Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (18), 2011
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. СВЯТЫНИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ»
О. А. Шкитина, В. Ю. Лыскова
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. В последние годы заметно возрос интерес к культурно-историческому наследию как России в целом, так и родного края, города.
В соответствии с введением в рамках федерального эксперимента в 19 регионах, в том числе и в школах Тамбовской области, уроков духовности, создается система духовно-нравственного воспитания, которая предусматривает воспитание высоких духовно-нравственных качеств будущих граждан России.
Перед нами была поставлена цель — создание оригинальной авторской разработки мультимедийного пособия для учителя «Духовное краеведение. Святыни Тамбовского края» в поддержку учебного предмета «Основы православной культуры».
Этапы работы над проектом: провести анализ электронных учебных изданий схожей тематики; собрать, проанализировать и подготовить контент мультимедийного пособия; обосновать технологии и программные средства реализации мультимедийного пособия; разработать структуру мультимедийного пособия; создать мультимедийное пособие; разработать системные требования.
В настоящее время в российский образовательный процесс внедряются технологии мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств [1].
Программные возможности мультимедийных средств учебного назначения предопределяют их психолого-педагогические возможности в учебном процессе: гипертекст упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальных траектории и темпа изучения материала; ау-
дио сопровождение учебной информации повышает эффективность восприятия материала; визуальное представление информации способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала; анимация является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия информации; представление визуальной информации в цвете, являясь мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации.
На первом этапе работы краевед
Н. В. Ибрагимова разработала программу и авторский текст курса «Духовное краеведение. Святыни Тамбовского края». В рамках модульной системы обучения курс был разбит на 2 модуля:
1. Модуль 1. Святитель Питирим, епископ Тамбовский.
2. Модуль 2. Тамбовский Трегуляев-ский монастырь.
Каждый модуль разбит на разделы в соответствии с этапами становления духовных святынь. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из отдельных уроков. Таким образом, модуль 1 содержит 6 разделов, 16 уроков, модуль 2-5 разделов, 13 уроков. Для самопроверки учащихся в конце каждого раздела имеются вопросы.
Следующим этапом нашей работы была разработка структуры мультимедийного пособия. Нами была выбрана иерархическая структура пособия, представленная разделами: Программа курса; Модуль 1; Модуль 2; Тесты; Питиримовские чтения; Темы рефератов; Литература для учителя и учащихся; Видео; Слайд-шоу; Экскурсии; Благодарность; О проекте.
Этап программной реализации. Дизайн пособия выполнен в светло-голубых и голубых тонах, название и заголовки - в коричневом цвете. Такое сочетание является наиболее удачным и делает работу пользователя с пособием комфортной. Обязательной составляющей частью web-страницы [2] явля-
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
ются элементы навигации - гиперссылки, связывающие данный документ с другими разделами сайта. Элементы навигации выполнены в виде активных компонентов, Java-апплетов.
Основную часть документа занимает так называемое текстовое поле- участок, где размещается смысловое наполнение страницы: содержательный информационный текст и иллюстрации. При создании мультимедийного пособия «Духовное краеведение. Свя-
тыни Тамбовского края» использована фреймовая структура.
Литература
1. Лыскова В. Ю., Лысков А. М. Методические аспекты разработки электронных образовательных изданий и ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2009. Т. 14. № 5-1. С. 877-880.
2. Основные правила web-дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://www.webnow.ru.