Научная статья на тему 'Муниципальная система народного образования в Москве при городском голове Н. А. Алексееве в 1885-1893 гг'

Муниципальная система народного образования в Москве при городском голове Н. А. Алексееве в 1885-1893 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА / МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА Н.А. АЛЕКСЕЕВ / MUNICIPAL SYSTEM OF PEOPLE'S EDUCATION / MOSCOW CITY DUMA / CITY HEAD N.A. ALEXEEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полещук Константин Константинович

В статье рассмотрены меры по развитию муниципальной системы народного образования, предпринимавшиеся московским самоуправлением под руководством городского головы Н.А. Алексеева в конце XIX в. Особое внимание уделено личности городского головы Н.А. Алексеева (1852-1893) энергичного руководителя Московской городской думы и управы в 1885-1893 гг., внесшего значительный вклад в развитие Первопрестольной столицы. Статья написана на широкой источниковой базе, с привлечением архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Полещук Константин Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal system of people’s education in Moscow under the city Head NA. Alekseev in 1885-1893

The article covers measures for development of the municipal system of people’s education in Moscow, undertaken by the Moscow self-government under the city head N.A. Alexeev in 1885-1893. Particular attention is paid to the personality of the outstanding public figure and philanthropist N.A. Alexeev (1852-1893) energetic leader of the Moscow self-government. The author analyses the problem on the basis of representative cases from many different sources.

Текст научной работы на тему «Муниципальная система народного образования в Москве при городском голове Н. А. Алексееве в 1885-1893 гг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 1

К.К. Полещук

(старший научный сотрудник ГБУК «Музейное объединение "Музей Москвы"»)*

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ ПРИ ГОРОДСКОМ ГОЛОВЕ

Н.А. АЛЕКСЕЕВЕ В 1885-1893 гг.

В статье рассмотрены меры по развитию муниципальной системы народного образования, предпринимавшиеся московским самоуправлением под руководством городского головы Н.А. Алексеева в конце XIX в. Особое внимание уделено личности городского головы Н.А. Алексеева (1852—1893) — энергичного руководителя Московской городской думы и управы в 1885—1893 гг., внесшего значительный вклад в развитие Первопрестольной столицы. Статья написана на широкой источниковой базе, с привлечением архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот.

Ключевые слова: муниципальная система народного образования, московская городская дума, московский городской голова Н.А. Алексеев.

The article covers measures for development of the municipal system of people's education in Moscow, undertaken by the Moscow self-government under the city head N.A. Alexeev in 1885—1893. Particular attention is paid to the personality of the outstanding public figure and philanthropist N.A. Alexeev (1852— 1893) — energetic leader of the Moscow self-government. The author analyses the problem on the basis of representative cases from many different sources.

Key words: municipal system of people's education, Moscow City Duma, city head N.A. Alexeev.

* * *

С середины 1880-х гг. развитие народного образования становится одной из главных задач московского городского общественного управления1. Московская дума под руководством городского головы Н.А. Алексеева вела активную работу в сфере народного образования. Большое значение здесь имела и личная позиция головы, — человека высоких духовных качеств, любившего классическую музыку, литературу и искусство, с детских лет вращавшегося в среде просвещенного московского купечества и интеллигенции.

Николай Александрович Алексеев (1852—1893) возглавлял московское самоуправление с 1885 по 1893 г. Представитель известной купеческой фамилии золотоканительных фабрикантов, он энер-

* Полещук Константин Константинович, тел. 8-915-181-96-31; e-mail: konstantpol@ mail.ru

1 Образование в Москве. История и современность. М., 2000. С. 85.

гично работал на благо Первопрестольной столицы. Алексеев был инициатором реконструкции мытищинского водопровода и создания городской канализации, строительства новых городских боен и торговых рядов на Красной площади2. За годы алексеевского руководства в Москве было открыто несколько больниц и домов призрения3. Предшественник Н.А. Алексеева на посту городского головы, знаменитый юрист Б.Н. Чичерин, так характеризовал своего преемника: «Очень умный, необыкновенно живой, даровитый, энергический, неутомимый в работе, с большим практическим смыслом, обладающий даром слова, он как будто создан был для того, чтобы командовать и распоряжаться. Всякому делу, за которое он принимался, он отдавался весь; оно у него кипело, и он упорно и настойчиво доводил его до конца... Меня пленяли блестящие и благородные стороны этой необыкновенно богатой натуры»4.

