Научная статья на тему 'Муниципальное образование в Стратегии регионального развития'

Муниципальное образование в Стратегии регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воробьев А. Н.

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года представляет сбалансированный сценарий развития региона, направленный на постоянное повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Воробьев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальное образование в Стратегии регионального развития»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Воробьев А.Н.*

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года представляет сбалансированный сценарий развития региона, направленный на постоянное повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Социально-экономическое развитие страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года должна создаваться от частного к общему. Она должна складываться из стратегий развития муниципальных образований регионов России, которые лягут в основу стратегий развития субъектов РФ, а те, в свою очередь, - в стратегию развития федерального округа, затем будет сформирована общая стратегия развития России.

В Ямало-Ненецком автономном округе разработана Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года. По мнению ее создателей, в ближайшие десять лет экономику Ямала ожидает прорыв, какого в полярном краю не бывало со времен разработки первых месторождений нефти и газа [2].

Основополагающий документ развития региона определяет миссию автономного округа: ЯНАО - это сырьевой регион федерального и мирового значения, обеспечивающий устойчивое развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны. Достижение главной стратегической цели ЯНАО возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и, прежде всего, - газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства.

* Студент.

Абсолютными конкурентными преимуществами автономного округа являются наличие уникальных природных ресурсов (газ, газовый конденсат, нефть, хромовая и железная руда, каменный уголь, лесные и другие биологические ресурсы), а также производственный потенциал, позволяющий эффективно разрабатывать эти природные ресурсы.

В стратегии отмечено, что в связи с ростом мировой экономики и особенно экономики Юго-Восточной и Южной Азии на мировом рынке прогнозируется устойчивый рост спроса на газ и нефть, что обеспечит автономному округу стабильный сбыт продукции нефтегазового комплекса и финансовую основу решения социально-экономических задач.

Устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены, прежде всего, за счет реализации крупнейших инвестиционных проектов. Это программа по комплексному освоению месторождений автономного округа и севера Красноярского края, в том числе строительство трубопроводной системы «Заполярье - Пурпе», строительство завода по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал, освоение углеводородных месторождений полуострова, ачимовской толщи Уренгойского района, углеводородных месторождений полуострова Гыдан и пригыдан-ского шельфа. Также предусматривается строительство трубопроводов, железнодорожных и автомобильных линий и расширение инфраструктуры воздушного транспорта на полуострове Ямал.

С учетом вовлечения в разработку уникальных месторождений полуострова Ямал, неразрабатываемых месторождений распределенного фонда недр, а также при реализации программы лицензирования нераспределенного фонда недр - добыча газа к 2020 году планируется на уровне 750 млрд. кубометров в год, нефти - 44 млн тонн в год [1].

По завершению строительства железной дороги «Полуночное - Обская» прогнозируется крупномасштабное освоение месторождений полезных ископаемых. В 2020 году производство товарной хромовой руды может составить 1,25 млн тонн, товарной железной руды - 1,2 млн тонн, концентрата цветных металлов - 1,6 млн тонн, золота - 2 тонны.

Что касается трудового потенциала, то стратегия подтверждает, что в нефтегазовом комплексе региона заняты работники, обладающие уникальным опытом и квалификацией в области разработки месторождений углеводородного сырья в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера. Их знания и опыт будут востребованы при освоении месторождений полуострова Ямал и ямальского шельфа [2].

К конкурентным преимуществам ЯНАО относятся и географическая близость к глобальной транспортной коммуникации - Северному морскому пути. Западный сектор трассы Северного морского пути от Норвежского до Карского моря уже готов для регулярного плавания с продленным сроком навигации. Севморпуть обеспечивает прямой выход товаропроизводителей автономного округа на мировой рынок.

В этот же ряд становятся богатейшие биологические ресурсы: самое большое стадо оленей и сиговых рыб в России. Ямальские оленина и рыба на продовольственном рынке реализуются как качественные деликатесные продукты питания. В связи с ростом благосостояния россиян, а также в связи с вступлением России в ВТО прогнозируется рост спроса на оленину и рыбу, как на российском, так и на мировом рынках. Поэтому среди перспективных проектов в АПК следует отметить восстановление высокотоварного оленеводства на производственной базе хозяйствующих субъектов всех форм собственности, включая частный сектор; искусственное разведение сиговых пород рыб; разработку пилотных проектов по внедрению безотходных технологий переработки продукции оленеводства и рыболовства.

Стратегией предусматривается развитие бройлерного птицеводства, тепличных хозяйств для выращивания овощей на закрытом грунте. Этот проект планируется реализовывать в целях утилизации тепла, производимого электростанциями.

