VI. ИННОВАЦИИ И ИННОВАТИКА
УДК 027; 025.1
Т.В. Грехова1
МУЛЬТИРЕСУРСНАЯ БИБЛИОТЕКА. ДАНЬ
МОДЕ ИЛИ НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?
В статье подняты вопросы формирования библиотечных фондов в эпоху тотальной информатизации и создания библиотеки нового типа. Рассмотрены проблемы использования и востребованности электронных полнотекстовых ресурсов в библиотеках университетов России. Приведены аргументы в пользу приобретения электронных документов и даны рекомендации по оптимальному комплектованию университетских библиотек документами на всех видах носителей информации, а также описана формула расчета коэффициента книгообеспеченности учебных дисциплин с учетом электронных полнотекстовых ресурсов.
Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности, а уровень развития информационных ресурсов все в большей степени определяет место вуза и библиотеки в современном мире.
Согласно подсчетам Министерства связи и массовых коммуникаций, на конец 2008 года в России насчитывалось около 47 млн пользователей Интернета, ожидается, что к концу 2009 года аудитория
1 Татьяна Владимировна Грехова, кандидат исторических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, директор библиотеки ВГУЭС, исполнительный директор Тихоокеанского регионального информационно -
библиотечного консорциума «ТРИКОН».
увеличится на 34% - до показателя в 63 млн человек1. Из отчетов по исследованию европейской Интернет-аудитории, представленного компанией Сошвеоге, Россия занимает четвертое место в Европе по числу Интернет-пользователей. Лидируют по этому показателю три страны -Германия, Великобритания и Франция2.
Рост числа пользователей Интернет, модернизация информационно-библиотечных комплексов, подключение библиотек России к Интернету свидетельствуют о качественно-новом подходе и новой методике обеспечения информацией, как посетителей библиотек в целом, так и пользователей библиотек учебных заведений, в частности.
Среди множества условий реализации программы «Болонского процесса» в европейской системе образования сформулирован и следующий пункт: «Содействие мобильности путем преодоления
препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам», то есть, обеспечение свободного доступа к образовательным информационным ресурсам.
На сайте библиотеки Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса Миссия библиотеки ВГУЭС сформулирована, как:
«Создание комфортной информационно-библиотечной среды предпринимательского инновационного университета, способствующей достижению высокого уровня образования в сфере бизнеса и сервиса».
Благодаря постоянному вниманию и поддержке со стороны ректората, библиотека ВГУЭС успешно развивается и активно внедряет самые современные технологии, формируя современный фонд. Ежегодно читателям библиотеки выдается более полутора миллионов книг и других документов, в том числе, электронных. Структурные подразделения за год обслуживают свыше 100 тысяч человек - пользователей библиотеки. Посещают библиотеку не только студенты и преподаватели ВГУЭС, но студенты, аспиранты и ученые других вузов города и края, учителя и учащиеся школ Владивостока, самые разнообразные категории населения Приморья.
1 Мусорина В. Кому на Руси он-лайн хорошо: в 2009 году россияне потратят на домашний Интернет более 2 млрд долларов / В. Мусорина [Электронный ресурс] / Время новостей. - Электрон. газета. - 2009. - № 154. - Режим доступа:
http://www.vremya.ru/2009/154/72/235862.html.
2 Баловсяк Н. Россия вышла на 4-ое место в Европе по числу интернет-пользователей / Н. Баловсяк [Электронный ресурс] / Руформатор - Новости Интернета и технологий. -2009. - Режим доступа: http://ruformator.ru/news/article0547F/default.asp.
Принцип работы библиотеки - открытость и доступность информации для всех категорий граждан сформировал стратегию библиотеки ВГУЭС:
- Расширение информационного пространства, интеграция библиотеки в информационную и образовательную среду региона, страны и мира;
- Модернизация технологий и способов организации работы библиотеки.
