Вавилова Жанна Евгеньевна, Хусаинов Айдар Фаилович, Якубова Диляра Джавдетовна, Паркалов Алексей Викторович
МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
Актуальность исследований в русле мультимодальности связана с необходимостью оптимизации циркуляции информации в эпоху цифровых медиа-систем в различных областях: педагогике, менеджменте, рекламе и т.д. В статье рассматриваются факторы, влияющие на восприятие мультимодальных текстов, с точки зрения того, как коммуникативная прагматика реализуется в социальном контексте. Чтобы разнообразие модальностей, или семиотических ресурсов, могло обеспечить оптимальное усвоение информации, они рассматриваются с учетом взаимозависимости их компонентов в рамках коммуникативной ситуации. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/3/2016/3- 1/9.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 49-52. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
PERM KRAI HERALDRY AS A SYMBOL OF THE TERRITORY
Bol'shakova Natal'ya Fridrikhovna
Perm National Research Polytechnic University Natalyabolshakov@yandex. ru
The article is devoted to interpreting the territory's heraldic symbolics. The author focuses on the emblem of an administrative territory as a representation of its status, level of economic, political and cultural development. The paper examines specific features of the emblems of 40 Perm krai municipal formations as symbols characterizing the specific territory. The researcher analyzes the emblems according to their symbolics, colouristics, form and concludes on the positioning of the municipal districts and the krai on the whole. The paper shows that the positioning of Perm krai territories is basically natural.
Key words and phrases: heraldry; emblem; symbol; communication; positioning of territory.
УДК 003:316.774 Философские науки
Актуальность исследований в русле мультимодальности связана с необходимостью оптимизации циркуляции информации в эпоху цифровых медиа-систем в различных областях: педагогике, менеджменте, рекламе и т.д. В статье рассматриваются факторы, влияющие на восприятие мультимодальных текстов, с точки зрения того, как коммуникативная прагматика реализуется в социальном контексте. Чтобы разнообразие модальностей, или семиотических ресурсов, могло обеспечить оптимальное усвоение информации, они рассматриваются с учетом взаимозависимости их компонентов в рамках коммуникативной ситуации.
Ключевые слова и фразы: мультимодальность; модальности; семиотические ресурсы; каналы передачи информации; коммуникативная ситуация; прагматика.
Вавилова Жанна Евгеньевна
Казанский государственный энергетический университет zhannavavilova@mail. ru
Хусаинов Айдар Фаилович Якубова Диляра Джавдетовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет khusainov. aidar@gmail. com; suleymanovad@gmail. com
Паркалов Алексей Викторович
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники a.parkalov@gmail. com
МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-57-04085) «Модели и средства мультимодального синтеза текстов для интеллектуальных обучающих систем».
В эпоху цифровых технологий информационные запросы участника коммуникационного процесса, активного пользователя глобальной сети, искушенного в технологическом плане, способного находить и фильтровать интересующую его информацию и выбирать канал ее получения, могут быть удовлетворены только при наличии доступа к мультимодальным информационным ресурсам. В рамках новейших отечественных исследований под модальностью понимается «тип внешнего стимула, воспринимаемого одним из чувств человека» [3, с. 135]. Разнообразие этих типов предоставляет нам выбор модальности как для сообщения, так и для получения информации в рамках системы, способной адаптироваться под модальностный профиль субъекта [2]. В настоящей работе в качестве фактора этого выбора рассматриваются элементы коммуникативной ситуации, по таксономии Хаймса [6, p. 62], выступающей инструментом анализа (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Элементы коммуникативной ситуации
S Setting and scene - обстановка
P Participants - участники
E Ends - соответствие исхода целям, эффект
A Act's sequence - ход коммуникативного акта
K Key - манера передачи сообщения
I Instrumentalities - инструменты
N Norms - нормы
G Genres - жанры
Обстановка
Очевидно, что передача и восприятие сообщения не могут не зависеть от условий внешней среды. В обстановке, где какой-либо модальностный параметр не может быть задействован, акцент ставится на замещающих каналах. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию передачи сообщений в медицинских учреждениях: в силу необходимости сохранять тишину здесь особенно важно присутствие визуальной информации: информационные стенды с иллюстрациями, телевизионные экраны, оформление интерьера, а также спецодежда медицинского персонала, которая выполняет, помимо гигиенической функции, еще и функцию сигнальную.