В автономном округе создана и действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке природного газа, позволяющая обеспечивать газом рынки России и Европы. Это позволяет планировать ввод в эксплуатацию новых газовых месторождений, продукция которых заменит газ месторождений, находящихся на стадии падающей добычи. Система магистрального трубопроводного транспорта округа позволяет прокачивать за пределы автономного округа почти 600 млрд. кубометров природного газа. В связи с началом промышленного освоения месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал будет создана газопроводная система пропускной способностью 300 млрд. кубометров. С целью диверсификации рынков сбыта планируется ввод газопровода «Ямал - Урумчи» пропускной способностью 30 млрд. кубометров.

Экономический рост в базовом секторе приведет к развитию на территории конкурентоспособных видов экономической деятельности в сфере сервиса нефтегазодобычи и в нефтегазохимии. В этом контексте было упомянуто строительство Новоуренгойского газохимического комплекса, который будет перерабатывать этаносодержащий газ и позволит создать для Нового Уренгоя около 2 тысяч новых рабочих мест.

Уникальность проекта Новоуренгойского газохимического комплекса -в его беспрецедентных мерах экологической безопасности. По экологическим требованиям технология производства полиэтилена высокого давления соответствует самым современным мировым стандартам.

В перспективе создание Харпского горнопромышленного района, при формировании которого планируется промышленное освоение месторождений различных видов минерального сырья. Ресурсы этого района будут способствовать решению задачи обеспечения строительными материалами для жилищного строительства.

Развитие лесной промышленности также связано с производством строительных материалов. Кроме того, есть предпосылки для использования дерева для мебельного производства. К 2020 году планируется довести объемы переработки древесины до 1 млн. кубометров в год. За счет имеющихся лесных ресурсов предполагается в полной мере удовлетворять внутренний спрос региона на топливные дрова.

Для развития въездного этнографического туризма будет создан международный туристско-рекреационный Центр. Туристы смогут выбрать несколько различных туров - культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные и спортивные. Реализация проекта на начальном этапе позволит создать дополнительно от 240 до 400 рабочих мест [1].

В сфере профессионального образования планируется создать три центра. Один из них свяжет Салехард и Лабытнанги, где будут готовить специалистов для реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный». Второй центр - в Новом Уренгое будет обслуживать, прежде всего, потребности газовой отрасли. Третий - на базе Ноябрьска, Губкинского и Мурав-ленко - будет готовить специалистов для нефтедобывающей отрасли.

Кроме того, будут приняты меры по стимулированию переселения пенсионеров в другие регионы России с более благоприятными условиями проживания. В свою очередь для населения в трудоспособном возрасте будут создаваться условия для комфортного проживания в арктическом регионе.

Представители общественности положительно оценили планы правительства ЯНАО по развитию округа и внесли свои предложения. В большей степени они касались перспектив развития сельских территорий, дополнительного школьного образования в области технических дисциплин, поощрения изобретательства в муниципалитетах, необходимости привлечения профессиональных кадров в небольшие поселения [2].

Реализация Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года является важным этапом формирования региональной системы управления стратегическим развитием. В процессе стратегического анализа сформулированы основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, определены ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа. На основе результатов стратегического анализа определены приоритетные направления социально-экономического развития автономного округа.

В связи с необходимостью учета изменений, происходящих в структуре экономики региона, изменениями в законодательстве, а также с принятием стратегически важных инвестиционных решений, в 2011 году ведется работа по корректировке Стратегии развития Ямала до 2020 года. Проект обновленной Стратегии представляет собой систему задач, решение

которых позволит достичь стратегической цели - повышения уровня и качества жизни населения и устойчивого развития экономики автономного округа.

На момент выхода этой статьи, на итоговом в этом году 30-ом заседании Законодательного собрания ЯНАО Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что 2012 год станет для Ямала стартовым по многим важным стратегическим проектам: компания «Новатэк» приступит к строительству объектов «Ямал-СПГ», «Газпром» откроет Бованенковское месторождение. Все эти большие проекты Ямала вписаны в Стратегию социально-экономического развития автономного округа - 2020. Стратегия развития Ямала -2020 сегодня (14.12.2011 года) была принята депутатами.

Список литературы:

1. Проект «Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adm.yanao.ru.

2. Материалы с сайтов: правительство.янао.рф; t-i.ru; 2men.ru.

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОРАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ1

© Королева Т.П.*

Мордовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

Проблемы, связанные с саморазвитием муниципальных образований, в первую очередь зависят от повышения финансового потенциала муниципального образования. В статье проведен анализ доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, доли неэффективных расходов, доходов населения муниципальных районов Республики Мордовия. Выделены основные направления по повышению эффективности управления финансовым потенциалом муниципального образования, работа по которым будет способствовать финансовой самодостаточности местного самоуправления.

Важной характеристикой состояния региональных социально-экономических систем является потенциал саморазвития. Потенциал саморазвития - это способность региональных социально-экономических систем

1 Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 10-02-23228а/В).

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.