Научная статья на тему 'Муниципально-частное партнерство как инструмент социальноэкономического развития муниципальных образований'

Муниципально-частное партнерство как инструмент социальноэкономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5521
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПАРТНЕРСТВО / МЧП-ПРОЕКТЫ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладун Татьяна Николаевна

В статье рассматривается сущность понятия «муниципально-частное партнерство (МЧП)», сферы его оптимального развития; принципы муниципально-частного партнерства и его формы; преимущества реализации МЧП-проектов для муниципального образования и частного бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладун Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-Private Partnerships at Municipal Level as a Tool of Socio-Economic Development of Municipalities

The author of the article analyzes the essence of public-private partnership at municipal level, spheres of its development, principles and forms, advantages of public-private partnerships projects' implementation for both municipalities and business

Текст научной работы на тему «Муниципально-частное партнерство как инструмент социальноэкономического развития муниципальных образований»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Гладун

Татьяна Николаевна

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: gladun.t.v@mail.ru

Tatiana Nikolaevna Gladun

Candidate of Science (Economics) Head of the department of Economics and Finance of the Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: gladun.t.v@mail.ru

УДК 338(-21)

Муниципально-частное партнерство как инструмент социально-экономического развития муниципальных образований

Public-Private Partnerships at Municipal Level as a Tool of Socio-Economic Development of Municipalities

В статье рассматривается сущность понятия «муниципально-частное партнерство (МЧП)», сферы его оптимального развития; принципы муниципально-частного партнерства и его формы; преимущества реализации МЧП-проектов для муниципального образования и частного бизнеса.

Ключевые слова и словосочетания: муниципальное образование, частный бизнес, муниципальная поддержка, партнерство, МЧП-проекты, органы местного самоуправления.

The author of the article analyzes the essence of public-private partnership at municipal level, spheres of its development , principles and forms, advantages of public-private partnerships projects' implementation for both municipalities and business.

Key words and word-combinations: municipality, municipal support, partnership, public-private partnerships' projects, local authorities.

На наш взгляд, на сегодняшний день важнейшей материальной предпосылкой экономического роста и повышения благосостояния населения является эффективно функционирующая инфраструктура муниципальных образований. Механизмом, обеспечивающим эффективность развития муниципальных образований, является муниципально-частное партнерство.

Реализация такого механизма на различных уровнях государственного и муниципального управления имеет особенности. Например, на уровне государственного управления субъектами данных отношений выступают государство в лице органов государственного управления и частный бизнес. В данном случае население играет роль потребителя конечных продуктов и услуг, созданных в ходе реализации государственно-частного партнерства.

В муниципально-частном партнерстве субъектами МЧП могут выступать: местные органы власти, частный бизнес и население. Отсюда видим, что в отличие от ГЧП в МЧП население играет роль не только потребителя, но и активного участника.

Таким образом, на уровне местного самоуправления эффективное социально-экономическое развитие возможно только при условии объединения усилий органов местного самоуправления, населения и частного бизнеса как равноправных партнеров. Именно этим и объясняется актуальность использования муниципально-частного партнерства в настоящее время.

Минэкономразвития России подготовило законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах РФ и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный законопроект направлен на привлечение в экономику регионов и муниципальных образований частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства.

Эта инициатива имеет огромное значение и для Саратовской области, поскольку инвестиции в инфраструктуру сегодня - один из главных приоритетов экономики нашего региона. Для того чтобы обеспечить рост производства, бытовых услуг, торговли, а в конечном счете, и нормальную жизнь населения, необходимо развитие и модернизация автомобильных и железных дорог, аэропортов, речных пристаней, комплекса коммунальной и социальной инфраструктуры.

В настоящее время государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований не могут и не должны брать на себя финансирование всех проектов в полном объеме. В этой связи необходимо использовать новые подходы, один из которых - государственно-частное (или муниципально-частное) партнерство. Данное партнерство необходимо, так как денег у частного капитала гораздо больше, чем в бюджете. Сегодня привлечение органов местного самоуправления к государственно-частному партнерству - уже осознанная на федеральном уровне необходимость.

Данный законопроект снимет часть барьеров, которые мешали созданию ГЧП-проектов в регионах.

Государственно-частное партнерство - эффективный и актуальный для Саратовской области инструмент развития экономики и привлечения инвестиций. В нашем регионе ГЧП особенно актуально в связи с необходимостью обеспечения устойчивой модернизации транспортного комплекса, инфраструктуры социального обслуживания населения в городах и на селе.

Муниципально-частное партнерство - это взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, объединениями юридических лиц, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. Участие в муниципально-частных партнерствах осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения, к которым можно отнести следующие основные направления:

1. Транспорт общего пользования и транспортная инфраструктура.

2. Система жилищно-коммунального хозяйства, включая объекты газо-, тепло- и энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда на территории муниципалитета.

3. Объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии.

4. Объекты связи и телекоммуникаций муниципальной собственности.

5. Объекты, используемые в системе муниципального здравоохранения для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности.

6. Объекты образования, воспитания, культуры и иные объекты социально-культурного и социально-бытового обслуживания.

7. Объекты, используемые для осуществления спорта и туризма [1].

Муниципально-частное партнерство основывается на следующих принципах:

- законности;

- добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон муниципально-частного партнерства;

- равноправия сторон муниципально-частного партнерства;

- договорной основы взаимоотношений сторон муниципально-частного партнерства;

- разделения ответственности, рисков и выгоды между сторонами муниципально-частного партнерства;

- кооперации материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических ресурсов;

- гласности и прозрачности отношений сторон муниципально-частного партнерства.