Н.А. Алексеев получил хорошее домашнее образование. Известный историк и литературовед П.И. Бартенев, преподававший ему русскую словесность, характеризует его предков как людей, «уже довольно образованных». «Бабка моего ученика, Москвина5, получила воспитание в каком-то княжеском доме и завела в семье разного рода повадки просвещения, благочестия без ханжества, необыкновенную опрятливость и вежливость в обращении»6. Помимо Бартенева, учителями Николая Александровича были Н.Н. Новиков (история), Л.Б. Вейнберг (география). Приглашая в наставники известных специалистов, родители будущего городского головы — Александр Владимирович и Елизавета Михайловна Алексеевы — не стояли за ценой. Так, Бартенев, дававший уроки три раза в неделю по одному часу, получал за каждое занятие по семь рублей. Алексеевы относились к преподавателям Николая с подчеркнутым уважением. Елизавета Михайловна часто присутствовала на занятиях сына. По воспоминаниям Бартенева, за несколько лет она «лишь немного раз не присутствовала на уроке с каким-нибудь рукоделием». Алексеевы приглашали Петра Ивановича с супругой на семейные праздники, причем не только угощали, но «сластей и фруктов клали нам в пролетку при отъезде». Александр Владимирович приезжал к Бартеневым с поздравлениями на Рождество

2 Верхние торговые ряды — ныне ОАО «ГУМ».

3 Писарькова Л.Ф. Городские реформы в России и Московская дума. М., 2010. С. 274.

4 Чичерин Б.Н. Воспоминания. Т. 4. Земство и Московская Дума. М., 1934. С. 182-183.

5 Елизавета Александровна Москвина, супруга В.С. Алексеева.

6 Бартенев П.И. Воспоминания П.И. Бартенева // Российский архив. 1991. № 1. С. 91.

и на Святую неделю. При таком отношении преподаватель «не мог не усердствовать». Бартеневу удалось «заразить» ученика любовью к русской поэзии. Николай был впечатлителен: «Помню, как загорелись у него глаза, когда... сказал я ему, что Пушкин был убит французом»7.

Примечательно, что общественное служение Н.А. Алексеева началось на ниве музыкального образования и просвещения. 9 января 1877 г. Николай Александрович был избран на должность директора Московского отделения императорского Русского музыкального общества8. Этому событию предшествовали годы увлечения музыкой. В семье Алексеевых ценили классическую музыку, выделяя таланты Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. Среди «интереснейших людей Москвы» на обедах и балах у Алексеевых бывали известные музыканты, в том числе Н.Г. Рубинштейн9. Общение с основателем Московской консерватории имело большое значение в духовном развитии Н.А. Алексеева.

Алексеев содействовал развитию системы муниципального образования еще до избрания на пост городского головы. Щедрый благотворитель, Николай Александрович 7 февраля 1883 г. пожертвовал городу 10 тыс. руб. для учреждения в Императорском Московском коммерческом училище стипендии имени своего покойного отца, долгое время состоявшего почетным членом совета этого учебного заведения. По желанию Алексеева на стипендию определялись дети лиц, служащих по Московскому городскому общественному управлению; замещение стипендии предоставлялось усмотрению городской управы10. Тогда же Николай Александрович заявил в думе о своем намерении построить в память покойного родителя здание для двух начальных училищ, мужского и женского, каждое на 100 детей, и передать его в собственность города. Приговором от 15-17 февраля 1883 г. дума выразила жертвователю глубокую благодарность. Школьные здания, построенные по про-

7 Там же.

