Научная статья на тему 'Мультимедийные учебно-тренажерные комплексы для подготовки специалистов в нефтегазоперерабатывающей отрасли'

Мультимедийные учебно-тренажерные комплексы для подготовки специалистов в нефтегазоперерабатывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / INTERACTIVE FORM OF TRAINING / PREPARATION OF TECHNICAL EXPERTS / OIL AND GAS EXTRACTION INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкин А. К., Заец Р. М., Мовсумзаде Э. М.

Проанализированы методы использования современных технологий в образовательной деятельности и подготовке технических специалистов для нефтегазоперерабатывающей отрасли отечественной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкин А. К., Заец Р. М., Мовсумзаде Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TRAINING COMPLEXES FOR PREPARATION OF EXPERTS FOR PETROLEUM AND GAS PROCESSING INDUSTRIES

Methods of use of modern technologies in educational activity and preparation of technical experts for petroleum and gas processing industries are analysed.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные учебно-тренажерные комплексы для подготовки специалистов в нефтегазоперерабатывающей отрасли»

УДК 629.039.58

А. К. Белкин, Р. М. Заец, Э. М. Мовсумзаде

Мультимедийные учебно-тренажерные комплексы для подготовки специалистов в нефтегазоперерабатывающей отрасли

ОАО «СибурТюменьГаз», ООО «Сибур» 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 16, корп. 1, тел.-факс (095) 718-79-05

Проанализированы методы использования современных технологий в образовательной деятельности и подготовке технических специалистов для нефтегазоперерабатывающей отрасли отечественной индустрии.

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, подготовка технических специалистов, нефтегазодобывающая промышленности

Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходиться сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.

Адольф Дистервег

Известно, что использование интерактивных форм обучения, которые поддерживаются в мультимедийных учебно-тренажерных комплексах, стимулирует творческую деятельность учащихся и во многом обеспечивает их запросы в процессе обучения. При создании в электронном виде учебного материала для технических дисциплин очевидны преимущества аудиовизуального представления наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых объектов, явлений, процессов. Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой не только для высшей школы, но и важнейшей социально-экономической задачей всего общества. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышения их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности. Процесс обучения студентов заключается в использовании различных приемов и методик передачи знаний 1. Первым актом в обучении является доведение учебной информации до студентов, но в то же время, это не только сообщение и усвоение знаний, привитие навыков и умений. Следовательно, это сложная система организации, управления и развития познава-

тельной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования знаний специалиста высшей квалификации. Такая система требует особой организации учебного процесса, всесторонней оценки возможностей средств, форм и методов обучения. Ведь обучаемый должен сначала воспринять содержание, осмыслить его, затем запомнить, и, наконец, научиться применять его на практике. В условиях возрастающего информационного потока все сложнее обеспечить высокий уровень образования, применяя для этой цели только традиционные методы обучения. Все это заставляет педагогов постоянно искать новые методы и формы образовательной деятельности, совершенствовать методику обучения, внедрять в учебный процесс более эффективные методы и средства с тем, чтобы активизировать процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков. А это предполагает организацию научно-обоснованного учебного процесса, соответствующего современным и перспективным направлениям науки и техники. Только обучение с широким, комплексным использованием разнообразных технических средств позволяет осуществить в учебных заведениях научную организацию труда студентов и преподавателей. Чтобы правильно решить эти вопросы, нужно тщательно пересмотреть организацию процесса обучения, методику и техническое оснащение лекционной аудитории, которая должна обеспечиваться звукотехническими и светопроекционными средствами передачи информации и другими наглядными устройствами, повышающими эффективность восприятия информации студентами. При этом они не должны заменять собой лекционные демонстрации, как основу иллюстративно-объяснительного метода обучения, а должны дополнять и поддерживать их.Для совершенствования учебного процесса необходим комплексный подход к процессу обучения с применением новейших технических средств обучения и информационных технологий.

Дата поступления 16.03.07

Башкирский химический журнал. 2007. Том 14. №4

Информационные технологии являются одним из способов решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Компьютер сегодня является одним из средств, активизирующих познавательную деятельность студента и позволяющих преподавателю рациональней использовать отведенное на занятия время. Наиболее разумным методом преподавания является метод, при котором основные элементы преподавания соответствуют основным элементам процесса научного познания. Основным источником научного познания является опыт. Но отдельно ни опыт, ни разум не имеют большой силы. Процесс мышления состоит в том, что опыт дает разуму пищу для размышления. Активизация мышления обучающегося происходит в результате внутренних усилий, связанных с решением поставленной задачи. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности студента; в других важен анализ знаний в предметной области; в-третьих, необходимо учесть психологические аспекты обучения 2. В качестве важнейших характеристик информационных технологий выделяют:

1. типы компьютерных обучающих систем (обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство);

2. обучающие средства;

3. инструментальные системы.