Развитие Интернет и появление огромного числа электронных полнотекстовых документов заставило внести коррективы и изменить профиль формируемых библиотечных фондов. С ростом количества и улучшением качества коллекций электронных полнотекстовых ресурсов (в дальнейшем по тексту - ЭПР), предлагаемых крупнейшими мировыми и отечественными компаниями, все большее внимание мы начали уделять тестированию и подборке электронных полнотекстовых ресурсов, профильных вузу. С 2002 года библиотека вуза регулярно осуществляет подписку и обеспечивает доступ своим пользователям к нескольким десяткам полнотекстовых электронных коллекций. Следовательно, можно говорить уже не о традиционном библиотечном фонде на бумажных носителях, а о формировании мультиресурсной библиотеки, отвечающей запросам и нуждам современного университета.
Одним из важнейших показателей изменения образа жизни общества в XXI века является изменение отношения к информации, расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях. В третьем тысячелетии информация приобрела особое значение и стала определяться как важнейший стратегический ресурс развития общества.
В конце прошлого века была сформулирована «Концепция формирования информационного общества в России», где четко обозначены основные критерии информационного общества и пути вхождения в него России «В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности»1
1 «Концепция формирования информационного общества в России» (одобрено и утверждено решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32).
Одним из характерных признаков информационного общества является формирование единого информационно-коммуникационного пространства страны, как части мирового информационного пространства. «На сегодняшний день информатизация общества, в том числе и России, стала объективной реальностью. Один из аспектов информатизации - наличие глобальных телекоммуникационных сетей, а также, всё значительно возросшее использование информации на электронных носителях.»1. По сути, гигантское увеличение потока информации привело нас к «информационному взрыву». И, главное, данные метаморфозы происходят не в течении столетий или десятилетий, но, в период жизни всего лишь одного поколения.
Традиционно, хранение информации, предоставление к ней доступа является прерогативой и обязанностью библиотек. «Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий, за последние несколько лет, позволило библиотекам использовать совершенно новые формы информационного обеспечения. С развитием новых технологий стало возможно использование электронных форм различных видов изданий, что является важным моментом в обеспечении научного сообщества, аспирантов, студентов, преподавателей актуальной информацией и способствует интеграции нашего общества в мировое информационное пространство»2 В информационную эпоху, многие профессии так или иначе связаны с получением информации и ее анализом. Современному специалисту необходимо постоянно продолжать учебу, чтобы сохранять статус профессионала, расширять кругозор, приобретать новые знания: подобные навыки актуальны для любого цивилизованного человека, живущего в современном информационном обществе. Самостоятельная работа с источниками информации, как правило, происходит непосредственно в библиотеке, в том числе вузовской библиотеке. Создание и использование электронных ресурсов в современной библиотечной практике связаны, прежде всего, с непрерывным увеличением объема разнообразной информации и ростом потребности пользователей оперативно, полно и качественно получать эту информацию и документные источники. Включение пользователя в
1 Информационные ресурсы России: национальный доклад / Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации [Электронный ресурс] /ГСНТИ -Государственная система научно-технической информации. - М. - 1999. - Режим доступа: Ьйр:/Мтеж gsnti.ru/inf_res/.
2 Глухов В.А. Научная электронная библиотека: итоги и перспективы / В. А. Глухов, О.Г. Еременко, А.Н. Петров // Производители и пользователи печатной и электронной информации на пути к информационному обществу: труды конференции. - М.: Издательство ГПНТБ России, 2001. - С. 304 - 305. - (Международная конференция «Крым-2001». Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества). - (Т. 1).
диалог с библиотекой с первого курса, обучение студента работе с информационными потоками, умению чувствовать себя комфортно в современном информационном пространстве в процессе становления специалиста высший квалификации является одной из основных задач библиотеки вуза.