8 ЦГА Москвы. Ф. 3. Оп. 3. Д. 9. Л. 1 об. Должность директора Московского отделения ИРМО была коллегиальной, в состав дирекции входили пять человек. В 1877 г. это были: Н.А. Алексеев, А.А. Торлецкий, Н.Г. Рубинштейн, И.И. Мас-лов, П.И. Юргенсон.

9 Попов С.А. Записки о московской жизни // Суконщики Поповы. «Записки о московской жизни» и не только. М., 2010. С. 172.

10 Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные Московскому городскому общественному управлению в 1863— 1904 г. М., 1906. С. 312; Справочник о стипендиях Московского городского общественного управления в учебных и учебно-воспитательных заведениях. М., 1913. С. 19.

екту Д.Н. Чичагова на Николоямской улице, были открыты в 1884 г.11 Общая стоимость пожертвования Алексеева на строительство школьного здания определялась в 71 807 руб.12 В мае 1884 г. Алексеев был избран думой председателем 3-го Рогожского училища и состоял в этой должности по январь 1886 г.13 Николай Александрович хорошо знал московских педагогов, оказывал им помощь в трудоустройстве. Так, в апреле 1885 г. Алексеев рекомендовал перспективную преподавательницу попечительнице одного из городских училищ, Анне Петровне Боткиной: «У меня есть очень хорошая учительница, г-жа Колокольцева, окончившая курс три года тому назад в Николаевском институте со званием домашней наставницы и после того постоянно посещавшая педагогические курсы. И.А. Лебедев хорошо знает и позволил мне рекомендовать Вам эту учительницу»14.

Став городским головой в ноябре 1885 г., Николай Александрович стремился деликатно решать острые вопросы, возникавшие в педагогическом сообществе. Так, в июне 1887 г. Алексеев информировал попечительницу Сокольничьего женского училища А.П. Боткину о постановлении городского училищного совета заменить преподавателя закона Божьего: «Будьте так любезны, посоветуйте ему подать самому заявление о том, что он не желает продолжать обучение в этой школе, ибо иначе мы должны будем писать Архиерею, а это повлечет за собою для диакона Лебедева крупные неприятности. Затем прошу Вас приискать другого законоучителя и об избранном Вами лице уведомить городскую управу»15.

Городские образовательные учреждения

а) Начальные городские училища

К началу 1880-х гг. уровень грамотности населения Москвы был относительно невысок. В 1882 г. из 753 469 москвичей грамотными были 352 308 (47%)16. Такое положение дел требовало от городского самоуправления особого внимания к развитию школьного дела, и, в первую очередь, начальной школы. По словам современ-

11 Ныне здесь располагается Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева.

12 Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные Московскому городскому общественному управлению в 1863— 1904 г. ... С. 311.

13 ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 1. Д. 66. Л. 7 об.

14 Письмо Н.А. Алексеева к А.П. Боткиной. 19 апреля 1885 г. // ОПИ ГИМ. Ф. 122. Ед. хр. 378. Л. 7.

15 Письмо Н.А. Алексеева к А.П. Боткиной. 4 июня 1887 г. // Там же. Л. 10.

16 Образование в Москве. История и современность. С. 84.

ника, анализировавшего проблему народного образования в России в начале 1890-х гг., «основная потребность русской жизни есть потребность в начальной школе»17. В 1870—1880-е гг. деятельность Московской думы в области народного образования выражалась прежде всего в открытии новых начальных городских училищ. Если в 1872 г. в ведении городского самоуправления было 11 школ (на 897 учащихся), то через десять лет их число увеличилось до 55. С конца 1880-х гг. городская дума тратила более 90% всех средств, выделяемых на народное образование, на учреждение и содержание городских училищ18.

