Научная статья на тему 'Муниципальные информационные системы как основа повышения эффективности органов власти и управления'

Муниципальные информационные системы как основа повышения эффективности органов власти и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2319
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саак А. Э., Тюшняков В. Н., Пахомов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальные информационные системы как основа повышения эффективности органов власти и управления»

Секция государственного и муниципального права

и управления

УДК 681.3:002

А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков, Е.В. Пахомов МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

В области информатизации муниципальных образований (МО) актуальны проблемы: повышения уровня компьютеризации органов управления муниципальной власти; внедрения современных информационных и коммуникационных технологий; повышения эффективности использования существующих мощностей; создания единых информационных систем (ИС); интеграции информационных систем в системы более высокого уровня; обмена опытом, координации при планировании и выполнении работ по информатизации и автоматизации между различными муниципальными образованиями и организациями внутри МО, их методологического сопровождения, согласованной интеграции усилий и ресурсов заинтересованных служб, организаций и предприятий [1]. При этом существуют следующие факторы, которые достаточно сильно влияют на развитие ИС и являются предпосылками для перехода к муниципальным информационным системам (МИС): развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем; развитие подходов к технической и программной реализации элементов ИС; развитие методик управления МО.

В данных условиях становится бесспорной актуальность внедрения МИС, направленных на повышение эффективности деятельности органов власти и управления [8].

МИС - это совокупность специализированного программного обеспечения и аппаратно-вычислительной платформы, на которой собственно инсталлировано и настроено программное обеспечение [2]. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации независимо от формы их реализации: электронной, бумажной или какой-либо другой формы. МИС всегда уникальна - она отражает стиль управления и предпочтения высшего руководства организации.

В качестве примера МИС можно привести информационные системы городов: Обнинска (http://www.mgis2001.openpower.ru), Архангельска (http://www.arhcity.ru), Владимира (www.vladimir-city.ru), Воронежа (www.gorduma.vrn.ru), Таганрога (http://www.cbt.ru), Томска (http://www.inf.tsu.ru), Уфы (http://www.misufa.ru), Сургута (http://www.admsurgut.ru) и многие другие.

Практика построения крупных информационных систем [4] убедительно показывает, что конечный результат существенно зависит от правильного целепола-гания. Только комплексный, системный подход дает возможность выявить полное множество частных целей и задач, необходимых и достаточных для достижения глобальной цели информатизации. В соответствии с утвержденными основными

направлениями, глобальной целью информатизации муниципалитета является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой [6]. Основными системообразующими компонентами объекта управления (города) являются: городское население, городская территория, инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура, муниципальное имущество, муниципальный бюджет. Кроме того, в пространство целеполагания должны быть включены сама система управления городом и актуальная внешняя среда, в качестве которой опять выступает население, однако рассматриваемое здесь в другом отношении - не как объект управления, а как субъект информационных потребностей [7].

В соответствии с этим определяются следующие частные цели и основные задачи внедрения МИС (рис. 1).

Рис. 1. Предназначение муниципальных информационных систем

Указанные цели и задачи достигаются посредством создания муниципальной информационной системы (рис. 2).

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Ё11П

ИСООМУ

Рис. 2. Обобщенная схема муниципальной информационной системы: ИСЦАА - информационная система центрального аппарата администрации; ИСГД - информационная система городской Думы;

ИСТОМУ, ИСООМУ, ИСФОМУ - соответственно информационные подсистемы территориальных, отраслевых и функциональных органов муниципального управления в части, касающейся решения общегородских задач;

МИП - муниципальный интернет портал; ЦБД - центральная база данных;

ЕИП - единое информационное пространство города.

Основные направления и перспективы применения МИС

1. Информационная система социальной защиты населения. Материальная помощь социально незащищенным слоям населения является одной из главных функций местной администрации. Возникает вопрос о создании информационной системы по льготным категориям населения с целью упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ. Так как для расчета пособий требуется предъявить несколько справок (о доходах, сумме коммунальных платежей, составе семьи, размере квартплаты), то в местах выдачи справок (в паспортных столах, у поставщиков коммунальных услуг) и отделах социальной защиты возникают большие очереди, обслуживание обратившихся проводится крайне медленно. В подобных условиях необходимо внедрять информационную систему по жилищным субсидиям. Предлагается создать локальные компьютерные сети и информационные центры в департаментах соцзащиты, территориальных отделах социальной защиты, а также дополнительные пункты приема населения, размещенные по всему городу. Если эти подразделения объединить муниципальной коммуникационной системой, то можно успешно решить задачу обеспечения льготного населения жилищными субсидиями.

2. Городской кадастр. Эффективное управление жизнеобеспечением и развитием крупного города в современных условиях невозможно без использования

современных геоинформационных технологий, позволяющих создавать и вести различные кадастровые подсистемы (земельный кадастр, градостроительный кадастр, кадастр инженерных коммуникаций и т.д.). Поскольку в основе всех отраслевых кадастров лежит единая цифровая модель местности, создание этой модели является приоритетной задачей.