Кирилл Фесенко в своих статьях отмечает: «За последние 10-15 лет в западных странах (особенно в США) выросло целое поколение читателей, предпочитающих издания в электронном виде бумажным. Соответственно библиотеки все в большей степени перераспределяют средства в пользу электронных изданий в ущерб бумажным Американская ассоциация научных библиотек (Association of Research Libraries), проведя исследование среди более 100 своих членов, установила, что за последнее десятилетие ежегодные расходы средней университетской библиотеки на приобретение электронных ресурсов увеличились на 400% и составили приблизительно полтора миллиона долларов в 2002 году. Вместе с тем общий бюджет комплектования фондов библиотек за этот же период вырос только на 61%. Библиотеки, как правило, в первую очередь аннулируют бумажные подписки на издания из области гуманитарных и общественно-политических наук, подписки на научно-технические издания аннулируются в меньшей степени. Преимущества использования электронных изданий хорошо известны библиотекарям, и они активно пополняют ими свои коллекции. Крупная университетская библиотека сегодня может предлагать студентам, преподавателям и научным сотрудникам до 25,000 электронных периодических изданий в лицензионных базах данных и до 200,000 электронных книг и более. Помимо платных электронных ресурсов серьезную конкуренцию традиционным коллекциям библиотек составляют и простые в использовании Интернет-поисковики (Google, например) и многочисленные веб сайты. Признавая тот факт, что все больше читателей используют Интернет для доступа к информации, библиотеки сами активно включились в создание электронных коллекций путем оцифровки собственных фондов и строительства электронных библиотек. Продуманно подобранные коллекции материалов для оцифровки, технологии оцифровки и методы строительства электронных библиотек способствуют рождению новых информационных ресурсов, которые: существенно повышают эффективность образования и
исследований; позволяют создавать уникальные коллекции из ранее разрозненных документов, которые к тому же могут находиться в разных библиотеках и архивах, в том числе иностранных; позволяют обнаружить неизвестные коллекции путем соединения электронных описаний материалов по определенной тематике из разных хранилищ, которые
просто не знали о существовании соответствующих коллекций друг у друга»1.
Аналогичная ситуация складывается и в России. С развитием библиотечных сетей и распространением Интернет, все большее число российских пользователей предпочитает получать информацию во «всемирной паутине». Какова же роль российских библиотек в сложившейся ситуации? Нужно ли продолжать держаться за источники на традиционных бумажных носителях, отрицая электронные полнотекстовые ресурсы, особенно в библиотеках учебных заведений? Подобная полемика до последнего времени была весьма острой не только в среде вузовских библиотекарей, но и на страницах СМИ. По мнению Джорджа Д'Илайя, профессора библиотечных и информационных наук в университете Баффало: «Интернет не уничтожает библиотеки, но меняет их».
Каким же именно образом библиотеки могут сохранить свое положение, не только главных хранителей, но и основных пунктов доступа к мировым ресурсам? В эпоху информатизации общества библиотеки превращаются в некий «информационный узел», где должны быть сконцентрированы информационные массивы, документы на самых разнообразных носителях. Следовательно, нужно говорить не о проблемах, а о преимуществах использования Интернет-ресурсов в библиотеках самого широкого профиля, так как:
- Использование Интернет и электронных полнотекстовых баз или ресурсов в традиционных библиотечных технологиях позволяет повысить точность и оперативность обслуживания. Предоставлять оперативную информацию, что особенно важно для жителей труднодоступных и отдаленных регионов, куда печатные издания попадают, чаще всего, с опозданием, а стоимость печатной продукции, с учетом перевозки на дальние расстояния, возрастает в десятки раз и становится практически недоступной для большинства населения. Особенно остро этот факт ощущается в период кризиса.
- Предоставляя доступ к ЭПР с компьютеров библиотеки, можно существенно сэкономить не только на подписке периодических изданий, но и на приобретении учебников. Так как:
1. Подписываясь на электронный ресурс. Например, базу «Интегрум-техно» или «Ист-Вью», которые предоставляют огромный массив центральных и региональных периодических изданий на русском языке, библиотека экономит на количестве экземпляров изданий. Так как
1 Фесенко К. Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт /К. Фесенко [Электроный ресурс] /Электронные библиотеки. - Электрон. журн. - 2006. - Том 9. - Выпуск 3. - Режим доступа: http://www.elbib.гu/index.phtшl?page=elbib/гus/jouгnal/2006/paгt3/Fesenko.
