Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании
Кротова Татьяна Викторовна, Дмитриев Юрий Александрович, Калинина Татьяна Валерьевна
ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, г.Москва
Ключевые слова:
мультимедийные технологии, мультимедийные презентации, дошкольное образование
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения мультимедийных технологий, в частности, мультимедийной презентации в системе дошкольного образования, преимущества и
сложности связанные с этим процессом.
Включение информационных технологий в систему образования любого уровня на сегодняшний день является одной из наиболее устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Из всех информационных каналов зрительный и слуховой являются самыми мощными. В связи с этим их использование в области образования посредством мультимедиа наиболее разработано. Мультимедийные технологии позволяют сделать обучение более эффективным, поскольку их применение помогает вовлечь в процесс восприятия информации большинство чувственных анализаторов обучаемого.
В условиях современного развивающегося информационного общества объективной необходимостью становится все более раннее овладение детьми компьютером, начиная со старшего дошкольного возраста. Сегодня в дошкольных образовательных организациях все более широко и успешно используются мультимедийные технологии. Они значительно обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более мотивированным, эффективным. Информационные технологии позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие познавательных способностей ребенка, обеспечивают формирование устойчивого интереса к новой информации. Они могут стать исключительно эффективными мотивирующими факторами познавательной деятельности детей, так как им нравится осваивать и использовать такие информационные инструменты и средства, которые помогают решать интересные творческие задачи и предоставляют невиданные ранее возможности для обучения. При этом существенно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень их познавательных возможностей, более эффективно развиваются способности дошкольников.
Использование новых разнообразных и непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей в процессе познания, помогает активизировать их произвольное внимание, содействует развитию всех психических процессов детей [2]. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход и позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, делают возможным для каждого обучаемого сделать выбор уровня сложности и темпа усвоения информации в соответствии с индивидуальными особенностями. Кроме того, для детей дошкольного возраста программный материал должен многократно повторяться, следовательно, большое значение имеет многообразие форм работы с уже освоенным.
Использование мультимедийных технологий нацелено на эффективное освоение детьми дошкольного возраста такой важной образовательной области, как познание, являющейся одной из важнейших среди приоритетных образовательных областей, определенных ФГОС ДОО [1].
Широкое применение мультимедиа средств в дошкольном образовании содействует успешному процессу подготовки детей к школьному обучению. Первоначальные основы информационной
культуры старших дошкольников выполняют пропедевтическую роль для дальнейшего преемственного развития информационной культуры младших школьников в процессе освоения такой важной образовательной области, как математика и информатика (ФГОС НОО).
Все перечисленные преимущества использования ИКТ в образовании дошкольников, как нельзя лучше соответствуют целям, предложенным в ФГОС ДОО[1].
Наиболее доступной и часто применяемой в системе дошкольного образования является мультимедийная презентация. Педагоги ДОО и родители детей неоднозначно оценивают эффективность использование мультимедийных средств в образовании дошкольников. Для нас было важно определить отношение и некоторые аспекты применения мультимедийных презентаций педагогами ДО, а также раскрыть положительные стороны применения мультимедийных презентаций для обучения дошкольников и выявить возможные причины отказа от использования этого увлекательного и актуального средства.
Проведенное изучение мнения 127 родителей воспитанников и 86 педагогов дошкольных образовательных организаций показало, что со стороны педагогов, в отличие от родителей наблюдается общая тенденция негативного отношения к компьютеризации дошкольного образования и применению компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения. Родители же в достаточной мере положительно относятся к компьютеризации дошкольного образования и применению компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольной организации.
В непосредственной работе с детьми педагоги не часто применяют мультимедийные презентации, в основном используя их, а также Интернет-ресурсы опосредованно для поиска информации, подготовки к различным видам деятельности и т.д.
Достоинства мультимедийных презентаций педагоги видят в представлении знаний в определенном контексте, повышении мотивации к обучению, в качестве недостатков называются факторы, неблагоприятно влияющие на физическое и психическое состояние ребенка. Сходная точка зрения высказывается и родителями.
Большинство родителей не организуют деятельность детей за компьютером и не применяют мультимедийные презентации в семейном воспитании. Хотя 15 родителей из 127 создают мультимедийные презентации для детей на различную тематику.
К сожалению, опрос родителей показал, что наблюдается общая тенденция более длительного пребывания ребенка за компьютером, причем дети, в основном, играют в компьютерные игры и смотрят мультфильмы. Содержание игр и мультфильмов строго родителями как правило не контролируется.
Включение мультимедийных технологий в образовательный процесс старшей и подготовительной к школе групп показало, что при помощи мультимедиа дети лучше видят конечный результат выполняемого ими задания, заинтересованы в более быстром и правильном его исполнении, становятся более аккуратными и усидчивыми, что обеспечивает повышенный интерес к образовательной деятельности. Хорошо известно, что ярко и необычно представленный материал, вызывающий личную заинтересованность у детей - легче и лучше усваивается. Личностная значимость усваиваемых знаний обеспечивается интерактивными ресурсами мультимедийных презентаций. Особенно учитывая, что в мультимедийной презентации предполагается использование интерактивных ресурсов. В систему слайдов мультимедийной презентации можно включить и детские рисунки, фотографии, семейное видео, фрагмент мультфильма и т.д. К поиску необходимого материала можно подключить детей и родителей, что способствует сотрудничеству и установлению взаимосвязи с педагогом. Так же расширяется тематика общения детей друг с другом и со взрослыми.
Однако в некоторых случаях использование традиционных средств является более эффективным, например, в лепке, так как дети могут передать форму предмета более точно за счет того, что они могут не только видеть, но и ощутить форму предмета, что было доказано на практике.
Вне образовательной деятельности мультимедийные презентации помогают закрепить и систематизировать знания детей; они также могут успешно применяться для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности, таких как восприятия, внимания, памяти, мышления; при построении индивидуальных образовательных траекторий детей выходящих за рамки нормативности - опережающих или, наоборот, отстающих от сверстников в интеллектуальном развитии.
Также в ходе нашего исследования мы выявили, что применение мультимедийных презентаций позволяет интегрировать содержание образовательных областей, формируют интегративные качества дошкольников, дает возможность детям применять усвоенные знания для решения познавательных творческих задач. А самое главное, материал, представленный в виде мультимедийной презентации, вызывает у детей очень яркие эмоции, предоставляет возможность интерактивного взаимодействия с новыми информационными технологиями, и, следовательно, становится более близким, интересен и доступным для детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" вступил в силу с 1 января 2014 г.
2.Максютова Г. Ю., 2012. Информационные технологии в иноязычном образовании успешного дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. — С. 60-62.