Научная статья на тему 'МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ КАК ГЕНЕРАТОР РИСКОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ КАК ГЕНЕРАТОР РИСКОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
134
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы безопасности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ / АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / САМОПОДОБНЫЙ ПРОЦЕСС / РИСК / ИНФЛЯЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремин Владимир Владимирович

Предметом исследования статьи являются риски, генерируемые мультипликативными процессами, сопровождающими частные и государственные инвестиционные проекты в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Автор рассматривает инфляционную составляющую мультипликативных процессов, способную привести к удорожанию реализуемых в сфере экономической безопасности инвестиционных проектов вплоть до отмены некоторых из них. Пристальное внимание уделено мультипликативному переносу прироста дохода из целенаправленно развиваемых отраслей в тесно и отдаленно связанные с ними отрасли. Такой перенос приводит к усилению конкуренции за ресурсы между отраслями и усложнению реализации проектов в сфере обеспечения экономической безопасности. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: - структура процесса взаимодействия мультипликатора и акселератора инвестиций является самоподобной, что упрощает его моделирование; - мультипликативные процессы способны генерировать риски в сфере обеспечения экономической безопасности страны; - при обосновании необходимости реализации крупных инвестиционных проектов необходим учет генерируемых ими мультипликативных процессов; - моделирование и учет мультипликативных процессов позволяет трансформировать их из генератора рисков в инструмент, усиливающий действия государства и частных инвесторов по обеспечению экономической безопасности страны. Новизна исследования заключается в подходе к анализу мультипликативного процесса как генератора рисков, усложняющего реализацию инвестиционных проектов путем смещающего воздействия на траекторию их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT MULTIPLIER AS A RISK GENERATOR FOR ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject of this research is the risks generated by multiplicative processes that accompany private and public investment projects in the sphere of ensuring economic security of the country. The author examines the inflationary component of multiplicative processes, which can cause rise in the cost of the investment projects implemented in the sphere of economic security, up to their cancellation. Particular attention is given to multiplicative transfer of income gains from purposefully developed industries to adjacent or loosely related industries. Such a transfer boost the competition for resources between the industries and complicates the implementation of projects in the sphere of ensuring economic security. The following conclusions were made: - The structure of the process of interaction between the investment multiplier and investment accelerator is self-similar, which simplifies its modeling; - Multiplicative processes may generate risks in sphere of ensuring economic security of the country; - In order to substantiate the need for implementing large investment projects, the consideration of generated multiplicative processes is required; - Modeling and taking into account the multiplicative processes allows transforming them from a risk generator into an instrument that amplifies the steps of the government and private investors on ensuring economic security of the country. The novelty of this research consists in the approach towards analyzing multiplicative process as a risk generator, which complicates the implementation of investment projects by shifting the impact upon the trajectory of their development.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ КАК ГЕНЕРАТОР РИСКОВ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рисунок 1 - Основные составляющие экономической безопасности государства

Анализируя рисунок 1 можно сделать вывод, что усиление экономической безопасности Российской Федерации во многом основано на развитии и совершенствование составляющих ее сфер. При этом, усиление экономической безопасности через развитие ее составляющих во многом связано с инвестициями в соответствующие сферы. Действительно, усиление технологической безопасности во многом связано с разработкой и внедрением новых технологий и оборудования. Усиление цифровой безопасности связано с разработкой и производством отечественной элементной базы и программного обеспечения для вычислительной техники и средств цифровой коммуникации. Для усиления продовольственной безопасности требуется развитие сельского хозяйства, также в подавляющем числе случаев связанное инвестициями в данную отрасль. Энергетическая безопасность требует разведки новых месторождений взамен истощающихся, разработки новых технологий бурения, модернизации и поддержки в работоспособном состоянии существующих энергогенерирующих мощностей и средств передачи энергии, а также - развития этой сети путем создания новых активов. Социальная безопасность связана с развитием медицины, образования, культуры, созданием рабочих мест с достойной оплатой труда. Все это также требует инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение экономической безопасности Российской Федерации во многом связано с достаточно масштабными и непрерывными

инвестициями Своевременные и эффективные инвестиции в рамках вышеуказанных сфер снижают риски в области экономической безопасности.

