Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ШКОЛЬНИКИ / ОБУЧАЮЩИЕ ВИДЕО / POWTOON / VIDEOSСRIBE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова Галина Витальевна

Данная статья будет интересна преподавателям, целью которых является вывести на новый уровень качество преподавания уроков. В статье рассматриваются понятие и содержание мультимедийных средств. Предложены способы использования обучающих видеороликов учителем в процессе обучения математике школьников с использованием программ PowToon и VideoSсribe. Было проведено исследование в виде опроса студентов педагогического университета, в ходе которого были получены данные, показывающие уровень важности внедрения мультимедийных технологий в процесс проведения урока, а также было выявлено мнение респондентов касательно обучающих видеороликов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS A MEANS OF VISIBILITY IN MATHEMATICS LESSONS

The article discusses the concept and content of multimedia tools. A method of using instructional videos by a teacher in the process of teaching mathematics to schoolchildren using PowToon and VideoScribe programs is proposed. An analysis of the demand for educational video creation programs among students of the Pedagogical University was carried out, and their opinion on the need to use multimedia tools in mathematics lessons was also revealed

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Пермякова Г.В. Мультимедийные технологии как средство наглядности на уроках математики / Г.В. Пермякова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2021. - Т. 1, №1 (36). - С. 38-41

УДК 159.9.07 ББК 55.5

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ПЕРМЯКОВА Г.В. ФГБОУВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия e-mail: Galinatrifonova.06@gmail.com

Аннотация

Данная статья будет интересна преподавателям, целью которых является вывести на новый уровень качество преподавания уроков. В статье рассматриваются понятие и содержание мультимедийных средств. Предложены способы использования обучающих видеороликов учителем в процессе обучения математике школьников с использованием программ PowToon и VideoSCTibe. Было проведено исследование в виде опроса студентов педагогического университета, в ходе которого были получены данные, показывающие уровень важности внедрения мультимедийных технологий в процесс проведения урока, а также было выявлено мнение респондентов касательно обучающих видеороликов

Ключевые слова: мультимедийные средства, школьники, обучающие видео, PowToon, VideoSrnbe

Актуальность. Современные школьники растут в мире, где их повсюду окружают различные 1Т-технологии. Дети не могут представить свою жизнь без телефона, интернета. Они привыкли получать информацию, используя их. Это повлияло на развитие зрительной памяти, дети лучше воспринимают информацию, когда видят ее перед собой. Школы подстраиваются под новое поколение, они приобретают технологии, которые позволяют использовать

мультимедийные технологии на уроках, например, прожекторы, интерактивные доски, в некоторых школах детям выдают планшеты. Педагогу предоставляются все условия для применения мультимедийных средств в процессе обучения [3].

В настоящее время в период коронавирусной инфекции в процессе дистанционного обучения актуальность обучающих видеороликов сильно возросла. В условиях такого обучения бывает, что невозможно провести урок онлайн, в данном случае ученикам можно отправить тематическое видео и дать задание. Таким образом, материал урока будет усвоен.

Цель работы. Проанализировать спрос, которым пользуются программы создания обучающих видеороликов у студентов педагогического университета, а также выявить их мнение касательно необходимости

использования мультимедийных средств на уроках математики.

Материалы и методы. Шлыкова О.В определяет мультимедию как "особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п." [1].

Крапивенко А.В. выделяет три различных понимания мультимедии: "мультимедия как идея" оказывает комплексное, синергическое воздействие на органы чувств, мультимедиа -это "программно-аппаратное обеспечение, которое позволяет работать с данными различной природы", а также мультимедиа - это " компьютерный продукт, составленный из данных всевозможных типов", например, сайт, электронная энциклопедия, компьютерная игра, обучающие видео [2].

Таким образом, мультимедиа - это способ использования компьютерных технологий, которые позволяют одновременно работать с данными в разных формах (видео, звук, графика), дают возможность интерактивного взаимодействия, усиливают воздействие на органы чувств с целью лучшего восприятия информации.

