Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДА'

МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА МОНОГОРОДА / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушина Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы развития современного моногорода с использованием механизмов муниципально-частного партнерства. Особенностью экономики моногорода является ее зависимость от деятельности градообразующего предприятия. В этой связи механизмы муниципально-частного партнерства моногорода и его градообразующего предприятия имеют ряд отличительных характеристик. Взаимодействие его субъектов в отличие от традиционных форматов муниципально-частного партнерства, предусматривающих реализацию отдельных проектов, носит постоянный и всеобъемлющий характер. Поэтому применительно к моногороду предлагается использовать программно-целевой подход, выделив в системе муниципального управления отдельную функцию - управление муниципально-частным партнерством. Помимо этого предлагаются нетипичные и выходящие за рамки традиционных форматов взаимодействия муниципалитетов и его хозяйствующих субъектов направления муниципально-частного партнерства к которым относятся: развитие инвестиционного потенциала градообразующего предприятия, развитие малого предпринимательства, сопряженного с деятельностью градообразующего предприятия, реализация мероприятий корпоративной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якушина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MANAGEMENT SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT OF A SINGLE-INDUSTRY CITY

The article deals with the development of a modern single-industry city using the mechanisms of municipal-private partnership. A feature of the economy of a single-industry city is its dependence on the activities of the city-forming enterprise. In this regard, the mechanisms of municipal-private partnership between a single-industry city and its city-forming enterprise have a number of distinctive characteristics. In contrast to the traditional formats of municipal-private partnership, which provide for the implementation of individual projects, the interaction of its subjects is permanent and comprehensive. Therefore, in relation to a single-industry city, it is proposed to use a program - target approach, highlighting a separate function in the municipal management system - the management of municipal-private partnerships. In addition, the proposed atypical and beyond the traditional forms of interaction between municipalities and business entities directions of public-private partnerships which include: the development of the investment potential of the enterprise, the development of small businesses associated with the activities of the enterprise, implementation of corporate responsibility.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДА»

УДК 332.146.2

Э01: 10.14258/ерЬ2019108

МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДА

Т. А. Якушина

АО «СУЭК-Кузбасс» (Ленинск-Кузнецкий, Россия)

В статье рассматриваются вопросы развития современного моногорода с использованием механизмов муниципально-частного партнерства. Особенностью экономики моногорода является ее зависимость от деятельности градообразующего предприятия. В этой связи механизмы муниципально-частного партнерства моногорода и его градообразующего предприятия имеют ряд отличительных характеристик. Взаимодействие его субъектов в отличие от традиционных форматов муниципально-частного партнерства, предусматривающих реализацию отдельных проектов, носит постоянный и всеобъемлющий характер. Поэтому применительно к моногороду предлагается использовать программно-целевой подход, выделив в системе муниципального управления отдельную функцию — управление муниципально-частным партнерством. Помимо этого предлагаются нетипичные и выходящие за рамки традиционных форматов взаимодействия муниципалитетов и его хозяйствующих субъектов направления муниципально-частного партнерства к которым относятся: развитие инвестиционного потенциала градообразующего предприятия, развитие малого предпринимательства, сопряженного с деятельностью градообразующего предприятия, реализация мероприятий корпоративной ответственности.

Ключевые слова: экономика моногорода, управление муниципальным образованием, муниципаль-но-частное партнерство.

MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MANAGEMENT SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT OF A SINGLE-INDUSTRY CITY

T. A. Yakushina

JSC SUEK-Kuzbass (Leninsk-Kuznetsk, Russia)

The article deals with the development of a modern single-industry city using the mechanisms of municipal-private partnership. A feature of the economy of a single-industry city is its dependence on the activities of the city-forming enterprise. In this regard, the mechanisms of municipal-private partnership between a single-industry city and its city-forming enterprise have a number of distinctive characteristics. In contrast to the traditional formats of municipal-private partnership, which provide for the implementation of individual projects, the interaction of its subjects is permanent and comprehensive. Therefore, in relation to a single-industry city, it is proposed to use a program — target approach, highlighting a separate function in the municipal management system-the management of municipal-private partnerships. In addition, the proposed atypical and beyond the traditional forms of interaction between municipalities and business entities directions of public-private partnerships which include: the development of the investment potential of the enterprise, the development of small businesses associated with the activities of the enterprise, implementation of corporate responsibility.

Keywords: economy of a single-industry city, municipal management, municipal-private partnership.