Но такой вывод, на наш взгляд, является достаточно поверхностным, так как эффективные и своевременные инвестиции могут не только снижать риски в области экономической безопасности, но и, наоборот, генерировать их за счет возникающих при инвестировании мультипликативных эффектов.

Таким образом, инвестиционное противодействие рискам в области экономической безопасности при отсутствии учета мультипликативных эффектов может само по себе формировать риски в этой области.

Механизм действия мультипликатора инвестиций

Мультипликатор инвестиций - числовой коэффициент, показывающий на сколько единиц

изменится объем валового национального продукта при изменении объема инвестиций на одну единицу

Схема функционирования мультипликатора инвестиций в сфере экономической безопасности выглядит следующим образом. Инвестор вкладывает средства в реализацию какого-либо проекта в сфере экономической безопасности, приобретая требуемые ресурсы. Каждый поставщик этих ресурсов получает часть инвестиций в качестве своей выручки. За вычетом налоговых платежей, сбережений и т.п. оттоков из мультипликативного процесса, эта выручка тратится поставщиком ресурсов на свои нужды, становясь выручкой тех уже его поставщиков, которые удовлетворяют эти нужды своими товарами. Эти поставщики также тратят часть полученной выручки (за исключением вышеуказанных ее оттоков) на удовлетворение уже своих нужд, передавая эту часть выручки, являющуюся частью вложений первоначального инвестора, далее по мультипликативной цепочке.

Таким образом, первоначальные инвестиционные вложения за счет их передачи по мультипликативной цепочке приводят к увеличению доходов ее участников на величину, превышающую первоначальный объем вложений. Кратность этого превышения и является величиной мультипликатора инвестиций.

Но развертывание мультипликативной цепочки не ограничивается вышеописанным процессом. Так как в случае недостатка для удовлетворения дополнительного мультипликативно выросшего спроса соответствующих производственных мощностей, но наличия времени и ресурсов для их создания, инициируется действие акселератора инвестиций. Это коэффициент, показывающий - какое количество единиц инвестиций требуется для удовлетворения одной единицы дополнительного спроса

Инвестиции в создание производственных мощностей для удовлетворения мультипликативно растущего спроса создают новые мультипликативные цепочки, вносящие свой вклад в общее увеличение спроса и, возможно, требующие новых инвестиций, запускающих новые цепочки акселератора и, как следствие, мультипликатора.

Риски в области экономической безопасности, генерируемые мультипликатором

инвестиций

Описанный выше процесс взаимодействия мультипликатора и акселератора инвестиций создает объемы спроса, инвестиций и доходов, не предусмотренные (при отсутствии учета мультипликативного эффекта) инвесторами, реализующими проекты в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. С учетом действия мультипликатора-акселератора инвестиций совокупный эффект, полученный от реализации этих проектов может быть больше ожидаемого в области создания дополнительных рабочих мест, получения дополнительного дохода, осуществления дополнительных объемов инвестиций. В таком случае влияние мультипликатора-акселератора является усилителем действий государственных и частных инвесторов, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и может быть признано необходимым и положительным.

Исследованию мультипликатора в качестве усилителя действий инвесторов посвящен достаточно широкий пласт работ как отечественных авторов так и зарубежных

Но усиление эффекта государственных и частных инвестиций в проекты по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации является не только положительным

воздействием, но и генератором экономических рисков.

Прежде всего, мультипликатор инвестиций формирует риски для экономической безопасности за счет того, что он распространяет рост спроса и инвестиций за границы экономического сектора, целенаправленно развиваемого в рамках обеспечения экономической безопасности. Так реализация новых проектов в цифровой сфере приведет к получению дополнительных доходов ее сотрудниками, которые потратят часть этих доходов на одежду и продукты питания. В результате масштабные усилия по развитию цифровых технологий могут привести к определенному росту объемов заказов в сельском хозяйстве и легкой промышленности. Что первоначально кажется также исключительно положительным эффектом.