Иногда начальные школы открывались на частные средства. 5 мая 1892 г. Алексеев огласил в думе заявление гласного А.С. Капцова, жертвовавшего городу в память своего отца капитал в 190 тыс. руб. на устройство и содержание начального училища на 250 мальчиков. Из этой суммы 80 тыс. руб. благотворитель предполагал употребить на строительство школьного здания в Леонтьевском переулке по проекту Д.Н. Чичагова. 110 тыс. руб. вносились облигациями в качестве неприкосновенного капитала, проценты с которого шли на содержание училища. Капцов пожелал, чтобы городская управа ходатайствовала в установленном порядке о присвоении школе наименования «Городское начальное училище имени С.А. Капцова». Жертвователь хотел открыть училище уже в августе текущего года, для начала — во временном помещении. Гласные с благодарностью приняли пожертвование своего коллеги, и Городская управа немедленно приступила к строительству. До постройки собственного здания училище было открыто Городской управой 19 сентября 1892 г. в наемном помещении на Малой Бронной улице в составе двух классов и параллельного отделения при первом классе. Собственное здание в Леонтьевском переулке было отстроено к 1 октября 1892 г., открытие училища состоялось 8 сентября 1893 г.19 Присутствовавший на торжестве открытия попечитель московского учебного округа П.И. Капнист дал высокую оценку работе городского самоуправления на поприще народного просвещения: «Нигде в России не поставлено дело народного образования так правильно, как в Москве»20.

17 Русская мысль. 1892. Вып. 11. Разд. 16. С. 237.

18 Образование в Москве. История и современность. С. 86.

19 Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные Московскому городскому общественному управлению в 1863— 1904 гг. ... С. 156—157. Ныне здесь размещается Гимназия № 1520 имени Капцовых.

20 Щепкин М.П. Общественное хозяйство города Москвы в 1863—1887 гг.: исто-рико-статистическое описание: В 4 ч. М., 1888—1901. Ч. 4. Вып. 1. Народное образование в 1863—1898 гг. М., 1901. Стлб. 219.

Публицист Н.В. Чехов выделял следующие отличительные особенности устройства начального образования в Москве: отдельные училища для мальчиков и девочек, назначение в мужские училища особого педагога, курирующего класс на всем протяжении процесса обучения, большое значение в жизни школы старших преподавателей и попечителей. Совет попечителей городских училищ играл особую роль в жизни московских школ: его члены распоряжались финансами учебного учреждения, рекрутировали педагогов на вакантные учительские места21. Н.А. Алексеев, желавший сосредоточить рычаги управления народным образованием в своих руках, реформировал коллегиальное учреждение22. Голова, стремившийся, по словам М.П. Щепкина, «водворить свой властный авторитет во всех частях общественного хозяйства и управления», поддержал постановление московского губернатора В.М. Голицына от 18 декабря 1887 г. об упразднении совета попечителей городских училищ, как не предусмотренного законом. Функции совета были разделены между Городской управой и думской училищной комиссией. Отныне дума перестала избирать попечителей и попечительниц, а стала назначать на эти должности лиц, рекомендованных Алексеевым. Санкционированное думой преобразование совета попечителей вызвало общественный резонанс. Некоторые представители педагогической общественности и думские гласные, находившиеся в оппозиции к городскому голове, аргументировано упрекали его в уничтожении коллегиального начала в управлении народным образованием. Упразднение совета «чрезвычайно упростило управление училищами и широко растворило двери для всяких личных усмотрений 23

и распоряжений»23.

Таблица 1

Начальные городские училища Москвы в 1886—1892 гг.24

Год Число училищ Число учащихся Расходы (руб.)

1886 73 8458 325 965

1892 86 11 856 411 290

21 Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912. С. 84—85.

22 Щепкин М.П. Управление городскими училищами в Москве. [1867—1904 гг.] Исторический очерк. Доклад, читанный в Педагогическом обществе 5 марта 1905 г. М., 1905. С. 17.

23 Там же. С. 18.

24 Составлено по: Ведомость о начальных училищах города Москвы к 1 января 1893 г. М., 1893. С. XIII.

