezhegodnoy mezhdunarodnoy konferentsii po natsional’nomu i mezhdunarodnomu pravu. Ekaterinburg, 2022, pp. 249–254. (In Russ.). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48553143 (accessed 13.03.2024).
Е. В. РОЖКОВ
89
8. Mkrtchyan A. M. Sistema kontrollinga kak effektivnyy instrument upravleniya unitarnymi predpriyatiyami vodoprovodno-kanalizatsionnogo khozyaystva (VKKh) [Controlling system as an effective tool for managing unitary enterprises of water supply and sewerage facilities (WSS)]. Business Strategies, 2020, vol. 8, no. 12, pp. 319–323. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontrollinga-kak-effektivnyy-instrument-upravleniya-unitarnymi-predpriyatiyami-vodoprovodno-kanalizatsionnogo-hozyaystva (accessed 13.03.2024).
9. Kitsyuk S. V. Metody otsenki effektivnosti upravleniya munitsipal’nykh unitarnykh predpriyatiy v otrasli ZhKKh [Methods for assessing the efficiency of management of municipal unitary enterprises in the industry of housing and utilities]. Vector Economy, 2021, no. 7 (61), article 24. (In Russ.). Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_46389777_27458321.pdf (accessed 13.03.2024).
10. Kulyakina E. L. Osobennosti analiza i prognozirovaniya tarifov na vodosnabzhenie, kak osnova povysheniya effektivnosti deyatel’nosti resursosnabzhayushchikh organizatsiy Respubliki Krym [Specifics of analysis and prediction for tariffs for water supply as a basis of increasing the performance of resource providers of the Republic of Crimea]. Economic Analysis: Theory and Practice, 2020, vol. 19, iss. 1, pp. 152–164. (In Russ.). https://doi.org/10.24891/ea.19.1.152.
11. Sokolovskaya N. Yu., Lyulyukova L. A. Innovatsionnye protsessy sovershenstvovaniya uchetnoy informatsii munitsipal’nykh unitarnykh predpriyatiy [Innovative processes for improving accounting information of municipal unitary enterprises]. Finansovo-ekonomicheskoe i informatsionnoe obespechenie inno-vatsionnogo razvitiya regiona. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Simferopol, 2018, pp. 286–289. (In Russ.).
12. Rozhkov E. V. Razvitie munitsipal’noy sobstvennosti (na primere Permi) [Development of municipal property (by the example of the city of Perm)]. Bulletin of Tver State University. Series: Economy and Management, 2023, no 1 (61), pp. 220–227. (In Russ.).
13. Munitsipal’naya
sobstvennost’
[Municipal
property].
(In
Russ.).
Available
at:
https://www.gorodperm.ru/actions/property/ (accessed 25.05.2024).
14. Medvedev V. A., Shumaeva Ye. A. Osnovnye zadachi reformirovaniya mekhanizma upravleniya gosudarstvennym imushchestvom [Main objectives of reforming of the mechanism of the state property management]. Economics of Civil Engineering and Municipal Economy, 2018, vol. 14, no. 2, pp. 145–152.
(In Russ.). Available at: https://donnasa.ru/publish_house/journals/esgh/2018-2/07_medvedev_shumaeva.pdf (accessed 25.05.2024).
15. Kabanova I. E. Byt’ ili ne byt’: munitsipal’nye unitarnye predpriyatiya v kommunal’noy sfere [To be or not to be: the municipal unitary enterprises in the communal sphere]. Municipal Academy, 2019, no. 1, pp. 100–105. (In Russ.).
Информация об авторе
Е. В. Рожков – специалист акционерного коммерческого инновационного банка развития
средств связи и информатики «Почтобанк».
Information about the author
E. V. Rozhkov – Specialist of the Joint Stock Commercial Innovation Bank of telecommunications and informatics “Pochtobank”.
Статья поступила в редакцию 13.09.2024; одобрена после рецензирования 03.10.2024; принята к публикации 04.10.2024.
The article was submitted 13.09.2024; approved after reviewing 03.10.2024; accepted for publication 04.10.2024.