Научная статья на тему 'Мумии и мумификация в культурах разных народов'

Мумии и мумификация в культурах разных народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
919
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Египет / мумификация / бальзамирование / Ancient Egypt / mummification / embalming

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А О. Китова

В рамках изучения техники египетской мумификации рассмотрены основные методы сохранения останков умерших, применявшиеся в культурах разных народов мира. При работе с искусственно мумифицированными останками важно представлять, какие факторы могли способствовать сохранению тела. Это позволяет более обоснованно выдвигать предположения о том, по какой причине было решено сохранить останки умершего и на основе каких соображений выбирался способ их сохранения. В статье представлен краткий обзор свидетельств существования обряда искусственной мумификации в культурах разных народов мира. Дано краткое описание отдельных процедур по сохранению тел умерших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mummies and mummification in different cultures

In course of studying a technique of Egyptian mummification, major methods of preserving remains of the deceased used by different nations are observed. While working with artificially mummified remains, it is important to find out what factors could contribute to preserving a body. This allows soundly assuming on why it was decided to preserve a deceased’s remains and chose a particular method for it. The paper presents a brief review of evidence for performing a rite of artificial mummification by different nations. Separate procedures for preserving bodies of the deceased are described.

Текст научной работы на тему «Мумии и мумификация в культурах разных народов»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 4, 2018 Issue 4, 2018

Мумии и мумификация в культурах разных народов

А. О. Китова

Младший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН aafanasieva@yandex.ru

В рамках изучения техники египетской мумификации рассмотрены основные методы сохранения останков умерших, применявшиеся в культурах разных народов мира. При работе с искусственно мумифицированными останками важно представлять, какие факторы могли способствовать сохранению тела. Это позволяет более обоснованно выдвигать предположения о том, по какой причине было решено сохранить останки умершего и на основе каких соображений выбирался способ их сохранения. В статье представлен краткий обзор свидетельств существования обряда искусственной мумификации в культурах разных народов мира. Дано краткое описание отдельных процедур по сохранению тел умерших.

Ключевые слова: Древний Египет, мумификация, бальзамирование.

В Древнем Египте практика мумификации тел умерших появилась в додинасти-ческий период как часть элитарной культуры, развивалась и постепенно демократизировалась, в итоге став массовой. Возникнув в благоприятных климатогеографических условиях египетской пустыни, она длительное время поддерживалась как важный элемент социально-экономических отношений. При изучении изменения техники египетской мумификации на протяжении истории ее существования важно представлять, какие методы сохранения останков умерших применялись в других культурах. Кроме того, большое значение имеет, в каких условиях возникла такая практика в каждом конкретном случае. Эта статья представляет собой краткий обзор техник сохранения тел умерших в культурах разных народов мира.

Мумифицированным называется тело (или его фрагмент), мягкие ткани которого сохранились после смерти за счет прекращения в них аутолитических процессов и жизнедеятельности гнилостной микрофлоры. Решающее значение для приостановки этих процессов имеет обезвоживание мягких тканей. При этом сам термин «мумия» происходит от персидского слова титтга, обозначающего смолу или битум. Изначально этот термин применялся для описания мумифицированных останков с территории Древнего Египта из-за их черного цвета. Только значительно позже с его помощью стали обозна-

чать любые останки человека или животного, мягкие ткани которого сохранены посредством обезвоживания \

При описании мумифицированных останков удобно использовать классификацию, предложенную Дж. М. Вриланд по итогам исследования перуанских погребений 2:

1) естественная, происходящая под воздействием факторов внешней среды;

2) преднамеренная естественная, происходящая при целенаправленном использовании или умышленном усилении человеком естественных процессов;

3) искусственная мумификация, происходящая в результате целенаправленного применения различных техник, предполагающих использование высушивающих и бактерицидных компонентов.

Искусственная мумификация подразумевает, что сохранение тела происходит при участии человека. Попытки сохранить тела умерших предпринимались многократно на протяжении человеческой истории. Успешность этих попыток определяли климатогеографические и социальные факторы. Наиболее известным и изученным на сегодняшний день примером искусственной мумификации является древнеегипетский погребальный обряд. Изначально природные условия египетской пустыни способствовали естественному сохранению тел людей и животных, захороненных в песке. В неглубоких могилах песок обеспечивал сухому горячему воздуху доступ к телу, что вело к естественной мумификации. Уже в 4500-3350 гг. до н. э. древними египтянами были предприняты попытки искусственно предотвратить разложение тела. Первые успешные примеры искусственной мумификации можно наблюдать в погребениях IV династии. В дальнейшем искусство бальзамирования в Древнем Египте развивалось и претерпевало изменения в соответствии с меняющейся социально-политической обстановкой. Достигнув расцвета к Третьему переходному периоду, в дальнейшем оно стало терять свою значимость. Однако мумификация тел умерших в том или ином виде продолжала производиться до первых веков нашей эры 3.