Как видно из таблицы, в период алексеевского руководства в городе было открыто 13 начальных городских училищ. В городские училища принимались дети из всех сословий, начиная с семилетнего возраста. Социальный состав учащихся был довольно однороден: 83% составляли дети из семей мещан, крестьян, ремесленников, 11% — солдатские дети. С 1867 г. плата за обучение составляла 3 рубля в год, при этом дети из бедных семей обучались бесплатно. Суммы, собираемые за обучение, употреблялись в том числе на выдачу наград самым прилежным ученикам, а также на пособия «недостаточным» ученикам при окончании школы. Город выделял каждому училищу по 100 руб. в год на бесплатные завтраки для учащихся, состоявшие из куска ржаного хлеба. Учебные пособия также были бесплатными25. По мнению Л.Ф. Писарьковой, начальное образование в Москве было организовано лучше, чем в Петербурге. В московских городских школах было больше специальных предметов: рисование, черчение, пение. В северной столице на каждого преподавателя приходился 51 ученик, в то время как в Москве — 4126.

При Алексееве в городских школах был введен новый учебный курс — военная гимнастика. Так городской голова заботился о здоровье московских юношей, будущих новобранцев. В 1889 г. московская дума поддержала предложение министра внутренних дел о преподавании военной гимнастики в начальных городских училищах. «Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях», изданная Министерством народного просвещения», раскрывала цели курса. По замыслу разработчиков, гимнастика способствовала физическому развитию учеников, предохраняя детей от болезней, «происходящих в молодом организме от продолжительного сидения». Курс содействовал «нравственному воспитанию детей, развивая в мальчиках ловкость и мужество», знакомил учащихся с «первоначальными основаниями воинской дисциплины». Военная гимнастика включала строевые, вольные гимнастические упражнения, занятия «с подвижными снарядами»27. Постановлением Московской городской думы от 6 марта 1890 г. во всех мужских начальных училищах Москвы вводилось преподавание военной гимнастики. Учитывая возможную недостачу денежных средств при введении нового учебного курса, думцы вносили в смету городских расходов по 1000 руб. в год28.

25 Образование в Москве. История и современность. 85.

26 ПисарьковаЛ.Ф. Указ. соч. С. 355.

27 ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 21. Д. 1049. Л. 7, 18.

28 Журналы заседаний Московской городской думы за 1890 г.. Стлб. 31—32.

Символом достижений городского самоуправления на ниве образования был ежегодный торжественный акт городских училищ. Так, в 1890 г. годичный акт для учащихся начальных городских училищ состоялся в думском здании 9 сентября. На мероприятии присутствовали ученики и ученицы городских школ, педагоги, попечители училищ. В думу прибыли почетные гости — московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков, попечитель московского учебного округа П.И. Капнист. Гости осмотрели выставку работ учащихся, размещенную на стенах зал и на столах, — образцы каллиграфического письма, рукоделия и вязания, рисунки. После молебна и поучительного слова преосвященного Виссариона оркестр из воспитанников Рукавишниковского приюта исполнил гимн «Коль славен». После молебна гости слушали духовное пение учащихся. Затем городской голова прочел данные годового отчета о деятельности школ и произнес краткую речь. Алексеев акцентировал внимание на введении в городских училищах курса военной гимнастики и выразил надежду, что «школы дадут не один батальон хороших солдат»29. Затем слово взял член училищного совета М.В. Духов-ской, давший высокую оценку развитию школьного дела в Москве, перечислив школы с наилучшими результатами. Наконец, состоялось вручение свидетельств учащимся, окончившим курс в мае и июне текущего года, — 670 мальчикам и 614 девочкам. После этого дети исполнили государственный гимн «Боже, царя храни!», сопровождавшийся «громовыми кликами "ура!" Детям, продефилировавшим мимо стола, за которым находились князь Долгоруков и другие, были розданы каждому по мешочку с лакомствами»30.

Несмотря на значительное развитие школьного дела, в Москве имела место острая нехватка школ. Доказательством тому являлись отказы в приеме в учебные заведения. Ежегодно отказы получали около 2300 желающих учиться, в 1890 г. было зафиксировано 2659 отказов31.