доступ к электронному изданию можно предоставить сразу с нескольких компьютеров. И один и тот же номер электронного издания смогут прочесть сразу несколько человек одновременно.
2. Электронные версии учебников отныне можно включать в расчет коэффициента книгообеспеченности учебного процесса. Основание Цитата из ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 апреля 2008 г. N 133 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УЧЕБНОЙ БАЗОЙ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»: «В целях повышения
эффективности организации образовательного процесса в высших учебных заведениях, а также применения инновационных технологий в образовательном процессе приказываю: 1). Внести в минимальные
нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов,
утвержденные Приказом Минобразования России от 11 апреля 2001 г. N 1623, следующие изменения: абзац шестой изложить в следующей редакции: «Фонды основной и дополнительной литературы формируются как за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий на бумажных носителях, так и за счет учебной и учебнометодической литературы, методических пособий, включенных в электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий».
Для учета эффективности использования ЭПР в учебном процессе и обоснования разумности включения их в общий библиотечный фонд хочу предложить формулу расчета библиотечной обеспеченности с учетом электронных ресурсов, разработанную командой библиотеки ВГУЭС, и успешно применяемую на практике с 2005 года:
Формула расчета коэффициента библиотечной обеспеченности
(КБО):
КБО = ККО + КИ *
Где:
ККО = КБ / КС - формула расчета традиционного коэффициента книгообеспеченности учебного процесса бумажными документами,
КБ - количество рекомендованных основных учебных изданий к дисциплине;
КС - количество студентов изучающих дисциплину;
КИ - коэффициент информатизации равен количеству компьютеров на 100 человек контингента;
п - повышающий коэффициент учитывающий наличие/отсутствие учебного/ых электронного издания, рекомендуемого как основного/ых, имеет только два значения 0 - нет, 1-есть;
Пример расчета КБО :
КБ = 1996 наименований КС = 21700 КИ = 26/100
КБО = 1996/21700+26/100*1 = 0,35
Грамотное обоснование рационального использования ЭПР в практике работы библиотеки университета существенно облегчает решение проблемы с руководством университета о выделении значительных средств на приобретение или подписку ресурсов. А приведенная выше формула расчета книгообеспеченности, надеюсь, поможет решить одну из основных задач библиотек при подготовке к аттестации и аккредитации вуза.
ПРИМЕР ОБОСНОВАНИЯ:
Расчет сумм на приобретение учебников на бумажных носителях. Стандарты обеспечения учебниками студентов по России составляют 60 учебников на 1 студента (по фонду). Обновляемость фонда: 6 учебников в год на 1 студента
Процент учебной литературы от общего фонда по циклам дисциплин составляет:
ГСЭ = 35% от общего фонда;
ЕН=22% от общего фонда;
ОПД и СД=43% от общего фонда.
При стандарте обновления фонда:
ЕН - каждые 10 лет;
ГСЭ = каждые 5 лет;
ОПД и СД = каждые 2 года.
Рассчитаем коэффициент обновления фонда по циклам дисциплин: ГСЭ =35:5= 7% ежегодно;
ЕН = 22: 10 = 2.2% ежегодно;
ОПД и СД = 43:2= 21.5%.
Итого ежегодно необходимо обновление фонда = 30.7%
Средняя стоимость учебника в 2008-2009 уч. году = 400 р Пример:
При фонде 1 миллион экз. необходимо ЕЖЕГОДНО! обновлять (30.7% = 310 000 экз. документов от общего фонда)
400р. х 310 000 = 12 400 000 рублей!!!