Введение. Развитие моногородов, как правило, сопряжено с деятельностью градообразующего предприятия. Подобная ситуация

характерна не только для Российской Федерации, но и для экономики развитых и развивающихся государств [1-3]. Такая ситуация типична для подав-

ляющего большинства моногородов Кемеровской области, включая г. Ленинск-Кузнецкий. Согласно приведенным данным, в структуре производства в Ленинск-Кузнецком городском округе угольная отрасль за 2018 г. занимает более 74 %. С учетом деятельности предприятий по переработке и перевалке угля, результаты которых учитываются по видам деятельности «Обрабатывающие производства» и «Транспорт и связь», показатель вклада предприятий, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой угля, будет еще более весомым. При этом данные о производстве товаров и выполнении работ и услуг коррелируют с данными о численности занятого населения [4].

В настоящее время на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа осуществляет деятельность единственная компания добывающей промышленности ОА «СУЭК-Кузбасс» — дочерняя компания ОА «Сибирская угольная энергетическая компания», являющаяся градообразующей для Ленинск-Кузнецкого городского округа.

В Ленинск-Кузнецке работают 16 предприятий СУЭК, из которых — 5 шахт и 11 вспомогательных предприятий (производственно-техническое обеспечение, ремонтно-сервисные компании и т. п.) [5].

На долю предприятий группы АО «СУЕК-Куз-басс» от общей величины показателей моногорода приходится:

• 74,4 % объема отгруженных товаров собственного производства;

• 98% и более прибыли, полученной предприятиями городского округа;

• 97% и более инвестиционных вложений [6].

Однако несмотря на то, что в Ленинск-Кузнецком городском округе сосредоточен пул эффективно работающих компаний реального сектора экономики, муниципалитет не обладает ресурсами для обеспечения собственного развития, что подтверждается показателями бюджетной статистики. В 2019 г. доходы местного бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа составили 4 264,5 млн руб. Подавляющая часть из них (около 72 %) была сформирована за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. За счет налоговых доходов было сформировано менее 25% доходов бюджета, из которых 2/3 приходится на федеральный налог на доходы физических лиц, в части, зачисляемой в местные бюджеты. Собственно местные и региональные налоги, зачисляемые в местный бюджет», дают менее 9% доходов бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа, при этом субъектами малого предпринимательства в виде единых налогов (налог на совокупный доход, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) формируется около 3% доходной части бюджета [4].

По данным Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, доля поступлений градообразующего предприятия составляет 30 % от собственных доходов бюджета, что еще раз подтверждает значимость деятельности АО «СУЕК-Куз-басс» для экономики городского округа [6].

Таблица 1

Направления муниципально-частного партнерства развития моногородов

Направление деятельности Содержание деятельности Роль муниципалитета и градообразующего предприятия

Развитие инвестиционного потенциала градообразующего предприятия Реализация проектов по развитию элементов инвестиционного потенциала, используемых в производственной деятельности градообразующего предприятия Инициатор реализации мероприятий — муниципальное образование. Финансирование мероприятий — муниципальное образование. Пользователь — градообразующее предприятие

Развитие малого предпринимательства, сопряженного с деятельностью градообразующего предприятия Создание малых предприятий — сателлитов градообразующего предприятия. Малые предприятия принимают на себе функции отдельных служб градообразующего предприятия Инициатор реализации мероприятий — совместное решение градообразующего предприятия и муниципального образования Финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства — муниципальное образование. Заказчик услуг и их оплата — градообразующее предприятие

Реализация мероприятий корпоративной ответственности градообразующего предприятия Реализация мероприятий по созданию объектов социальной инфраструктуры, инициатив по улучшению социальной среды и экологической обстановки в муниципальном образовании Инициатор реализации мероприятий — градообразующее предприятие Финансирование мероприятий — градообразующее предприятие. Пользователь созданных объектов — муниципальное образование

Муниципально-частное партнерство в условиях моногорода, его направления и подходы к организации. Будущее развитие Ленинск-Кузнецкого муниципального округа определяется деятельностью АО «СУЭК-Кузбасс». От эффективного взаимодействия с АО «СУЭК-Кузбасс» зависит развитие экономики и социальной сферы муниципального образования. Данное обстоятельство обусловливает необходимость выработки согласованной политики его развития и градообразующего предприятия [7] в рамках механизмов муниципально-частного партнерства, направления которого представлены в таблице 1. При этом следует отметить, что предлагаемые направления муниципально-частного партнерства выходят за рамки стандартно рассматриваемых [8] и имеющих практику реализации в РФ [9].

Предложенные направления обеспечивают развитие градообразующего предприятия (применительно к Ленинск-Кузнецкому муниципальному округу — это АО «СУЭК-Кузбасс»), бизнеса и социальной сферы, сопряженных с его деятельностью, а также они могут быть использованы и при создании в г. Ленинск-Кузнецкий территории опережающего развития [10].

Учитывая то обстоятельство, что муниципаль-но-частное партнерство АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск-Кузнецкий городской округ должно носить согласованный и прогнозируемый характер, в муниципальном образовании следует сформировать систему управления, отвечающую за обоюдное соблюдение участниками муниципально-част-ного партнерства взятых на себя обязательств [11].