Кроме пространственного параметра большую роль здесь играет темпоральный: например, особенности восприятия визуальной информации во многом продиктованы суточной динамикой освещенности. Так, подсветка наружной рекламы в темное время суток может дать сообщению шанс быть замеченным представителем аудитории.
Участники
Базовым уровнем факторов, влияющих на выбор или предпочтение модальностной пропорции в воспринимаемом сообщении, можно считать социально-демографические характеристики участника коммуникативного акта. В первую очередь, это возраст и пол; восприятие информации здесь продиктовано анатомическими и физиологическими особенностями индивида, такими, например, как специфика цветовосприятия у детей [1; 5]. Эти факторы, несомненно, определяют характер восприятия, но не относятся, строго говоря, к коммуникативным особенностям ситуации; это можно установить, анализируя общение на форумах по интересам в сети, когда определить их бывает проблематично, да и часто прагматически излишне.
Среди социальных факторов можно выделить социальное положение и образование, которые не могут не влиять на предпочтение в выборе информационного ресурса. В одной из ранних работ в этом русле была зафиксирована стойкая зависимость между низким доходом и предпочтением телевидения печатным СМИ [4]. Сегодня благодаря распространению новых медиа и конвергенции средств информации такие однозначные выводы сделать сложно, однако определенные преференции в выборе контента в сети (визуального или вербального), в зависимости от уровня дохода и образования, еще сохраняются.
Семиотические системы функционируют в повторяющихся ситуациях через проигрывание ролей, происходящее посредством выбора кода из репертуаров участников коммуникативного акта. В качестве примера можно привести традиционную приверженность к письменно-речевой коммуникации в обращении руководителя крупной организации к персоналу - чаще всего ролью предписан выпуск сообщения в форме письменного приказа, а в обратном случае - подача письменного заявления на имя руководителя.
Соответствие исхода целям, эффект
Этот аспект также находит свое преломление в свете мультимодальности. Если в сознании индивида необходимо сформировать визуальный образ объекта, естественным будет презентация соответствующего модаль-ностного компонента: демонстрация картинки яблока, а не его описание или звук его падения. В большинстве случаев, однако, сообщение носит составной характер и может охватывать всевозможные характеристики объекта. Если речь идет об обучающей системе, особенно важно так сбалансировать синтезируемые элементы, чтобы интериоризация объекта протекала максимально эффективно, а исход соответствовал целям [2].
Соответствие результата целям - это прагматика, реализация потенциала семиотической системы, который заложен в наборе кодов, выбираемых исполнителем роли, а также в возможности их переключения, с попеременным использованием различных семиотических систем в рамках одного коммуникативного акта. При контакте компетентный социальный исполнитель отбирает те коды, которые оптимально отвечают целям коммуникации [7]. Так происходит выбор на всех уровнях, начиная с несегментных аспектов вплоть до выбора языка (например, при билингвизме), а также модальности. Опытный педагог знает, в какой момент и с какой аудиторией необходимо использовать визуальность, варьируя предметную и условную наглядность, а в каких случаях можно ограничиться подробным описанием объекта для реализации коммуникативно-прагматического потенциала своего сообщения.
В каждой конкретной ситуации определенный набор модальностных элементов или выбор одного из множества способен реализовать прагматику эффективнее прочих вариантов. Например, глядя на татуировки заключенных, можно сделать вывод не только относительно биографии их носителей, но также определить их место в криминальной иерархии, степень власти, которой каждый из них обладает, отношение к доминирующей идеологии [8]. Такой анализ, при владении репертуаром, помогает раскрыть взаимоотношения в замкнутой социальной группе, то есть предоставить столько же информации о ее носителе, как и личное дело, являясь при этом более экономичным ресурсом.
Ход. Манера передачи сообщения
Фактор хода, процессуальный фактор, связан с синтагматическим оформлением информации. Каждый ее отрезок синтезирован таким образом, что элементы сообщения следуют один за другим - как при слуховом восприятии и прочтении текста, так и при усвоении визуальной информации. Хотя глаз охватывает картинку целиком, какие-то элементы выступают на первое место, имея шансы быть увиденными раньше. Их расположение в пространстве (на странице, на веб-странице, на вывеске и т.д.) относится к визуальному синтаксису, где, как и в грамматике, есть определенная структура, в которой каждый элемент выполняет свою функцию.
