Научная статья на тему 'Мультипликативные эффекты от реализации инфраструктурных проектов'

Мультипликативные эффекты от реализации инфраструктурных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ВВП / ИНФРАСТРУКТУРНАЯ КАРТА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INFRASTRUCTURE PROJECTS / MULTIPLICATIVE EFFECT / GDP / INFRASTRUCTURE MAP / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Марианна Толевна

В статье исследуется взаимосвязь между осуществлением инвестиций в инфраструктурные проекты и мультипликативными эффектами от их реализации. Рассматриваются различные методы оценки влияния реализуемых инфраструктурных проектов на финансово-экономическое развитие страны, а также представлена динамика инфраструктурных инвестиций по отношению к ВВП в различных странах. Отдельно выделено положение, что реализация национальных программ на базе инфраструктурных проектов должна приводить к максимальной макроэкономической эффективности для всей национальной экономической системы. Сформулированы рекомендации и возможные ориентиры по оптимизации реализуемых инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPLICATIVE EFFECTS OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IMPLEMENTATION

The article explores the relationship between investment in infrastructure projects and the multiplicative effects of their implementation. Various methods of assessing the impact of ongoing infrastructure projects on the financial and economic development of the country are examined, and the dynamics of infrastructure investments relative to GDP in various countries is presented. The implementation of national programs based on infrastructure projects should lead to maximum macroeconomic efficiency for the entire national economic system. Recommendations and possible guidelines for optimizing ongoing infrastructure projects are formulated.

Текст научной работы на тему «Мультипликативные эффекты от реализации инфраструктурных проектов»

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

мультипликативные эффекты от реализации инфраструктурных проектов

Белова Марианна Толевна,

к.э.н., Департамент финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: MTBelova@fa.ru

В статье исследуется взаимосвязь между осуществлением инвестиций в инфраструктурные проекты и мультипликативными эффектами от их реализации. Рассматриваются различные методы оценки влияния реализуемых инфраструктурных проектов на финансово-экономическое развитие страны, а также представлена динамика инфраструктурных инвестиций по отношению к ВВП в различных странах. Отдельно выделено положение, что реализация национальных программ на базе инфраструктурных проектов должна приводить к максимальной макроэкономической эффективности для всей национальной экономической системы. Сформулированы рекомендации и возможные ориентиры по оптимизации реализуемых инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: инфраструктурные проекты, мультипликативный эффект, ВВП, инфраструктурная карта, государственно-частное партнерство.

LO S Ое

сэ см о см

Ориентиры инфраструктурного развития страны пересматриваются и детализируются в соответствии с комплексными планами развития экономики страны в целом. Но состав проектов пока довольно размытый, а конкретики в долгосрочных стратегических документах по развитию инфраструктуры недостаточно. Проблема нехватки готовых и качественно структурированных проектов на рынке инвестиций в инфраструктуру с каждым годом становится все острее.

В современной экономической науке уделяется особое внимание взаимосвязи между состоянием инфраструктуры и экономическим развитием страны. Успешно реализованный инфраструктурный проект должен включать мультипликативные эффекты, что означает рост экономических показателей в создании и перераспределении добавленной стоимости.

Мультипликативный эффект имеет цепную реакцию. Создание государством благоприятных условий для развития инфраструктурных проектов путем вложения определенных инвестиций приводит к новым денежным вложениям в экономику страны. Также можно сказать, что он определяется объемом дохода, который создается в результате взаимодействия составляющих экономической системы. В нашем понимании мультипликатор - это показатель, который отражает соотношение между увеличением валового продукта при увеличении объемов инвестируемых средств в инфраструктуру.

Авторы Amar Bhattacharya, Mattia Romani и Nicholas Stern считают, что расходы на инфраструктуру развивающихся стран должны увеличиваться с $0,8 трлн до $2 трлн в год для поддержания роста экономики. Эта разница в $1,2 трлн составляет примерно 5% ВВП этих стран.

В течение последних 20 лет инвестиции в инфраструктуру составляли всего лишь 1-3% ВВП России. За тот же период в Китае доля таких капиталовложений была на уровне 8-10% ВВП, а в Индии - 6,4% (рис. 1).

