Научная статья на тему 'Муниципальное образование и сфера социально-трудовых отношений: взаимообусловленность влияния'

Муниципальное образование и сфера социально-трудовых отношений: взаимообусловленность влияния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КВАЗИКОРПОРАЦИЯ / КВАЗИГОСУДАРСТВО / ГРАНЕ-ВЫЙ ПОДХОД / MUNICIPALITY / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / QUASI-CORPORATION / QUASI-STATE / SIDE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Ирина Викторовна, Дятлова Наталья Александровна

Рассмотрено взаимовлияние муниципального образования и сферы социально-трудовых отношений. Проанализированы существующие концептуальные подходы, применяемые при изучении муниципального образования. Обоснована необходимость применения граневого подхода при изучении муниципальных образований и сферы социально-трудовых отношений. Предложен интегрированный подход, ориентированный на человека, для рассмотрения сферы социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipality and the sphere of social and labor relations: the impact of interdependence

In the article the interaction of the municipality and the sphere of social and labor relations is described. It is at the municipal level that the establishment and development of social and labor sphere occurs. In this case, first of all, the approach used in the consideration of the municipality and the sphere of social and labor relations is important. Currently, there are a number of concepts that characterize the category of "municipality" from different perspectives: reproduction, opportunistic or market, corporate (quasi-corporation and quasi-state), institutional, resource and social approaches. Also efforts are made to create mixed approaches to connect different features of municipality. These concepts, in many ways, determine the nature of social and labor relations. But most of them are ''narrow'', one-sided. This, in turn, limits the consideration of social and labor relations of the municipality. While the analysis of sustainable development of municipalities in different directions we must consider the social and labor sphere. Therefore, an integrated approach that combines various aspects of analysis and counterbalances different approaches is required. In this respect the authors propose to use the ''side'' approach. The main feature of this approach is to consider the person as a multifaceted being (worker, consumer and social creature). In line with this, we may single out the major subsystems of a municipality: technical, social and institutional. This is essential, first, to integrate the existing approaches, and, second, to analyze multidimensionally social and labor relations at the municipal level. That is not only the analysis of relations between employers and workers, but also of the social partnership and social responsibility (relationship with the population of the municipality, local authorities). With this integrated approach, it is possible to consider the municipality and social and labor relations from different perspectives, for example, focusing on the person as an employee (technical sub-system) with the analysis of the municipality as a quasi-corporation, etc. Thus, due to the ''side'' approach it becomes possible to use all the considered approaches in a complex. The approach focused on a person allows us to consider social and labor issues of the municipality in the analysis to ensure its sustainable development.

Текст научной работы на тему «Муниципальное образование и сфера социально-трудовых отношений: взаимообусловленность влияния»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 158-162

УДК 338.24.01

И.В. Рощина, Н.А. Дятлова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ:

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВЛИЯНИЯ

Рассмотрено взаимовлияние муниципального образования и сферы социально-трудовых отношений. Проанализированы существующие концептуальные подходы, применяемые при изучении муниципального образования. Обоснована необходимость применения граневого подхода при изучении муниципальных образований и сферы социально-трудовых отношений. Предложен интегрированный подход, ориентированный на человека, для рассмотрения сферы социально-трудовых отношений. Ключевые слова: муниципальное образование; социально-трудовые отношения; квазикорпорация; квазигосударство; гране-вый подход.

Муниципальные образования как мезоуровень системы государственного управления имеют большое значение для социально-экономического развития страны в целом, поскольку именно они являются основными индикаторами эффективного территориального размещения различных производств и комплексного социального развития субъектов Федерации. Муниципальный уровень управления является важным связующим звеном между предприятием и регионом и определяет возможности совершенствования социально-трудовых отношений. На муниципальном уровне происходят процессы формирования социально-трудовых отношений, человеческих ресурсов и трудового потенциала. В то же время социальнотрудовые отношения выступают важнейшим элементом системы муниципального образования.

Подходы, используемые при рассмотрении сущности муниципального образования, определяют во многом и сущность социально-трудовых отношений. В настоящее время существует множество подходов и определений категории «муниципальное образование».

Прежде всего, можно учитывать два возможных подхода к изучению муниципальных образований:

1. Муниципальное образование как самостоятельная система.

2. Муниципальное образование - подсистема региона как многоуровневая сложная система, проецирующая его состав на соответствующем уровне.