Различные сочетания модальностных пластов способны задавать варьируемые тональности сообщения -от строгой, официальной до шутливой, дружеской. Превалирование графического вербального контента смещает баланс в сторону первого, равно как и использование графиков, диаграмм и таблиц. Фотографические изображения при этом тяготеют к противоположной стороне спектра тональностей.
Инструменты
Инструментальный параметр охватывает разнообразие средств и форм, понятие о котором мы попытались передать в Таблице 2, с акцентом на системы, имеющие наиболее высокий коммуникативный потенциал (без учета восприятия вкуса и обоняния). В таком представлении они образуют спектр модальностей, перетекающих из одной в другую.
Таблица 2.
Мультимодальные средства передачи информации
Модальностный параметр Пример средств передачи информации
Аудиальный Музыка - Гармония, громкость (от шепота до крика), ритм, тембр, соотношение звука и пауз - Звукоподражание - Несегментные средства - Сегментные средства
Звуковые эффекты
Языковой Устный
- Лексические средства - Грамматические средства
Письменный
- Шрифт, размер, регистр, интервал, выделение - Цвет, план, фон, контуры, негативное пространство
Визуальный Статичный
Динамичный - Скорость движения, скорость смены кадра, чередование планов
Соматосенсорика Пространственный - Положение в пространстве (выше или ниже партнера), проксемика (ближе или дальше), направление движения (от партнера, к партнеру)
Телесный - Мимика, жесты, движение - Поцелуи, рукопожатия
К инструментам относятся также каналы: независимые, сопровождающие язык, зависимые, используемые для циркуляции вспомогательной информации (см. Таблицу 3). Статические разновидности в рамках этих каналов передают обстановку коммуникативного акта, динамические - его событийные, процессуальные параметры.
Таблица 3.
Каналы коммуникации
Модальностный параметр Каналы коммуникации
Независимые Зависимые
Статические Динамические Статические Динамические
Визуальный Письмо Сурдоперевод Визуальный контакт, поза Жесты, мимика, кивки
Слуховой - Речь - Темп, паузы, громкость, голосовые модуляции
Тактильный - - Проксемика Поцелуи, рукопожатия
Нормы
Норма тесно связана с типичным использованием опций, потенций, предлагаемых семиотической системой. Ее функционирование сопряжено с выделением таких оппозиций, как литературная речь/просторечие; общенародная норма/диалект; книжный стиль/нейтральный/разговорный. Нормативность находится в фокусе научных изысканий лингвистов, но существует ли понятие о норме в отношении мультимодальных семиотических систем и текстов? Можно классифицировать определенные жесты, просодические факты, изображения и прочие невербальные средства как нормативные или ненормативные (т.е. употребляемые в социуме и согласованные с участниками коммуникативного процесса или неупотребляемые и несогласованные), однако о нормативности или ненормативности синтеза этих элементов речи пока нет. Можно сформулировать принципы сочетания модальностных компонентов для оптимального восприятия рекламного сообщения, например, максимально эффективное, обусловленное физиологией и психологией человека расположение элементов макета рекламного модуля при верстке. Однако это не означает, что прочие варианты ненормативны и не могут быть обнаружены в практической деятельности специалистов по рекламе или воспринимаются аудиторией как несоответствующие стандарту.
Жанры
Тип или жанр текста предлагает конкретную форму реализации того или иного стиля или подстиля. Так, в стилевой макросистеме массовой коммуникации можно выделить несколько подстилей (язык прессы, радио, телевидения и т.д.); тележурналистика, в свою очередь, включает ряд текстовых жанров: ток-шоу, репортаж, путевой очерк, новостные жанры и прочие, различающиеся функциональной направленностью, ролевыми отношениями между коммуникантами и, следовательно, набором средств реализации.