При высокой степени компьютеризации вуза не представляется затруднительным обеспечение доступа к электронному ресурсу одновременно с нескольких компьютеров.
Тем самым решается проблема книгообеспеченности учебного процесса;
появляется реальная экономия:
1. значительных средств на обновление фонда учебной многоэкземплярной литературы;
2. площадей книгохранилищ для хранения многоэкземплярных изданий;
3. списание быстроустаревающей по содержанию литературы по таким областям знаний, как правоведение, бухгалтерский учет, экономика и пр., на приобретение которой ежегодно расходуются значительные средства.
Включение в фонд библиотеки ЭПР решает:
- проблему обеспечения студентов необходимым количеством учебных и научных изданий,
- -»закрывает» дисциплины наиболее актуальной информацией,
- позволяет приобрести более широкий спектр документов по всем дисциплинам;
- экономит значительные средства на комплектование.
Однако, следует отметить, ЧТО ЭПР ни в коем случае не смогут полностью заменить обычный учебник. Они являются великолепным дополнением к изданиям на традиционных носителях. А широта и международный рейтинг предоставляемых библиотекой для обучения электронных полнотекстовых ресурсов является, как показали опросы последних лет, немаловажным фактором при выборе родителями вуза для своих чад.
В условиях информатизации библиотек огромную роль играет обучение пользователей методам информационно-поисковой работы. В большинстве вузовских библиотек читается курс по информационной культуре. Ведется огромная работа по отбору, подписке и формированию электронных коллекций ведущих мировых компаний для обеспечения учебного и научного процесса вуза, т.к., в учебном процессе, наряду с учебниками на бумажных носителях, все более активно используются электронные полнотекстовые издания, в том числе, приобретенные по подписке. Соответственно, смещаются акценты в целях и задачах вузовских библиотек. Одним из приоритетных направлений информационно-библиотечного обеспечения учебного и научного процессов университета является обеспечение свободного доступа к мировым электронным полнотекстовым ресурсам, которые можно смело отнести к библиотечным фондам.
Неумение работать с источниками с первых дней учебы начинает сказываться при подготовке студентов к занятиям. Включение пользователя в диалог с библиотекой с первого курса, обучение студента
работе с информационными потоками, умению чувствовать себя комфортно в современном информационном пространставе, анализировать и сортировать полученную информацию в процессе становления специалиста высший квалификации является одной из основных задач библиотеки вуза. Но наипервейшая задача сотрудников библиотек приучить польхзователя работать с новым видом информации
- ЭПР, привить умение ориентироваться в виртуальной библиотеке, показать преимущества новых документов, их актуальность и несомненную пользу. То есть, не только научить ориентироваться, но и помочь преодолеть психологический барьер, как это было, в вое время, с автоматизацией библиотек и переходом работы на компьютерах. Однако, как показывают исследования, проводимые в нашем университете, по изучению востребованности ЭПР в библиотеках, многие пользователи, особенно, представители старшего поколения преподавателей, настороженно и недоверчиво относятся к содержанию ЭПР, неохотно изучают их сами и так же неохотно рекомендуют студентам электронные полнотекстовые источники. Приведу выдержки из отчета о работе нашей библиотеки «Статистика использования электронных полнотекстовых баз отмечает рост количества обращений к данному виду ресурсов. По-прежнему наиболее востребованы русскоязычные электронные полнотекстовые базы, хотя наблюдается положительная динамика в использовании полнотекстовых баз на иностранных языках (главным образом на английском языке), которые содержат большой массив информации по различным отраслям знаний. Однако, в целом, использование в учебном процессе электронных полнотекстовых баз данных представляется недостаточным. Так, в ходе проведения экспертизы списков использованных источников к дипломным работам, сотрудниками научно-библиографического отдела библиотеки был отмечен факт, что почти никто из дипломников не воспользовался электронными полнотекстовыми базами. Как выяснилось, многие о них просто забыли».
