Научная статья на тему 'Мультимедийный диск как средство повышения эффективности использования технологии workshop'

Мультимедийный диск как средство повышения эффективности использования технологии workshop Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДИСК / WORKSHOP TECHNOLOGY ANDLEADERSHIP SKILLS / ENGLISH LANGUAGE TRAINING / WORKSHOP TECHNOLOGY AND LEADERSHIP SKILLS DEVELOPMENT / MULTIMEDIA DISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольчевский Ю. В., Грицишина Н. А.

В данной работе затронуты вопросы применения мультимедийного диска для повышения эффективности использования workshop технологии обучения английскому языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольчевский Ю. В., Грицишина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA DISK AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE WORKSHOP TECHNOLOGY

In this paper the problems of a multimedia disk application in order to increase the efficiency of the use of the workshop technology in teaching English are covered

Текст научной работы на тему «Мультимедийный диск как средство повышения эффективности использования технологии workshop»

УДК0045, 372.881.шл, 373Л67Л:Ш.Ш Ю.В. Гольчевский,

Н.А. Грицишина

Мультимедийный диск как средство повышения эффективности использования технологии workshop

В данной работе затронуты вопросы применения мультимедийного диска для повышения эффективности использования workshop технологии обучения английскому языку.

Ключевые слова: обучение английскому языку, Workshop Technology AndLeadership Skills, мультимедийный диск.

MULTIMEDIA DISK AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE WORKSHOP TECHNOLOGY

In this paper the problems of a multimedia disk application in order to increase the efficiency of the use of the workshop technology in teaching English are covered. Keywords: English language training, workshop technology and leadership skills development, multimedia disk.

Введение

Английский язык является языком мирового значения - более 400 миллионов жителей мира считают его родным, свыше миллиарда людей владеют им как иностранным или вторым языком. Знание английского языка открывает двери во многие страны мира, в сферы международного бизнеса и образования.

Существует множество традиционных и новых методик обучения английскому языку. Одна из перспективных - организация и проведение workshop. Данная методика направлена на формирование не только языковых навыков, но и профессиональных коммуникативных компетенций. Чтобы особенности технологии workshop стали доступными преподавателям и обучающимся, необходим эффективный способ подачи данной методики, и один из таких способов - создание и использование мультимедийного диска со всеми материалами данной методики. Такой диск «WORKSHOP TECHNOLOGY Ме-

тодика обучения английскому языку» был совместно разработан кафедрой лингвистики и межкультур-ных коммуникаций (ЛиМК) и кафедрой информационных систем Сыктывкарского государственного университета (СыктГУ).

Цель представленной статьи -описать методику развития иноязычных компетенций с помощью технологии workshop на основе представления материалов с использованием мультимедийного диска.

1. О технологии Workshop

В процессе преподавания иностранного языка в СыктГУ студентам специальностей «Международные отношения», «Политология», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и некоторых других, а также при повышении квалификации преподавателей английского языка необходимо уделять внимание формированию не просто языковых навыков, а более сложных комплексов знаний - профессиональных коммуникативных компетенций.

В ходе обучения важно максимально подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности на иностранном языке и развить соответствующие профессиональные свойства личности, в частности лидерские качества, умение решать проблемы, доказывать и аргументировать свою точку зрения, строить стратегии и тактику переговоров, работать в группе, в том числе незнакомой и разновозрастной.

Требованием современности является применение новых технологий, дающих возможность формировать и контролировать не просто знания и умения, а разнообразные компетенции. Поэтому к традиционным приемам обучения иностранным языкам нужно добавлять и новые, современные методики, которые позволяют развить профессиональные коммуникативные компетенции, формировать особенное мировоззрение и черты характера.