Наряду с традиционным подходом к пониманию сущности муниципального образования (как сосредоточения природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания), существуют новые концепции, в которых муниципальное образование рассматривается как многофункциональная и многоаспектная система.

Можно выделить следующие концептуальные подходы, характеризующие сущность понятий «регион» и «муниципальное образование»: воспроизводственный, конъюнктурный или рыночный, корпоративный, институциональный, ресурсный, социальный, смешанный (таблица).

Концептуальные подходы при рассмотрении понятий «регион» и «муниципальное образование»

Концептуальный подход Сущность подхода Авторы

Воспроизводственный Регион (муниципальное образование) - подсистема с законченным циклом воспроизводства А.И. Добрынин, А.С. Маршалова, С.С. Берман

Корпоративный Регион-квазикорпорация Регион-квазигосударство А.Г. Гранберг Г.Г. Господарчук

Рыночный (конъюнктурный) Регион-рынок А.Г. Гранберг, А.О. Блинов, В.Я. Захаров

Институциональный Регион-институт О.А. Осодоева, Р.Р. Шарафуллина

Ресурсный Регион-система преобразования ресурсов Н.А. Кузьменко

Социальный Регион-социум А.Г. Гранберг

Смешанный Муниципальное образование - социальная корпорация Муниципальное образование как локальный воспроизводственный процесс, квазигосударство и квазикорпорация Регион как организация, институт и рынок Город как квазикорпорация и социум В.Л. Макаров А.Я. Поровская Г.Л. Авагян, М.Ю. Саитова, А.Б. Саитов Л.В. Смольникова, А.Л. Шушарин

Так, например, А.С. Маршалова считает, что регион (муниципальное образование) - это не только подсистема социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов [1. С. 10].

С.С. Берман рассматривает понятие «муниципальное воспроизводство», которое имеет свое четко обозначенное место в системе отношений общественного воспроизводства, занимая промежуточное положение

между макро- и микроуровнями, соответствующими общественному производству и отдельно взятым хозяйствующим субъектам, и служа своего рода опосредствующим звеном между ними [2. С. 6]. В рамках данного подхода социально-трудовые отношения рассматриваются «одномерно» как отношения по поводу формирования условий, обеспечивающих воспроизводство трудового потенциала данной территории.

Конъюнктурный и корпоративный подходы являются следствием развития рыночных отношений в России. В данном подходе используется такой термин, как «квазикорпорация», который является, по нашему мне-

нию, удачным, так как представляет многогранное понятие, выступающее и как экономический субъект, и как социальная организация. В связи с этим его целесообразно использовать для определения региона и муниципального образования в рамках корпоративного подхода.

Впервые А.Г. Гранберг ввел такие понятия, как «регион-квазигосударство» и «регион-квазикорпорация» [3. С. 154]. Тем самым А.Г. Гранберг подчеркнул уникальность каждого уровня экономики страны, рассматриваемой в качестве сложной многоуровневой системы. Это проявляется в том, что каждый уровень можно рассматривать как проекцию:

1) более высокого уровня;

2) более низкого уровня.

Тем самым, обосновываются возможности заимствования традиционных методов исследования макро-или мезоуровня для микроуровня, и наоборот.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности.

Данная позиция согласуется с мнением Г.Г. Госпо-дарчук, согласно которой «регион должен рассматриваться как “квазикомпания” или “квазикорпорация”, конкурирующая с другими регионами не только в производственном аспекте, но, главным образом, по условиям деятельности, а успешное развитие региона связано с формированием корпоративного образа и содействием развитию этой своеобразной корпорации» [4. С. 85]. Сходство муниципального образования, региона и национальной экономики определяет возможности применения для муниципального образования макро- и микроэкономических теорий, в рамках которых возможно рассмотрение парадигм «муниципальное образование как квазигосударство» и «муниципальное образование как квазикорпорация» соответственно.

Муниципальное образование, являясь квазигосу-дарственным образованием, не только осуществляет функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории, но и может выступать самостоятельным субъектом хозяйственных отношений (собственником).

Муниципальное образование как квазикорпорация представляет собой особую организацию населения, основанную на совладении корпоративной собственностью и развитии договорных отношений между населением в лице соответствующих органов власти и хозяйствующими субъектами, с помощью которой население представляет, защищает и удовлетворяет свои социально-экономические интересы.

