НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 004:378.4
З. З. Оразалина
мультимедийные технологии при изучении языковых дисциплин
Описаны особенности использования мультимедийных технологий в электронных учебных ресурсах (ЭУР), веб-камеры при изучении языковых дисциплин. Приведены примеры практического опыта использования ЭУР Показаны преимущества мультимедийных технологий в повышении эффективности процесса обучения.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, электронные учебные ресурсы, веб-камера, языковые
дисциплины.
На современном этапе развития образования использование мультимедийных технологий в учебном процессе стало его неотъемлемой частью. Способствуют этому многие факторы, в том числе уровень компетентности преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), высокая заинтересованность обучающихся в использовании компьютерной техники и сетевого контента глобальной сети [1], который постоянно увеличивается, но всем известна проблема качества его содержания. И как следствие, педагоги предпочитают публиковать в сети авторские учебные материалы, создавая собственные электронные учебные ресурсы.
Автор статьи в течение последних десяти лет занимается обучением педагогов ИКТ, в том числе проведены курсы повышения квалификации «Создание электронных учебных ресурсов» (в трех вузах Казахстана: ВКГУ им. С. Аманжолова, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, КазНАМ). Результат курсов -преподавателями создано более 1000 сетевых ресурсов, доступ к которым осуществляется через образовательные порталы вузов.
Особое внимание в рамках курса уделяется мультимедийным технологиям, которые являются одними из наиболее перспективных и популярных информационных технологий [2] - комбинированное представление в оцифрованном виде информации в разных формах (текст, рисунки, таблицы, звук, видео и т. д.) [3], раскрываются возможности современных систем мультимедиа [4], которые могут использоваться на всех уровнях образования в преподавании различных дисциплин, в том числе и языковых дисциплин.
Одним из разновидностей ЭУР является слайд-лекция, представляющая собой статичные слайд-кадры (разработанные в графических редакторах), сопровождаемые звуковой дорожкой - озвученными фрагментами лекции. На слайд-кадрах отображаются: текстовая информация, таблицы, схемы,
иллюстрации и т. п. Каждый отдельный слайд содержит четко сформулированную мысль, отбор материала становится более тщательным и продуманным. При работе над слайд-лекцией внимание должно уделяться не только содержанию самого слайда, но и особенностям воспроизведения текста - выразительное чтение. Плохая речевая подготовка лектора сказывается на усвоении учебного материала, информация может быть потеряна за счет неудачных (неточных) формулировок, нарушения логики, последовательности рассуждений, неумения четко проговаривать слова. При работе студента со слайд-лекцией возникает определенного рода утомляемость, в этом случае экстрастимуляцией становится включение в слайд иллюстративного материала, подбор определенного цветового сочетания фона слайда и изображенного на нем объекта, выделение текста через его расположение - справа, слева, по центру и другие приемы [5].
Устная речь и письменный текст - необходимые условия успешного усвоения изучаемого материала. На рисунке представлен фрагмент слайд-лекции «Маленькие трагедии» (Л. Н. Демченко). Студент с текста кадра (слева) делает необходимые записи в разделе «Заметки» (справа), которыми он может воспользоваться, сохранив в текстовом файле (рис. 1).
Специфика преподавания языковых дисциплин предполагает различные виды речевой деятельности. В электронном учебнике «Казахский язык» (М. Ж. Хусаинова, А. М. Сапанова) тематические тексты сопровождаются 1^^анимацией со звуком. Видеоинформация, анимация значительно активизируют внимание студентов к содержанию излагаемого материала, обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам. Особенностью является и тот факт, что фотографии и сопровождающие к ним тексты созданы на местном материале. Если тема посвящена изучению слов, словосочетаний
Рис. 1. Фрагмент слайд-лекции: «Заметки» - справа, текст - слева
по городской тематике, то материал подобран из жизни родного города Усть-Каменогорска (история, развитие, достопримечательности); диалоги о жизни в общежитии - текст и фотографии студенческих домов вуза и др. В задании на прочтение текста была использована технология караоке, что особенно важно, так как студент не только видит текст, но и слышит слова, которые высвечиваются определенным цветом (рис. 2 а). В электронном учебном пособии «Иностранный язык» (К. М. Ток-таргалиева) для словарной работы была применена 1^^анимация, которая позволила при приближении манипулятора-мыши на определенное слово или словосочетание озвучивать его (рис. 2 б).
В электронном учебном пособии «Казахский язык» (З. С. Советова, А. М. Муратбекова) для передачи правильного произношения диалогов использована технология видеозаписи. Содержание диалогов было максимально приближено к жизненным ситуациям, съемки проходили в знакомых для обучающихся аудиториях, например диалог о библиотеке проходил в зале выдачи книг вуза (рис. 3).
Оценка знаний обучающихся была и всегда остается полем для творчества преподавателя. В ЭУР используются тестовые задания различных типов (множественный выбор, на соответствие, вставка пропущенных букв, слов), игровые задания (рис. 4), которые позволяют подобрать такую формулировку тестового задания, которая наиболее адекватна цели обучения и смыслу задания [6].
