Научная статья на тему 'Мультимедийная, художественно-терапевтическая и образовательно-интеграционая невербальная киберсреда музыки и физики Л. С. Термена'

Мультимедийная, художественно-терапевтическая и образовательно-интеграционая невербальная киберсреда музыки и физики Л. С. Термена Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
325
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ТЕРМЕН / ФИЗИКА / МУЗЫКА / ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ / АКУСТИЧЕСКАЯ ЛАЗЕРНО-ЛУЧЕВАЯ КИБЕРСИСТЕМА / КИНЕТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маченин А. А.

Что мы знаем о аудиовизуальной невербальной арт-терапии XXI века? Какие невербальные кибертехнологии будущего разработаны и применяются уже сегодня для образовательной, развивающей и художественно-творческой выразительности, социальной адаптации и профессиональной реализации, как обычных людей, так и людей с ограниченными возможностями здоровья? В данной статье мы приоткроем завесу в мир интегративных кибертехнологий, ключевыми компонентами которых являются элементы систематизации восприятия музыки и электроники, свето-лучевой магнитной акустики и кинематики человеческого тела, которые представлены на современных примерах электро-музыкальных киберсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийная, художественно-терапевтическая и образовательно-интеграционая невербальная киберсреда музыки и физики Л. С. Термена»

Практика медиаобразования

Мультимедийная, художественно-терапевтическая и образовательно-интеграционая невербальная киберсреда музыки и физики Л.С. Термена

А.А. Маченин, кандидат педагогических наук

(Москва)

Аннотация: Что мы знаем о аудиовизуальной невербальной арт-терапии XXI века? Какие невербальные кибертехнологии будущего разработаны и применяются уже сегодня для образовательной, развивающей и художественно-творческой выразительности, социальной адаптации и профессиональной реализации, как обычных людей, так и людей с ограниченными возможностями здоровья? В данной статье мы приоткроем завесу в мир интегративных кибертехнологий, ключевыми компонентами которых являются элементы систематизации восприятия музыки и электроники, свето-лучевой магнитной акустики и кинематики человеческого тела, которые представлены на современных примерах электро-музыкальных киберсистем.

Ключевые слова: Термен, физика, музыка, электромагнетизм, акустическая лазерно-лучевая киберсистема, кинетика, социальная адаптация, аудиовизуализация, терапевтическая киберсредаю

Media Education Practice

Multimedia, art-therapeutic and educational-integrational nonverbal cyber area of music

and physics by Lev Termen

Dr. A.A.Machenin

Abstract: What do we know about the 21st century audiovisual nonverbal art therapy? What nonverbal cyber technologies are created and how they applied today for the educational, developmental, artistic and creative expression, social adaptation and professional progress as ordinary people, end of people with disabilities? In this article we will open the curtain into the world of integrative cyber tecgnologies, key components of which are elements of the systematization of music and electronics perception, light-beam magnetic acoustics and kinematics of the human body, which are shown in the examples of modern electro-musical cyber systems.

Keywords: Termen, physics, music, electro-magnetism, acoustic laser сyber-system, kinetics, social adaptation, educational audio-visualization, nonverbal art-terapevtic cyber space.

Не так давно, преподаватель физики московской средней образовательной школы № 1258 Александр Кричевский, пригласил нас поприсутствовать на необычном уроке. Как позднее выяснилось, физик-экспериментатор приготовил для своих учеников настоящий образовательный сюрприз, а точнее, просмотр с обсуждением художественного фильма знаменитого французского кинорежиссёра Люка Бессона - «Денсер» («The Dencer», Франция, 2000, 12+).

Яркий, динамичный сюжет и художественное высокотехнологичное содержание кинокартины захватили школьную аудиторию моментально. Заметим, что представленный фильм был снят 15 лет назад и не имел сногсшибательной компьютерной графики, но по реакции ребят и по последующей активности при обсуждении стало очевидно, что учащимся 10 «В» очень понравился как сам фильм, так и подобный неформатный подход к уроку физики.