С этой целью на кафедре ЛиМК организуются занятия на основе применении технологии обучения workshop, созданной на кафе-

Ю.В. Гольчевский,

к.ф.-м.н., доцент кафедры информационных систем Тел.: 8 (8212) 48-67-20 E-mail: [email protected] ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный университет» http://www.syktsu.ru

Н.А. Грицишина,

старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций Тел.: 8 (963) 557-68-47 E-mail: [email protected] ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» http://www.syktsu.ru

дре [1]. Данная технология (методика) основана на современных компетентностных подходах к обучению и зарекомендовала себя как весьма эффективная. Поэтому возникает необходимость ее описания и доступной презентации студентам и преподавателям. На кафедре ЛиМК было разработано методическое пособие, которое предлагает рассмотреть методику и этапы проведения нетрадиционных занятий по английскому языку в форме workshop. Оно было реализовано в виде мультимедийного диска.

Workshop - это нетрадиционный урок, основанный на многоплановой дидактической и психологической деятельности, направленной на решение определенной проблемы, и организованный соответствующим образом. Под многоплановой деятельностью понимаются различные профессионально ориентированные виды работы: технологии знакомства и расположения аудитории, мозговой штурм, подготовка публичной речи, инсценировки, анкетирование, компьютерные презентации, викторины и другие. Конечной целью workshop может быть задача убедить аудиторию, заключить некоторое соглашение, выполнить проект, обсудить что-либо и прийти к общему выводу. Конечный результат является и целью и критерием оценки workshop. Если он не удовлетворяет образовательным потребностям, он не может считаться успешным.

Одно занятие, как правило, длится 30-40 минут, в то время как процесс его подготовки может занять несколько месяцев: необходимо обдумать тему будущего workshop-занятия, найти всю необходимую информацию, спланировать этапы работы, обдумать технологии, которые помогут решить поставленные задачи, создать наглядные материалы (видео, аудио, презентации, изображения) с целью максимально эффективно влиять на аудиторию и многое другое. Сам процесс организации workshop-сессии является сложным и многоплановым, проходит в несколько этапов. Каждый из них имеет собственные методические задачи и учебные результаты.

В конечном итоге такие разработки становятся исключительно полезными дидактическими произведениями, включающими план занятия, фильмы, компьютерные презентации, постеры, поделки, анкеты и т.п. Основные роли играют модераторы и команда, которым рекомендуется привлекать участников разного возраста, разного статуса (например, студентов и учащихся школ), желательно, не знакомых друг с другом.

Основным критерием для выбора темы служит ее актуальность и интерес, который она представляет для аудитории. Свобода выбора значительно повышает мотивацию обучаемых, так как им не приходится работать над теоретической отвлеченной проблемой.

За этим следует этап подготовки - проводится исследование, в ходе которого студенты работают с разнообразными источниками информации, проводят опросы, снимают видео и т.п.

Ход проведения аудиторного занятия имеет определенную структуру:

• знакомство, приемы «разогрева» аудитории;

• основная часть, когда ведущие формулируют проблему и работают с аудиторией. Сюда входят: речь модератора, фильм/ презентация, дискуссия и другие виды работ с аудиторией;

• выполнение проекта слушателями;

• подведение итогов, сбор мнений аудитории.

В ходе проведения занятия происходит взаимодействие ведущих и аудитории и данную интеракцию невозможно предугадать и запланировать. Тем самым выполняется важная методическая функция речевого упражнения. При обсуждении актуальных, значимых проблем студенты применяют иностранный язык в естественных условиях, испытывая истинный, неусловный позыв к этому. Причем успех собственного речевого акта, снятие барьеров языковой боязни и страха совершения ошибки, получения плохой оценки за свой ответ значительно повышают мотивацию, создают ситуацию успеш-

Рис. 1. Схема процесса обучения с применением методики Workshop Technology без мультимедийного диска

ности и удовольствия от собственных знаний.

Одной из задач учебных занятий является убедить аудиторию в чем-либо, привести ее к определенному решению, убедить ее в правильности своей точки зрения. Данная задача ставится для развития лидерских качеств, способности убеждать и вести за собой, ораторского искусства и т.п.