Если рассматривать текст в широком смысле как информацию, закодированную при помощи одной из знаковых систем, то в качестве текстовых жанров выступают музыкальные, театральные, жанры живописи, фотографии и даже жанры компьютерных игр. Возникновение пограничных, мультимодальных явлений способствует их конвергенции и появлению новых типов текстов. Например, наличие фотокамер в устройствах мобильной связи,
а также возможность немедленно размещать снимки в сети, привели к тому, что сегодня известно как «бум селфи»: автопортретный фотожанр, характеризующийся съемкой себя с помощью камеры в вытянутой руке.
Можно заключить, что коммуникативная ситуация обеспечивает эмпирический, контекстный материал, особенно важный для использования в условиях, когда типология мультимодальных текстов не приняла ясных очертаний и ситуативные факторы не могут быть нивелированы для абстракции в систему стилей муль-тимодальности. Это одна из задач науки сегодня; ее решение поможет оптимально использовать инструментарий мультимодальности в практике преподавания, налаживания систем эффективного информирования общественности, работы с интерфейсом программ и в других сферах, развивающихся за счет циркуляции информационных потоков, вплоть до межличностного общения в киберпространстве.
Список литературы
1. Бубнова М. В. Цвет в жизни и в детском рисунке // Искусство в школе. 2010. № 1. С. 35-38.
2. Вавилова Ж. Е., Русецкий К. В., Хусаинов А. Ф., Якубова Д. Д. Прототип адаптивной системы генерации мультимодальных обучающих материалов // Казанская наука. 2015. № 11. C. 246-249.
3. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования - IV. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. С. 134-152.
4. Haines G. H., Jr. & Efron D. C. A Study of Media Preferences and Media Consumption // Proceedings of the Third Annual Conference of the Association for Consumer Research. Chicago: Association for Consumer Research, 1972. P. 759-782.
5. Halpern D. F. Sex Differences in Cognitive Abilities. 4th edition. N. Y. - Hove: Psychology Press, 2012. 480 p.
6. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics. L.: Routledge, 2003. 247 p.
7. Vavilova Z. Digital Monsters: Representations of Humans on the Internet // Sign Systems Studies (Труды по знаковым системам). 2015. Vol. 43. № 2/3. P. 173-190.
8. Vavilova Z. The Subject in Dialogue: A Visual Semiotic Perspective // Dialogue and Universalism. 2014. № 2. P. 193-205.
MULTIMODALITY IN COMMUNICATIVE SITUATION
Vavilova Zhanna Evgen'evna
Kazan State Power Engineering University zhannavavilova@mail. ru
Khusainov Aidar Failovich Yakubova Dilyara Dzhavdetovna
Kazan (Volga Region) Federal University khusainov.aidar@gmail. com; suleymanovad@gmail. com
Parkalov Aleksei Viktorovich
Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics a.parkalov@gmail. com
The topicality of studies in the course of multimodality is connected with the necessity of the optimization of information circulation in the epoch of digital media-systems in various fields: pedagogy, management, advertisement, etc. In the article the factors influencing the perception of multimodal texts from the viewpoint of how communicative pragmatics is realized in social context are examined. They are considered taking into account the interdependence of their components in the framework of the communicative situation so that the variety of modalities, or semiotic resources, could provide the optimal mastering of information.
Key words and phrases: multimodality; semiotic resources; channels of information transition; communicative situation.
УДК 1(091)141.201 Философские науки
В статье рассматривается феномен жизни как одно из важнейших универсальных понятий в отечественной религиозной философии. Особое внимание уделяется символическому толкованию жизни представителями философии всеединства. Выделяются наиболее характерные черты, раскрывающие смысл категории жизни через ее природное, общественное и нравственно-символическое бытие. Указывается на взаимосвязь понятия жизни и божественного начала. Делается вывод, что понятие жизни для представителей философии всеединства имеет ценностно-религиозное содержание.
Ключевые слова и фразы: феномен жизни; София; Богочеловечество; философия всеединства; мистицизм; рационализм; личность.
Гутова Светлана Георгиевна, к. филос. н., доцент
Нижневартовский государственный университет svetguts. 07@mail. т
КАТЕГОРИЯ ЖИЗНИ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА
В отечественной философии всеединства одним из фундаментальных и системообразующих является понятие жизни. В качестве философской категории жизнь разрабатывалась русскими мыслителями как часть общей философской концепции и поэтому не может быть рассмотрена вне определенного контекст-смысла,