УДК 332.1
Шевченко Оксана Сергеевна Oksana Shevchenko
Жалсанова Баирма Михайловна Bairma Zhalsanova
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
MUNICIPALITIES: ASSESSMENT OF QUALITY OF ECONOMIC ACTIVITY
Рассматривается сущность проектов на принципах муниципально-частного партнерства и его значимость как фактора развития и решения местных социально-экономических проблем. Выявлены особенности современных тенденций развития муниципально-частного партнерства в муниципальных образованиях, обоснованы эффективные механизмы его использования для инвестирования приоритетных МЧП-проектов. Предложена оценка муниципальных образований с точки зрения их соответствия модели «идеального» муниципально-час-тного партнерства. Приводятся аргументы в пользу оценки деятельности муниципальных образований на основе «индекса качества экономической активности», который представляет собой комплексную характеристику готовности муниципального образования к сотрудничеству с частными инвесторами на принципах муниципально-частного партнерства при помощи свода и анализа информации по ряду показателей успешной реализации МЧП-проектов.
Исследование призвано систематизировать полученные результаты и продемонстрировать объективную картину развития муниципально-частного партнёрства на территории муниципального образования, что, в свою очередь, будет способствовать росту экономической активности муниципалитета в целом и повышению его конкурентоспособности на российском рынке.
Установленный «индекс качества экономической активности» будет способствовать тому, что в каждом субъекте РФ сложится комфортная институциональная среда для реализации проектов МЧП в различных организационно-правовых формах и
In article the essence of projects on the principles of municipal and private partnership and its importance as factor of development and solution of local social and economic problems is considered. Features of current trends of municipal and private partnership development in municipalities are revealed; effective mechanisms of its use for investment of priority municipal-projects are proved. The assessment of municipalities from the point of view of their compliance of model of «ideal» municipal and private partnership is offered. Arguments in favor of an assessment of activity of municipalities on a basis of «an index of quality of economic activity» which represents the complex characteristic of readiness of municipality to cooperation with private investors on the principles of municipal and private partnership by means of the arch and the analysis of information on a number of indicators of successful implementation of municipality-projects are adduced.
This research is urged to systematize the received results and to show an objective picture of development of municipal and private partnership in the municipality territory that in turn will promote growth of economic activity of municipality as a whole and to increase of its competitiveness in the Russian market. The established «index of quality of economic activity» will promote that in each territorial subject of the Russian Federation there will be a comfortable institutional environment for implementation of the municipal private - projects in various organizational and legal forms and unique regional experience of implementation of projects with use of municipal and private partnership will be created
сформируется уникальный региональный опыт реализации проектов с использованием муниципально-частного партнерства
Ключевые слова: муниципальное образование, муниципально-частное партнерство, макроэкономические характеристики, индекс качества экономической активности, инвестиционная привлекательность муниципального образования, социально-экономическое развитие муниципального образования
Key words: municipality, municipal and private partnership, macroeconomic characteristics, index of quality of economic activity, investment appeal of municipality, social and economic development of municipality
На пути становления развитой рыночной экономики муниципальные образования должны рассматриваться как субъекты, максимизирующие прибыль в условиях данной внешней среды и выступающие главными факторами для повышения благосостояния населения данной территории. Существующие взаимосвязи макроэкономических показателей могут не совсем точно отражать реальное положение дел. В результате этого, показатели и индикаторы меняются непредсказуемо: рост занятости населения в определенные периоды сопровождается дефляционными процессами, а сокращение производства способствует общему экономическому подъему.
Исследование динамики сложившейся экономической ситуации как на региональном, так и на местном уровнях является важной составляющей экономического анализа.
Экономика муниципального образования (далее — МО) имеет свои параметры и особенности, которые по основным векторам могут существенно отличаться от национальной экономики, составной частью которой она является [1].
Социально-экономическая отсталость ряда территорий и регионов России обусловлена не только ограниченностью ресурсов, но и вследствие неэффективного хозяйствования и управления.