Использование мультимедийных технологий повышает степень самостоятельности работы

учеников в мировом информационном пространстве, что является фактором значительной активизации процесса познания, а также стимулирует когнитивные аспекты обучения, таких как восприятие и осознание информации [4].

При проведении уроков педагог может использовать такие мультимедийные средства, как интерактивные презентации,

информационно-обучающие программы,

тестирующие программы, обучающие видеоролики и другие.

Особую популярность у детей вызывают обучающие видео. Видеоролики имеют такие плюсы, как наглядность, возможность останавливать и пересматривать видео с необходимого момента. Эффективность видеоуроков возрастает благодаря тому, что обучающийся воспринимает данный ему материал двумя органами чувств - зрение и слух, поэтому такой материал содержит большее количество информации, чем отдельно взятые текстовое изложение или аудио сопровождение. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 65% [6].

Обучающие видео педагог может создавать как самостоятельно, так и брать с различных образовательных платформ.

Образовательная информационная

платформа "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" предоставляет

пользователям видеоуроки. Здесь все видео распределены по учебным предметам, классам и учебным программам. Главным плюсом сайта является легкодоступность. Есть возможность скачивания и просмотра в режиме онлайн видео

[5].

Другая платформа "Видео уроки онлайн" дает возможность бесплатного просмотра видео в режиме онлайн. Все видео рассортированы по темам, например, это могут быть темы школьной программы разных классов или темы ориентированные на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. К некоторым видео урокам по математике приложены дополнительные материалы для обучения, которые можно скачать.

Для самостоятельного создания видео используют специальные сервисы. Рассмотрим два сервиса PowToon и VideoSaibe.

PowToon - это сервис, позволяющий создавать бесплатные, анимированные видео и позиционирует себя как альтернативу PowerPoint. Обладает как бесплатной версией программы, так и платной, которая имеет более широкой спектр возможностей. Данный сервис обладает простым интерфейсом с поддержкой Drag and Drop (рис. 1). Имеет уже готовые шаблоны и различные библиотеки стилей. Каждый "слайд" создаёт собой сцену в сюжетной линии презентации или видео. Плюс есть кнопка экспорта, так что можно создавать презентации, чтобы поделиться ими на Youtube и Facebook.

Рис. 1. Редактор PowToon

Существует офлайн-вариант программы для скачать и продемонстрировать офлайн. Данная создания видео для ПК на базе Windows. Таким функция доступна только премиум-образом, созданную презентацию можно пользователям.

Рис. 2. Редактор VideoSсribe

Сервис VideoSсribe не имеет возможности работы онлайн. Это приложение для ПК, которое предоставляет возможность совместно создавать видео-презентации (рис. 2). С его помощью можно быстро монтировать качественные анимации из картинок, графики, текста и аудио. Приложение полностью бесплатное, однако версия для смартфона платная.

Сервис имеет большое количество готовых шаблонов, различных спецэффектов. Есть возможность вставки картинок сразу из интернета, достаточно просто указать ссылку на нужную картинку. Интерфейс программы недоступен на русском языке, но за счёт своей

Распределение выбора ответов о использовании

простоты редактор легко понять и на английском языке.

Интерфейсы этих программ отличаются друг от друга. Оба сервиса достойны внимания. Они позволяют создавать интересные и увлекательные анимированные видеоролики. Обе программы доступны любому пользователю. Используя их, педагог сможет заинтересовать учеников, дать им информацию в доступном для них виде.

Результаты исследования. Был проведен анализ мнений студентов педагогического университета об использовании учителем мультимедийных технологий на уроках математики, а также их мнение касательно обучающих видеороликов (табл.).

