Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛАТЫ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЭМИИ'

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛАТЫ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЭМИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛАТЫ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / РЕСУРСНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ПАНДЭМИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черникова Г. В.

В статье раскрываются ключевые особенности деятельности муниципальных общественных палат как институтов гражданского общества в условиях пандэмии.The article reveals the key features of the activities of municipal public structures as civil society institutions in the context of pandemics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛАТЫ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЭМИИ»

8. О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства [Электронный ресурс] Постановление Совета Министров Республики Беларусь 21 марта 2014 № 252//ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

9. Belarussian association «Country escape» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ruralbelarus.by/index.php?option=com_content&view=article& id=37:05092011&catid=3:osnovnye-novosti&Itemid=2&lang=en.

10. Белорусская православная церковь Минская духовная семинария [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minds.by/news/20090709_13-23-06#.XYj2SiDVLIU.

Черникова Г.В.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛАТЫ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ

ПАНДЭМИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: муниципальные общественные палаты, институты гражданского общества, ресурсная недостаточность, пандэмия.

Key words: municipal public structures, civil society institutions, resource scarcity, pandemics.

Аннотация: в статье раскрываются ключевые особенности деятельности муниципальных общественных палат как институтов гражданского общества в условиях пандэмии.

Abstract: the article reveals the key features of the activities of municipal public structures as civil society institutions in the context of pandemics

Ключевой особенностью муниципальных общественных палат как институтов гражданского общества является их максимальная приближенность к населению. Это накладывает на них дополнительную ответственность в условиях ресурсной недостаточности, особенно выраженной в небольших муниципальных образованиях. Члены общественных палат муниципальных районов должны быть непосредственно включены в общественную («народную») повестку и являться её выразителями. Следовательно,

одной из главных задач муниципальных общественных палат является презентация общественного мнения по наиболее беспокоящим вопросам, их публичное обсуждение, результатом которого должно стать их включение в итоговую повестку. Последняя содержит в себе наиболее острые противоречия общественного развития, нуждающиеся в срочном реагировании [1].

Для измерения общественного запроса (общественной повестки), а также для измерения того как общественники муниципальных образований справляются с возложенными на них институциональными задачами были использованы методы прикладной социологии. В частности, осенью 2020 г. методом анкетирования были опрошены руководители общественных палат муниципальных образований Воронежской области. Результаты опроса, показали, что суть общественной повестки сводится к следующему тезису: текущая глобальная пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19 обострила проблему чрезмерного роста социального неравенства. Так, в ходе опроса выяснилось, что основная часть трудностей, возникших у населения муниципальных образований Воронежской области в 2020 г., касалась возможностей доступа к социально значимым общественным благам. В их числе:

-низкое качество работы служб здравоохранения (в т.ч. нехватка врачей узких специальностей и медперсонала в целом), ЖКХ, общественного транспорта,

-низкое качество и высокая стоимость мобильной связи и Интернет-соединения,

-плохое состояние дорог, мест отдыха, уличного освещения и др. Отрицательно сказался на экономически активной части граждан, так называемый общенациональный локдаун весны 2020 г. Почти в каждой пятой анкете среди проблем упоминалась потеря занятости, снижение доходов населения, а также закрытие детских садов и переход на дистанционное обучение.

Проведенный опрос также выявил еще одну острую проблему, которая беспокоит примерно 20% опрошенных - дефицит и качество водных ресурсов.

В ходе опроса выяснялось также наличие сложностей при организации общественного наблюдения на выборах в органы власти. Примерно в 20% случаев сложности в указанной сфере возникли и связаны были, прежде всего, с

- отсутствием юридической подготовки участников, необходимостью их обучения для осуществления функций наблюдателя на выборах;

- отсутствием необходимого количества общественных активистов в небольших сельских населенных пунктах,

- нестабильной работой Интернет-соединения.

Некоторые участники опроса высказали также пожелание относительно организации питания наблюдателей на выборах, учитывая многодневный характер проведения последних, а также целесообразности ограничить количественный состав наблюдателей двумя представителями.

Участникам опроса было предложено также обозначить трудности, возникшие в работе Общественной палаты из-за ограничений по COVID-19. Основные трудности общественников свелись к

-отсутствию живого общения с жителями, невозможности осуществлять личный прием граждан и оперативно реагировать на обращения граждан;

-срыву запланированных культурно-массовых мероприятий и акций, в т.ч. связанных со сбором средств для оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; Среди трудностей упоминались также:

- низкая цифровая грамотность самих общественников (представителей старшего поколения), которая усложняла сбор информации;

- нестабильная работа Интернет-соединения;

- затрудненность осуществления мониторинговых мероприятий из-за ограничений, вызванных распространением СОУЮ-19 и др.

В ходе опроса ставился также и такой вопрос: «Какие инициативы предложили жители в ситуации 2020?». Ответы вновь разделились на уже упомянутые направления, связанные преимущественно с -благоустройством муниципальных образований, -оптимизацией услуг ЖКХ, сферы здравоохранения, а также -организацией и развитием различных видов волонтерской помощи, -улучшением качества мобильной связи и Интернет-соединения. Лишь в одном случае (!), среди инициатив жителей прозвучало предложение участвовать в грантовой политике по программе «Развитие сельских территорий».

В ряде случаев (в абсолютном выражении 5 чел.) участники опросов не смогли назвать ни одной значимой инициативы, предложенной жителями. Следовательно, не всем муниципальным общественным палатам удалось закрепить за собой статус лидера, выразителя общественной («народной») повестки, того актора, который не только участвует в формировании общественной повестки,

но и продвигает её в публичной сфере (в виде запросов, проектов, участия в грантах и т.п.).