Думаю, что не «открою Америку», если скажу, что проблема низкой востребованности англоязычных ЭПР, предоставляемых библиотекой, типична для большинства учебных заведений. Почему же так вяло бывают востребованы иностранные источники? В качестве примера хотелось бы привести рассуждения одного из анкетируемых специалистов, работающего с ЭПР: «видимо, сие говорит о том, что свои источники все-таки должны быть. Мы мыслим, думаем, пишем и говорим на своем языке. Нельзя всю страну переучить сразу и во всем. Мне кажется, что навязывание англоязычной информации - это не «широта доступа» к информации, а ограничение для значительной части ученых и производственников, не владеющих в достаточной мере свободно
английским. И свое должно быть, и чужое не помешает. Чем больше, тем лучше. Информации всегда мало.».
Мнение, возможно, спорное, но выражает чаяния немалого контингента пользователей и подтверждает выводы аналитических исследований, проводимых не только в библиотеке ВГУЭС, но и в других университетских библиотеках. Действительно, русскоязычные полнотекстовые ресурсы значительно более востребованы. Особенно, когда речь идет о литературе учебной. Мы преподаем на русском языке. Естественно, рекомендуем, в качестве основных источников, русскоязычные издания. Англоязычные учебники, разумеется, тоже необходимы и актуальны. Особенно при обучении по программе МВА и/или другим международным программам, при проведении научных изысканий или в качестве дополнительных источников при изучении дисциплин. Но наше родное министерство рекомендует в графе «книгообеспеченность» указывать базовые русскоязычные учебники, которых в электронном виде практически нет. То есть, конечно, отдельные издания можно купить на CD-ROM, или получить доступ к единичному авторскому изданию через провайдера. Естественно, «продвинутые» библиотеки уже несколько лет горячо благодарят и активно пользуются ЭПР с учебными изданиями, периодически возникающими в русскоязычном Интернет. Вначале это были ресурсы ЦБОР, параллельно, несколько университетов также пытались предложить свои и чужие отсканированные электронные учебники. А теперь есть IQLib. но, пока лишь в режиме «тестирования базы». И не факт, что доступ к очередному «шедевру и выручалочке» для вузов не будет вновь перекрыт, а сама база закрыта для пользователя из-за проблем с авторскими правами или по любым другим причинам. Разумеется, в каждом современном вузе существуют собственные учебно-методические электронные издания, которые активно используются в учебном процессе. Но это лишь капля в море информации и необязательно каждое издание «огрифовано» и «отмечено» в регистровой палате, как того требуют проверяющие при аккредитации и аттестации вуза и Гражданский кодекс РФ в части, защищающей авторские права. Большая часть электронных изданий университета так и остается известной лишь в стенах alma mater. Потому что заниматься рекламой и «раскруткой» региональных изданий было до недавних пор просто некому. А озадачиваться проблемой сохранения авторских прав и подавно не вызывало у издательств и редакционных советов университетов жгучего желания по продвижению и распространению изданий своих авторов. Но это уже другая история: о распространении и продвижении региональной вузовской литературы. Для работников библиотек существует проблема несколько иного рода. Как и какими
путями добиться повышения «коэффициента пользовательской активности» и увеличения востребованности ЭПР? Поделюсь, опять же, опытом нашей библиотеки.
С 2006 года, ежегодно, по заявке библиотеки, Центром социологических исследований ВГУЭС проводится мониторинг уровня информированности пользователей о ресурсах библиотеки, степени их использования, а также оценки общего уровня удовлетворенности читателями работой библиотеки. Результаты последнего опроса показали, что 76,2% опрошенных студентов знают практически все о библиотеке и имеющихся в ней ресурсах, 84,3% опрошенных преподавателей
отметили, что достаточно информированы о возможностях и ресурсах библиотеки. Однако, при высоком уровне информированности о возможностях библиотеки, и преподаватели, и студенты испытывают определенные трудности с поиском необходимой информации в ЭПР. Лишь 30% студентов и 29,7% преподавателей всегда находят нужные им источники.