В качестве основных задач создаваемой системы управления муниципально-частным партнерством АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск-Кузнецкий городской округ можно выделить:

1) обеспечение эффективного использования ресурсов участников муниципально-частного партнерства;

2) привлечение дополнительных ресурсов (в том числе государственных) для реализации проектов муниципально-частного партнерства на территории присутствия АО «СУЭК-Кузбасс»;

3) расширение сферы реализации муници-пально-частного партнерства и вовлечение в реализацию его проектов иных организаций, работающих в МО Ленинск-Кузнецкий городской округ.

Система управления муниципально-частным партнерством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» должна быть утверждена на уровне муниципальных органов власти и в документе, ее регламентирующем, следует определить:

— уровни управления и функционал каждого из органов, принимающих управленческие решения при реализации муниципально-частного партнерства;

— участники муниципально-частного партнерства с проработкой функций каждого из них.

Для управления муниципально-частным партнерством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» предлагается создать организационно-ролевую структуру, построенную на принципах проектного управления, определяющую основные процессы управления и разграничивающие зоны ответственности. Проектные роли должностных лиц и организаций, участвующих в управлении муниципально-частным партнерством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс», как его градообразующего предприятия, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Проектные роли должностных лиц (организаций), участвующих в управлении муниципально-частным партнерством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»

Проектная роль Должностное лицо (организация)

Руководитель проекта Заместитель главы Ленинск-Кузнецкого городского округа по экономике, промышленности и финансам

Координационный орган му-ниципально-частного партнерства Координационный совет по поддержке муниципально-частного партнерства (специально создаваемый и работающий на общественных началах орган из числа представителей МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»)

Офис мониторинга муници-пально-частного партнерства Отдел экономического анализа и прогнозирования МО Ленинск-Кузнецкий городской округ

Основные исполнители муни-ципально-частного партнерства Подразделения администрации МО Ленинск-Кузнецкий городской округ; хозяйствующие субъекты и организации, подведомственные МО Ленинск-Кузнецкий городской округ; АО «СУЭК-Кузбасс»; иные организации, вовлеченные в проекты муниципально-частного партнерства

Экспертная группа Экспертная группа, создаваемая из представителей сторон муниципально-част-ного партнерства и общественных организаций и представителей, реализация проектов муниципально-частного партнерства для которых имеет существенное значение (родительский комитет, ТСЖ, общественная палата МО и пр.)

Управление муниципально-частным партнерством МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» предусматривает использование программно-целевого метода управления. Учитывая то обстоятельство, что в проекты этого партнерства будут вкладываться средства муниципального бюджета, требуется нормативное закрепление всех процедур, устанавливающих порядок и условия участия муниципального образования в проектах муниципально-частного партнерства, для чего необходимо:

— определение целей, задач, основных понятий, принципов муниципально-частного партнерства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс»;

— установление формата, условий и форм участия муниципалитета в проектах муници-пально-частного партнерства;

— определение объектов и прав собственности в рамках соглашений о реализации проектов муниципально-частного партнерства;

— разработка порядка подготовки проектов муниципально-частного партнерства, их отбора и реализации;

— разработка порядка использования бюджетных средств МО Ленинск-Кузнецкий городской округ в проектах муниципально-частного партнерства;

— разработка системы контроля за реализацией муниципально-частного партнерства МО Ленинск-Кузнецкий городской округ и АО «СУЭК-Кузбасс».

В рамках системы управления муниципально-частным партнерством МО Ленинск-Кузнецкий го-

родской округ и АО «СУЭК-Кузбасс» предлагается создать Координационный совет по его поддержке. Это основной орган данный системы, состоящий из представителей как МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, так и АО «СУЭК-Кузбасс» и работающий на общественных началах.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что характер и объемы участия АО «СУЭК-Кузбасс» в решении задач социально-экономического развития МО Ленинск-Кузнецкий городской округ обусловливают необходимость включения этого участия в программу развития рассматриваемого округа с использованием механизмов муниципально-частного партнерства, которое, в свою очередь, может быть реализовано по следующим направлениям:

— развитие инвестиционного потенциала градообразующего предприятия;

— развитие малого предпринимательства, сопряженного с деятельностью градообразующего предприятия;

— реализация мероприятий корпоративной ответственности градообразующего предприятия.

В целях обеспечения согласованного и прогнозируемого характера муниципально-частно-го партнерства АО «СУЭК-Кузбасс» и МО Ленинск-Кузнецкий городской округ, учитывая его новый характер как для градообразующего предприятия, так и для муниципального образования, должна быть сформирована соответствующая система управления, отвечающая за обоюдное соблюдение его участниками взятых на себя обязательств на основе программно-целевого метода управления с созданием организационно-ролевой структуры, построенной на принципах проектного управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Dinius O., Vergara A. Company Towns in the Americas: Landscape, Power, and Working-Class Communities (Geographies of Justice and Social Transformation). Athens, Georgia, 2011.