По расчетам аналитиков Citigroup глобальные инвестиции в инфраструктуру должны увеличиться до $4,3 трлн в год к 2030 г. Они используют корреляционный анализ для выявления силы связи между случайными величинами (признаками), которые характеризуют процесс (в данном случае вложения в инфраструктуру). Связь называется корреляционной, если каждому значению признака соответствует определенное неслучайное значение результативного признака.

Общемировые ► Россия

2007 2008 2000 2010 2011 2012 2013 2014 20IS 201Б

Рис. 1. Динамика инфраструктурных инвестиций по отношению к ВВП1

МВФ приводит следующее соотношение: увеличение расходов на инфраструктуру на 1% повышает уровень ВВП на 1,5% за 4 года (т.е. в среднем 0,4% в год).

Что касается методики расчета мультипликативных эффектов в России, необходимо обращать внимание на региональную компоненту мультипликативного эффекта. Очевидно, что одни и те же инфраструктурные проекты могут иметь разное воздействие на экономические показатели регионов. В данном случае будет целесообразнее использовать региональные межотраслевые балансы. В России каждый регион имеет свой уровень инфраструктурного развития и минимальной дополнительной потребности в ее финансировании. Развитие инфраструктуры требует заведомо больше ресурсов (инвестиций, квалифицированных специалистов, времени), чем имеется в конкретный момент у федерального правительства. Поэтому оно должно, расставлять отраслевые и территориальные приоритеты, а также уметь делегировать часть функций на места.

В ЕС, Китае и других странах для оценки инфраструктурных проектов широко распространен анализ межотраслевого баланса (модель В. Леонтьева), при котором рассчитываются прямые, косвенные и дополнительные эффекты (доходы, продукция, добавочная стоимость, рабочие места). Дополнительные эффекты со временем могут удвоить все прямые и косвенные эффекты. Важным условием корректности рассчитанных эффектов от реализации инфраструктурных проектов в любой отрасли является правильно применяемая методология и экономико-математический инструментарий.

Фонд «Центр стратегических разработок» применил для оценки прямых и косвенных эффектов от реализации инфраструктурных проектов метод комплексной оценки бюджетной эффективности, основанный на возможности оценить вклад каждой из отраслей инфраструктуры в социально-экономическое развитие страны.

В 2015 г. в Австралии был разработан 15лет-ний план развития инфраструктуры по результатам аудита национальных инфраструктурных потребностей. Методология проведенных исследований основывалась на «прямом экономическом

1 Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации - http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf

вкладе» (Direct Economic Contribution, DEC). DEC -это добавленная стоимость, которую отдельные лица, домохозяйства и компании генерируют через использование инфраструктуры. Другими словами, сюда входит конечная стоимость той части всех товаров и услуг, производство и предоставление которой связано с использованием инфраструктуры.

В 2011 г. в Австралии этот показатель составлял 187 млрд австралийских долларов (13% ВВП), и предполагается, что с увеличением численности населения и развитием экономики он будет только расти и достигнет 370 млрд австралийских долларов к 2031 г.

На наш взгляд, раскрытие и доступное описание такого рода информации полезно для государства, которое получает возможность выслушать мнение экспертов и игроков рынка и усовершенствовать «основу» для принятия инфраструктурных решений.

В докладе ОЭСР «Investing in climate, investing in growth» инвестиции в инфраструктуру в мире рассматриваются как источник устойчивого развития и повышения качества жизни людей. Исходя из этого, глобальная потребность в инвестициях в инфраструктуру в год была оценена ОЭСР в диапазоне от $3,3 трлн до $6,9 трлн в год.

Global Infrastructure Hub проводит оценку дельты между текущими тенденциями и потребностями. В их методологии речь идет не только о бюджетных инвестициях, а предполагается вливания из всех источников. Аналитики Citigroup оценивают глобальную потребность в расходах на инфраструктуру в $58,6 трлн до 2030 г.

При увеличении в России государственных инвестиций в инфраструктуру на 1% от ВВП рост промышленного производства в этом же году ускорится с 1,6% до 1,85% по Прогнозу Минэкономразвития РФ, а через 4 года дополнительный прирост составит 0,5% от ВВП в год. В развитых странах в этот же год даст эффект в 0,4%, а через 4 года - 1,5% (рис. 2).

