44
Педагогическая наука и практика
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
ГРНТИ 14.15.01
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД
КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
ПЕДАГОГА И ШКОЛЬНИКА
Аңдатпа
Бұл мақалада студенттердің ақпараттық-компьютерлік технологияларды меңгеруінің өзектілігі көрсетілген.
Мультимедиялық лонгрид ақпаратты берудің жаңа форматы ретінде қарастырылады. Мультимедиялық лонгридтердің мысалдары және оларды құрастыруға қойылатын талаптар келтірілген.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье показана актуальность владения обу
чающимися информационно-компьютерными техноло
гиями. Рассматривается мультимедийный лонгрид в
качестве нового формата передачи информации. Приводятся примеры мультимедийных лонгридов и требования к их составлению.
Annotation
Thе article shows the relevance of the knowledge of
students in information and computer technologies. A
multimedia longrid is considered as a new format for
transmitting information. Examples of multimedia longrids
and the requirements for their creating are given.
Современный мир характеризуется большими потоками информации и широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности.
ХХІ век является веком информации. Информация перешла в другое поле, всё переходит на электронные носители. Но дело не в носителе – это принципиально не
так уж важно. Какая разница: читать обычную книгу
или электронную? Важно, что мы стали использовать
другой способ чтения. Это нелинейное чтение, это гипертексты, которые отсылают читателя к другим текстам [1].
Сегодняшнее чтение наших школьников становится
другим – им часто приходится работать с цифровыми
Истомина Н.С.,
филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПР по Костанайской
области», г. Костанай
Негізгі сөздер: компьютерлік технологиялар, мультимедиялық лонгрид, медиа
материалдар, ақпаратты
беру форматы, лонгрид құ
рылымы.
Ключевые слова: компью
терные технологии, мультимедийный лонгрид, медиаматериалы, формат передачи
информации, структура лонг
рида.
Keywords: computer tech
nologies, multimedia longrid,
media materials.
3(41)/2023
носителями информации, а это качественно отличается от чтения привычных для
нас книг, печатных источников. Это уже
доказано учёными, которые наблюдают
за когнитивными процессами головного
мозга. Нынешние обучающиеся должны
иметь навык работы с учебным материалом и чтения текстов в интернете. Поэтому объяснимы требования Государственного общеобязательного образовательного
стандарта, ориентирующего педагогов на
внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Система обучения при помощи информационных и электронных технологий уже
пользуются высоким спросом и занимает
первые места по эффективности передачи
материала читателю [2].
Несмотря на огромные потоки информации вокруг, обучающиеся не любят эти
большие тексты, но с интересом воспринимают наглядную информацию как одну
из форм передачи знаний. Одним из таких
новых форматов передачи информации –
являются мультимедийные лонгриды, которые могут быть применены в обучении
школьников, а также в профессиональном
развитии педагогов.
Мультимедийный лонгри́д (longread,
long read, «долгое чтение») – формат подачи материалов в интернете, при котором большое количество текста разбито на
части с помощью различных элементов:
фото, видео, инфографика. Этот приём
пришёл из журналистики и активно применяется в сфере образования, так как позволяет учащемуся глубоко погрузиться
в тему урока, имея возможность изучить
материал в расширенном интерактивном
формате, где обычный текстовый материал преобразован в мультимедийный формат [3].
Зайдя на страницу мультимедийного лонгрида, ученик имеет возможность
3(41)/2023
45
быстро пролистать текст и выбрать тот
раздел в теме, который его интересует на
данный момент времени. Но это вовсе не
исключает того, чтобы позже вернуться на
страничку и выборочно почитать что-то
ещё по интересующей теме. Продуктивно
использовать лонгрид на уроке, где чтение
текстов и объяснение материала будут сопровождаться фотографиями, видеофильмами, музыкой, слайд-шоу, картами и т. д.
Так же работа обучающихся над докладами, сообщениями, работа над проектами
или выполнение других заданий, которые
им предлагают педагоги. Можно не только пользоваться готовыми лонгридами, но
и учить составлять их обучающихся.
Лонгрид имеет определённую структуру, которой надо придерживаться при его
составлении. Любой лонгрид должен содержать:
• ситуацию, то есть, сюжет;
• событие, которое включает эпизоды;
• детализированный текст, который
можно дополнить медиаматериалами;
• достаточное количество справочной
информации.
Имеются критерии выбора сюжета для
лонгрида, которые включают наличие ситуации, проблемы, героя в истории, потенциал и вероятность визуализации, актуальность и реалистичность контента. Для
составления лонгрида лучше всего подойдут репортажи, статьи. Важно отметить,
что лонгрид является хорошо составленной и продуманной историей, содержащей
необходимую информацию, а не просто
текст, состоящий из огромного количества
символов. Для того чтобы создать качест
венную и глубокую историю, необходимо
следовать структуре и этапам написания
лонгрида [4].
Как правило, выделяют 3 основных этапа, которым нужно следовать при составлении лонгрида.
Первый этап – этап планирования, кото-
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая наука и практика
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
46
Педагогическая наука и практика
рому нужно уделить особое внимание, так
как этот этап включает в себя выбор темы
и сюжета, и ее предварительное исследование, и включает следующие моменты:
• разработка идеи или выбор темы, которую нужно изучить со своими учениками;
• подбор концепции подачи материала;
• выбор целевой аудитории, анализ
преимуществ и недостатков предполагаемого контента;
• прогнозирование, создание сценария
работы над материалом.