Таблица

Вопрос Вариант ответа Выбор ответа, %

1. Считаете ли вы, что учитель должен использовать мультимедийные технологии на уроках математики? Да 92

Нет 8

2. Как по вашему мнению влияет использование мультимедийных технологий в процессе обучения на процесс познания у учеников? Оказывает положительное влияние 94

Никак не влияет 6

Оказывает негативное влияние 0

3. Согласны ли вы с тем, что использование мультимедийных технологий на уроке повышает запоминаемость материала и делает его более доступным к пониманию? Да 98

Нет 2

4. Полезны ли обучающие видеоролики? Да 98

Нет 2

5. Создавали ли вы сами обучающие видео? Если да, то укажите какими программами вы пользовались. PowToon, OBS Studio, Canva

Распределение ответов на 1 вопрос показывает, что большинство респондентов согласны с тем, что учителю следует использовать мультимедийные технологии при проведении урока, а также делает процесс обучения более эффективным, что показывает нам распределение ответов на 2 вопрос.

Согласно вопросу 3, практически все ответившие студенты считают, что благодаря мультимедии повышается качество усвояемости материала учениками и его запоминания. Также большинство соглашаются с пользой обучающих видеороликов - распределение ответов на вопрос 4. Большая часть опрошенных

самостоятельно создавали обучающие видео и указали следующие программы, которыми они пользовались: PowToon, OBS Studio, Canva. Рассмотренная выше такая программа, как VideoS^ibe не была упомянутой в отличие от PowToon. Это показывает на то, что VideoS^ibe менее популярна, но ее возможности ничуть не уступают PowToon.

Вывод. В век информационных технологий, образовательный процесс требует

соответствующего уровня развития. Педагогу

следует использовать на уроках различные мультимедийные средства для того, чтобы повысить качество образования. Также использование мультимедийных средств дает возможность индивидуализированного,

занимательного, эффективного обучения как в очном формате, так и в дистанционном.

Нынешним школьникам такой подход более привычен и интересен, а также он способствует активному развитию их интеллектуального потенциала.

Список литературы

1. Зарубина Р.В. Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе / Р.В. Зарубина, И.В. Лапшина // Вестник таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - №2. - С. 176-179.

2. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие / А.В. Крапивенко. - М.: Лаборатория знаний, 2020. - 272 с.

3. Лебедева Т.Н. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях SMART-общества: монография / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, Л.С. Носова, А.А. Рузаков. - Челябинск: ЮжноУральский научный центр РАО, 2020. - 351 с.

4. Харченко Г.И. Использование современных мультимедийных технологий в процессе обучения /Г.И. Харченко, М.В. Гулакова //Вестник ставропольского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 175-180.

5. Шефер О.Р. Для пропедевтики астрономических понятий у школьников во внеурочной деятельности: монография / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, И.И. Беспаль и др. - Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2017. - 252 с.

6. Шитов С.Б. Роль мультимедиатехнологий в формировании информационной культуры личности / С.Б. Шитов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2009. - №2. - С. 157-165.

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS A MEANS OF VISIBILITY IN MATHEMATICS

LESSONS*

PERMIAKOVA G.V. FSBEI HE SUSHPU, Chelyabinsk, Russia e-mail: Galinatrifonova.06@gmail.com

Abstract

The article discusses the concept and content of multimedia tools. A method of using instructional videos by a teacher in the process of teaching mathematics to schoolchildren using PowToon and VideoScribe programs is proposed. An analysis of the demand for educational video creation programs among students of the Pedagogical University was carried out, and their opinion on the need to use multimedia tools in mathematics lessons was also revealed

Keywords: multimedia tools, schoolchildren, educational videos, PowToon, Videoscribe

Сведения об авторах

Пермякова Галина Витальевна,

galinatrifonova.06@gmail.com, федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет", Российская Федерация, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69

Author Information

Permiakova Galina Vitalevna,

galinatrifonova.06@gmail.com, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian and Pedagogical University", Russian Federation, Chelyabinsk, 69 Lenin Ave

* Научный руководитель: к.п.н., доц. Лебедева Т.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.