Среди процессов, характеризующих урбанизацию на рубеже ХХ-ХХ1 вв., по своей значимости выделяется усиление конкуренции регионов и городов. Конкуренция становится одним из ведущих принципов, определяющим будущую территориальную систему региона.
Соответствующей реакцией на эти процессы со стороны местных властей могут выступать усилия, направленные на повышение уровня социально-экономического развития, разработку способов достижения и сохранения конкурентных преимуществ территории для всех целевых групп.
Чтобы отследить, как конкурируют между собой различные муниципальные образования, а также уровень их социально-экономического развития и инвестиционную привлекательность, меняющиеся в процессе конкуренции, муниципальным образованиям необходимо применить новый фактор организации имеющихся показателей, выступающий в качестве нового инструмента, сравнивая му-ниципально-частные партнерства ( далее — МЧП) для различных муниципальных образований/территорий [2].
В России отсутствуют результаты регулярного мониторинга за изменениями экономической активности МО на принципах муниципально-частного партнерства, которые включали бы как национальный, так и региональный уровни.
На сегодняшний день практически единственными на федеральном уровне источниками официальной информации по муниципально-частным партнерствам и их инфраструктуре выступает единая система мониторинга, позволяющая оперативно получать информацию о реализуемых мерах господдержки в любом регионе страны. Сюда входят меры поддержки МП и СП Минсельхозом России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Государственной корпорации «Банк развития» и внешнеэ-
кономической деятельности (Внешэкономбанк); также реестр заключенных концессионных соглашений, который ведет Росреестр.
Есть также данные, полученные на основании мониторингов Росстата, по обеспеченности регионов объектами инфраструктуры, которые аккумулирует и анализирует Минэкономразвития России.
Автор предлагает оценивать муниципальные образования с точки зрения их соответствия модели «идеального» муни-ципально-частного партнерства, которые обладают определенным набором характеристик, а именно:
1) институты, обеспечивающие развитие МЧП в муниципальном образовании. Данный фактор включает оценку нормативно-правовой базы МЧП, в частности, наличие специальных законодательных актов, программных документов, комиссий и рабочих групп по МЧП. Также наличие статей расходов бюджета муниципалитетов, связанных с подготовкой, реализацией и финансированием проектов на принципах механизмов МЧП, выступает в качестве параметра, относящегося к данному фактору, который позволяет оценить понимание МЧП, сущность его проблематики и стремление местных органов власти к привлечению инвестиций;
2) опыт реализации МЧП-проектов. Указанный фактор опирается на предположение о том, что реализация каждого последующего проекта будет способствовать повышению соответствующих управленческих навыков местных органов власти, и таким образом снизятся риски для будущих МЧП-проектов. Оценка данного фактора осуществляется, исходя из количества МЧП и инвестиционных проектов, их структуры, стадии реализации МЧП-проектов, а также дефицита данных из регионов [3];
3) инвестиционная привлекательность муниципальных образований для инвесторов.
Данный фактор [4] позволяет оценить способность МО к привлечению частных инвестиций, в том числе иностранных. Инвестиционная привлекательность МО в
значительной мере определяется тем, как местные органы власти управляют своей недвижимостью, отчего зависят уровень социально-экономического развития территории и уровень качества жизни населения. В свою очередь, эффективность управления недвижимостью зависит от политики государства в данной сфере [5].
Однако, несмотря на проводимую многоплановую работу, многие аспекты этих отношений до сих пор должным образом не отрегулированы.
Положительные количественные значения данных характеристик публичного партнера рассматриваются частным инвестором как условие привлекательности МО для инвестиций в МЧП-проекты, локализованные на данной территории.
Кроме основного закона, определяющего понятие МЧП, описывающего его формы, определяющего полный состав субъектов: должен быть создан гибкий механизм, позволяющий органам исполнительной власти принимать решения о реализации этих проектов без излишних затруднений. Специалисты в области МЧП, безусловно, понимают, что такие проекты выгодны не только экономически. Важен конечный результат — качественное предоставление услуг населению, уменьшение нагрузки на бюджет.