Но масштабный мультипликативный перенос экономического роста в отрасли как тесно, так и достаточно отдаленно связанные с развиваемыми в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации может привести к тому, что все эти отрасли будут достаточно масштабно конкурировать друг с другом за необходимые им ресурсы.

В результате проекты, развитие которых имеет первостепенную важность для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации могут столкнуться с нехваткой ресурсов для своего развития, что приведет к срыву сроков их реализации.

Кроме этого, усиление конкуренции за ресурсы, порождаемое взаимодействием мультипликатора и акселератора инвестиций может генерировать инфляционные эффекты. Дополнительный рост спроса на ресурсы приведет к дополнительному росту цен на них. Незапланированное удорожание ресурсов, в свою очередь, снизит эффективность реализации инвестиционных проектов в сфере обеспечения экономической безопасности, повысив срок их окупаемости. В случае нехватки финансовых ресурсов, инфляция может привести к отказу от реализации части этих проектов.

Кроме риска нехватки ресурсов и роста цен совокупное действие мультипликатора и акселератора инвестиций само по себе вносит неопределенность в реализацию масштабных проектов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Мультипликативный перенос экономического роста от целенаправленно развиваемых отраслей в отрасли как тесно связанные с ними, так и находящиеся в достаточно отдаленной связи приводит к смещению траектории развития российской экономики в сторону от запланированных значений. В результате вместо преимущественного развития, например, легкой промышленности, можно столкнуться с бурным развитием сельского хозяйства.

Межотраслевое размывание экономического роста и смещение его траектории вносит дополнительную неопределенность в реализацию планов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. В свою очередь дополнительная неопределенность генерирует дополнительные риски, зачастую формируя к уплате дополнительную премию за риск.

Немаловажным фактором формирования мультипликативных рисков является объем импорта, возникающий в процессе формирования мультипликативных эффектов. С одной стороны, закупка импортного оборудования и сырья сокращает мультипликативные цепочки, перенося их за границу и, таким образом, сокращая сложно предсказуемый

объем дополнительного прироста спроса. Но, с другой стороны, значительный объем импорта, формирующийся в ходе реализации проектов по обеспечению экономической безопасности, может служить причиной дополнительного оттока средств за границу. Кроме этого, масштабная закупка импортных комплектующих, сырья и оборудования формирует импортозависимость, которая подрывает экономическую безопасность России. В результате, обеспечивая экономическую безопасность в одной из составляющих ее сфер (преимущественно за счет импорта) можно значительно подорвать ее в нескольких других сферах.

К то му ж е в ме с то того, ч то бы принима ть импорт в ка ч е с тв е с та б илиз а то ра мультипликативных эффектов, следует в большей степени изучить механизм их распространения, чтобы не только учитывать влияние этих эффектов в процессе реализации инвестиционных проектов, но и использовать их в качестве инструмента управления экономикой страны, инструмента обеспечения экономической безопасности.

Заключение

Совокупное действие мультипликатора и акселератора инвестиций становится источником формирования рисков для экономической безопасности страны только в случае невозможности учета последствий действия мультипликативных эффектов, генерируемых инвестиционными проектами.

Представленное выше описание процесса взаимодействия мультипликатора и акселератора инвестиций позволяет сделать вывод о том, что этот процесс состоит из похожих друг на друга стадий разного масштаба. Подобный фрактальный характер распространения мультипликативного процесса облегчает его изучение, результаты которого позволят трансформировать мультипликатор инвестиций из генератора рисков для экономической безопасности страны в генератор возможностей для ее более эффективного обеспечения за счет мультипликативного усиления результатов действий государства и частного бизнеса в этой сфере.

Библиография

1. Рукинов М.В. Национальная экономическая безопасность как экономическая категория // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 1. С. 142-151.

2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208

3. Погодина Т.В. Экономическая безопасность и ее роль в обеспечении устойчивого развития России // Инновационное развитие экономики. 2020. № 1 (55). С. 190-195.

4. Апажев К.Х., Хочуева З.М. Инвестиции и механизм их воздействия на экономическую безопасность // Экономика и социум. 2020. № 3 (70). С. 210-213.