Египетские мумии наиболее известны и изучены, но древнеегипетская пустыня не единственная территория, климатогеографические условия которой способствовали появлению обряда мумификации. Наиболее ранние искусственно мумифицированные останки обнаружены в Южной Америке 4 и связаны с культурой чинчорро. Крайне засушливый климат пустыни Атакама, почти полное отсутствие грунтовых вод и песчаная почва способствовали естественной мумификации тел умерших. Самые древние естественно мумифицированные тела представителей культуры чинчорро датируются примерно 7000 г. до н. э.5 Наиболее ранние искусственно мумифицированные останки относятся примерно к 5000 г. до н. э. Самая сложная форма мумификации чинчорро предполагала очистку скелета от кожи и мягких тканей. Затем скелет собирали, суставы сочленяли. Мягкие ткани замещали глиной и травой, кожу заменяли шкурой животных. На лицо накладывали гипсовую маску, на голову надевали парик. Поверхность смоделированного таким образом тела покрывали черной или красной краской. При менее

1 Китова 2016.

2 Vreeland 1998.

3 Losch et al. 2013.

4 Guillen 1992.

5 Aufderheide et al. 1993.

сложной мумификации из тела извлекали внутренние органы, а в освободившиеся полости помещали горячие угли. Процедура мумификации чинчорро постепенно упрощалась примерно до 2000 г. до н. э., а в более поздних захоронениях можно обнаружить уже только естественно мумифицированные тела.

Особый вид искусственной мумификации практиковали племена дживаро, обитавшие в верховьях бассейна реки Амазонки, на восточных склонах Анд, как в долинах, так и на высоте до 1200 м над уровнем моря. В жарком влажном климате тропических лесов отсутствовали условия для естественного сохранения тел умерших. Однако у воинственных племен в связи с необходимостью демонстрации трофеев сформировалась сложная практика мумификации голов убитых врагов 6. Голова отрезалась, через разрез на затылке извлекался череп. Кожа вместе с мягкими тканями головы вываривалась в чистой воде. Затем с ее внутренней поверхности удалялись лишние мягкие ткани, разрез зашивался, а кожа головы постепенно высушивалась с помощью горячих камней и песка. При этом кожа лица натиралась древесным углем для придания ей черного цвета. Губы зашивались. Весь процесс занимал около недели, и в итоге голова уменьшалась до размера, сопоставимого с кулаком взрослого человека 7. Сохранение голов убитых врагов практиковали и племена наска (200 г. до н. э. — 1000 г. н. э.). При этом мягкие ткани головы отделялись от черепа, а образовавшаяся полость набивалась фрагментами текстиля. Губы и веки закреплялись шипами кактуса 8.

Бывает сложно провести границу между искусственной и преднамеренной естественной мумификацией. Так, погребальный обряд индейцев чибча представляет собой пример преднамеренной естественной мумификации по классификации Дж. М. Ври-ланд. Чибча использовали микроклимат пещер высокогорных районов Анд для сохранения тел умерших. Обнаруженные здесь мумифицированные останки датируются 200-1520 гг. н. э. Естественная мумификация происходила за счет быстрого обезвоживания тел в условиях сухого разреженного воздуха хорошо вентилируемых пещер. Иногда тело предварительно высушивали над огнем (внутренние органы при этом не удалялись), после чего помещали в пещеру. Чибча, населявшие долины, также практиковали мумификацию останков с высушиванием над огнем, однако погребенные вне пещер тела не сохранились 9.

Другим примером преднамеренной естественной мумификации с использованием сухого воздуха пещер является погребальный обряд гуанчей с вулканического острова Тенерифе. Процедура мумификации включала удаление внутренних органов и заполнение полостей тела растительными, органическими и минеральными веществами (почвой, мхом, хвоей, корой деревьев). Доступные для исследования на сегодняшний день мумии гуанчей датируются 400-1400 гг. н. э.

Алеуты Северной Америки в XIX в. также использовали пещеры для сохранения тел умерших. Внутренние органы извлекались через промежность или разрез на передней брюшной стенке, тело помещалось в проточную холодную воду, после чего живот наполнялся сухой травой. Тело связывалось в согнутом положении и сушилось, затем его оборачивали текстилем, мехом и кожей и оставляли в пещере.

6 Mann et б1. 1992.

7 Штег 1972.

