Научная статья на тему 'Мультимедийное пособие как средство повышения эффективности образовательного процесса'

Мультимедийное пособие как средство повышения эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийное пособие как средство повышения эффективности образовательного процесса»

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н.Н. Огольцова

Институт повышения квалификации, г. Новокузнецк, Россия

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные

телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного

образования, чему способствует ряд

факторов, и прежде всего оснащение

образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность -практика доказала, что почти 50 % учебного времени тратится впустую. Изучая

зарубежный опыт, можно выделить

следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого.

Это дает некоторые положительные моменты: учащиеся активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свою точку зрения, моделировать реальные ситуации.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную

возможность проведения занятий -внедрение дистанционной формы обучения. Она позволяет, во-первых, самому

обучаемому выбрать время и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным возможности обучаться по традиционной форме обучения в силу тех или иных причин, в третьих, использовать в обучении новые информационные технологии,

в четвертых, в определенной степени

сократить расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.

Одним из самых эффективных средств обучения в дистанционном образовании являются интерактивные мультимедийные пособия. Достоинствами такого пособия являются: мобильность, общедоступность в сети Интернет, адекватность уровню

развития современных научных знаний. С другой стороны, создание интерактивных мультимедийных пособий способствует

решению такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи мультимедийных пособий осуществляется контроль знаний -компьютерное тестирование.

Для перехода от разработки «локальных» обучающих программ к комплексным педагогическим программным средствам имеются все предпосылки -

общедидактические и частнодидактические исследования, современные программные и технические средства, потребность образовательных учебных заведений. Однако до настоящего времени эти предпосылки не нашли должной теоретической разработки и практической реализации.

Один из оптимальных путей эффективного использования компьютера в обучении состоит в разработке целостных электронных учебных курсов (или мультимедийных пособий),

ориентированных на применение всех учебных сред, включая новейшие интерактивные технологии. Под

мультимедийным пособием (МП) будем понимать единый комплекс компьютерных программ, содержащий сведения по учебному предмету в объеме, достаточном для подготовки учащегося по всему учебному курсу, и методические указания, определяющие последовательность

обучения.

Опираясь на собственный опыт создания мультимедийного пособия и его использования в учебном процессе, мы считаем, что мультимедийное пособие должно быть построено, исходя из принципа программированного обучения, т. е. регулировать познавательную деятельность учащихся, создавать необходимые и достаточные предпосылки для подготовки учащихся по всему учебному курсу согласно целям обучения. Таким образом, мультимедийное пособие должно содержать не только фактический материал по учебному предмету, но и методические указания, регулирующие познавательную

деятельность учащихся и действия преподавателя. В случае если учащийся

будет четко и добросовестно следовать этим указаниям, ему должно быть гарантировано получение необходимых знаний.

Мультимедийное пособие должно

предоставлять учащемуся оптимальное

сочетание различных способов работы над курсом, состоящее в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов и отработки навыков решения типовых задач, проведения самостоятельных исследований и формирования мотивов дальнейшей

познавательной деятельности.

Мультимедийное пособие должно

определять содержание и

последовательность обучения,

координировать действия участников учебного процесса, служить основой самообразования.

В МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей информатики и других предметов по программе «Мультимедиа в образовании» педагоги создают и внедряют в учебный процесс мультимедийные пособия по предмету, который они преподают. Ниже приведены некоторые результаты

проведенного в ИПК анкетирования.

Преподаватели о роли мультимедийного пособия. Педагоги прежде всего отметили актуальность использования

мультимедийных пособий (таких их особенностей, как наглядность и гипертекстовость). Все опрошенные

преподаватели считают обоснованным применение компьютера в обучении и отмечают, что использование

мультимедийного пособия в учебном процессе повышает эффективность обучения и экономит время, затрачиваемое учащимися на изучение предмета. Кроме того, все преподаватели считают, что с применением мультимедийного пособия учебный материал

усваивает подавляющее большинство учащихся, о чем свидетельствуют проводимые тесты и контрольные работы. Все опрошенные преподаватели считают целесообразным создание и внедрение в учебный процесс новых мультимедийных пособий, полагают, что использование мультимедийного пособия влияет на методику преподавания и экономит их время.

60 % преподавателей согласны с

утверждением, что систематическое использование мультимедийного пособия в учебном процессе является необходимым, а остальные 40 % - с утверждением, что его использование скорее нужно, чем нет. Анализ анкет учащихся позволяет сделать вывод, что им нравится работать с мультимедийным пособием.

Мнение учащихся о работе с мультимедийным пособием. 92 % учащихся считает, что использование мультимедийного пособия сокращает время, затрачиваемое ими на изучение предмета. 95 % учащихся ответили, что они хотят, чтобы занятия с использованием мультимедийного пособия проводились чаще.

Опрос преподавателей и учащихся образовательных учреждений, где используются мультимедийные пособия, показал, что учащиеся, работающие с ними:

- легче ориентируются в изучаемых темах;

- четче запоминают основные понятия и более глубоко представляют их содержание;

- успешнее справляются с решением проблемных ситуаций и задач.

Нет сомнений, что мультимедийные пособия имеют широкие перспективы использования как в традиционном учебном процессе, так и в системе дистанционного обучения. С развитием открытого дистанционного образования актуальность разработки мультимедийных пособий резко возрастает. Именно они смогут обеспечить интерактивность обучения, наличие обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.