Муниципальное образование как квазикорпорация является участником конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала. Именно в этой парадигме заложена идея конкуренции и поиска внутренних сил развития, идея перехода от пассивных мер поддержки к созданию активных стратегий, разработке и развитию конкурентных преимуществ территории. Такой подход оправдан. Экономика муниципалитета включает в себя экономические системы предприятий различных форм

собственности и хозяйствования, возникает сопряжение систем управления муниципальной экономикой и отдельными экономическими субъектами. Они должны формировать инвестиционную привлекательность муниципального образования, обеспечивать безопасное и устойчивое функционирование. Необходимо отметить, что данный подход к исследованию муниципального образования особенно актуален для монопрофильного муниципального образования, так как градообразующее предприятие и моногород неразрывно связаны друг с другом.

Таким образом, в современных рыночных условиях необходим новый стимул для развития муниципальных образований, заставляющий их проходить путь от конкуренции за ресурсы до конкуренции в области стратегий и компетенций, выступая при этом и в роли квазигосударства, и в роли квазикорпорации. Исходя из такого подхода, процесс регулирования социальнотрудовых отношений формирует конкурентные преимущества муниципальных образований, под которыми понимаются факторы, обеспечивающие привлекательность территории для населения и бизнеса. Их можно рассматривать как наилучшие условия, которые создают определенные предпочтения в выборе хозяйствующими субъектами и населением места реализации своих производительных и потребительских функций.

Данный подход согласуется с мнением Н.И. Данилова, который считает, что в условиях постоянной конкуренции при распределении дефицитных ресурсов между муниципальными образованиями наилучшими шансами развития имеющихся преимуществ будут обладать те города, которые в наибольшей степени приблизятся к организационно-экономической модели «крупной корпорации». По его мнению, «концепция “город-квазикорпорация” подразумевает, что органы власти и население, все элементы и подсистемы производства, социальной и управленческой деятельности должны работать на основе метода координационного управления, в режиме единой стратегии достижения демократически согласованных общих целей развития» [5. С. 14].

Немаловажное значение имеет и рыночная концепция изучения региона и муниципального образования. Так, А.О. Блинов и В.Я. Захаров считают, что регион следует рассматривать как совокупность формирующихся рынков [6. С. 38]. Аналогично могут быть рассмотрены и муниципальные образования. При этом муниципальные рынки тесно взаимодействуют, образуя систему, обеспечивающую эффективное развитие и функционирование муниципального воспроизводственного процесса и включающую: потребительский рынок, рынок средств производства, рынок труда, рынок природных ресурсов, рынок информации, рынок земли и недвижимости и т. д.

Однако рыночные процессы не проявляются в чистом виде, они реализуются в определенном институциональном контексте. Поэтому в последнее время большое распространение получил институциональный подход. Так, по мнению О. А. Осодоевой институциональный подход позволяет раскрыть двойственность в определении сущности региона (муниципального обра-

зования): уникальное свойство территориально -

организованной экономической системы, с одной стороны, как института - с другой стороны, и заключается в том, что регион (муниципальное образование) должен не только подчиняться правилам игры, но и сам формировать их в части формальных правил [7. С. 17].

По мнению Р.Р. Шарафуллиной, институциональный подход предполагает существование у каждого региона и муниципального образования институциональной матрицы, которая представляет собой переплетение взаимосвязанных формальных и неформальных правил [8. С. 9].

Н. А. Кузьменко предлагает с позиций ресурсного подхода рассматривать взаимодействие отдельных элементов территориальных социально-экономических систем и процессы управления системой в целом, т. е. использовать парадигму «регион - система преобразования ресурсов». В данном случае каждый элемент системы может выполнять одну или несколько (в зависимости от задачи и своих свойств) ролей: источник, ретранслятор, преобразователь, потребитель ресурсов. В качестве элементов в таком случае могут выступать как реально существующие структурно и организационно целостные элементы (предприятия, организации, их объединения), так и абстрактные, например, принимаемые законы, которые являются источником правовых ресурсов [9. С. 4].

Подход к региону как социуму, исследованный А.Г. Гранбергом, предусматривает, прежде всего, воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения [3. С. 156]. Данный подход шире экономического, поскольку включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума.

Сущность муниципального образования-социума заключается в рассмотрении его как общности людей, живущих на определенной территории, деятельность которых является интегрирующим фактором системы муниципального уровня, поскольку население является основой производительных сил муниципального хозяйства и осуществляет местное самоуправление через представительные органы власти. Данный подход необходимо использовать при рассмотрении социально-трудовых отношений.

