УДК0045, 372.881.шл, 373Л67Л:Ш.Ш Ю.В. Гольчевский,
Н.А. Грицишина
Мультимедийный диск как средство повышения эффективности использования технологии workshop
В данной работе затронуты вопросы применения мультимедийного диска для повышения эффективности использования workshop технологии обучения английскому языку.
Ключевые слова: обучение английскому языку, Workshop Technology AndLeadership Skills, мультимедийный диск.
MULTIMEDIA DISK AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE WORKSHOP TECHNOLOGY
In this paper the problems of a multimedia disk application in order to increase the efficiency of the use of the workshop technology in teaching English are covered. Keywords: English language training, workshop technology and leadership skills development, multimedia disk.
Введение
Английский язык является языком мирового значения - более 400 миллионов жителей мира считают его родным, свыше миллиарда людей владеют им как иностранным или вторым языком. Знание английского языка открывает двери во многие страны мира, в сферы международного бизнеса и образования.
Существует множество традиционных и новых методик обучения английскому языку. Одна из перспективных - организация и проведение workshop. Данная методика направлена на формирование не только языковых навыков, но и профессиональных коммуникативных компетенций. Чтобы особенности технологии workshop стали доступными преподавателям и обучающимся, необходим эффективный способ подачи данной методики, и один из таких способов - создание и использование мультимедийного диска со всеми материалами данной методики. Такой диск «WORKSHOP TECHNOLOGY Ме-
тодика обучения английскому языку» был совместно разработан кафедрой лингвистики и межкультур-ных коммуникаций (ЛиМК) и кафедрой информационных систем Сыктывкарского государственного университета (СыктГУ).
Цель представленной статьи -описать методику развития иноязычных компетенций с помощью технологии workshop на основе представления материалов с использованием мультимедийного диска.
1. О технологии Workshop
В процессе преподавания иностранного языка в СыктГУ студентам специальностей «Международные отношения», «Политология», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и некоторых других, а также при повышении квалификации преподавателей английского языка необходимо уделять внимание формированию не просто языковых навыков, а более сложных комплексов знаний - профессиональных коммуникативных компетенций.
В ходе обучения важно максимально подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности на иностранном языке и развить соответствующие профессиональные свойства личности, в частности лидерские качества, умение решать проблемы, доказывать и аргументировать свою точку зрения, строить стратегии и тактику переговоров, работать в группе, в том числе незнакомой и разновозрастной.
Требованием современности является применение новых технологий, дающих возможность формировать и контролировать не просто знания и умения, а разнообразные компетенции. Поэтому к традиционным приемам обучения иностранным языкам нужно добавлять и новые, современные методики, которые позволяют развить профессиональные коммуникативные компетенции, формировать особенное мировоззрение и черты характера.
С этой целью на кафедре ЛиМК организуются занятия на основе применении технологии обучения workshop, созданной на кафе-
Ю.В. Гольчевский,
к.ф.-м.н., доцент кафедры информационных систем Тел.: 8 (8212) 48-67-20 E-mail: [email protected] ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный университет» http://www.syktsu.ru
Н.А. Грицишина,
старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций Тел.: 8 (963) 557-68-47 E-mail: [email protected] ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» http://www.syktsu.ru
дре [1]. Данная технология (методика) основана на современных компетентностных подходах к обучению и зарекомендовала себя как весьма эффективная. Поэтому возникает необходимость ее описания и доступной презентации студентам и преподавателям. На кафедре ЛиМК было разработано методическое пособие, которое предлагает рассмотреть методику и этапы проведения нетрадиционных занятий по английскому языку в форме workshop. Оно было реализовано в виде мультимедийного диска.
Workshop - это нетрадиционный урок, основанный на многоплановой дидактической и психологической деятельности, направленной на решение определенной проблемы, и организованный соответствующим образом. Под многоплановой деятельностью понимаются различные профессионально ориентированные виды работы: технологии знакомства и расположения аудитории, мозговой штурм, подготовка публичной речи, инсценировки, анкетирование, компьютерные презентации, викторины и другие. Конечной целью workshop может быть задача убедить аудиторию, заключить некоторое соглашение, выполнить проект, обсудить что-либо и прийти к общему выводу. Конечный результат является и целью и критерием оценки workshop. Если он не удовлетворяет образовательным потребностям, он не может считаться успешным.
Одно занятие, как правило, длится 30-40 минут, в то время как процесс его подготовки может занять несколько месяцев: необходимо обдумать тему будущего workshop-занятия, найти всю необходимую информацию, спланировать этапы работы, обдумать технологии, которые помогут решить поставленные задачи, создать наглядные материалы (видео, аудио, презентации, изображения) с целью максимально эффективно влиять на аудиторию и многое другое. Сам процесс организации workshop-сессии является сложным и многоплановым, проходит в несколько этапов. Каждый из них имеет собственные методические задачи и учебные результаты.