Формами муниципально-частного партнерства могут являться:

- вовлечение в инвестиционный процесс имущества, находящегося в собственности муниципального

Socio-Economic Development of the Areas

образования;

- реализация инвестиционных проектов, в том числе инвестиционных проектов местного значения;

- реализация инновационных проектов;

- арендные отношения;

- концессионные соглашения;

- соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического развития муниципального образования.

Формами муниципальной поддержки, оказываемой частным партнерам в целях развития муниципально-частного партнерства в местном сообществе, являются:

1) предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования;

2) предоставление льгот по аренде имущества, являющегося собственностью муниципалитета;

3) субсидирование за счет средств бюджета муниципального образования части процентной ставки за пользование кредитом;

4) предоставление инвестиций в уставный капитал;

5) информационная и консультационная поддержка [2].

Проблемы экономического развития стоят сейчас перед каждым муниципальным образованием. Привлечение частных инвестиций в реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов является одной из форм инициализации экономических импульсов экономического развития муниципальных образований.

Проекты муниципально-частного партнерства (МЧП-проекты) являются одной из форм развития государственно-частного партнерства с иерархическим разделением уровня ответственности, рисков по реализации проектов и экономических выгод, которые могут быть получены при реализации проектов муниципально-частного партнерства.

Разграничивая государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство, следует определить, что для ГЧП характерно использование инструментов софинансирования по уровням бюджета федерального значения и бюджетов субъектов Федерации, для МЧП - софинансирование исключительно из бюджетов муниципальных образований. Одновременно с этим выбор форм соглашений по реализации МЧП-проектов будет определять уровень риска и уровень ожидаемого дохода, находящихся в прямой зависимости.

МЧП-проекты способны обеспечить на длительную перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т. п.[3]

Грамотное и эффективное управление МЧП-проектами, несомненно, позволит реализовать те преимущества, которые имеются у муниципальных образований. Комплекс преимуществ реализации МЧП-проектов можно разделить на два уровня и представить следующим образом [4] :

1. Для муниципального образования:

- положительный социально-экономический эффект и пополнение бюджета (возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта);

- привлечение частного капитала для строительства объектов общественной инфраструктуры;

- перевод части рисков за адекватное вознаграждение на частных инвесторов;

- оплата услуг, предоставляемых частным сектором, с возможностью сокращения денежных выплат в случае невыполнения требований по качеству;

- привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора (управление проектом);

- отсутствие бюджетных расходов на эксплуатацию объекта.

2. Для частного бизнеса:

- содействие органов местной власти в реализации проекта (административное и политическое);

- разделение рисков частных инвесторов с органами местного самоуправления;

- гарантии со стороны местной администрации минимальной доходности объекта, а также возврата вложенных средств в виде права на получение доходов от платной эксплуатации;

- возврата муниципалитетом средств (частичного или полного) при неудачной реализации проекта;

- возможность долгового финансирования;

- сохранение стратегического контроля за создаваемыми активами путем передачи управленческих функций специальной проектной или управляющей компании.

Однако наличие преимуществ от использования модели МЧП-проектов ничуть не исключает риски, с

которыми сталкиваются как муниципальные органы власти, так и частный бизнес. На сегодняшний день важнейшее препятствие на пути развития практики МЧП-проектов в сфере инфраструктуры - это неспособность муниципальных органов власти, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, подготовить и «упаковать» проект для инвесторов. Другое основное препятствие для развития МЧП-практики - отсутствие квалифицированных частных компаний, владеющих МЧП-инструментарием и вкладывающих средства в инфраструктурные проекты. Кроме этих препятствий, можно выделить: отсутствие подготовленных инфраструктурных проектов, ограничения в долгосрочных кредитах на финансовом рынке, несовершенство законодательной базы, отсутствие возможности предоставления бюджетных гарантий (поступления платежей инвестору), проблема обеспеченности местных бюджетов (нехватка средств для проектов), дефицит компетентных кадров, конфликт полномочий и интересов региональных органов власти и органов местного самоуправления (обособленность муниципальных органов управления). В качестве важной проблемы можно отметить отсутствие четкой отраслевой политики по развитию практики МЧП в отдельных сферах.

Учитывая вышеизложенное, в качестве рекомендаций можно выделить следующие направления развития МЧП-проектов:

1. Необходимо совершенствование законодательной базы и расширение правоприменительной практики. Развитие региональной законодательной базы.

2. Создать единый государственный орган по вопросам муниципально-частного партнерства и выработать единую концепцию развития МЧП в России.

3. Создать организационную структуру по инициированию и управлению проектами МЧП - «центр -компетенция».

4. Провести информационную и образовательную работу в рамках продвижения муниципально-частного партнерства. Решить кадровые проблемы.

Таким образом, успешная реализация проектов в сфере муниципально-частного партнерства на местном уровне будет способствовать укреплению доверия между органами местного самоуправления и бизнесом. А это очень важный момент, так как это доверие является фундаментом не только модернизации нашей экономики, но и создания точек эффективного инновационного и высокотехнологического роста и развития территорий, формирования центров достойной и благополучной жизни населения.

Библиографический список:

1. Носков С. Ю. Государственно-частное партнерство в системе муниципального хозяйства Европы // Федерализм: региональное и местное самоуправление. 2010. - № 2. - С. 99-101.

2. Любинин Д. С. Партнерство государства и бизнеса: о необходимости, сущности и формах // Российский экономический журнал. 2007. - № 9. - С.48-49.

3. Шевченко Е. А. Механизм партнерства местной власти и бизнеса при реализации промышленной политики // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2011 : сб. науч. тр. Одесса, 2010. - Т. 28. № 1. - С. 6-7.

4. Шевченко Е. А. Муниципально-частное партнерство как механизм обеспечения экономического развития муниципальных образований // Вестник АПК Ставрополья. 2012. - №4(8). - С.96-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.