Помимо начальных школ, город содержал общеобразовательные школы 2-й ступени, или высшие четырех- и пятиклассные начальные училища. Первые подобные школы открылись в 1878 г. В училищах с шестилетним сроком обучения преподавали историю, географию, геометрию, черчение, естествознание, стенографию. Плата за обучение здесь составляла уже 20 руб. в год32.

29 Московские ведомости. 1890. 10 сентября.

30 Там же. 9, 10 сентября.

31 Деятельность Московского городского общественного управления по народному образованию. М., 1896. С. 9—10.

32 Писарькова Л.Ф. Указ. соч. С. 362.

б) Профессиональные училища

В системе народного образования Москвы существовали не только общеобразовательные, но и ремесленные училища, готовившие рабочих различных специальностей. Эти учебные заведения были как мужскими, так и женскими, и открывали их не только городские власти, но и различные общественные организации, а также частные лица.

При Алексееве город содержал 15 ремесленных школ с шестилетним сроком обучения. В них принимались дети, начиная с восьмилетнего возраста, наряду с начальным образованием обучавшиеся ремеслам в учебных мастерских33. Дума открывала новые городские профессиональные училища. Так, в 1889 г. московское городское общественное управление выделило 850 тыс. рублей на учреждение среднего технического училища по механической, химической и строительной специальностям с общим образованием в объеме пяти классов реального училища34.

Городская дума субсидировала и частные профессиональные училища. Одно из наиболее известных — Московский городской Рукавишниковский приют. Учебно-воспитательное заведение для малолетних преступников было создано в Симоновом монастыре в 1864 г. по инициативе председателя Общества распространения полезных книг А.Н. Стрекаловой. Богатые предприниматели братья Николай, Иван и Константин Васильевичи Рукавишниковы преобразовали школу, предоставив для нее обширное владение на Смоленской-Сенной площади. Комплекс зданий включал собственно школьное здание, ремесленные мастерские, флигеля для мальчиков, находившихся под следствием. Воспитанники приюта получали начальное образование и ремесленную специальность. По окончании курса питомцам помогали найти работу и поддерживали связь с ними в последующие годы. По свидетельству К.В. Рукавишникова, выпускники были на хорошем счету у хозяев предприятий и мастерских, получающих «выдержанного, дисциплинированного, непьяного рабочего»35. Учебно-воспитательное учреждение содержалось на средства Рукавишниковых. С 1878 г. приют был включен в число городских учреждений и финансировался из городской кассы. Ежегодные затраты городского самоуправления на содер-

33 Там же. С. 363.

34 История Москвы: В 6 т. Т. 4. М., 1952—1956. С. 662—663.

35 Рукавишников К.В. Московский городской Рукавишниковский приют. М., 1891. С. 3—5, 19.

жание приюта в 1880—1890-х гг. составляли около 38 тыс. руб.36 Так, в 1891 г. город ассигновал на содержание приюта 39 238,46 руб.37

Помимо этого учреждение субсидировал и К.В. Рукавишников, — заведующий приюта и председатель педагогического совета. Друг и единомышленник Н.А. Алексеева, многолетний городской гласный (1877—1901), сменивший Алексеева на посту городского головы (1893—1897), Константин Васильевич Рукавишников пользовался заслуженным уважением современников. По воспоминаниям историка, многолетнего думского гласного В.И. Герье, «это был, в противоположность Алексееву, человек скромный и деликатный, но не менее... радеющий о городском интересе»38. Публицист А.В. Амфитеатров отмечал «несомненную добросовестность» Рукавишникова в городских делах39. К.В. Рукавишников был неизменным председателем съездов представителей российских исправительных приютов, проходивших в Историческом музее. Деятельность Рукавишникова способствовала гуманизации законодательства о малолетних преступниках. Рукавишниковский приют был известен далеко за пределами России — в 1885 г тюремный конгресс в Риме присудил заведению высшую награду40.