В конечном итоге такие разработки становятся исключительно полезными дидактическими произведениями, включающими план занятия, фильмы, компьютерные презентации, постеры, поделки, анкеты и т.п. Основные роли играют модераторы и команда, которым рекомендуется привлекать участников разного возраста, разного статуса (например, студентов и учащихся школ), желательно, не знакомых друг с другом.
Основным критерием для выбора темы служит ее актуальность и интерес, который она представляет для аудитории. Свобода выбора значительно повышает мотивацию обучаемых, так как им не приходится работать над теоретической отвлеченной проблемой.
За этим следует этап подготовки - проводится исследование, в ходе которого студенты работают с разнообразными источниками информации, проводят опросы, снимают видео и т.п.
Ход проведения аудиторного занятия имеет определенную структуру:
• знакомство, приемы «разогрева» аудитории;
• основная часть, когда ведущие формулируют проблему и работают с аудиторией. Сюда входят: речь модератора, фильм/ презентация, дискуссия и другие виды работ с аудиторией;
• выполнение проекта слушателями;
• подведение итогов, сбор мнений аудитории.
В ходе проведения занятия происходит взаимодействие ведущих и аудитории и данную интеракцию невозможно предугадать и запланировать. Тем самым выполняется важная методическая функция речевого упражнения. При обсуждении актуальных, значимых проблем студенты применяют иностранный язык в естественных условиях, испытывая истинный, неусловный позыв к этому. Причем успех собственного речевого акта, снятие барьеров языковой боязни и страха совершения ошибки, получения плохой оценки за свой ответ значительно повышают мотивацию, создают ситуацию успеш-
Рис. 1. Схема процесса обучения с применением методики Workshop Technology без мультимедийного диска
ности и удовольствия от собственных знаний.
Одной из задач учебных занятий является убедить аудиторию в чем-либо, привести ее к определенному решению, убедить ее в правильности своей точки зрения. Данная задача ставится для развития лидерских качеств, способности убеждать и вести за собой, ораторского искусства и т.п.
Заключительным и важным этапом workshop является обратная связь и анализ. При оценке нельзя забывать, что результат часто может быть непредсказуемым. Он происходит в условиях естественной речевой интеракции и происходит в той форме, в том темпе, которых руководитель часто и не ожидает. Поэтому workshop оценивается комплексно и во внимание берутся все этапы и особенности проведения.
Более подробно о технологии проведения workshop-занятий написано в работе [1] и в материалах диска, куда вошли методические рекомендации, опубликованные научные статьи и видеозапись выступления на конференции, а также методические рекомендации разработчиков методики, дающие пошаговое описание задач и приемов каждого этапа работы.
Для эффективного применения технологии workshop необходимо, чтобы все материалы были легко доступны и представлены в некоем едином стиле. Например, workshop может быть представлен в виде интернет-ресурса или, как в нашем случае, мультимедийного диска. Задачами этого ресурса или диска являются:
• представление всей собранной информации в логически связанной, упорядоченной, легко реализуемой и контролируемой последовательности;
• придание материалам красивого, наглядного, законченного вида;
• оптимизация процесса проведения уроков.
Критерии, которым должен удовлетворять учебный мультимедийный диск, а также методы оценки качества не являются новыми и подробно описаны, например, в работах [2-4] и других.
Чтобы оценить эффективность представленного проекта, проанализируем, как происходит процесс презентации методики workshop без использования диска и с диском на основе построения диаграмм Swim Line, которые применяются для улучшения понимания и явного описания роли и ответственности исполнителей в конкретной технологической операции, сочетает в себе возможности функционального моделирования, описания потоков данных и потоков работ [5].
Процесс презентации методики проведения занятий без мультимедийного диска можно описать с помощью схемы, представленной на рис. 1.
В основном все функции выполняет «Преподаватель»: подбирает необходимые материалы для
демонстрации, в зависимости от вида материалов выбирает способ их передачи аудитории (например, в виде презентаций, видеороликов, доклада и т.д.) и наличие необходимых технических средств (проектора, компьютера и т.д.) Следующий шаг - непосредственная передача соответствующей информации, в этом участвуют и «Преподаватель» и «Контактная аудитория», после чего слушатели формируют свои отзывы, касающиеся проведенной презентации. «Преподаватель» собирает и изучает эти отзывы и добавляет их в базу с накопленными ранее материалами по методике Workshop Technology.
Схема процесса проведения занятий, основанного на использовании мультимедийного диска, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема процесса обучения с применением методики Workshop Technology и мультимедийным диском
ческих средств и т.п. Кроме этого, диск позволяет ознакомиться с данной методикой самостоятельно. Эффективность такого подхода и размещения информации на некоторый мультимедийный диск неоднократно доказана в программах обучения, например
в [6].
Также для описания процесса нами построена UML-диаграмма прецедентов, которая предназначена для отражения функциональности системы [5]. Эта диаграмма представлена на рис. 3.
Прецеденты данной диаграммы - это функции, изображенные на диаграммах Swim Line на рис.