Заключительным и важным этапом workshop является обратная связь и анализ. При оценке нельзя забывать, что результат часто может быть непредсказуемым. Он происходит в условиях естественной речевой интеракции и происходит в той форме, в том темпе, которых руководитель часто и не ожидает. Поэтому workshop оценивается комплексно и во внимание берутся все этапы и особенности проведения.

Более подробно о технологии проведения workshop-занятий написано в работе [1] и в материалах диска, куда вошли методические рекомендации, опубликованные научные статьи и видеозапись выступления на конференции, а также методические рекомендации разработчиков методики, дающие пошаговое описание задач и приемов каждого этапа работы.

Для эффективного применения технологии workshop необходимо, чтобы все материалы были легко доступны и представлены в некоем едином стиле. Например, workshop может быть представлен в виде интернет-ресурса или, как в нашем случае, мультимедийного диска. Задачами этого ресурса или диска являются:

• представление всей собранной информации в логически связанной, упорядоченной, легко реализуемой и контролируемой последовательности;

• придание материалам красивого, наглядного, законченного вида;

• оптимизация процесса проведения уроков.

Критерии, которым должен удовлетворять учебный мультимедийный диск, а также методы оценки качества не являются новыми и подробно описаны, например, в работах [2-4] и других.

Чтобы оценить эффективность представленного проекта, проанализируем, как происходит процесс презентации методики workshop без использования диска и с диском на основе построения диаграмм Swim Line, которые применяются для улучшения понимания и явного описания роли и ответственности исполнителей в конкретной технологической операции, сочетает в себе возможности функционального моделирования, описания потоков данных и потоков работ [5].

Процесс презентации методики проведения занятий без мультимедийного диска можно описать с помощью схемы, представленной на рис. 1.

В основном все функции выполняет «Преподаватель»: подбирает необходимые материалы для

демонстрации, в зависимости от вида материалов выбирает способ их передачи аудитории (например, в виде презентаций, видеороликов, доклада и т.д.) и наличие необходимых технических средств (проектора, компьютера и т.д.) Следующий шаг - непосредственная передача соответствующей информации, в этом участвуют и «Преподаватель» и «Контактная аудитория», после чего слушатели формируют свои отзывы, касающиеся проведенной презентации. «Преподаватель» собирает и изучает эти отзывы и добавляет их в базу с накопленными ранее материалами по методике Workshop Technology.

Схема процесса проведения занятий, основанного на использовании мультимедийного диска, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема процесса обучения с применением методики Workshop Technology и мультимедийным диском

ческих средств и т.п. Кроме этого, диск позволяет ознакомиться с данной методикой самостоятельно. Эффективность такого подхода и размещения информации на некоторый мультимедийный диск неоднократно доказана в программах обучения, например

в [6].

Также для описания процесса нами построена UML-диаграмма прецедентов, которая предназначена для отражения функциональности системы [5]. Эта диаграмма представлена на рис. 3.

Прецеденты данной диаграммы - это функции, изображенные на диаграммах Swim Line на рис.

1, 2.

В качестве инструментария разработки были выбраны простые средства: язык разметки гипертекста HTML, каскадные таблицы стилей CSS и скриптовый язык JavaScript.

Выбор инструментария осуществлялся исходя из требований простоты и понятности конечного программного продукта, нетребовательности к наличию специальных аппаратных средств или программных продуктов на компьютере пользователей, кроссплатфор-менности, отсутствия необходимости в установке программных модулей, необходимых для работы диска.

Созданный таким образом мультимедийный диск можно просматривать на любом компьютере, где установлены интернет-браузер и программы, позволяющие открывать видеоролики, аудиоматериалы

Исполнители останутся прежними, но функции их изменятся. Пропадает необходимость поиска материалов в разных папках, на разных носителях, вся необходимая информация собрана и структурирована на диске. Достаточно лишь запустить его, выбрать необходимый раздел и изучить его. Это существенно экономит время и делает обучение более эффективным и наглядным. Также использование диска избавляет от таких операций, как выбор способа показа материалов, проверка наличия необходимых техни-

Рис. 3. Диаграмма прецедентов процесса обучения английскому языку с применением методики Workshop Technology

и документы Microsoft Office (текстовые и презентации).