Какие задачи удалось решить муниципальным общественным палатам за истекший период 2020 г.? Согласно результатам упомянутого опроса на первом месте по частоте упоминаний стоит организация общественного наблюдения на выборах. Задачи, отражающие собственно общественный запрос рядовых граждан муниципальных образований, оказались реже упоминаемыми:

-решение вопросов, связанных с ЖКХ и благоустройством муниципального образования;

-организация социальной помощи нуждающимся гражданам; - мониторинг соблюдения ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального образования и др.

Претензии к эффективности деятельности можно адресовать в отношении, как минимум, пяти муниципальных общественных палат (Нижнедевицка, Репьевки, Новой Усмани, Поворино, Лисок), которые в качестве решенных смогли сформулировать только одну в большей или меньшей степени значимую задачу.

Проведенный опрос выявил и ряд особенно уязвимых для критики аспектов деятельности муниципальных общественных палат Воронежской области. Так, темы распространения новой коронавирусной инфекции и организации волонтёрской помощи по доставке нуждающимся продуктовых наборов и медикаментов нашла отражение в деятельности лишь 25% (!) муниципальных образований. При этом, очень малое число опрошенных руководителей муниципальных общественных палат (в абсолютном выражении 4 чел.) внесли тему пандемии в план работы Палаты на второе полугодие 2020 г. В планах остальных участников опроса (их абсолютное большинство - 75%) указанным остроактуальным темам не нашлось места. Это свидетельствует, среди прочего, о формальном подходе к планированию деятельности рассматриваемых структур.

Кроме того, весьма незначительная часть опрошенных руководителей (в абсолютном выражении 3 чел.!) указала организацию волонтёрской помощи в качестве задач, которые удалось решить Общественной палате муниципального образования. Это руководители Общественных палат Новохоперска, Острогоржска и Хохла. Еще в 6-ти случаях тема волонтёрства упомянута в контексте инициатив, предложенных жителями.

Показателем результативности любой общественной палаты является не только умение слышать общественный запрос, но и

соответствующим образом отвечать на него, реализуя свой ресурсный потенциал. Для этого общественным палатам, помимо прочего, необходима информационно-коммуникативная активность, которая на практике часто затруднена объективными и субъективными факторами. Среди последних упомянутая выше низкая цифровая грамотность общественников, прежде всего, старшего поколения. Среди объективных факторов можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, проблему цифрового неравенства: несмотря на высокий уровень проникновения интернета в России (интернетом пользуются 81% россиян), цифровой доступ в крупных мегаполисах развит в разы лучше, чем в малых городах и селах отдаленных территорий [3; 4] .

Во-вторых, муниципальные общественные палаты, как правило, не имеют независимо функционирующих от органов власти интернет-площадок, являясь обладателями т.н. URL-адреса на порталах администраций муниципальных образований. Их контентная наполняемость в разы уступает аналогичной наполняемости сайтов самих администраций. Это наряду с отсутствием отдельного от администрации имущества (помещения, офисного оборудования, выделенных линий связи и т.д.) является еще одним свидетельством их ресурсной ограниченности.

Результаты проведенного мониторинга, в целом, свидетельствуют о невысокой эффективности муниципальных Общественных палат как структурных образований, способных справиться со своими институциональными задачами по обеспечению согласования общественно значимых интересов граждан с органами местного самоуправления для решения наиболее важных социально-экономических вопросов.

Вывод о невысокой эффективности работающих систем диалоговых площадок для обсуждения «народной» повестки разделяется большинством аналитиков, исследующих характер и результаты диалога между властью и гражданским обществом [2]. Объяснение этому видится, прежде всего, в инфраструктурной слабости субъектов гражданского общества, их фактической зависимости от местных органов власти. На местах общественные палаты создаются решениями представительных органов и глав муниципалитетов, что противоречит их общественной природе. Согласно последней субъекты гражданского общества должны формироваться в результате их инициативы для достижения социально значимых некоммерческих целей из лидеров общественного мнения. Иначе говоря, определяющими факторами их результативности выступает гарантия их независимости от органов публичной власти

(прежде всего, с т. зр. формирования, имущественного статуса и финансирования), а также наличие юридических полномочий императивного (а не только рекомендательного) характера.

В опросе приняли участие 31 руководитель Общественные палаты городских округов и муниципальных районов области. 29 участников опроса представляли муниципальные районы и 2 участника городские округа Воронежской области. Вопросы анкеты были разработаны членом Общественной палаты Воронежской области - к. полит. н. Черниковой В.В.

Список литературы

1. Внутриполитическая повестка дня как фактор единства современной России: монография / под ред. А.В. Глуховой. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2020. С. 35, 152

2. Между властью и гражданином: институты общественного участия// Общественная палата Российской Федерации, 2018.- URL: https://report2018.oprf.ru/ru/2.php; Плотникова М.А. Общественная палата как институт гражданского общества на муниципальной территории (на примере городского округа Краснотурьинск)/ М.А. Плотникова/MANAGEMENT ISSUES. 2019. № 6. С. 79-88; Институционализация взаимодействия гражданского общества с публичной властью в публично-правовых образованиях : монография / [Г.А. Банных, Л.И. Воронина, Е.В. Зайцева, С.Н. Костина, А.И. Кузьмин, В.Б. Куликов, А.С. Неркараян, Н.В. Сыманюк; под общ. ред. А. И. Кузьмина, Л. И. Ворониной]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 168 с.

3. Сергеева Ю. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России/ Ю. Сергеева. 03.02. 2020// Компания WebCanape. - URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy;

4. Цифровизация в малых и средних городах России. Совместное исследование Высшей школы урбанистики и Яндекс.Такси// Портал НИУ. ВШЭ. - URL: https://urban.hse.ru/data/2018/06/06/1149766040/2018-06-GSU-HSE_pres_v6.pdf .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.