Показатели эффективности МЧП-про-ектов должны быть измеряемыми и понятными для всех. Одна из основных целей состоит в повышении качества государственных услуг населению. Отдельно взятый гражданин редко оценивает и даже разбирается в перипетиях нормотворчества, ему важно то, что затрагивает его лично. Но, чтобы повышать качество, нужно отслеживать динамику в конкретных показателях, тем более что измерение — это движение снизу [6].
Поэтому автор считает необходимым ввести понятие «индекс качества экономической активности» для муниципальных образований на принципах механизма МЧП, который помог бы не только в отслеживании уровня развития и качественной оценки деятельности МО, но и в разработ-
ке рекомендаций для проведения комплекса мероприятий по повышению готовности муниципального образования к реализации инвестиционных проектов на принципах муниципально-частного партнерства, так как процесс динамики экономической активности заключается в определении ежемесячных индексов экономической активности МО.
Таким образом, «индекс качества экономической активности» может выступать как инструмент и критерий качества управления. Методологический подход к сбору информации для определения индекса моделирует ситуацию, в которой оказывается инвестор в процессе принятия решения об инициировании МЧП-проекта в муниципальном образовании — индекс рассчитывается на основании информации, размещенной в открытом доступе. Целью расчета индекса является выявление ключевых факторов внешней окружающей среды, оказывающих негативное влияние на экономику муниципального образования [7].
При расчете индекса экономической активности муниципального образования активности исследуются две категории исходной информации — это макроэкономические данные, предоставляемые официальными статистическими данными, и другие данные, которые подбираются таким образом, чтобы фигурирующие в них МО, во-первых, отражали отраслевую и территориальную структуры внутреннего регионального продукта (ВРП), а во-вторых, относились к представителям соответствующих отраслей [8].
Информация, получаемая от МО, оформляется в виде официальной статистической отчетности и в дальнейшем аккумулируется в категорию муниципальные оценки и ожидания. Методика составления индекса качества экономической активности МО представляет оценку текущего со-
стояния и динамики развития рынка МЧП-проектов в МО.
Под муниципально-частным партнерством для целей настоящего индекса понимается сотрудничество институтов власти и бизнеса для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенции [9] и направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также привлечению в экономику муниципальных образований частных инвестиций [10].
Индекс обеспечивает возможность для частных инвесторов и органов муниципальной власти оценить привлекательность и конкурентоспособность муниципального образования с точки зрения возможностей для реализации проектов МЧП.
Актуальность индекса качества экономической активности обеспечивается ежемесячной периодичностью определения индекса и управленческим подразделением, которое отвечает за составление индекса на постоянной основе, проводит исследовательскую работу с целью обеспечения надежности и развития применяемой методологии, а также производит пересчет и проверки оценок в случае корректировки методики расчета индекса.
Индекс качества экономической активности позволяет реинвестировать средства в перспективные и доходные проекты социально-экономической направленности. Кроме того, предлагаемый индекс может применяться для оперативной корректировки стратегических программ развития муниципальных образований на основе управления интеллектуальными ресурсами и способствовать значительной экономии бюджетных средств, а также сформировать дополнительные источники пополнения бюджета.
Литература_
1. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Мингазова Ю.Г. Анализ динамики изменения деловой актив -ности региона как инструмент макроэкономического моделирования (на примере Республики Татарстан) / / Экономический вестник Республики Татарстан. 2010. № 4. С. 9-13. Режим доступа: Ьйр://еКЬгагу. ги/Нет.а8р?1а=15629877
2. Жихарев К.Л., Мельников С.Б., Мельникова Н.С., Романова В.Ю. Инновационное управление социально-экономическим развитием территории и регионов: инкорпоративный подход. М.: Муниципальный мир, 2007. 160 с.