3. Управление городской недвижимостью. Предлагается создать ИС, реализующую функции учета и эффективного управления городской недвижимостью. Она будет отслеживать текущее состояние объектов учета, их стоимостные характеристики, правовое обременение и историю [9].

4. Управление городскими финансами. В департаменте финансов городской администрации можно использовать локальные подсистемы для мониторинга доходов городского бюджета и управления его расходной частью. Объединение данных подсистем представляет собой сложную компьютерную систему, связанную со всеми распорядителями и получателями бюджетных средств. В нее в электронном виде поступают заявки на платежи от всех бюджетополучателей, которые затем рассматриваются уполномоченными распорядителями бюджетных средств, контролируются на предмет соответствия сметам, лимитам расходов, муниципальным контрактам. При принятии решения о финансировании заявки преобразуются в платежные поручения, передаваемые также в электронном виде в банк. Такая схема обеспечивает полную прозрачность расходов, предотвращает их нецелевое использование и, по оценке экспертов министерства финансов [7], экономит до 12 % городского бюджета.

5. Нормативно-правовое и документальное обеспечение управления. Это направление является традиционным для любых корпоративных информационных систем [3]. Предполагается автоматизация делопроизводства и документооборота, обеспечение контроля исполнения решений, информатизация кадровой и архивной служб и т.д.

6. Информационная связь с населением. Одна из важных социальных функций МИС - это оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами управления. МИС, обобщённо, включает в себя две составляющие. Первая предназначена для муниципальных служащих, выполняющих свои повседневные обязанности, вторая направлена во внешний мир и реализована в виде муниципального интернет-портала. Посетители сайта должны иметь возможность не только получить справочную информацию о городе, узнать содержание принятых нормативных документов, но и передать для рассмотрения в установленном порядке свои жалобы, предложения, принять участие в социологических опросах. Сайт содержит ежеквартально корректируемую общую справочную информацию о городе, телефонный справочник муниципалитета, пресс-релизы комитета по информационной политике, базу данных постановлений и распоряжений мэра, решений городской Думы и т.д. (например, сайт г.Таганрога - http://www.taganrog.ru). Официальный Интернет-сайт города должен иметь статус общегородского электронного средства массовой информации и соответствующую этому статусу техническую и организационную поддержку.

Таким образом, использование МИС призвано: на оперативном уровне обеспечить ускорение информационных потоков, связывающих участников деловых процессов, и улучшить синхронизацию одновременно выполняемых деловых процессов; на тактическом уровне способствовать повышению качества принимаемых управленческих решений, позволяющих адаптировать деловые процессы к изменению внешней среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ИвановВ.В., КоробоваА.Н. Муниципальный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Сурнин А. Ф. Муниципальные информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации. Обнинск, 1997.

3. Маланин В.В., Аверин В.И. Концепция создания единого информационного пространства региональных органов власти // Пятая Международная научно-практическая конференция ''Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права''. ''Информатика''. М., 2002.

4. Тюшняков В.Н. Проектирование корпоративных муниципальных информационных систем // Известия ТРТУ. "Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права". Таганрог. 2002. №4(27).

5. Лобанов В.В. Городские и муниципальные программы: Учебное пособие. ГУУ. М., 2000.

6. Инновационные региональные и муниципальные программы России 2002: Справочник. ГУУ. М., 2002.

7. Гладких Б.А., Кириенко В.Е., Макаров А.С. Принципы построения, опыт реализации и перспективы развития муниципальной информационной системы в Томске. http://www.inf.tsu.ru/librarv/Publications/2002/39.pdf.

8. Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий // Информационный бюллетень Microsoft. №13. http://www.microsoft.com/rus/government

9. Иванов В., Коробова А. Технология как фактор успеха // Муниципальная власть. 2002. №5. С.21-27.

УДК 352.075

О.А. Колтунова

ФОРМИРОВАНИЕ ПАКЕТОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Существующие методы экономической оценки эффективности инвестиций не в полной мере отражают роль и значение соответствующих проектов с точки зрения комплекса задач развития конкретной территории, где эти проекты реализуются и проявляют свои экономические, социальные и экологические характеристики и последствия. Необходима усовершенствованная методика комплексной оценки и отбора инвестиционных проектов (ИП) на основе системного принципа их пакетного формирования для поддержки и стимулирования их реализации на территории муниципального образования.

Согласно пакетному методу сначала определяются количественные оценки значимости направлений развития города. При определении этих коэффициентов может быть применен метод экспертных оценок. Рассчитывая показатели вкладов конкретного ИП в развитие муниципального образования и используя полученные оценки значимости, рассчитываем коэффициенты соответствия ИП целям развития территории. Затем формируем пакет из ИП, имеющих важное значение для муниципального образования, и определяем место конкретного ИП в группе по приоритетности реализации.

Важную роль играет организация управления реализацией пакетных проектов в городе: мониторинг, контроль и регулирование процесса. Регулирующая роль муниципальных органов власти состоит в мобилизации и направлении инвестиционных ресурсов на решение не только экономических, но и социальных и экологических задач территории, участии собственными финансовыми и матери-

1S3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.