Таким образом, главное в информационных технологиях — это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, что подтверждает и определение: информационная технология обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии как применение технических средств в обучении, которые должны решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Педагогические технологии — это не просто использование технических средств обучения. Педагогические технологии — выявление принципов и разработка приемов оптимизации

образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность посредством оценки применяемых методов. Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер — это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи. Суть основного принципа системного внедрения компьютеров в образовательный процесс состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся приемы и методы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает более полное решение задач, которые, в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени), не решаются на текущий момент или решаются неполно, но решение которых вполне возможно с помощью компьютера 3. Для реализации указанной программы необходимо использовать компьютерное сопровождение, характерными особенностями которого, в отличие от традиционных способов обучения, являются следующие:

— состязательная активизация мышления;

— длительная и устойчивая активность обучаемого;

— творческий характер и эмоциональная окрашенность процессов принятия решений;

— повышение интенсификации мыследея-тельности.

Главным условием применения технических средств обучения является их педагогическая целесообразность. Только там они должны применяться, где их использование будет оправдано как с педагогической, так и с экономической точки зрения. Изучение сложных процессов в их динамике и взаимосвязи производится с привлечением таких технических средств как действующие макеты, стенды, диафильмы и кинофрагменты. Вместо сложных и дорогостоящих натурных экспериментов в вузах широко проводятся эксперименты с использованием электронных моделирующих устройств. Для механизации процесса сбора и обработки обратной информации от студентов к преподавателю стали широко применяться технические средства контроля. Таким образом, под техническими средствами обучения в учебном процессе следует понимать различные технические средства, способствующие более глубокому восприятию студентами учебной информации, привитию им практических навыков, а также технические средства

обратной связи. В зависимости от конкретных условий должно быть найдено место различным техническим средствам в учебном процессе и определена их роль в разнообразных формах учебной работы.

На базе учебно-курсового комбината ООО «Нижневартовский газоперерабатыва-щий комплекс» были предложены и введены в процесс обучения слесарей и прибористов цеха контрольно-измерительных приборов, мультимедийные учебные пособия, основанные на программном пакете MacromediaXFlash Mx. Пособия представляют собой виртуальную модель технического манометра МТ-160 (рис. 1) и стационарного газоанализатора контроля воздушной среды СТМ-10 (рис. 2). Они позволяют не только рассмотреть эти средства измерений в виде каких-то виртуальных объектов, но и понять принцип их действия, увидеть, что происходит внутри прибора в момент его работы. Преимущество этих пособий еще в том, что они могут быть использованы на любом информационном оборудовании, работающем под операционной системой Windows XP, никаких дополнительных установок программного пакета MacromediaXFlash Mx не требуется. То есть студент может прийти на лекцию с любым носителем информации и «положить этот тренажер себе в карман», это не только удобно, но и позволяет в любой момент воспользоваться знаниями, полученными на лекции, не читая конспект, а наглядно загрузив пособие на любом информационном оборудовании поддерживающим Windows XP, повторить полученные на лекции знания.

Таким образом, современные информационные технологии дают нам возможность не только создавать виртуальные модели в виде статичных рисунков тех или иных предметов, но «оживлять» их, что увеличивает качество подготовки специалиста той или иной сферы деятельности. Конечно, виртуальная модель не научит того же слесаря КИП правильно крутить гайки и завинчивать болты, но она поможет ему в осознании тех процессов, с которыми ему приходится сталкиваться в своей трудовой деятельности.

В данной статье приведен лишь пример того, как можно использовать современные технологии в образовательной деятельности и подготовке технических специалистов для нефтегазоперерабатывающей отрасли. В настоящее время в этой отрасли на смену всем управляемым процессам приходят автоматизированные системы управления, в связи с чем, на наш взгляд, должен и измениться подход к подготовке специалиста для этой отрасли. Сегодняшний «киповец» или технолог — это не только человек, который должен знать, как должен работать клапан или в какую трубу выходить газ, а уметь четко представлять весь процесс в малейших деталях современных технологий. Ведь руководители компаний и предприятий закупают с каждым днем все более совершенное и современное оборудование. А база лабораторий образовательных учреждений не может угнаться за большими деньгами нефтяных и газовых боссов. Поэтому мультимедийные тренажеры и пособия выглядят на этом фоне весьма при-

Рис. 2. Стационарный газоанализатор контроля воз-Рис. 1. Ман°метр технический МГ-Ш душной среды СТМ-10

емлемыми и спасительными не только для вузов или техникумов нашей страны, но и для учебных комбинатов внутри той или иной компании, предприятия. Не дадут же на предприятии в учебных целях разбирать тот же суперсовременный клапан, который стоит не малую сумму денег. А изучить его в мультемедийном пособии вполне реально и качественно для знаний специалиста. Конечно, встает вопрос, где найти специалиста по программированию, технологии, приборостроению, механике для создания виртуальных тренажеров. Вероятно, на каждом предприятии есть ведущие специалисты в этих видах деятельности,

которые вполне могли бы создать базу мультимедийных пособий для своего предприятия.

Литература

1. Забора И. Г. Учебно-тренажерный комплекс по электротехнике. «Информационные технологии в образовании // Сб. трудов XI Межд. конф. ИТО-2001.- М.: изд-во МИФИ, 2001.— Ч. III.- С. 26.

2. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.- М.: Филинъ, 2003.- 616 с.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие.- М.: изд-во «Академия», 2003.- 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.