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

3000 2750 2500 2250 2000 1750 1500 1250 1000

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 вложения в % от ВВП вложения в инфраструктуру РФ в млрд. руб.

Рис. 2. Расходы бюджета РФ на инфраструктуру, млрд руб.2

По экспертной оценке Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) потребности России в инфраструктурных инвестициях до 2030 г. составляют примерно 120 трлн.руб., что соответствует около 8% ВВП в среднегодовом значении. Масштабная программа вложений в инфраструк-

2 Составлено автором по данным InfraOne Research.

сз о

со £

m Р

сг

СТ1 А

туру до 2024 г. предполагает больше половины инвестиций из внебюджетных источников, использование различных форм государственно-частного партнерства и проектного финансирования становится все актуальнее.

В мае 2018 г. был опубликован Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствие с которым в предстоящие 6 лет сумма планируемых расходов на инфраструктуру может превысить 20 трлн руб. В докладе Минфин РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» содержатся параметры расходов на развитие инфраструктуры (в 2021 г. планируется до 1,5 трлн руб.). В России по-прежнему не хватает качественных проектов: в год заключается около 25-40 концессий объемом 420-620 млрд руб., а чтобы выполнить цели и задачи стратегического характера, нужно инвестировать хотя бы в 2-2,5 раза больше. Самые большие вложения в инфраструктуру по итогам 2018 г. осуществили регионы Центрального федерального округа - 561,9 млрд руб., более 75% из них приходится на Москву. Кроме этого более 50 млрд руб. в 2018 г. проинвестировали в инфраструктуру лишь Крым, Санкт-Петербург, Московская область и Татарстан. Эти пять регионов составляют около 50% расходов всех региональных бюджетов на инфраструктуру1.

Эффект от инвестиций в инфраструктуру не является автоматическим и зависит от целого ряда факторов. На государственном уровне нужны единые подходы к созданию инфраструктурной основы экономики и методов оценки вложений в инфраструктуру. Стратегическое развитие инфраструктуры страны не должно подавляться многочисленными политическими ограничениями, которые не учитывают мнения экспертов и игроков рынка при принятии инфраструктурных решений. Первое имеет системный характер и опирается на исследование социально-экономической и коммерческой эффективности проектов, нацелено на последовательное и долгосрочное развитие. Таким образом, управление комплексным планом необходимо сделать более прозрачным и постепенно заменять политические инициативы на экономически обоснованные проекты.

Существуют определенные политические риски снижения активности в сфере инфраструктурных проектов в 20222024 гг., так как государство в лице чиновников и бизнес не всегда готовы запускать проекты, которые не успеют реализовать к предстоящим выборам. Это может отбросить рынок назад и отпугнуть авторов перспективных проектов в предвыборный период.

Вместе с тем для инвестиций в инфраструктуру = на финансовом рынке есть средства, но недоста-е _

сэ 1 Инфраструктура России: индекс развития 2019.Аналити-сэ ческий обзор InfraOneResearch. https://infraone.ru/sites/default/ т^ files/analitika/2019/index_razvitiia_infrastruktury_rossii_2019_ ^ infraone_research.pdf

точно готовых проектов и эти деньги не попадают в отрасль. Необходимо обеспечить более прозрачный отбор проектов для реализации и применять системный подход к планированию развития территорий и наращиванию компетенций по управлению реализуемых инфраструктурных проектов. Это те шаги, которые, на наш взгляд, помогут решить проблему обеспечения мультипликативного эффекта от реализации инфраструктурных проектов в долгосрочной перспективе (5-6 лет, если начать действовать уже сейчас). Для увеличения количества запускаемых проектов можно обратить внимание на недооцененные на рынке финансовые инструменты, чтобы сделать свою инициативу коммерчески привлекательной.

Отдельно стоит упомянуть об «инфраструктурной карте» - консолидированном долгосрочном плане инфраструктурного развития Российской Федерации. Зарубежный опыт показывает, что система документов государственного стратегического планирования в совокупности с «инфраструктурной картой» могут быть частью стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, отражающей ключевые целевые показатели развития инфраструктуры как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Такого рода национальные «инфраструктурные планы» как инструмент межведомственной и межуровневой координации при планировании и развитии инфраструктуры разрабатываются и применяются во многих странах мира, например, в Великобритании, Сингапуре, Австралии.