Рассмотренные подходы являются, с одной стороны, обоснованными и имеют право на существование, с другой стороны, ограничены рамками одностороннего подхода. Для того чтобы преодолеть этот недостаток, в настоящее время создаются смешанные (синтезированные) концепции.

Так, например, Г.Л. Авагян, М.Ю. Саитова и А. Б. Саитов предлагают синтезировать воспроизводственный, конъюнктурный, корпоративный и институциональный подходы в единую концепцию, что позволяет исследовать экономику региона с точки зрения следующих базовых понятий: институтов, рынков и организаций [10. С. 24]. Данная концептуальная модель дает широкий инструментарий для исследований. Однако в данной модели не учтен такой значительный фактор, как социум. Поэтому с помощью данного под-

хода анализ сферы социально-трудовых отношений муниципального образования невозможно осуществить в полной мере.

Этот недостаток устранен в модели В. Л. Макарова, который рассматривает муниципальное образование с точки зрения корпоративного и социального подходов как социальную корпорацию. По его мнению, муниципальная экономика - особая экономика, в которой определяющие экономические агенты не стремятся к максимуму прибыли. А сам муниципалитет как юрисдикция нижнего уровня представляет собой некое новое образование, которое можно определить как социальную корпорацию. Цель такой корпорации -наилучшим образом обслуживать собственное население [11. С. 10].

А.Я. Поровская, используя смешанный подход, рассматривает муниципальное образование как территориальную саморегулируемую населением, бизнесом и властью самоуправляемую систему, включающую совокупность элементов локального воспроизводственного процесса, образующих муниципальный хозяйственный комплекс, субъектно-объектная сущность которой позволяет рассматривать его как квазигосударство и квазикорпорацию [12. С. 147].

По мнению Л.В. Смольниковой и А.Л. Шушарина, современный российский город сочетает в себе черты квазикорпорации и социума. Город как квазикорпорация является субъектом долевой городской (интегрированной) собственности и в условиях рынка должен ее эффективно использовать. Город как социум представляет собой общность людей, живущих на территории данного муниципального образования, и поэтому обязан создавать необходимые экономические и социальные условия для их жизнедеятельности. При этом одновременное осуществление двух этих миссий формирует социально-экономическую систему города [13. С. 10].

Необходимо отметить, что появление новых парадигм обусловлено повышением роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможностей междисциплинарных знаний и перехода муниципальных образований на модель устойчивого развития. При рассмотрении муниципального образования и сферы социально-трудовых отношений необходимо учитывать усиливающийся процесс социализации экономики. Следует отметить, что социальнотрудовые отношения на муниципальном уровне нельзя рассматривать в узком значении этого понятия, т. е. как отношения только между наемными работниками и работодателями на рынке труда и только в процессе непосредственной хозяйственной деятельности на предприятии, ограниченные преимущественно проблемами заработной платы, охраны труда и т.д. Муниципальное образование выполняет важные социальные функции, которые во многом определяют социальное положение работника. Социально-трудовые отношения имеют значительно более широкий смысл, т.е. они включают в себя и отношения с органами власти различных уровней, и с социальными партнерами, и со всем обществом. Поэтому и подходы к рассмотрению муниципального образования и сферы социальнотрудовых отношений должны быть многоаспектными.

Рассмотренные подходы к муниципальному образованию, несмотря на кажущиеся их зачастую принципиальные различия, не противоречат друг другу и тем более не исключают друг друга. Их появление обусловлено лишь сложностью муниципального образования как системы и возможностью преимущественного акцентирования на какой-либо его признак. Однако применение граневого подхода [14. С. 76] позволяет, с одной стороны, примерить столь разно-

образные взгляды на муниципальное образование как самостоятельную систему и как подсистему региональной экономики, а с другой стороны, оценить корректность смешанных подходов.

Специфика муниципального образования, рассматриваемого как система, определяется тем, что она должна быть антропоцентричной. Именно это и предопределяет ее состав, основные подсистемы (рис. 1): институциональная, техническая и социальная.

Работник (техническая система)

Потребитель (социальная система)

Человек (как многогранное существо)

Общественное существо (институциональная система)

Рис. 1. Модель человека по основным направлениям жизнедеятельности [14. С. 77]

Воспроизводственный и корпоративный подходы применимы к муниципальному образованию и сфере социально-трудовых отношений, если рассматривают преимущественно процессы с точки зрения человека как работника. Следовательно, и методы регулирования сферы социально-трудовых отношений ориентированы прежде всего на техническую подсистему, ее оценку и развитие.