5. Еремин В.В. Мультипликатор инвестиций: сущность, поэтапный анализ, влияние на динамику инноваций-М: МФЮА, 2016.-172 с.

6. Еремин В.В. Мультипликатор автономных расходов как индикатор эффективности решений по развитию экономики региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 2 (50). С. 44-53.

7. Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М. Точки роста региональной экономики и регрессионная оценка отраслевых инвестиционных мультипликаторов // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 1. С. 29-42.

8- Николаев И.А. Марченко Т.Е. Точилкина О.С. Инвестиции как источник экономического роста Аналитический доклад, Москва. 2019// Институт стратегического анализа. [Электронный ресурс]: URL:

https://www.fbk.ru/upload/docs/Investments_report.pdf (дата обращения 10.11.2020). 9. Bayer C., Born B., Luetticke R., Müller G.J. The Coronavirus Stimulus Pack-age: How large is the transfer multiplier? // CEPR Working Paper. - 2020.-№ DP14600 (June) [Электронный ресурс]. URL: https://www.benjaminborn.de/files/BBLM_Covid_2020.pdf (дата обращения 10.11.2020)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

11.11.2020 Мультипликатор инвестиций как генератор рисков для экономической безопасности Российской Федерации

Вопросы экономической безопасности государства, отраслей, комплексов, бизнеса не сходят с повестки дня как в России так и за рубежом. В условиях глобальных технологических, политических и социальных реформ проблемы обеспечения экономической безопасности получают все большую значимость. Цифровизация экономики и социума, обострение глобальной конкуренции, расслоение и неравенство общества являются источниками новых рисков. Государственная стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года предполагает формирование механизмов и инструментов обеспечения экономической безопасности. Однако система реализации обеспечения экономической безопасности затрудняется вследствие отсутствия инструментов выявления и предотвращения рисков. Роль инвестиций в экономическом развитии также трудно переоценить. Сегодня необходимы инструменты стимулирования инвестиционного процесса. Однако, вопросы рисков, присущих инвестициям на макроуровне, исследованы не полно, особенно риски мультипликативного эффекта инвестиций. Экономическая спираль может предполагать такие последствия, среди которых окажутся нежелательные, заранее не прогнозируемые. Такие риски и рассматриваются в статье. В целом, статья посвящена исследованию воздействия инвестиционного процесса на уровень рисков экономической безопасности государства. Структурно статья состоит из 3 частей. Первая часть посвящена описанию взаимосвязи экономической безопасности и инвестиций на макроуровне. Во второй части рассматриваются механизмы мультипликатора и акселератора инвестиций. Третья часть характеризует риски в области экономической безопасности, генерируемые мультипликатором инвестиций. Материал структурирован. Разделы в статье выделены, отдельно приводятся выводы в заключении, что соответствует требованиям журнала. Внимания заслуживает ход изложения следующей позиции автора. В первой части автор пишет: «Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение экономической безопасности Российской Федерации во многом связано с достаточно масштабными и непрерывными инвестициями. Своевременные и эффективные инвестиции в рамках вышеуказанных сфер снижают риски в области экономической безопасности». В следующем предложении дается фактически противоположное утверждение: «Но такой вывод, на наш взгляд, является достаточно поверхностным, так как эффективные и своевременные инвестиции могут не только снижать риски в области экономической безопасности, но и, наоборот, генерировать их за счет возникающих при инвестировании мультипликативных эффектов». Необходимо уточнить логику изложения для однозначной трактовки авторской позиции и её понимания читателями.

Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, логический и исторический метод, а также иные общенаучные методы. Специфические методов экономических исследований не применялись.

Актуальность статьи не вызывает сомнений. Вопросы экономической безопасности государства в условиях глобальной турбулентности развития, неопределенности будущего, возникающих новых вызов, с присущими индивидуально им новыми рисками, не прогнозируемыми ранее, входят в поле зрения Правительств, научных кругов, общественности. Привлечение инвестиций, как залог устойчивого развития, также злободневное направление для исследований. Повышает актуальность появление в 2020 году новых вызов для экономики, общества, государства, с которыми ранее человечество не сталкивалось, что требует нового взгляда исследователей на соответствующие вопросы.

