Научная статья на тему 'Мультимедийный параметр в опере В. Тарнопольского «По ту сторону тени»'

Мультимедийный параметр в опере В. Тарнопольского «По ту сторону тени» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харламова Т. В.

Статья посвящена исследованию одного из параметров современной оперы московского композитора В. Тарнопольского «По ту сторону тени». Авторское определение произведения – мультимедийная опера. В русле тенденций современного искусства здесь налицо усиление роли технических средств. Композиционная архитектоника подкрепляется мультимедийным пластом, который является неотъемлемой частью развития не только сценического сюжета, но и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийный параметр в опере В. Тарнопольского «По ту сторону тени»»

зании, Г. Нейгауз сказал: «Вы талантливы, но на Вашей игре написано: «Я играю Шопена, а надо, чтобы слышалось: я играю Шопена» [3, с. 192]. Вкус и мера - две категории, которые необходимо учитывать при решении задачи эстетического становления будущего педагога-музыканта. Соотношение авторского «Я» и «Я», постигающей его личности, строятся на сформированной потребности в духовном общении, желании понять, осмыслить, прочувствовать постигаемый мир и только тогда предложить собственную исполнительскую версию сочинения. Анализируя высказывания И. Гофмана о «стильном исполнении», А. Николаева приходит к выводу, что осваивая музыкальное сочинение, следует «выявить его духовное содержание. Путь же к этому лежит через изучение «материальных элементов» [4, с. 93]. Это и конструктивные особенности формы, и музыкальный язык, и художественно-образная сфера, все те составляющие, что определяют «микромир» композитора, но это еще и «макромир» - эпоха, в которую жил и творил композитор, система образов, которую, по выражению В. Конен, она «избирает», чтобы воплотить в искусстве свои идеи.

Список литературы:

1. ГуревичП.С. Философия человека. Часть 1. - М.: ИФРАН, 1999.

2. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997.

3. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники // Изб. статьи. Письма к родителям. / Сост. Я.И. Мильштейн. - М.: Сов. комп., 1983.

3. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. - М.: Прометей, 2003.

4. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. - М.: Музгиз, 1959.

5. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство / Вст. статья В. Натансона. -М.: Музыка, 2003.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПАРАМЕТР В ОПЕРЕ В. ТАРНОПОЛЬСКОГО «ПО ТУ СТОРОНУ ТЕНИ» © Харламова Т.В.*

Казахский национальный университет искусств,

Республика Казахстан, г. Астана

Статья посвящена исследованию одного из параметров современной оперы московского композитора В. Тарнопольского «По ту сторону те-

* Департамент музыковедения и композиции.

ни». Авторское определение произведения - мультимедийная опера. В русле тенденций современного искусства здесь налицо усиление роли технических средств. Композиционная архитектоника подкрепляется муньтимедийным пластом, который является неотъемлемой частью развития не только сценического сюжета, но и музыки.

Мультимедиа - одна из основных составляющих оперы, создающая своеобразную арку в начале и в конце оперы, придавая произведению завершенность (зрительно, психологически подготавливает зрите ля-слушателя). Чтобы оценить роль этого пласта в произведении, нужно хорошо понимать значение термина «мультимедиа».

В широком смысле термин происходит от слияния двух латинских слов Multum + Medium - что означает одновременное использование различных форм представления информации, и ее обработки в едином объекте-контейнере. В опере В. Тарнопольского мы наблюдаем, как в одном «объекте-контейнере» (непосредственно опере) содержатся текстовая (текст либретто), аудиальная (воспроизведение звуковое, электронное преобразование звуков), графическая и видео (декорации) информация, а также способ интерактивного взаимодействия с ней (зритель).

По сути, мультимедиа есть синтез искусств, где можно выявить первичный вид, подчиняющий себе все остальные. Естественно, что в области музыкального искусства все действия, происходящие на сцене, будут обусловлены музыкой, элементы других видов искусства будут подчинены музыкальным идеям и средствам музыкального выражения. Мультимедийное произведение имеет ряд свойственных только ему черт. Т. Кюрегян отмечает, что «мультимедиа ... это, во-первых, многосоставная акция (где «задействованы» если не все мыслимые, то максимальное число компонентов)

и, во-вторых, акция, где грань ме>вду искусством, жизнью, а подчас и религиозным действом уже едва улавливается или вовсе отсутствует» [3, с. 423].