2. Littlewood D. "Cursed" communities? Corporate Social Responsibility (CSR), company towns and the mining industry in Namibia // Journal of business ethics. 2014. № 120 (1). Pp. 39-63.

3. Землянский Д. Ю., Куликов Д. А., Медведникова Д. М. Развитие агропромышленного сектора как способ диверсификации экономики и рынка труда моногородов (на примере моногородов Кемеровской области) // Colloquium-journal. 2020. № 1-8 (53). С. 129-136.

4. Паспорт муниципального образования «Ленинск-Кузнецкий городской округ» за 2015-2019 гг. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Кемеровской области. URL: https://rosstat.gov.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst32&r=32719000 (дата обращения: 15.05.2020).

5. Годовой отчет АО «СУЭК-Кузбасс» за 2019. URL: http://www.suek.ru/investors/reporting/#year_19 (дата обращения: 15.02.2020)

6. Итоги социально-экономического развития Ленинск-Кузнецкого городского округа за 2019 год. URL: https://leninsk-kuz.ru/economy/results/ (дата обращения: 15.05.2020).

7. Karmanova T. E., Podsevalova E. N., Mityurnikova L. A., Suslova I. A. and Zikirova S. S. Optimal planning of socio-economic development of Russian monotowns for the purpose of creating economic growth points on their basis // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. № 15 (8). Pp. 163-176.

8. Есин В. В. Сферы применения муниципально-частного партнерства и государственно-муниципаль-но-частного партнерства // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 9. С. 63-69.

9. Чахкиев Г. Г. Особенности становления государственно-частного партнерства и муниципально-част-ного партнерства в Российской Федерации // Муниципальная академия. 2017. № 3. С. 38-42.

10. Shvakov E., Shcherbakova N. and Kulay S. Special Economic Areas in Multicultural Regions of Russia: Problems and Perspectives of State Management // Public Administration and Regional Management in Russia. 2020. Pp. 203-212.

11. Шваков Е. Е., Чистякова И. С. Инструментарий инвестиционной стратегии муниципального образования и управление ее реализацией // Вестник НГУЭУ. 2017. № 3. С. 60-73.

REFERENCES

1. Dinius O., Vergara A. Company Towns in the Americas: Landscape, Power, and Working-Class Communities (Geographies of Justice and Social Transformation). Athens, Georgia, 2011.

2. Littlewood D. «Cursed» communities? Corporate Social Responsibility (CSR), company towns and the mining industry in Namibia // Journal of business ethics. 2014. № 120 (1). Pp. 39-63.

3. Zemlyansky D. Yu., Kulikov D. A., Medvednikova D. M. development of the agro-industrial sector as a way to diversify the economy and labor market of single-Industry towns (on the example of single-industry towns in the Kemerovo region) // Colloquium-journal. 2020. No. 1-8 (53). Pp. 129-136.

4. Passport of the municipal formation «Leninsk-Kuznetsky city district» for 2015-2019 // Territorial body of the Federal state statistics service of the Kemerovo region. URL: https://rosstat.gov.ru/scripts/db_inet2/ passport/pass.aspx?base=munst32&r=32719000 (date of access: 15.05.2020).

5. Annual report of SUEK-Kuzbass JSC for 2019. URL: http://www.suek.ru/investors/reporting/#year_19 (date of access: 15.02.2020).

6. Results of socio-economic development of Leninsk-Kuznetsk city district for 2019. URL: https://leninsk-kuz.ru/economy/results/ (date of access: 15.05.2020).

7. Karmanova T. E., Podsevalova E. N., Mityurnikova L. A., Suslova I. A. and Zikirova S. S. Optimal planning of socio-economic development of Russian monotowns for the purpose of creating economic growth points on their basis // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. № 15 (8). Pp. 163-176.

8. Esin V. V. the scope of municipal-private partnership and public-private partnerships // Constitutional and municipal law. 2017. № 9. Pp. 63-69.

9. Chakhkiev G. G. Features of formation of public-private partnership and municipal-private partnership in the Russian Federation // Municipal Academy. 2017. № 3. Pp. 38-42.

10. Shvakov E., Shcherbakova N. and Kulay S. Special Economic Areas in Multicultural Regions of Russia: Problems and Perspectives of State Management // Public Administration and Regional Management in Russia. 2020. Pp. 203-212.

11. Shvakov E. E., Chistyakova I. S. Tools of the investment strategy of the municipality and management Of its implementation // NSUEU Bulletin. 2017. № 3. Pp. 60-73.

Поступила в редакцию: 19.10.2020.

Принята к печати: 02.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.