Кроме того, возможно выделить наиболее готовые к запуску инфраструктурные проекты в отдельный перечень и попробовать их запустить в приоритетном порядке до конца 2020 г. Разработка инфраструктурных проектов и дальнейшее принятие решений о распределении государственных инвестиций осуществляется различными государственными структурами, которые руководствуются собственными методиками и моделями оценки. В итоге информация по проектам часто оказывается несопоставимой. В Российской Федерации по примеру зарубежных стран следует законодательно определить рекомендации и необходимые требования к оценке мультипликативного эффекта инфраструктурных проектов. В условиях ограниченного финансирования крайне важна разработка универсального механизма принятия решений по реализации инфраструктурных проектов для повышения эффективности использования государственных инвестиций с учетом их воздействия на комплексное экономическое развитие страны.

литература

1. Бик С.И. Потребности России в инфраструктурных инвестициях // Региональная энергетика и энергосбережение. - 2018. - № 2. - С. 78-81.

2. Гринберг Р.С. Некоторые размышления об императивах экономической модернизации

в России [Электронный ресурс] // Экономическое возрождение России. - 2018. - № 2. -С. 41-46. - URL: http://e-v-r.ru/wp-content/ uploads/2018/07/2_56_2018.pdf

3. Инфраструктура России: индекс развития 2019. Аналитический обзор InfraOne Research [Электронный ресурс]. - uRl: https://infraone.ru/ sites/default/files/analitika/2019/index_razvitiia_ infrastruktury_rossii_2019_infraone_research.pdf

4. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http:// pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf

5. Amar Bhattacharya, Mattia Romani and Nicholas Stern. Infrastructure for development: meeting the challenge [Электронный ресурс]. - 2012. -URL: http://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/ wpcontent/uploads/2014/03/PP-infrastructure-for-development-meeting-the-challenge.pdf

6. Infrastructure for growth. Citi Global Perspectives&Solutions [Электронный ресурс]. - URL: https://www.citivelocity.com/citigps/ infrastructure-growth/

MULTIPLICATIVE EFFECTs oF INFRAsTRUCTURE

projects implementation

Belova M.T.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article explores the relationship between investment in infrastructure projects and the multiplicative effects of their implementation. Various methods of assessing the impact of ongoing infrastructure projects on the financial and economic development of the country are examined, and the dynamics of infrastructure investments relative to GDP in various countries is presented. The implementation of national programs based on infrastructure projects should lead to maximum macroeconomic efficiency for the entire national economic system. Recommendations and possible guidelines for optimizing ongoing infrastructure projects are formulated.

Keywords: infrastructure projects, multiplicative effect, GDP, infrastructure map, public-private partnership.

References

1. Bik S.I. Russia's needs for infrastructure investments // Regional Energy and Energy Saving. - 2018. - No. 2. - P. 78-81.

2. Greenberg R.S. Some reflections on the imperatives of economic modernization in Russia [Electronic resource] // Economic revival of Russia. - 2018. - No. 2. - P. 41-46. - URL: http://e-v-r.ru/wp-content/uploads/2018/07/2_56_2018.pdf

3. Infrastructure of Russia: development index 2019. Analytical review of InfraOne Research [Electronic resource]. - URL: https:// infraone.ru/sites/default/files/analitika/2019/index_razvitiia_in-frastruktury_rossii_2019_infraone_research.pdf

4. The draft national report on attracting private investment in infrastructure development and the application of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait. pdf

5. Amar Bhattacharya, Mattia Romani and Nicholas Stern. Infrastructure for development: meeting the challenge [Electronic resource]. - 2012. - URL: http: //www.lse.ac.uk/GranthamInsti-tute/wpcontent/uploads/2014/03/PP-infrastructure-for-develop-ment-meeting-the-challenge.pdf

6. Infrastructure for growth. Citi Global Perspectives & Solutions [Electronic resource]. - URL: https://www.citivelocity.com/cit-igps/infrastructure-growth/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.