ПРИЧИНЫ НЕВЫСОКОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЭПР:
- Новый, непривычный вид информации. Особенно, для преподавателей
- Отсутствие возможности пользоваться ресурсом дома, в дороге;
- Огромная масса ЭПР на английском языке;
- Отсутствие навыков работы у пользователей;
- Отсутствие у библиотекарей опыта работы в качестве консультантов по ЭПР.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Профессиональная подготовка библиотечных специалистов (реклама новых ЭПР и обучение работе с ними всех сотрудников библиотеки);
- Широкомасштабное обучение пользователей. Введение курсов по обучению пользователей, разделение слушателей по типу и уровню подготовки пользователей (о классификации пользователей и делении на 6 групп, а также о разработке и внедрении в учебный процесс ВГУЭС курса ИКС-информационной компетентности специалиста я неоднократно писала и рассказывала на Крымских и других конференциях);
- Обеспечение свободного доступа к ресурсам (наличие достаточного количества ПК и пользовательских мест в залах библиотеки, создание зон свободного доступа WI-FI для персональных компьютеров пользователей на территории библиотеки);
- Заинтересованность всех категорий участников (мотивация);
- Реклама и перманентная информация во всех видах и на всех уровнях пользовательской аудитории (от ректора до студента).
КАК СДЕЛАТЬ?
- Введение в штат 1-2 ставки администратора БД или координатора по работе с ЭПР;
- Обучение персонала библиотеки. Мотивация в повышении квалификации, а, следовательно и зарплаты специалистам, владеющим, дополнительно, навыками обучения пользователя методикам работы с ЭПР;
- Создание в вузе Института референтов, обеспечивающих связь библиотеки с кафедрами;
- Информация о доступе к ЭПР и проведение практических занятий
на днях кафедр, специалиста, информации, дипломника и пр.
мероприятиях;
- Проведение систематических, фронтальных занятий для
преподавателей и кураторов групп со сдачей зачетов или итоговых работ по теме ЭПР. (Исследование и анкетирование показали, что именно через преподавателя и по его рекомендации большинство студентов получают информацию об источниках и обращаются к ним);
- Индивидуальные консультации непосредственно у компьютера в процессе поиска информации;
- Проверка списков использованной литературы у дипломников с рекомендациями включения ссылок на ЭПР и использование материала в работе над дипломом. Вот уже три года наша библиотека, по приказу ректората, проводит подобные проверки списков и дает допуск к предзащите диплома;
- Включение в СТП вуза «пункта при издании трудов преподавателей в списках рекомендованной литературы наличие обязательных ссылок на ЭПР, предоставляемых библиотекой»;
- Широкомасштабные кампании по пропаганде ЭПР среди пользователей;
- Оперативная и точная информация по ЭПР на сайтах библиотеки и вуза;
- Создание на библиотечном сайте сервиса рассылки по электронной почте информации о новых поступлениях и ресурсах;
- Рекламные флаеры по ЭПР в читальных залах, аудиториях, столовых, фойе и пр.
РЯ - технологии, реклама ресурсов являются одним из приоритетных направлений в деятельности нашей библиотеки. Создан отдел информации и рекламы библиотечных фондов, в задачи которого входит пропаганда и реклама библиотечных ресурсов, работа с
референтами, реклама библиотечных сервисов, систематическое обучение пользователей и консультации для всех, работающих с библиотечно-информационными ресурсами.
В течение учебного года проводится плановая работа с преподавателями (Дни кафедр, институтов, дни специалистов, дни аспирантов), студентами. Для студентов первого курса - занятия по начальному курсу ИКС на Неделе первокурсника, для старшекурсников -традиционные дни дипломников. Для различных групп пользователей разработан спец. курс ИКС - информационная компетентность специалиста. Спецкурс включен в учебное расписание второго и четвертого курсов. В следующем году данный курс прослушают и получат сертификат студенты всех курсов и всех специальностей.