1, 2.
В качестве инструментария разработки были выбраны простые средства: язык разметки гипертекста HTML, каскадные таблицы стилей CSS и скриптовый язык JavaScript.
Выбор инструментария осуществлялся исходя из требований простоты и понятности конечного программного продукта, нетребовательности к наличию специальных аппаратных средств или программных продуктов на компьютере пользователей, кроссплатфор-менности, отсутствия необходимости в установке программных модулей, необходимых для работы диска.
Созданный таким образом мультимедийный диск можно просматривать на любом компьютере, где установлены интернет-браузер и программы, позволяющие открывать видеоролики, аудиоматериалы
Исполнители останутся прежними, но функции их изменятся. Пропадает необходимость поиска материалов в разных папках, на разных носителях, вся необходимая информация собрана и структурирована на диске. Достаточно лишь запустить его, выбрать необходимый раздел и изучить его. Это существенно экономит время и делает обучение более эффективным и наглядным. Также использование диска избавляет от таких операций, как выбор способа показа материалов, проверка наличия необходимых техни-
Рис. 3. Диаграмма прецедентов процесса обучения английскому языку с применением методики Workshop Technology
и документы Microsoft Office (текстовые и презентации).
Кроме того, созданные материалы при необходимости могут быть легко трансформированы в интернет-ресурс.
Общая структура диска имеет вид, представленный на рис. 4. Для иллюстрации здесь приводятся оригинальные практические разработки студентов, которые, в свою очередь, являются уникальными учебными пособиями, имеющими богатый спектр применения и рассчитанными на широкую аудиторию.
Данный диск может представлять интерес в первую очередь для преподавателей иностранного языка и методистов. Материалы диска также полезны студентам специальностей «Теория и методика преподавания иностранных язы-
Рис. 5. Дизайн страниц диска Workshop Technology
Рис. 4. Структура мультимедийного диска Workshop Technology
ков и культур», «Международные отношения». Здесь собраны работы студентов данных специальностей, включающие сценарии их workshop-занятий, студенческие фильмы, отзывы участников и са-моанализы. Изучение данных материалов поможет составить полную картину проводимых мероприятий в рамках workshop-сессий, увидеть возможные трудности, отметить недостатки и правильно выстроить собственную работу.
2. Интерфейс мультимедийного диска
Кратко представим диск с точки зрения дизайна и оконных форм. Ниже, на рис. 5, приведен пример дизайна страниц диска.
В верхней части всегда присутствует меню, благодаря которому можно в любой момент попасть в один из четырех основных разделов диска (см. рис. 4). Справа располагается картинка-ссылка на содержание, которое соответствует схеме, приведенной на рис. 4, и ссылка на страницу с информацией о данном проекте.
Слева присутствует выдвижная панель с расположенными на ней ссылками на приложения для различных уроков. В состоянии покоя панель изображается в виде не-
большой стрелки (см. рис. 5 снизу), а если навести на нее курсор мышки, то панель выдвигается (см. рис. 5 сверху).
На диске размещено некоторое количество фотографий. Использован стандартный подход к фотога-
лереям - миниатюра и крупное изображение при щелчке (рис. 6).
Заключение
Создание мультимедийного диска открывает широкие перспективы дальнейшего развития и широкого
использования технологии workshop. С его помощью стало возможным более эффективно проводить обучающие семинары для студентов и преподавателей в рамках тренингов и курсов повышения квалификации. Создание интернет-ресурса на основе диска позволит охватить более масштабную аудиторию.
Мультимедийный диск
«WORKSHOP TECHNOLOGY Методика обучения английскому языку» был представлен на XVII международной ежегодной конференции Национальной ассоциации учителей английского языка (NATE) в городе Ярославле в мае 2012 года и заслужил высокую оценку специалистов в сфере обучения языкам и специалистов по лингвистике. Рекомендовано использование диска в различных регионах России с целью повышения квалификации преподавателей английского языка и внедрения новых перспективных методик обучения.
Все заинтересовавшиеся данным методом работы могут получить доступ к материалам диска, самостоятельно подробно ознакомиться с ними и использовать в своей работе.
Список литературы
1. Грицишина Н.А. Workshop Technology and Leadership Skills Development: Учебное пособие / Н.А. Грициши-на, О.Г. Минина. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2012. - 31 с.
2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. - 328 с.
3. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы создания открытых информационнообразовательных сред / Под ред. А.Н. Тихонова. - ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 719 с.
4. Козлова Е.И. Качество учебного электронного издания и технология его оценки // Университетская книга. -2010. - J№7. URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/ubook/2010/ubook20102540/ubook201025402864/ ubook2010254028642865/ (дата обращения: 20.07.2012).
5. Бабенко В.В. Практический анализ бизнес-процессов: сборник задач и упражнений. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2010. - 290 с.
6. Официальный сайт программы «Intel. Обучение для будущего». URL: http://www.iteach.ru/ (дата обращения: 20.07.2012).