3. Государственно-частное партнерство в России «ГЧП-2014:пути развития» 11-13 марта, 2014 // Режим доступа:: ресурс]:Ьйр://^^^ррр]оигпа1. ru/assets/ffles/archive/9/gchp2014mart.pdf
4. [Электронный pecypc]:http://pppcenter.ru/ index.php?id=13
5. Рейтинг регионов России «ГЧП — Старт» 2013 // [Электронный ресурс]: http://pppcenter. ru/index.php?id=22
6. [Электронный ресурс]: http://knowledge. allbest.ru/economy/2c0b65625b3ac69a5d53a89421 216d37_0.html
7. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Мингазова Ю.Г. Анализ динамики изменения деловой активности региона как инструмент макроэкономического моделирования (на примере Республики Татарстан) // [Электронный ресурс]: http//old.kpfu/capr/ bin_files/dynam!60.doc
8. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Мингазова Ю.Г. Оценка деловой и экономической активности как инструмент краткосрочного прогнозирования // [Электронный ресурс]: http://cpei.tatarstan.ru/rus/ index.htm/news/166514.htm
9. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. М.: Высшая школа экономики, 2010. С. 284.
10. Государственно-частное партнерство пути совершенствования законодательной базы [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ebrd. com/downloads/legal/concessions/framewk.pdf
_References
1. Safiullin M.R., Elshin L.A., Mingazova Y.G. Ekonomichesky vestnik Respubliki Tatarstan (Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan), 2010, no 4. P. 9-13. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=15629877
2. Zhiharev K.L., Melnikov S.B., Melnikova N.S., Romanova V.Y. Innovatsionnoe upravlenie sot-sialno-ekonomicheskim razvitiem territorii i regionov: inkorporativny podhod [Innovative management of socio-economic development of the territories and regions: incorporative approach]. Moscow: Municipal world 2007. 160 p.
3. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Ros-sii «GChP-2014:puti razvitiya» 11-13 marta, 2014 (Public-private partnership in Russia «PPP-2014: ways of development» March 11-13, 2014). Available at: D-LAS]: http: //www.pppjournal.ru/assets/files/ archive/9 /gchp2014mart.pdf
4. Available at: http: //pppcenter.ru/index.php? Id = 13
5. Reyting regionov Rossii «GChP — Start» 2013 (Rating of regions of Russia "PPP - Home» 2013). Available at: http://pppcenter.ru/index.php?id=22
6. Available at: http://knowledge.allbest.ru/ec onomy/2c0b65625b3ac69a5d53a89421216d37_0. html
7. Safiullin M.R., Elshin L.A., Mingazova Y.G. Analiz dinamiki izmeneniya delovoy aktivnosti re-giona kak instrument makroekonomicheskogo mod-elirovaniya (na primere Respubliki Tatarstan) (Analysis of the dynamics of change in business activity in the region as a tool of macroeconomic modeling (on the example of the Republic of Tatarstan)). Available at: http // old.kpfu / capr / bin_files / dynam! 60.doc
8. Safiullin M.R., Elshin L.A., Mingazova Y.G. Otsenka delovoy i ekonomicheskoy aktivnosti kak instrument kratkosrochnogo prognozirovaniya (Assessment of business and economic activity as a tool for short-term forecasting). Available at: http://cpei. tatarstan.ru/rus/index.htm/news/166514.htm
9. Varnavsky V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Public-private partnership]. Moscow: Higher School of Economics, 2010, pp. 284.
10. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo puti sovershenstvovaniya zakonodatelnoy bazy (Public-Private partnerships ways to improve law bases). Available at: http://www.ebrd.com/downloads/legal/ concessions/framewk.pdf
Коротко об авторах_
Шевченко О. С., аспирант, Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия [email protected]
Научные интересы: экономика, региональная экономика, менеджмент
Жалсанова Б.М., канд. филос. наук, доцент каф. «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: менеджмент, маркетинг, логистика, философия
_Briefly about the authors
O. Shevchenko, postgraduate, Academy of National Economy and Public Service at the President of the Russian Federation, Moscow, Russia
Scientific interests: economy, regional economy, management
Zhalsanova B. , candidate of philosophical sciences, assistant professor, Economics and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: management, marketing, logistics, philosophy