в режиме рабочего дня, направленных на повышение уровня работоспособности офисных работников 25-35 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубовицкая, И. А. Система комплексов офисной гимнастики как средство сохранения здоровья и повышение работоспособности служащих / И.А. Дубовицкая, Л.Л. Дубовицкая, В.В. Лапшин // Социально-экономические явления и процессы. - № 3 (061). - 2014. - С. 189-193.
2. Малютин, Г.В. Офисная гимнастика для работников умственного труда / Г.В. Малютин, И.А. Дубовицкая, Л.В. Иванова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 5 (123)- С. 215-219.
3. Производственная гимнастика в новых производственных и социально-экономических условиях труда / К.Э. Столяр, Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 4.- С. 75-84.
REFERENCES
1. Dubovickaya, I.A., Dubovickaya, L.L. and Lapshin, V.V. (2014), "The system of office gymnastics complexes as a means of maintaining health and increasing the efficiency of employees", Socioeconomic phenomena and processes, Vol. 061, No. 3, pp. 189-193.
2. Malyutin, G.V., Dubovickaya, I.A. and Ivanova, L.V. (2014), "Office gymnastics for mental workers" Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Vol. 061, No. 3, pp. 189-193.
3. Stolyar, K.E., Shutova, T.N., Andryushchenko, L.B. and Vitko, S.YU. (2017) "Industrial gymnastics in new industrial and socio-economic working conditions", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 4, pp. 75-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2021
УДК 373.24
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент, Зарема Рустемовна Совмиз, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Николаевна Карибова, студент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,
Краснодар
Аннотация
В статье рассматриваются особенности сформированности показателей нравственности у детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено недостаточное развитие эмоционального отношения к нравственным качествам, а также представлений детей о нравственных поступках и мотивах. Дошкольники испытывали сложности при демонстрации эмоциональных проявлений, а также их показе. Данные результаты легли в основу внедрения развивающих занятий, с использованием мультипликационных фильмов. После проведенных развивающих занятий, было выявлено статистически достоверное повышение уровня сформированности изучаемых показателей, что выразилось в способности дифференцировать нравственные категории, а также проявлять эмоциональное отношение к тем или иным поступкам.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственность, мультипликационные фильмы, коррекционно-развивающие занятия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p283-288
CARTOON FILMS AS A WAY TO DEVELOP MORALITY IN CHILDREN OF
SENIOR PRESCHOOL AGE
Elena Aleksandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Zarema Rustemovna Sovmiz, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Karibova, the student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar
Abstract
The article discusses the features of the formation of morality indicators among the children of senior preschool age. Insufficient development of the emotional attitude towards moral qualities, as well as the ideas of children about moral actions and motives have been revealed. Preschoolers have experienced difficulties in demonstrating emotional manifestations, as well as their show. These results formed the basis for the introduction of developing classes using animated films. After the developing classes conducted, a statistically reliable increase in the level of formation of studied indicators was revealed, which was expressed in the ability to differentiate moral categories, as well as show emotional attitude towards one or another actions.
Keywords: children of preschool age, morality, animated films, correctional and educational classes.
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о нравственном воспитании детей остается актуальным на протяжении многих лет. Педагоги-психологи пытаются понять, как и каким образом сформировать у современных детей духовно-нравственные ценности. В настоящее время, дети имеют искаженные представления о нравственных качествах, таких как сочувствие, доброта, забота и т.д. Нередко прослеживается жесткость и агрессивность в поведении детей, направленная как на сверстников, так и на близких людей, отчасти на себя. На такое поведение дети, проявление негатива влияют многие факторы [5,6]. Одним из них является информационная среда. В силу развития научно - технического прогресса, большинство детей имеет свободный доступ к таким техническим средствам как: Smart TV, Smartphone, компьютер, планшет и др. [2]. Чтение произведений, сказок, стихов, басен и др. перешли на второй план.
Нравственное развитие детей дошкольного возраста в последнее время все больше и больше «перекладывается» на дошкольные образовательные учреждения, педагогов-воспитателей, развитие нравственности происходит в процессе воспитания и обучения личности дошкольника. Задачей педагогов является целесообразный отбор методов и средств для развития нравственности детей [1,3,4,6]. К одним из средств могут быть отнесены и не стандартные - это просмотр, а затем обсуждение мультипликационных фильмов. С их помощью можно в доступной форме продемонстрировать детям ситуации, в которых наиболее полно раскрывается значение нравственных категорий, правил культурного поведения и многое другое, а также познакомить с эмоциями, их проявлениями в жизни, с «добром и злом». В связи с этим, изучение особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов представляет актуальность данного исследования.
В настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания. Педагоги не имеют полной и точной информации, инструментария по формированию данных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с этим, целью исследования явилось изучение особенностей нравственного развития у детей старшего
дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов.
В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. В качестве методов диагностики применялась методика «Сюжетные картинки» (авторы Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина) и методика «Закончи историю».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что эмоциональное отношение к нравственным качествам, находится на уровне ниже среднего. Это проявляется в том, что для детей свойственно испытывать трудности в проявлении эмоций, эмоциональных реакций. Также было выявлено у респондентов на среднем уровне сформированы представление детей о нравственных поступках и мотивах. У большинства дошкольников это проявляется в недостаточном запасе знаний о нравственности, нормах и правилах поведения, как правильно поступить в тех или иных жизненных ситуациях.
Одной из задач исследования было установление эмоционального отношения к нравственным качествам таким, как щедрость - жадность, доброта - злость, правдивость - лживость и др. В результате исследования было установлено, что 17 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности данных эмоциональных отношений к нравственным качествам. Эти дети имели хорошее представление о правилах поведения, проявлениях нравственности. Правильно понимают и реагируют на определённые эмоциональные состояния, что свидетельствует о соответствии развития нравственности нормам возраста 5-6 лет. Но также было выявлено, что 53 % детей исследуемой выборки имеют несформированные эмоциональные отношения к нравственным качествам, соответствует низкому уровню. Их представление о нравственных нормах и правилах поведения поверхностны.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста показатели нравственного развития сформированы на недостаточном уровне. Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения коррекционных занятий, направленных на развитие нравственных качеств детей. Полученные результаты диагностики стали основанием для разделения группы респондентов на две подгруппы: сравнительную и экспериментальную. В экспериментальную группу были включены дети с низким уровнем нравственного развития, остальная часть выборки составила сравнительную группу. С детьми из экспериментальной группы были проведены коррекционно-развивающие занятия. Они включали в себя организационный момент, просмотр мультипликационных фильмов и проведение беседы по теме просмотренного материала. По окончание занятий была проведена повторная диагностика на определение уровня сформированности нравственных показателей у детей экспериментальной группы.
Было установлено, что уровень нравственного развития детей экспериментальной группы статистически достоверно повысился. У детей дошкольного возраста представление о нравственных нормах и правилах поведения расширилось и приобрело практический характер, также увеличилась эмоциональная отзывчивость детей. Было установлено, что 35 % детей после развивающих занятий выполнили задания на среднем уровне. Их запас знаний о нравственных качествах и правилах поведения увеличился. Они научились понимать эмоциональное состояние другого человека, но проявление отзывчивости носит ситуативный характер. При этом у оставшейся части респондентов выявлен высокий уровень эмоционального отношения к нравственным качествам. Низкого уровня эмоционального отношения к нравственным качествам не выявлено.
Исходя из повторных результатов по методике, направленной на изучение уровня преставления о нравственных нормах, поступках и мотивах было установлено, что часть детей, которая находилась на низком уровне, перешли на средний уровень, что составило 30%. Их поверхностное представление о нравственных качествах и нормах поведения переросло в практический запас знаний. Остальная часть детей перешла на высокий уро-
вень преставления о нравственных нормах, поступках и мотивах, что составило 70%. У этих детей появилось представление о нравственных качествах, поступках и правилах культурного поведения. Они смогли придумать продолжение неоконченной ситуации, которое соответствует социально - нравственной норме. Низкого уровня представления детей о нравственных нормах, поступках и мотивах не выявлено.
Анализ результатов уровня сформированное™ нравственного развития детей старшего дошкольного возраста до проведения коррекционно-развивающих занятий (показ мультипликационных фильмов) и после показал, что после проведения коррекционно-развивающих занятий общий уровень нравственного развития детей экспериментальной группы значительно возрос (таблица).
Таблица - Медианы по показателю нравственного развития детей старшего дошкольного возраста до и после показа мультипликационных фильмов_
Показатель Сравнительная группа Экспериментальная группа
До После
Эмоциональное отношение детей к нравственным качествам 2 1* 2**
Представление детей о нравственных поступках и мотивах. 3 1* 3**
Примечание: * - достоверность различий между сравнительной группой и экспериментальной до коррекционно-развивающих занятий (р<0,05); ** - достоверность различий в экспериментальной группе до и после коррекционно-развивающих занятий (р<0,05).
Исходя из представленных выше данных, можно сделать вывод о том, что использование мультипликационных фильмов в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, оказало существенное влияние на их морально-нравственную сферу. У детей расширились знания о нравственных понятиях, категориях и правилах культурного поведения. Они научились понимать и оценивать эмоциональное состояние других людей.