При использовании институционального подхода муниципальное образование рассматривается как институт (квазигосударство), в котором человек выступает как общественное существо, поэтому при анализе социальнотрудовых отношений муниципального образования в рамках данного подхода рассматриваются составляющие институциональной подсистемы, их взаимосвязи и устойчивость в целом. При использовании данного подхода важно рассмотрение институтов социального партнерства, механизм реализации социальной ответственности.

Социальный подход используется при анализе процессов муниципального образования с точки зрения чело-

века как потребителя (рассматриваемого в широком смысле - как потребителя не только материальных и духовных благ, но и «потребителя» от общения с природой, разнообразными коллективами и т.д.), в связи с этим методы исследования муниципального образования направлены на изучение социальной подсистемы. В данном случае муниципальное образование выступает как социум.

В зависимости от состояния каждой из подсистем муниципального образования существует возможность определить «узкие» (проблемные) места, для устранения которых следует применять соответствующие эффективные методы.

Однако необходимость в гармоничном (устойчивом) развитии муниципального образования обусловливает необходимость сбалансированного, согласованного применения подходов к управлению подсистемами в комплексе (рис. 1). Благодаря граневому подходу, в котором человек рассматривается как многогранное существо, становится возможным применение всех рассмотренных подходов в комплексе (рис. 2).

Рис. 2. Расширенная модель человека по основным направлениям жизнедеятельности с точки зрения концептуальных подходов при рассмотрении понятия «муниципальное образование» (составлено автором на основе данных [14. С. 77])

В зависимости от того, под каким «углом» (с каким акцентом) исследователь смотрит на муниципальное образование и его сферу социально-трудовых отношений, появляется возможность его рассмотрения с точки зрения различных парадигм:

- акцент на человека как работника (техническая подсистема) - муниципальное образование - квазикорпорация ;

- акцент на человека как потребителя (социальная подсистема) - муниципальное образование - социум;

- акцент на человека как общественное существо (институциональная подсистема) - муниципальное образование - квазигосударство.

Таким образом, обобщенный антропоцентристский взгляд (с точки зрения человека как многогранного су-

щества) позволяет охарактеризовать категорию «муниципальное образование» как сложную (сочетающую в себе черты квазикорпорации, квазигосударства, социума, воспроизводственной системы) и многоуровневую, относительно самостоятельную систему (являющуюся самостоятельной и в то же время составной частью, подсистемой более высокого уровня системы - региона, национальной экономики). Исходя из взаимообусловленности муниципального образования и социальнотрудовых отношений, такой интегрированный подход, ориентированный на человека, позволит рассмотреть функционирование сферы социально-трудовых отношений с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности муниципального образования (в том числе в условиях нестабильного развития экономики).

ЛИТЕРАТУРА

1.Маршалова А.С. Основы теории регионального воспроизводства : учеб. пособие. М. : Экономика, 1998. 192 с.

2. Берман С.С. Социально-экономические условия воспроизводства муниципального образования : автореф. ... дис. канд. экон. наук. Казань,

2005.

3. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М. : Государственный университет ВШЭ, 2006.

4. ГосподарчукГ.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М. : Финансы и статистика, 2006. 287 с.

5. Данилов НИ. Развитие крупных промышленных центров в индустриальном регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2000.

6. Блинов А.О., Захаров ВЯ. Управление региональными рынками // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1.

7. Осодоева ОА. Методология формирования и институциональное регулирование конкурентоспособности территориально организованных

экономических систем : дис. ... д-ра экон. наук. Улан-Удэ, 2006.

8. Шарафуллина РР. Институциональный подход к анализу экономического роста // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (31).

9. Кузьменко НА. О применении ресурсного подхода к экономике муниципального образования // Новые технологии (Майкопский государ-

ственный университет). 2010. № 4.

10. Авагян ГЛ., Саитова М.Ю., Саитов АБ. Современные подходы к определению содержания экономической системы региона: элементы нового синтеза // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 2.

11. Макаров В Л. Духовное возрождение России идет снизу (и тянет за собой экономику) // Экономика региона. 2007. № 2. С. 9-20.

12. Поровская АЯ. Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики

России // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 331. С. 145-148.

13. Смольникова Л В, Шушарин А.Л. Финансовое обеспечение стратегического развития города. Томск : Том. гос. ун-т, 2003. 264 с.

14. РощинаИ.В. Трансформация экономики в условиях постиндустриального общества. Томск : Том. гос. ун-т, 2004. 170 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 15 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.