Научная статья на тему 'Мультимедийное учебное пособие «Технические средства управления»'

Мультимедийное учебное пособие «Технические средства управления» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПОСОБИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA TRAINING MANUAL / THE MAINTENANCE AND STRUCTURE OF THE MULTIMEDIA MANUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Наталья Леонидовна, Жуликова Ольга Валентиновна, Николаев Николай Николаевич

Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. В статье раскрыты особенности проектирования мультимедийных учебных пособий, а также представлены структура и содержание мультимедийного учебного пособия «Технические средства управления», разработанного коллективом авторов совместно со студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multimedia manual «Management means»12

Development of electronic means of multimedia opens essentially new didactic possibilities for the training sphere. The given article reveals features of designing of multimedia manuals and also presents the structure and the subject of the multimedia manual Technical operating means, developed by the authors collective in common with students of the Applied computer science in humanitarian area specialty.

Текст научной работы на тему «Мультимедийное учебное пособие «Технические средства управления»»

УДК 14.35.09

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ»

© Н.Л. Королева, О.В. Жуликова, Н.Н. Николаев

Ключевые слова: мультимедиа-технологии; мультимедийные обучающие пособия; содержание и структура мультимедийного учебного пособия.

Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. В статье раскрыты особенности проектирования мультимедийных учебных пособий, а также представлены структура и содержание мультимедийного учебного пособия «Технические средства управления», разработанного коллективом авторов совместно со студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области».

Процесс обучения часто представляют как передачу информации от одного человека (преподаватель, эксперт) другому (обучаемый).

Несмотря на то, что такой взгляд на обучение широко распространен, он слишком примитивен: он представляет обучаемых как пассивных получателей информации и не дает рекомендаций по разработке эффективной среды обучения. По существу, дизайнеры-разработчики мультимедийных обучающих пособий и программ, придерживающиеся такого взгляда на обучение, часто разрабатывают среду обучения, которая не включает таких критических для эффективного обучения элементов, как интерактивность, обратная связь и возможность обучаться самостоятельно.

Противоположный взгляд - это то, что обучаемые сами должны интегрировать новую информацию и извлечь из нее то, что может им потребоваться в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В этом случае обучение требует усилий, чтобы понять, как новая информация объединяется с имеющимися знаниями и как все это соединить в комплексные знания и возможности - а не только запоминать изолированные факты и процессы.

Множество разрабатываемых мультимедийных учебных пособий нацелено на механическое запоминание или поверхностное изучение курса (дисциплины), однако такой метод зачастую не позволяет применять полученные из курса знания в профессиональной деятельности и реальной жизни, а также не содержит мотивационный компонент для самообразования и активизации самостоятельной работы обучаемого. Комплексные знания и возможность применять их в профессиональной деятельности и реальной жизни - это цель обучения, а не передача информации обучаемым для ее репродуктивного воспроизведения.

Таким образом, основная задача разрабатываемого мультимедийного учебного пособия «Технические средства управления» - помощь студентам в подготовке к учебным занятиям и итоговой отчетности (зачету/экзамену по дисциплине), а преподавателю - помощь в организации самостоятельной работы студентов.

Обязательный минимум содержания по дисциплине «Технические средства управления» согласно государственному образовательному стандарту специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» включает в себя разделы:

1. Средства составления и изготовления текстовых и табличных документов.

2. Средства копирования и тиражирования документов.

3. Средства микрографии.

4. Средства обработки документов.

5. Средства коммуникационной техники.

6. Средства транспортировки документов.

7. Офисная мебель и оборудование.

Мультимедийное учебное пособие «Технические

средства управления» содержит иллюстрированный теоретический материал согласно государственному образовательному стандарту, сгруппированный по разделам (темам) и подразделам (подтемам), глоссарий терминов с ссылками на фото и видеофрагменты, 6 видеофрагментов, 2 теста для проверки полученных теоретических знаний, справку по работе с пособием.