Социальный статус школьных учителей

Социальный статус педагогов городских училищ был достаточно высок. Профессия учителя пользовалась традиционным уважением в обществе. Московские педагоги жили в относительном достатке. В 1886 г. старший преподаватель получал 500 руб. в год, младший — 300 руб.41 По свидетельству современника, «учителя и учительницы жили в школьных помещениях и имели хорошие комнаты с приличной обстановкой; летом они обыкновенно уезжали в Крым или на другие курорты, а некоторые даже находили возможность делать заграничные экскурсии»42.

Педагоги имели льготы при исполнении воинского долга. Устав о воинской повинности возлагал на городскую думу и управу производство набора москвичей на военную службу. Процедура про-

36 Там же. С. 4.

37 Отчет о деятельности Московской городской управы за 1891 г. М., 1892. Отд. VII. С. 5.

38 Герье В.И. О Московской городской думе // Московский архив. Историко-краеведческий альманах. М., 1996. С. 429.

39 АмфитеатровА.В. Московский городской голова Алексеев // Амфитеатров А.В. Недавние люди. СПб., 1901. С. 244.

40 Писарькова Л.Ф. Указ. соч. С. 364.

41 Приговоры и журналы Московской городской думы за 1886 г. М., 1887. Стлб. 38.

42 РозановН.П. Воспоминания старого москвича. М., 2004. С. 283.

исходила в помещении городской думы ежегодно осенью. Здесь учитывались льготы, давались годовые отсрочки по состоянию здоровья, предъявлялись свидетельства, освобождающие молодых людей, если они состояли учителями народных школ43. Однако не все обладатели педагогических дипломов были учителями в действительности. Учительские свидетельства пользовались известной популярностью в среде обеспеченных москвичей, не желавших отбывать воинскую повинность. Потенциальные новобранцы нередко «выправляли» себе необходимые документы, прибегая к помощи влиятельных родственников или покровителей. Так, в 1888 г. А.П. Чехов намеревался оформить учительское удостоверение своему брату, художнику Н.П. Чехову. Не завершив обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Николай Павлович несколько лет жил в Москве на нелегальном положении. В письме к А.С. Суворину писатель выражал озабоченность судьбой брата: «Живописец, которому теперь 30—31 год, не был на призыве, не служил, не брал жребия, одним словом, имеет все данные, чтобы засесть на скамью подсудимых за уклонение от воинской повинности, караемое тюремным заключением и отдачей в солдаты без всяких льгот. Что теперь делать, не знаю. Один инспектор народных училищ, человек сильный, обещает в конце ноября взять с собою живописца в Дмитров и, подвергнув учительскому экзамену, выдать ему вид, который одновременно дает ему легальное положение и освободит его от военщины»44.

Махинации с учительскими свидетельствами продолжались много лет, но Алексеев пожелал проверить освобождающие права не по бумагам, а на самом деле. Весной 1889 г. для льготников устроили экзамен. Им было предложено написать свою краткую биографию, назвать учебники, по которым они обучают детей. По свидетельству современника, «большинство этих "учителей" не смогли грамотно написать даже несколько строк. Оказалось много мошеннических проделок для уклонения от воинской повинности, и все эти забронированные сынки богатых родителей тут же попали в солдаты»45. Событие обсуждалось в прессе. Корреспондент сатирического журнала «Будильник» писал: «Московский городской голова притянул к отбыванию воинской повинности больше 60-ти молодых вьюношей, которые укрывались от службы отечеству, учительствуя "для вида" в разных благотворительных заведениях.

43 Телешов Н.Д. Москва прежде // Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. М., 1980. С. 218.

44 Чехов А.П. Письмо к А.С. Суворину. 7 ноября 1888 г. Москва // Полное собрание сочинений и писем в 30 т. М., 1974—1983. Т. 3. М., 1976. С. 61—62.

45 Телешов Н.Д. Указ. соч. С. 218.

Теперь у милейших учителей совсем другой "вид": форменный»46. Злоупотребление было выявлено и пресечено.

Московская дума расходовала на народное образование значительные средства. В 1886 г. на эти цели было ассигновано 453 833,17 руб., в 1892 г. — 526 568,18 руб.47 Затраты московского самоуправления на народное образование внушительны и в сравнении с другими крупными городами России конца XIX века.