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать заключение о том, что в экспериментальной группе дети показали более высокие результаты.
Рисунок 1 - Процентное соотношение уровней сформированности эмоционального отношения к нравственным качествам экспериментальной и сравнительной групп
Часть детей (65%) перешла на высокий уровень сформированности эмоционального отношения к нравственным качествам. Другая часть (35%) перешла на средний уровень. Это говорит о том, что благодаря мультипликационным фильмам у детей расширились знания и представления о морально-нравственных качествах. Дети научились не только распознавать эмоциональные состояния других людей, но и проявлять к ним сочувствие, давать оценку ситуации, сопровождая ее логическим объяснением.
Данные, представленные на рисунке 2 позволяют сделать вывод о том, что уровень представления о нравственных поступках и мотивах детей экспериментальной группы
приблизился к уровню детей, находящихся в сравнительной группе. Дети, которые перешли на высокий уровень, составили 70%. Остальные перешли на средний уровень, что составило 30%.
Рисунок 2 - Процентное соотношение уровней сформированности представления о нравственных поступках и мотивах детей экспериментальной и сравнительной групп
Таким образом, мультипликационные фильмы способствовали развитию морально-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста. У них значительно пополнился запас знаний о нравственных качествах, нормах и правилах поведения. Также они научились понимать эмоциональное состояние другого человека, но, к сожалению, не все готовы прийти на помощь. Часть детей научилась логически обосновывать собственные действия, но другая часть без помощи взрослого не способна самостоятельно дать аргументированный ответ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Босенко, Ю.М. Особенности сформированности представления о себе у дошкольников с нарушениями адаптации / Ю. М. Босенко, Е. Н. Суслова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2018. - С. 39-40.
2. Николаев Е.В. Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Николаев, И. И. Охлопкова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 6. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (дата обращения: 01.10.2021).
3. Сидорова О.В. Использование современных технологий в работе педагога-психолога для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста / О.В. Сидорова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогинеза. Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. - Екатеринбург, 2020. - С. 149-153.
4. Чепикова Л. Педагогическое сопровождение воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста: из опыта работы / Л. Чепикова, А. Миронюк, // Аксиологические проблемы педагогики. - 2014. - № 6. - С. 133-143.
5. Шуркина Е.В. Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар. -2018. - С. 295-296.
6. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2003. - № 4. - С. 24-29.
REFERENCES
1. Bosenko, Yu.M. and Suslova, E.N. (2018), "Features of the formation of ideas about yourself from preschoolers with adaptation impairment", Theory and methodology of innovative areas of physical
education ofpreschool children: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 39-40.
2. Nikolaeva, E.V. and Ohlopkova, I.I. (2016), "The influence of cartoon films on the aggressive behavior of children of senior preschool age", International student scientific bulletin, No. 6, available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (data accessed: 01.10.2021).
3. Sidorova. O.V. (2020), "The use of modern technologies in the work of the psychologist's teacher for the comprehensive development of the person of the child of preschool age", Studying and education of children with various forms of disonatogine. Materials of the International scientific and practical memory conference of professor V.V. Korkunova dedicated to the 90th anniversary of the Ural state pedagogical university, Yekaterinburg. No. 6, pp. 133-143.
4. Chepikova, L. and Mironiyk, A. (2014), "Pedagogical support of educating the basics of moral culture in children of senior preschool age and primary school age: from experience", Axiological problems of pedagogy, No. 6, pp. 13-143.
5. Shurkina, E., Dubovova, A. and Parkhomenko, E. (2018), "Relationship of the emotional and personal development of the child and the style of parental relationships", Theory and methodology of innovative areas ofphysical education ofpreschool children: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 295-296.
6. Yanovskaya, M.G. (2003), "Moral education and emotional personality sphere", Classroom teacher, No 4, pp. 24-29.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2021
УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Яна Сергеевна Шумская, воспитатель, Детский сад Сказка, Краснодар;
Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар
Аннотация
В статье рассматриваются особенности сформированности процесса воображения у детей дошкольного возраста. Было установлено, что 50% детей имеют недостаточный уровень по показателям оригинальность детского рисунка и невербальной фантазии, дети испытывали трудности как при выполнении, а также не могли придумать новое. Данные результаты послужили основанием для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, у которых не сформированы данные показатели. После окончания курса занятий было установлено, что статистически достоверно нет различий между выборками детей сравнительной и экспериментальной группы, а также до и после отмечается улучшение результатов в экспериментальной группе.
Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, коррекционно-развивающие занятия, экспериментальная группа, сравнительная группа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p288-292
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH VISUAL ACTIVITIES
Elena Alexandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Krasnodar;