Дополнительные возможности совершенствования языка дает применение на занятиях веб-камер. Использование веб-камер позволяет фиксировать и сохранять видеозапись, просматривать и анализировать ее, положительным является и увеличение времени активного говорения и слушания обучающегося. Во время самостоятельной работы с веб-
б
Рис. 2. а - технология караоке, б - flash-анимация
камерами обучающиеся закрепляют и автоматизируют речевые и произносительные навыки и умения. Применение веб-камер повышает эффективность демонстрации качественных образцов английской устной речи, помогает осуществить самоконтроль, совершенствуются существующие приемы обучения, улучшающие звуко-визуальную
а
^_______________________________________________________________________
Ютшмиї
1
2 • Сапаыатси бв?
3 • Саламате» 6«?
- Эшолоом саюсьмаи «андаи италтарды о*;уд» усынасыэ
• Эвололм самсипм «Ітагтір ата по МЫ«, мм итмттардым имм • >**)ха «жеттісін тандал іп*« з.
• Буя кііаггтард** ап аптага аітуга бола ма?
- Эрмм* «яугі бо.тады
■ КІтагтарди **• м>ныа уадетца баршад)?
• 1*2 «птап алуга болады
■ Ал тахмасавд •¿•6|**тт*рд) цшим гаї тауьт аяу»а боладо?
• Тап—гш»а| адабнаттард» »лаатроиды гатавогтаи мра*н)
■ Эпа«тро*<ды каталоги*« жумыс іста^Ді биіасіз б•?
■ врмна біламн
ш
Рис. 3. Текст диалога «В библиотеке», фрагмент видеоролика в библиотеке
наглядность в преподавании языка, расширяются возможности преподавателя в создании языковой среды при дифференцированном индивидуальном подходе в обучении.
Обучаемые могут просмотреть видеозапись, сделать самоанализ по критериям, принять решение о работе над ошибками (могут быстро произвести перезапись своего выступления, причем работа может производиться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время). При организации учебного процесса с использованием веб-камер, по мнению преподавателей, идет огромная экономия времени, осуществляется индивидуальный подход к студентам, приучает будущих специалистов быть коммуникабельными, самостоятельно работать, правильно, свободно и естественно держаться перед аудиторией, грамотно и четко излагать текст, уметь укладываться в отведенное для высказывания время и правильно распределять его. Применение веб-камер показывает, что простейшие формы работы с их использованием способствуют повышению качества занятий, реализуются методы ускоренного обучения иностранным языкам [7].
Хотелось бы подчеркнуть, что все вышеперечисленные мультимедийные технологии были примене-
4»
Верно ли, что одной из тем стихотворений Ш. Кудайбердиева была тема труда?
А) да
В) нет [
I ЗДМ1 11 С1**- | 4 =■ Е
Рис. 4. Блок контроля знаний в ЭУР
ны при создании авторских ЭУР преподавателями, что повышает их профессиональный уровень в 1Т-технологиях и дает возможность проявить творчество, обновить свою методическую базу, пересмотреть приемы и средства обучения. Мультимедийные технологии отвечают принципам дидактики - слуховой и зрительной наглядности, интенсифицируют процесс обучения, а преподавателю дают возможность эффективнее использовать время, сосредоточив внимание на наиболее сложных фрагментах учебного материала при изучении языковых дисциплин.
Список литературы
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 272 с.
2. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пос. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 280 с.
3. Danchuk M. P. Preparation of students of technology and business activity faculty of pedagogical institution of higher education in modern conditions of education informatization by means of multimedia // European Science and Technology: materials of the II international research and practice conference, Vol. III, Wiesbaden, May 9 th -10 th , 2012 / Publishing office «Bildungszentrum Rodnik e. V.». - с. Wiesbaden, Germany, 2012. С. 337-343.
4. Баластов А. В. Учебно-методический комплекс и мультимедиа в обучении иностранному языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 137-140.
5. Демченко Л. Н. Применение слайд-лекций в преподавании литературоведческих дисциплин. Грани педагогического мастерства: материалы науч.-практ. сем. университетского лектория. Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ им. С. Аманжолова, 2008. 120 с.
6. Лазарева Е. Г., Устинова И. Г., Подстригич А. Г. Использование тестирующих программ в процессе обучения высшей математике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 217-221.
7. Хан Г. О., Оразалина З. З. Методика использования веб-камер при изучении английского языка // Вопросы филологии и журналистики. Вып. 3: сб. статей / науч. ред. А. Э. Еремеев; отв. ред. В. А. Евдокимов. Омск: Изд-во ОмГА, 2008. 128 с.
Оразалина З. З., ст. преподаватель.
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева.
Ул. А. К. Протозанова, 69, Усть-Каменогорск, Республика Казахстан, 070010.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.11.2012.
Z. Z. Orazalina MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN LANGUAGE COURSES
The article describes the characteristics of multimedia technology in e-learning resources (ELR), Webcams in the study of language courses; examples of practical experience with the ELR. The author shows the advantage of multimedia technologies to improve the efficiency of the learning process.
Key words: multimedia technology, e-learning resources, Webcam, language courses.
D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University.
Ul. А. К. Protozanova, 69, Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan, 070004.
E-mail: [email protected]