В качестве задействованных компонентов - помимо синтеза музыки и театра - в опере «По ту сторону тени» одну из ведущих ролей играет визуальный ряд, но не наличие сценических театральных приемов, которые также усиливают драматическую составляющую действа, а присутствие зрительно-видовых искусств, таких как инсталляции, видеофильмы, слайдовые проекции, которые используются в одновременности с музыкальнотеатральными действиями исполнителей. Визуальный ряд сразу выступает на первый план, как неотъемлемая часть, без которой «не читается» сюжет произведения. Это и упоминающиеся выше инсталляции, как пространственная композиция. Инсталляция формируется из отдельных разрозненных частей - всего пространства зрительного зала, составленного из различных элементов: сама сцена с ее декорациями, расположение артистов, оркестр (на балконах зала), дирижер (посреди зрительного зала). Процитируем Макса Фрайя (автора словаря современного искусства): «Выражения.» инсталляция это когда больше не надо рисовать картинки» и

«инсталляция это когда просто рисовать картинки уже недостаточно», -при всей своей нелепости в паре почти верны» [7].

Важно, что в данном случае зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как некую картину, а оказывается словно внутри нее. При этом каждый созерцает лишь со своей точки обозрения, со своего зрительного места. Тем самым, «воспроизводя» свою картину происходящего. Таким образом, инсталляция в опере «поглощает» самого зрителя, она трехмерна, это не «объект», а пространство, организованное по воле художника, это попытка создания иной, отличной от обыденной, реальности - пусть даже на ограниченной, специально отведенной для этого территории.

Включены в сюжет и своеобразные видеофильмы. Это касается второй половины оперы, когда развитие действия на сцене словно прекращается, а на фоне звучащей музыки транслируется видеофильм с быстро меняющимися событиями. А совместно с актерами «живут» слайдовые проекции теней.

Здесь возникает вопрос: какова же роль композитора? Тарнопольский В. отмечает, что в современном мультимедийном произведении «сами медиасредства становятся не только транслятором, но и производителем искусства... Идеология искусства как бы приводится здесь к общему знаменателю с либеральной идеологией общества. Любой объект, любое звуковое событие может стать искусством, и в этом случае критериев типа «лучшехуже», «высокое-низкое» больше не существует. Проблема мастерства, ремесла художника в этом случае снимается и поднимается самим фактом проведения того или иного экспериментального «художнического акта». В свою очередь сам художник как бы отказывается от авторства, передавая его медиа-средствам и становясь при этом лишь одним из рядовых реципиентов1 собственного искусства» [8, с. 94].

В исследуемом произведении мы рассматриваем мультимедиа как технически и визуально обогащенные декорации. Можно говорить о наличии своеобразной киноленты, которая разворачивается на фоне звучащей музыки.

Визуальный мультимедийный пласт в опере состоит из следующих компонентов:

- искрящиеся буквы, слова, предложения из либретто, как бы постоянно комментирующие происходящее;

- «мультимедийные декорации»: проецируемые изображения, дополняющие содержание, уточняющие смысл происходящего: а) пещера; б) тени - сначала отражающиеся от героев, а затем отделяющиеся и начинающие жить собственной жизнью; в) показ летящего времени - быстро меняющиеся изображения, символизирующие ход истории; г) эскалатор, уносящий тени пассажиров);

- свет, лучи.

1 Реципиент - это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта, называемого донором.

Данное воплощение продиктовано самим сюжетом, замыслом произведения - тени Платона, идеи Плиния Старшего о происхождении живописи из тени.

Следует сразу обратить внимание, что весь сюжет разворачивается на фоне пещеры, которая преобразуется посредством световых преломлений. Сама пещера - это сложное сооружение. Согласно описанию Платона (в «Диалогах»), у него есть стена, на которую проецируется свет, есть какой-то мост, по которому все время движутся люди, есть ограда этого моста на высоту человеческого роста. При этом, как явствует из дальнейшего рассказа, то место в глубине пещеры, где прикованы те, которые спиной к истине, находится сильно ниже, чем вход, потому что прозревающий истину (его отковывают) должен совершить «восхождение к свету».

Заметим, что чисто функционально Платону, для того чтобы создать описанный «театр теней», пещера совершенно не нужна - достаточно стены, на которую проецируются тени. И даже вчитываясь в этот фрагмент, невольно думаешь, что Платон сначала берет какой-то готовый образ пещеры, а потом начинает вносить в него эту свою довольно громоздкую кон -струкцию с дорогой, загородкой, источником света сзади загородки, причем по ходу диалога этот источник света сначала огонь, костер, а потом - солнце.

По такому принципу построены и «мультимедийные декорации» в опере.

В опере «По ту сторону тени» мультимедийный пласт становится своеобразным комментатором композиторской манеры. Подкрепление действа визуальным рядом - веяние времени, идущее от кино. Это своего рода идущий на заднем плане фильм, раскрывающий и объясняющий замысел, помогающий более глубоко вникнуть в смысл происходящего. Здесь словно соединены «в-печатление» и «вы-ражение», а зрителю дается возможность настроить себя по-разному: либо включить подсознание, либо настроиться на восприятие выражений уже передаваемых в визуальном ряде. Но эффект будет в любом случае, ведь «вы-ражения» вновь порождают новые «в-печатления». Если можно так выразиться, то перед нами предстает и театр переживания, и театр представления. Театр переживания в той или иной мере мы находим в игре актеров, а театр представления проявляется себя именно в мультимедийном пласте оперы.