Следует обратить внимание, что весь материал, кроме тестовых заданий и видеоматериала, реализован с использованием гипертекстовой технологии, что позволяет преподавателю редактировать имеющийся материал в рамках содержащихся в мультимедийном пособии тем/подтем в процессе изменения учебной программы.

Система проверки знаний состоит из двух тестов. Текстовое содержимое тестов находится в текстовых файлах, структура которых позволяет изменять содержание и количество тестов в зависимости от целесообразности их использования в процессе обучения. Преподаватель может включить в итоговый контроль вопросы по одной пройденной теме/подтеме либо вопросы, охватывающие более объемный пройденный материал. Следует отметить, что формирование вывода вопросов теста на экран осуществляется случайным образом. Таким образом, исключается повторение последовательностей вывода, что дает более реальную картину полученных знаний.

Достоинствами мультимедийного учебного пособия «Технические средства управления» являются:

- использование мультимедиа технологий (рисунки, анимация, видеоматериалы);

- доступный интерфейс;

- удобная система навигации;

- встроенный автоматический контроль знаний;

- возможность корректировать базу теоретического и графического материала;

- возможность корректировать базу тестовых заданий.

Мультимедийное учебное пособие «Технические средства обучения» прошло опытную апробацию. Студенты специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» использовали мультимедийное пособие на учебных занятиях и в ходе

самоподготовки. В процессе опытной апробации мультимедийного пособия ошибок и некорректной работы не было выявлено.

Поступила в редакцию 14 ноября 2009 г.

Korolyova N.L., Zhulikova O.V., Nikolaev N.N. The multimedia manual «Management means».

Development of electronic means of multimedia opens essentially new didactic possibilities for the training sphere. The given article reveals features of designing of multimedia manuals and also presents the structure and the subject of the multimedia manual “Technical operating means”, developed by the authors collective in common with students of the “Applied computer science in humanitarian area” specialty.

Key words: multimedia technologies; multimedia training manual; the maintenance and structure of the multimedia manual.

УДК 14.35.09

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

© Н.Л. Королева, Н.Н. Николаев

Ключевые слова: мультимедиа-технологии; мультимедийные обучающие пособия; принципы организации обучения с использованием мультимедиа.

Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. В статье раскрыты принципы организации учебного процесса с использованием мультимедийных учебных пособий.

Применение компьютерных средств обучения требует иной организации познавательной деятельности студентов и выбора методов обучения. Это связано с оптимизацией учебного процесса, позволяющей акцентировать внимание на самостоятельной работе студентов. Интерактивные мультимедийные обучающие программы позволяют студенту освоить ту или иную дисциплину. Студент в процессе самостоятельной работы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Применение компьютера позволяет осуществлять различные формы самоконтроля, повышающие мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

В основе обучения с применением мультимедийных учебных пособий и программ лежит определенная дидактическая концепция. Рассмотрим основные ее положения:

1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.

Этот принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль преподавателя в учебном процессе. Обучающая функция компьютера реализуется через мультимедийные учебные пособия и обучающие программы. Мультимедийные пособия и обучающие программы обладают таким общим свойством как интерактивность. Данное свойство позволяет воспроизвести эффект общения преподавателя со студентами.

Главным элементов в разработке мультимедийных обучающих пособий и программ является участие преподавателя, который должен обладать специальными знаниями в области информационных технологий. Мультимедийные учебные пособия и обучающие программы требуют иной организации учебного материала.

Роль преподавателя в данной учебной среде:

- руководство учебным процессом, которое включает в себя консультирование студентов на всех этапах учебной программы и контроль качества знаний студентов;

- сводится к воспитательной функции; обучая воспитывай - один из главных постулатов в учебном процессе.

2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер, тесно связанный с принципом самообразования.

В ходе разработки мультимедийных учебных пособий и обучающих программ необходимо использовать такие методы и технологии, которые активизируют самостоятельную работу студента, а именно стимулируют добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить способы их решения, критически анализировать и уметь применять их на практике.

3. Обучение должно быть личностно-ориентированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.