Оценив визуальный потенциал лонгрида и определив, какие элементы можно
воплотить в видеоформате, с помощью фотографий, провести оценку возможности
использования графики и ярких визуальных элементов, которые раскроют все содержание заданной темы и будут интересны обучающимся. Необходимо определить
соответствующие аудиовизуальные сопровождающие, главное – учитывать соотношение формата и содержания.
На втором этапе составления лонгрида
происходит его создание. На этапе создания проводится следующая работа:
• вырабатываются ряд технических задач;
• анализ и сортировка собранного материала;
• корректировка концепции лонгрида и
его раскадровки;
• создание обновленного «скелета»
контента;
• формирование второго блока технических заданий;
• работа с собранным мультимедийным материалом (редакция фото-, аудио- и
текстового материала);
• сбор лонгрида из отдельных частей
согласно раскадровке.
Во время составления лонгрида нужно
помнить, что сюжет, сопровождающие материалы и мультимедиа должны работать
друг на друга, а не наоборот, должна присутствовать логическая связь между параграфами: важно сделать лонгрид содержательным, содержащим только интересную
и релевантную информацию.
Второй этап является ключевым при
разработке лонгрида. На данном этапе автор работает над созданием содержания,
другими словами, определяет и описывает
контент. Заключительным этапом составления лонгрида является публикация. Это
– финальный этап создания лонгрида, где
осуществляется тестирование лонгрида на
различных интернет-платформах. После
завершения финального этапа – апробации
лонгрида – его можно опубликовать и применять на уроках.
Ниже представлен ряд рекомендаций,
содержащих вопросы, на которые можно
ссылаться при составлении лонгрида:
• Что конкретно и с какой целью я хочу
представить читателю / обучающемуся?
• Кто главный герой истории, и насколько он может быть интересен читателю / обучающемуся?
• Какие проблемы отражает история?
• Какова роль каждого элемента истории?
Лонгриды обладают огромным дидактическим потенциалом. Пройдет время, и
они станут одним из трендов электронного
обучения, которое приобретает все большую популярность. В каких случаях учебный проект стоит представить в форме
лонгрида? Их немало. Вот лишь некоторые
примеры.
1.Рассказ о великой личности или ярком
историческом событии.
2.Изложение новой теории.
3.Сложный практический учебный кейс.
4.Результаты аналитического исследования некоторой научной проблемы.
5.Экспертная оценка того или иного
процесса и явления.
Лонгрид можно рассматривать не толь3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
3(41)/2023
Все выше сказанное позволяет сделать
вывод, что применение лонгрида в образовательном процессе является актуальным,
так как эта технология значительно облегчает процесс восприятия информации и запоминания материала, позволяя выходить
из рамок обыденного представления подачи текстового материала [5].
В заключение хотелось бы подчеркнуть,
что мультимедийный лонгрид может являться альтернативой традиционным
методам передачи растущего потока информации, а в будущем, возможно, стать
основной формой работы с текстом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Черниговская Т.В. О книгах, чтении
и интеллекте [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http:// www.knigikratko.
ru/articles/12-razoblachayushhihcitatnejrolingvista-tatyany-chernigovskoj-oknigahchtenii-i-intellekte (дата обращения:
10.08.2023 г.).
2.Булатова Е.К. Лонгрид как артефакт
новой книжности (рус.) // Филологический
дискурс. – 2016. – № 13. – C.121.
3.Донскова О.В. Новые формы передачи знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.youtube.com/
watch?v=3hr-3R4CPxI (дата обращения:
10.08.2023 г.).
4.Галустян А.А., Кульчицкая Д.Ю. Как
делать мультимедийные лонгриды? Практическое пособие по созданию материалов
для онлайн - СМИ. – М.: МГУ, 2015. – 44 с.
5.Юсупова З.Д., Пименова Т.С. Современные методы работы с источниками
информации в процессе обучения//Просвещение и познание: электрн. науч. журнал. – 2021. – №5 С. 2-3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
sovremennye-metody-raboty-s-istochnikamiinformatsii-v-protsesse-obucheniya
(дата
обращения: 14.12.2022 г.).
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ко как учебный текст, оснащённый видео
- и фотоматериалами, инфографикой, являющийся в настоящее время очень популярным средством визуализации, с включением в него слайд-шоу, 3D-панорам,
карт, схем и других форм подачи материала
в рамках одной темы. Разнообразие предлагаемого учебного материала на уроке
– главная идея лонгрида. Можно использовать все способы передачи информации:
традиционные тексты со статичными иллюстрациями и мультимедийные средства
для полного раскрытия изучаемой темы.
Мультимедийными эффектами можно подчеркнуть важность изучаемого материала.
Жанры лонгрида – статья, репортаж.
Главная специфика репортажа заключается в эмоциональности, с которой автор
подаёт материал, а для потребителя этой
информации важен эффект присутствия.
Лонгридом может быть портрет, автобиографические зарисовки.
Помимо традиционных журналистских
лонгридов многие авторы рассматривают
лонгрид-реконструктор, когда материал
является реконструкцией цепи событий и
попыткой проанализировать это событие,
его причины, последствия. Как пример для
учителя литературы, можно создать лонгрид одной книги, лонгрид творчества автора, даже лонгрид целого литературного
направления или литературной эпохи.
Самостоятельный поиск информации
обучающимися рассматривает как непременное условие образовательного процесса. Для современного школьника актуально
уметь общаться со сверстниками в цифровом мире, престижно создавать мультимедийные продукты. 30 % юных авторов
создают сообщества в социальных сетях,
статьи и другой контент для публикации
тематических материалов. 70 % юных «медийщиков» разрабатывают мультимедийные лонгриды для публикации материалов
по различным темам.
47