Таблица 2

Расходы на народное образование в крупнейших городах Российской империи

в 1890 г.48

Города Расходы на народное образование (рублей) Расходы в расчете на одного жителя (рублей)

Петербург 633221 0,68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва 487 224 0,58

Варшава 102 533 0,22

Одесса 234 007 0,69

Рига 258 466 1,32

Итак, в конце 1880-х — начале 1890-х гг. в Москве развивается муниципальная система народного образования. За годы алексе-евского руководства было открыто более двух десятков городских училищ, преимущественно начальных школ. Городской голова на собственные средства строит Рогожское начальное училище. Алексеев председательствует в городском училищном совете, преобразует деятельность совета попечителей городских училищ, поставив его под контроль городской управы. Успехи в деле развития народного образования были велики. По данным переписи 1897 г., грамотные москвичи составили 57% населения города против 47% в 1882 г.49 К 1 января 1891 г. в Москве насчитывалось 81 начальное училище, где обучалось столько же детей, сколько в том же году училось в 243 начальных школах Петербурга50. Однако число желающих учиться по-прежнему превосходило имеющиеся возможности, и около 16% детей получали отказы в приеме.

46 Будильник. 1889. № 8. С. 4.

47 Отчет о движении сумм г. Москвы за 1886 г. М., 1887. С. 109; Отчет о движении сумм г. Москвы за 1892 г. М., 1893. С. 135.

48 Составлено по: Бычков Н.М. Финансы крупнейших русских городов. М., 1894. С. 106.

49 Образование в Москве. История и современность. С. 84.

50 Русская мысль. 1892. Вып. 11. Разд. 16. С. 236.

Современники высоко оценили разностороннюю деятельность городского головы в сфере образования. По докладу министра народного просвещения, «за усердную и полезную деятельность по народному образованию» 1 января 1891 г. Н.А. Алексеев был высочайше пожалован орденом Владимира IV степени51. Подводя итоги деятельности московского мэра после его безвременной кончины52, корреспондент газеты «Московский листок» отмечал: «И стар, и млад. переживает. Особенно сильно скорбит Москва юная, трудовая и ремесленная, живущая в подвалах и получившая образование в городских школах: она видела и знает попечительность о ней покойного и научилась бесстрастно ценить и его слово, и его дело»53. По воспоминаниям писателя Н.Д. Телешова, при Алексееве «открыто было много городских начальных училищ для бедного клас-са»54. К городскому голове можно с полным правом отнести слова публициста Н.А. Малиновского, характеризовавшего деятельность московского самоуправления в сфере народного образования в 1864— 1904 гг.: «Хотя заветная цель земских стремлений — всеобщее народное образование, далеко еще не достигнута, тем не менее работа, сделанная в этом направлении. исполински велика. И эта сторона деятельности земских учреждений, без сомнения, будет лучшим украшением того памятника, который воздвигнет им история»55.

Список литературы

1. Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные Московскому городскому общественному управлению в 1863—1904 г. М., 1906.

2. Малиновский Н.А. Что сделано за 40 лет Московским городским управлением по народному образованию // Русская мысль. 1904. Вып. 4. Разд. 11.

3. Писарьква Л.Ф. Городские реформы в России и Московская дума. М., 2010.

4. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912.

5. Щепкин М.П. Управление городскими училищами в Москве [1867— 1904 гг.] Исторический очерк. Доклад, читанный в Педагогическом обществе 5 марта 1905 г. М., 1905.

Поступила в редакцию 15 февраля 2017 г.

51 Там же. Л. 13 об., 14 об.

52 Н.А. Алексеев скончался 11 марта 1893 г. в результате покушения на его жизнь умалишенного В.С. Андрианова.

53 Московский листок. 1893. 12 марта.

54 Телешов Н.Д. Москва прежде // Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. М., 1980. С. 218.

55 Малиновский Н.А. Что сделано за 40 лет Московским городским управлением по народному образованию // Русская мысль. 1904. Вып. 4. Разд. 11. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.