Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста'

Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т.П., Заярко Е.С.

В данной статье рассматривается проблема использования современных мультимедийных технологий в дошкольном образовании. Особое внимание уделено систематизации и обобщению материала по применению мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается мысль о том, что мультимедийные технологии в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте, при объяснении нового материала или при решении задач, помогают повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуйкова Т.П., Заярко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Жуйкова Т.П.* *, Заярко Е.С.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан

В данной статье рассматривается проблема использования современных мультимедийных технологий в дошкольном образовании. Особое внимание уделено систематизации и обобщению материала по применению мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Обосновывается мысль о том, что мультимедийные технологии в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте, при объяснении нового материала или при решении задач, помогают повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета.

Ключевые слова мультимедийные технологии, счетная деятельность, познавательная деятельность.

В последние годы уделяется огромное внимание содержанию и методам формирования математических представлений у дошкольников. Это обусловлено, с одной стороны, перестройкой школьного обучения, с другой стороны, постоянным накоплением знаний об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования. Главное состоит в том, чтобы выбрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, в то же время было бы простым, доступным и наиболее связанным с общими особенностями деятельности и развития ребенка дошкольного возраста. Последнее обеспечивает не только «естественность» введения и полноценность усвоения такого содержания ребенком, но и большую сензитивность по отношению к этому содержанию, по сравнению с детьми школьного возраста [1, с. 30-35].

Одним из таких условий активизации познавательней деятельности могут стать компьютерные игры, которые позволяют педагогу делать процесс обучения привлекательным, содействуют формированию положительного отношения ребенка к обучению. Главным способом вовлечения детей в активную учебную деятельность является использование элементов занима-

* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

Современные педагогические технологии

33

тельности, т.е. элементов, возбуждающих, вызывающих интерес, внимание детей. При этом элементы занимательности включаются не для того, чтобы развлечь детей, а чтобы возбудить в них познавательный интерес, стремление к преодолению трудностей в решении поставленной задачи. Именно мультимедийные игры в полной мере сочетают в себе и новые, интересные задания, и нестандартные, неожиданные решения, и необычное оформление.

Интеграцией мультимедийных технологий в дошкольное образование занимались такие педагоги как Е.В. Зворыгина, Л.А. Леонова, С.Л. Новосёлова, Е.И. Щербакова и другие.

В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике, развивается интерес к математическому содержанию [2].

Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий.

Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников.

Мультимедиа - это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно[3].

Применение мультимедийных технологий в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте, при объяснении нового материала или при решении задач, помогает повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета.

При индивидуальной работе дети с большим интересом работают с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в содержание происходящего на экране.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и другие, свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [4].

Такие исследователи как, Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, Л.А. Леонова и другие, указывают о необходимости использования мультимедийных технологий в дошкольном образовании. В настоящее время, согласно их исследованиям благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты в математическом образовании детей дошкольного возраста:

34

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- детьми глубже постигаются понятия числа и множества;

- у детей тренируется элекгивность внимания и память;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления [5, с. 96].

Кроме того, среди всех видов математической деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда.

Мы считаем, что мультимедийные технологии эффективны в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, если: при их использовании учитывается этапность обучения счету; используются различные формы представления информации: (флеш-игры, слайд-фильмы, анимации).

Учитывая особенности формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, мы составили план проведения мультимедийных технологий и включили более двадцати игр.

Приведем пример из серии мультимедийных технологий.

Флеш-игра: «Изучаем цифры».

Источник: Детский сайт «Играемся».

Для детей 5-6 лет.

Цель: закрепление знаний о цифрах.

Игра представлена на рис. 1.

Рис. 1. Флеш-игра: «Изучаем цифры»

Анимация: «Уроки тетушки Совы».

Источник: http://www.youtube.comWateh?v=w0r0kjkLvj8. Предназначена для детей 5-6 лет.

Цель: закрепление знаний о цифрах.

Анимация представлена на рис. 2.

Современные педагогические технологии

35

Рис. 2. Анимация «Уроки тетушки Совы»

Слайд-фильм: «Праздник числа».

Источник: Сайт - viki.rdf.ru.

Рекомендуется для детей 5-6 лет.

Цель: закрепление знаний о цифрах.

Фильм представлен на рис. 3.

Рис. 3. Слайд-фильм «Праздник числа»

Слайд-шоу (реже - Слайд-фильм) - демонстрация серии неподвижных изображений, заранее подобранных на определённую тему, на проекционном экране или электронном мониторе. Каждое изображение демонстрируется от нескольких секунд до нескольких минут, пока не сменится следующим. Смена изображения может осуществляться как вручную через произвольные интервалы времени, так и автоматически через равные промежутки [6].

Например, слайд-фильм на рис. 4.

Рис. 4. Слайд-фильм «Давай посчитаем»

36

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Флеш-игра это компактные по-своему размеру и содержанию игры, имеющие минимальный размер. Флеш-игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В данных флеш-играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность детей. Компьютерным флеш-играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами - заместителями.

Например, флеш-игра представлена на рис. 5.

СЛ гг^ /гт /гш £ГШ *гш /г* <г ш

-SW

Учимся считать

Рис. 5. Флеш-игра «Учимся считать»

Анимация - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета.

Во многих отношениях анимация напоминает процесс создания кинофильмов, при котором непрерывное движение разбиваются на ряд неподвижных изображений, а потом показывают в быстрой последовательности на экране. Разница состоит в том, что аниматоры создают иллюзию движения, рисуя каждый кадр и внося мелкие изменения. Как и в кинофильмах, в анимации плёнка движется со скоростью 24 кадра в секунду.

Например, мультфильм (анимация) представлен на рис. 6.

Рис. 6. Анимация «Учимся считать»

Современные педагогические технологии

37

Анализ работы в комплексе игрового обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы: развивающие и обучающие мультимедийные технологии вызывают интерес и стремление детей достигать поставленные цели; помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности; развивают у детей положительные эмоциональные реакции; выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

Список литература:

1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Михайлова З.А., Тихеева Е.И. О развитии математических представлений у детей. Становление теории и практики дошкольного воспитания. -Л., 1991. - 120 с.

3. https//ru.wikipedia.org/wiki/.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во МОДЭК, 2002. - 352 с.

5. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. - 1990. - № 6. - С. 96.

6. https//ru.wikipedia.org/wiki/.

ЗНАЧИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Катруша Т.А.*

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 65», г. Воронеж

На основе анализа образовательного процесса в современной школе показана актуальность и необходимость развития инновационных педагогических технологий, рассмотрены основные виды образовательных технологий и подходы к современной организации обучения.

Ключевые слова школьное образование, современные педагогические технологии, инновационное обучение.

Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют ос-

Учитель биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.