С практической точки зрения проведенное исследование требует дополнения, поскольку предложенные автором механизмы не проиллюстрированы практическими примерами. Представляется, что если подтверждающие выводы реальные примеры автором будут приведены, практическая значимость исследования возрастет, что заинтересует широкую читательскую аудиторию.

В статье автором выделены элементы научной новизны. В частности, автор приходит к выводу, что «Совокупное действие мультипликатора и акселератора инвестиций становится источником формирования рисков для экономической безопасности страны только в случае невозможности учета последствий действия мультипликативных эффектов, генерируемых инвестиционными проектами». А также, что «Мультипликативный перенос экономического роста от целенаправленно развиваемых отраслей в отрасли как тесно связанные с ними, так и находящиеся в достаточно отдаленной связи приводит к смещению траектории развития российской экономики в сторону от запланированных значений». Данные выводы и подходы к их получению представляются новыми, уточняющими действующую палитру научных взглядов. Вопрос вызывает следующая позиция автора. «Но масштабный мультипликативный перенос экономического роста в отрасли как тесно, так и достаточно отдаленно связанные с развиваемыми в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации может привести к тому, что все эти отрасли будут достаточно масштабно конкурировать друг с другом за необходимые им ресурсы. В результате проекты, развитие которых имеет первостепенную важность для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации могут столкнуться с нехваткой ресурсов для своего развития, что приведет к срыву сроков их реализации». Мультипликативный эффект связан с вторичным и последующим распределением ресурсов. Если в развиваемый проект осуществлен объем инвестиций в полном объеме в соответствии с первоначальным планом, то как последующее направление средств в рамках мультипликатора может привести к нехватке ресурсов? На наш взгляд, требуется обоснование авторской позиции.

Стиль изложения является научным и соответствует требованиям журнала. Структура статьи выдержана, разделы выделены, подзаголовки имеются. Статья не лишена речевых недочетов.

Библиография представлена 9 источниками: отечественными и зарубежными исследованиями, на каждый из приведенных в списке литературы источников в тексте имеется адресная ссылка. Представляется, что по столь актуальной и дискуссионной теме автор мог бы развернуть полноценную дискуссию в рамках статьи, обзор мнений различных авторов. Полагаем, что дополнение списка литературы необходимо для полноценного отражения результатов проведенного исследования в рамках настоящей

статьи.

Преимуществами статьи являются следующие позиции. 1. Актуальность и значимость выбранной темы исследования. 2. Новизна предлагаемых направлений совершенствования оценки рисков экономической безопасности в части мультипликативного эффекта инвестиций.

К недостаткам отнесем следующее. Во-первых, ошибки и неточности в формировании некоторых положений исследования, указанные по тексту настоящей рецензии. Во-вторых, библиографического списка, отсутствие обзора взглядов различных авторов на исследуемую проблематику, предполагающую наличие научной дискуссии. В-третьих, отсутствие практических примеров, подтверждающих и обосновывающих полученные выводы.

Заключение. Статья посвящена изучению воздействия инвестиционного процесса на уровень рисков экономической безопасности государства. Статья отражает результаты авторского исследования. Статья способна вызвать интерес широкой читательской аудитории журнала. Рекомендуется принять к публикации в журнале при условии устранения указанных по тексту настоящей рецензии замечаний.

Вопросы безопасности

Правильная ссылка на статью:

Горбанева О.И. — Административная коррупция в статической модели сочетания обших и частных интересов // Вопросы безопасности. - 2021. - № 2. - С. 9 - 19. DOI: 10.25136/2409-7543.2021.2.33466 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=33466

Административная коррупция в статической модели сочетания общих и частных интересов

Горбанева Ольга Ивановна

доктор технических наук

доцент, кафедра прикладной математики и программирования, Южный федеральный университет 344090, Россия, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, ул. Мильчакова, 8а, каб. 212

И gorbaneva@mail.ru Статья из рубрики "Управление и обеспечение систем безопасности"