8 Уегапо 1995.

9 Aufderheide 2003.

В горах Алтая сохранению тел умерших способствовала вечная мерзлота. С. И. Руденко подробно описаны мумифицированные останки из Шибинского и Пазы-рыкских курганов 10. Из тел удалены внутренние органы и головной мозг. В ряде случаев также извлечены все мышцы. Полости тела и череп заполнены травой, кожа зашита. Останки из других курганных могильников Евразии имеют признаки выполнения подобной процедуры мумификации. В отсутствие сохранившихся мягких тканей на подготовку тела к бальзамированию указывают многочисленные отверстия в затылочной части черепа. Предполагается, что они использовались для извлечения головного мозга и введения в полость черепа бальзамирующих веществ п.

На западе Китая, в пустыне Такла-Макан (в бассейне реки Тарим), найдены сотни мумифицированных тел разных времен, начиная с эпохи бронзы. Признаки искусственной мумификации на телах отсутствуют, причина их хорошей сохранности до сих пор остается неясна. Предположительно, это естественная мумификация, которой способствовали засушливый климат, соленые почвы и то, что захоронение совершалось

" 12 в зимний сезон .

Описанные методы сохранения тела, в первую очередь искусственная и преднамеренная естественная мумификации, по-разному использовались в культурах разных народов. Представление о том, какие факторы могли способствовать сохранению тела, дает возможность более обоснованно выдвигать предположения, почему было принято решение мумифицировать останки умершего и в связи с чем выбирался тот или иной способ бальзамирования. В рамках изучения древнеегипетской практики мумификации это позволяет лучше понимать и реконструировать как практическую, так и мифологическую стороны этой части сложного погребального обряда.

Библиография

Китова 2016 Китов и др. 2016

Руденко 1953

Aufderheide et al. 1993

Aufderheide 2003 Guillen 1992

Harner 1972 Lösch et al. 2013

Китова А. О., 'Мумификация в Древнем Египте: история изучения, современные методы исследования', Египет и сопредельные страны 4 (2016): 31-41. Китов Е. П., Китова А. О., Оралбай Е., 'Посмертные манипуляции с костями человека (данные о мумификации) у населения Центральной Азии в раннем железном веке', Stratum Plus. Археология и культурная антропология 3 (2016): 369-379. Руденко С. И., Культура населения Горного Алтая в скифское время (Москва, 1953).

Aufderheide A. C., Munoz I., Arriza B., 'Seven Chinchorro mummies and the prehistory of northern Chile', American journal of physical anthropology 91 (1993): 189-201. Aufderheide A. C., The scientific study of mummies (Cambridge, 2003). Guillen S., The Chinchorro culture: mummies and crania in the reconstruction of prece-ramic coastal adaptation in the South Central Andes. Doctoral dissertation, University of Michigan (Michigan, 1992).

Harner M. J., The Jivaro: people of the sacred waterfalls (Berkeley, 1972). Lösch S., Hower-Tilmann E., A. Zink., 'Mummies and skeletons from the Coptic monastery complex Deir el-Bachit in Thebes-West, Egypt', Anthropologischer Anzeiger 1 (2013): 27-41.

10 Руденко 1953.

11 Китов и др. 2016.

12 Wang 1996.

Mann et al. 1992

Mann R. W., Farmer B. B., Verano J. W., 'South American shrunken heads: Genuines and fakes', Bioantropologia 2 (1992): 8-13.

Verano 1995

Verano J. W., Where do they rest? The treatment of human offerings and trophies in Ancient Peru. In: Dillehay T. (ed.), Tombs for the living (Washington, 1995): 1-45.

Vreeland 1998

Vreeland J. M., Mummies of Peru. In: Cockburn A., Cockburn E., Reyman T. (ed.), Mummies, disease, and ancient cultures (Cambridge, 1998): 154-189.

Wang 1996

Wang B. H., Excavation and preliminary studies of the ancient mummies of Xinjiang in China. In: Spindler K., Wilfing H., Rastbichler E. (ed.), Human mummies: a global survey of their status and the techniques of conservation (New York, 1996): 3-8.

Mummies and mummification in different cultures

A. O. Kitova

In course of studying a technique of Egyptian mummification, major methods of preserving remains of the deceased used by different nations are observed. While working with artificially mummified remains, it is important to find out what factors could contribute to preserving a body. This allows soundly assuming on why it was decided to preserve a deceased's remains and chose a particular method for it. The paper presents a brief review of evidence for performing a rite of artificial mummification by different nations. Separate procedures for preserving bodies of the deceased are described.

Keywords: Ancient Egypt, mummification, embalming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.