После изучения анкет пользователей и пожеланий, высказанных на страничке виртуальной справочной службы библиотеки, существенно модернизирован сайт библиотеки:
- Изменён дизайн странички. Кнопки наиболее актуальных ссылок выделены в горизонтальную строку для удобства пользователей;
- Разработан сервис почтовой рассылки информации о новых поступлениях (книги);
- Разработана рубрика «Двадцатка интересных статистических данных о библиотеке и ее ресурсах (TOP 20)»;
- Активизирована рубрика «Часто задаваемые вопросы (ЧАВО)»;
- Для удобства оформления электронных заказов на пополнение библиотечного фонда заработала схема размещения прайс-листов издательств и книготорговых фирм через веб-интерфейс;
- Модернизирован сервер консорциума ТРИКОН: С прошлого года 12 библиотек дальневосточного региона - участников консорциума смогли воспользоваться предлагаемыми нами сервисами;
- Введена новая форма рекламы библиотечных ресурсов «Актуальные виртуальные выставки»;
- Разработана и введена рубрика анкетирования пользователей библиотеки;
- Ведется Статистика использования Полнотекстовых БД (с авторизацией по бэйджику - электронному пропуску в университет, который является и электронным читательским билетом). Это означает, что отныне в автоматизированном режиме ведется учет пользователей как документами на бумажных носителях, так и любыми видами электронных документов, предоставляемых библиотекой.
- Разработан и введен раздел «В помощь студенту»;
- В режиме one-line работает виртуальная справочная служба.
Если наш опыт и наши «находки» вызвали интерс и вопросы, всегда можно обратиться за помощью или советом на сайт библиотеки ВГУЭС по адресу: http://lib.vvsu.ru/russian.
Сотрудники библиотеки всегда готовы к диалогу со своими пользователями и благодарны за конструктивные предложения. Постоянный поиск и разработка инновационных методов, креативность персонала, оперативное внедрение прогрессивных технологий в рабочий процесс, реализация актуальных идей позволяет библиотеке ВГУЭС с уверенностью смотреть в будущее, смело строить свою стратегию и тактику дальнейшего развития, совершенствования информационнобиблиотечных сервисов.
Библиография
Баловсяк Н. Россия вышла на 4-ое место в Европе по числу интернет-пользователей / Н. Баловсяк [Электронный ресурс] /
Руформатор - Новости Интернета и технологий. - 2009. - Режим доступа: http://ruformator.ru/news/article0547F/default.asp.
Глухов В.А. Научная электронная библиотека: итоги и
перспективы / В. А. Глухов, О. Г. Еременко, А. Н. Петров // Производители и пользователи печатной и электронной информации на пути к информационному обществу: труды конференции. - М.: Издательство ГПНТБ России, 2001. - С. 304 - 305. - (Международная конференция «Крым-2001». Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества). - (Т. 1).
Грехова Т. В. США в региональной внешней культурной политике России (1991-2005 гг.): дис. канд. ист. наук: 07.00.03 / Т. В. Грехова; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток, 2005. - 227 с.
Информационные ресурсы России: национальный доклад /
Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации [Электронный ресурс] /ГСНТИ - Государственная система научно-технической информации. - М. - 1999. - Режим доступа: http://www.gsnti.ru/inf_res/.
Мусорина В. Кому на Руси он-лайн хорошо: в 2009 году россияне потратят на домашний Интернет более 2 млрд долларов / В. Мусорина [Электронный ресурс] / Время новостей. - Электрон. газета. - 2009. - № 154. - Режим доступа: http://www.vremya.ru/2009/154/72/235862.html.
Фесенко К. Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт /К. Фесенко [Электроный ресурс] /Электронные библиотеки. - Электрон. журн. -2006. - Том 9. - Выпуск 3. - Режим доступа:
http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/joumal/2006/part3/Fesenko.