Кроме того, созданные материалы при необходимости могут быть легко трансформированы в интернет-ресурс.

Общая структура диска имеет вид, представленный на рис. 4. Для иллюстрации здесь приводятся оригинальные практические разработки студентов, которые, в свою очередь, являются уникальными учебными пособиями, имеющими богатый спектр применения и рассчитанными на широкую аудиторию.

Данный диск может представлять интерес в первую очередь для преподавателей иностранного языка и методистов. Материалы диска также полезны студентам специальностей «Теория и методика преподавания иностранных язы-

Рис. 5. Дизайн страниц диска Workshop Technology

Рис. 4. Структура мультимедийного диска Workshop Technology

ков и культур», «Международные отношения». Здесь собраны работы студентов данных специальностей, включающие сценарии их workshop-занятий, студенческие фильмы, отзывы участников и са-моанализы. Изучение данных материалов поможет составить полную картину проводимых мероприятий в рамках workshop-сессий, увидеть возможные трудности, отметить недостатки и правильно выстроить собственную работу.

2. Интерфейс мультимедийного диска

Кратко представим диск с точки зрения дизайна и оконных форм. Ниже, на рис. 5, приведен пример дизайна страниц диска.

В верхней части всегда присутствует меню, благодаря которому можно в любой момент попасть в один из четырех основных разделов диска (см. рис. 4). Справа располагается картинка-ссылка на содержание, которое соответствует схеме, приведенной на рис. 4, и ссылка на страницу с информацией о данном проекте.

Слева присутствует выдвижная панель с расположенными на ней ссылками на приложения для различных уроков. В состоянии покоя панель изображается в виде не-

большой стрелки (см. рис. 5 снизу), а если навести на нее курсор мышки, то панель выдвигается (см. рис. 5 сверху).

На диске размещено некоторое количество фотографий. Использован стандартный подход к фотога-

лереям - миниатюра и крупное изображение при щелчке (рис. 6).

Заключение

Создание мультимедийного диска открывает широкие перспективы дальнейшего развития и широкого

использования технологии workshop. С его помощью стало возможным более эффективно проводить обучающие семинары для студентов и преподавателей в рамках тренингов и курсов повышения квалификации. Создание интернет-ресурса на основе диска позволит охватить более масштабную аудиторию.

Мультимедийный диск

«WORKSHOP TECHNOLOGY Методика обучения английскому языку» был представлен на XVII международной ежегодной конференции Национальной ассоциации учителей английского языка (NATE) в городе Ярославле в мае 2012 года и заслужил высокую оценку специалистов в сфере обучения языкам и специалистов по лингвистике. Рекомендовано использование диска в различных регионах России с целью повышения квалификации преподавателей английского языка и внедрения новых перспективных методик обучения.

Все заинтересовавшиеся данным методом работы могут получить доступ к материалам диска, самостоятельно подробно ознакомиться с ними и использовать в своей работе.

Список литературы

1. Грицишина Н.А. Workshop Technology and Leadership Skills Development: Учебное пособие / Н.А. Грициши-на, О.Г. Минина. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2012. - 31 с.

2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. - 328 с.

3. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы создания открытых информационнообразовательных сред / Под ред. А.Н. Тихонова. - ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 719 с.

4. Козлова Е.И. Качество учебного электронного издания и технология его оценки // Университетская книга. -2010. - J№7. URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/ubook/2010/ubook20102540/ubook201025402864/ ubook2010254028642865/ (дата обращения: 20.07.2012).

5. Бабенко В.В. Практический анализ бизнес-процессов: сборник задач и упражнений. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2010. - 290 с.

6. Официальный сайт программы «Intel. Обучение для будущего». URL: http://www.iteach.ru/ (дата обращения: 20.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.