DOI:

10.25136/2409-7543.2021.2.33466

Дата направления статьи в редакцию:

16-07-2020

Дата публикации:

13-05-2021

Аннотация: Статья посвящена исследованию коррупции в ранее исследованной статической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модели). В ранее рассмотренную двухуровневую систему между верхним некоррумпированным уровнем и нижним - Агентами - вводится средний уровень, который в обмен на взятку может ослаблять влияние верхнего уровня. Верхний уровень устанавливает минимальное количество ресурсов, меньше которого агент не может потратить на общие цели. Супервайзер в обмен на взятку, роль которой играет доля частного дохода агента, может уменьшить эту нижнюю границу, позволяя последнему больше ресурсов потратить на частные цели. В данной статье исследуется трехуровневая иерархическая система «Принципал-Супервайзер-Агенты», в которой супервайзер использует административный коррупционный механизм, при исследовании которого применяется два подхода: дескриптивный и оптимизационный. Дескриптивный подход предполагает, что рассматриваемые функции взяточничества известны. Оптимизационный подход предполагает использование теоремы Гермейера. Исследовано влияние административной коррупции на системную согласованность в СОЧИ-модели: доказано, что административная коррупция может только понизить согласованность. Найдены условия, при которых можно победить или ослабить административную коррупцию, в частности, найдены условия, при которых она невыгодна супервайзеру или агенту. Выявлен класс агентов, на который супервайзер может воздействовать.

Ключевые слова: СОЧИ-модели, коррупционный механизм, системная согласованность, Принципал, Супервайзер, агент, административная коррупция, дескриптивный подход, оптимизационный подход, функция взяточничества

Работа поддержана грантом РФФИ №18-01-00053

1. Введение.

Тема коррупции в иерархических системах управления, да и не только в них, достаточно щекотлива. С одной стороны, коррупция, несомненно, приносит урон обществу. С другой стороны, она позволяет перераспределить средства между участниками общественных отношений, которые изначально перераспределены не всегда справедливо (пропорционально труду и ответственности, возлагаемой на агента). В связи с этим, имеется немало неоднозначных работ по теме коррупции, в частности, административной.

Рыбасов, Угольницкий в ^ впервые ввели классификацию административной и экономической коррупции, выделив среди каждой из них жесткую коррупцию (вымогательство) и мягкую (попустительство). В частности, под административной коррупцией понимается ослабление требований выполнения заданных государством ограничений.

Денин в ^ исследовал коррупционную модель в иерархической системе управления, учитывая различные степени благосклонности Центра. В частности, найдены различные оптимальные стратегии Центра в зависимости от различной реакции агентов.

В авторских же работах административная коррупция рассмотрена в двухуровневых и трехуровневых моделях распределения ресурсов Рассмотрен случай

попустительства, доказано, что попустительство при контроле над использованием ресурсов агентами совпадает с вымогательством, и что Центр может добиться того, чтобы у агента не осталось ресурсов, которые можно потратить на общие цели.

Данная статья посвящена исследованию административной коррупции в задаче распределения ресурсов в иерархической системе СО ЧИ-моделей, описанной ранее-1!. В иерархическую систему двух участников между (верхним уровнем) принципалом и (нижним уровнем) агентом вводится элемент средний уровень супервайзер, а также административные коррупционные механизмы супервайзера. Для исследования применены дескриптивный или оптимизационный подходы.

Дальнейшая структура работы следующая. Во втором параграфе построенная ранее в Ш-иерархическая надстройка над СОЧИ-моделью дополняется целевыми функциями и ограничениями супервайзера, вводится новая стратегия агента - взятка, описывается новая структура системы, вводятся понятие административной коррупции. В третьем параграфе применяется дескриптивный подход к исследованию административной коррупции в СОЧИ-модели, в четвертом - оптимизационный подход, а в пятом параграфе описывается влияние административной коррупции на системную согласованность модели. В шестом параграфе приведены выводы и общие результаты исследования, в частности рекомендации по борьбе с административной коррупцией.

2. Построение математической модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.