Если говорить о вовлеченности зрителя в процесс и рассматривать его как персонаж, то каждое представление вызывает переживание, тем самым налицо неразделимый процесс взаимопроникновения. Т.е. дихотомия1 «своего» и «чужого» Тарнопольскому не свойственна. Он стремится

1 Дихотомия (греч. 51хотоц1а: 5Т%п, «надвое» + тоцг|, «деление») - раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Дихотомическое деление в математике, философии, логике и лингвистике является способом образования взаимоисключающих подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов.

не просто сопоставить или столкнуть различное, но - докопаться до смысла, «исчерпать до дна» [2, с. 444].

Мультимедиа с первых звуков оперы заявляет о себе, как об отдельном герое оперы, как об отдельном организме. Все это время мы рассматривали так называемые мультимедиа-декорации, сейчас же обратим внимание на такую составляющую в опере, как свет. Значительную роль здесь играет светомузыка.

Светомузыка особенно ярко заявляет о себе в сцене появления трех Муз, когда в полной темноте и тишине одновременно со «вспышками» звуковых сочетаний поочередно вспыхивают три световых колонны, из которых позже возникают Музы. Интересно оформлено вступление перед появлением Муз: на фоне тянущегося шумового фона на сцене проявляются яркие лучи-линии, очерчивающие еще не освещенные колонны.

Помимо визуального ряда, мультимедиа распространяется и на партитуру, т.к. мультимедийность подразумевает и различные электронные преобразования звука, и использование, помимо инструментов оркестра, синтезаторы и другие современные технические средства. В данном произведении композитор использовал максимальные возможности инструментов классического оркестра, тем не менее, не обошелся без привлечения синтезатора ([В]), а также применил некоторые преобразования звуков - в основном это касается шумов.

Таким образом, можно утверждать, что мультимедиа - значительный и важный пласт оперы, в котором раскрываются подсознательные идеи композитора, помогающие лучше воспринимать музыку и раскрыть основную идею произведения. Еще раз подчеркнем, что мультимедиа проявляет себя на нескольких уровнях: визуальный ряд; оформление материального пространства (непосредственно зал, в котором происходит представление); партитура; зритель, - тем самым, являясь своеобразным катализатором фантазии, воображения и восприятия.

Список литературы:

1. Варез Э. Освобождение звука // Композиторы о современной нотации: хрестоматия / Сост. Т.С. Кюрегян, B.C. Ценова. - М., 2009. - С. 7-17.

2. История отечественной музыки второй половины XX в.: учебник / Отв. ред. Т.Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2010.

3. Кюрегян Т. Алеаторика // Теория современной композиции. - М., 2007. - С. 412-430.

4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX в. Ред. В. Бычкова, 2003.

5. Петров В. Мультимедийное событие в музыкальном искусстве XX в. // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире (Интернет-конференция).

6. Райх С. Моя жизнь с технологиями // Композиторы о современной нотации: хрестоматия / Сост. Т.С. Кюрегян, B.C. Ценова. - М., 2009. - С. 289-301.

7. Словарь современного искусства / Ред. Макс Фрай. - АРТ-АЗБУКА GiF_Ru.

8. Тарнопольский В. Травма постмодерна // Постмодернизм в контексте современной культуры: материалы международной научной конференции в рамках русско-французского проекта «День музыки Паскаля Дю-сапена в Москве» / Ред.-сост. О.В. Гарбуз. - М., 2009. - С. 89-95.

9. Циммерман Б. Будущее оперы. Некоторые размышления о необходимости нового понимания оперы как театра будущего // Композиторы о современной нотации: хрестоматия / Сост. Т.С. Кюрегян, B.C. Ценова. -М., 2009. - С. 97-106.

10. Юсупова И. Композитор должен уметь все // Музыкальная академия. - 2007. - № 2. - С. 16-24.

О МУЗЫКЕ, МУЗЫКАНТАХ И ТАЙНЕ ТВОРЧЕСКОГО СОЗИДАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ1 © Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу музыки как вида искусства, специфике художественного творчества, условиям, необходимым для реализации творческого потенциала личности, постигающей и создающей новые художественные миры. Автор анализирует взаимосвязь таких понятий, как личность и свобода, музыка, творчество и становление художественного пространства куньтуры, самоактуализация и самореализация личности, духовные ценности и музыкальное бытие, философия музы -ки, познание и самопознание человека, осмысление им сущности бытия.

Уже в творениях софистов высказана мысль о взаимосвязи развития разума со свободой духа. А у Платона одухотворенность есть наделенность жизненной силой и пониманием. Это те свойства, что изначально присущи музыке, открывающей новую метареальность, в которой жизненная сила, познание и самопознание образуют особое звучащее пространство бытия. Чудо формирования этой метареальности сокрыто в тайне художественного

1 Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 годы, г/к П 735 от 12.08.2009 г.

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.