Действительно, сюжет киноленты неординарен: «Молодая танцовщица по имени Индия от рожденья нема, но при этом прекрасно танцует. Её мечта, научится говорить и петь. Из за своего недуга Индия не может полностью реализовать себя как в профессиональной, так и в общественно-социальной жизни. У неё мало друзей. Её не принимают в балетную труппу, так как люди попросту не понимают, что она говорит и как с ней общаться. Настоящей отрадой для Индии становится бескорыстная работа с коррекционной группой местного детского сада, где она занимается ритмикой с детьми, имеющие проблемы слуха, голоса и речи. Тем временем, молодой и талантливый физик по имени Айзек, проводит исследования в направлении акустики и кинетики, но явно претерпевает творческий кризис. Учёный ни как не может отыскать связующую идейную нить своего звездного научного проекта. Индия много работает над собой и своей хореографией. Учувствует в различных уличных танцевальных «battle» поединках, но ради выживания, по выходным, ей приходится танцевать в местном ночном клубе. По приглашению завсегдатого танцевальных вечеринок, лучшего друга молодого физика, в один из таких вечеров в клуб приходит и Айзек, что бы развеяться и на время отвлечься от застоявшегося научного исследования (проекта). Учёный вдохновляется оригинальными движениями немой танцовщицы и строит кинетическую электроакустическую установку, способная, за счёт сигналов с электромагнитных датчиков на теле Индии, преобразовывать кинетику невербальных коммуникативных и хореографических движения в прекрасную удивительную музыку. Так учёный физик находит новые идеи для своего революционного кинетико-акустического проекта, но главное, помогает немой танцовщице, через кинетику танца, научится говорить, петь и самовыражаться голосом музыки».

Действительно оригинально, ярко и содержательно подана актуальнейшая на сегодняшний день тема интеграции высокой технологии и музыкальной творческости невербального самовыражения человека.

Особой нитью проходит проблемность социализации и профориентации не только обычных людей имеющих явную талантливость, мотивацию и очевидную предрасположенность к занятиям в сфере художественно-творческих специальностей. Здесь раскрыта серьёзнейшая

проблема современной общественной социализации людей имеющих серьёзные нарушения здоровья, их профориентации, адаптации в обществе, арт-терапевтической реабилитации различных форм физических и психологических отклонений средствами технических инноваций на основе разноформатных выразительных направлений культуры и искусства (медиатехнологии самовыражения, аудиовизуализация художественно-творческого пространства, электронная музыка, хореографическая вокализация и т.д.).

По окончании столь специфического кинообразовательного школьного мероприятия, мы с коллегами задались рядом вопросов. Возможен ли такой сюжетный сценарий в реалиях современной жизни? И насколько, подобные невербальные кибертехнологии интеграции науки и искусства (физики, танца, математики и музыки) разработаны и внедрены в эмпирическую образовательно-развивающую, арт-терапевтическую и реабилитационную действительную практику повседневности? Но главное, какие ещё, конкретные инновационные разработки, позволяют, через средства невербального управления, общения и самовыражения, помочь образовываться, развиваться и совершенствоваться как обычному человеку (школьнику), так и людям имеющие различные ограничения в возможностях здоровья: опорно-двигательного аппарата, голоса, речи, слуха, зрения и т.д.?

Даже после тщательного, практико-предметного интернет-сёрфинга в глобальной сети по ключевым тегам «невербальная творческая киберсреда», «танец как средство невербальной коммуникации» и «нетактильные средства коммуникации и манипуляции», оказалось, что подобного интеграционного взаимодействия музыки, электротехники и технологии невербального общения и самовыражения, даже похожих опытных примеров не так уж и много в современной практике. Но самое удивительное, что само концептуальное «зерно», основополагающей идеи иллюстрируемой в фильме, вот уже более 100 лет принадлежит российскому ученому -первооткрывателю, автору концепции кибернетики невербального взаимодействия и управления свето-акустикой, кинетики человеческого тела и музыки, музыканту и физику-экспериментатору Льву Сергеевичу Темену (1896-1993).

Но всё по порядку ...

Интеграция искусств и наук (художественно-творческая киберсреда)

На сегодняшний день многие учёные практики работают в сфере интеграции всевозможных областей классических и современных искусств: поэзии, хореографии, живописи, музыки и т.д. Мы решили шагнуть ещё дальше и выявить новые формы интеграции не только искусств, но и целых наук и неординарных исследовательских направлений. Особый акцент мы

сделали на свидетельствах интеграции не только однополярных, но и разнополярных гуманитарных и точных наук: гуманитарных и художественно-творческих (педагогика (медиа), лингвистика, литература, музыка и хореография) и точных наук (математика, физика, электроника, акустика и кинетика).

Исторический экскурс развития экранных искусств свидетельствует, что благодаря плодам многих научных изысканий, в медийном пространстве регулярно появляются новые видения теоретических направлений, а главное, в условиях технической и технологической революции в медиаиндустрии и нестандартным подходам к интеграции классических и современных форматов эмпирических исследований возникают всё новые зрелищные, высокотехнологичные, аудиовизуальные формы, жанры и самостоятельные виды искусств, такие как живопись и фотография, музыка и радио, театр и кинематограф и, конечно же, телевидение и интернет.

Но апогей техники и технологии интеграционного общенаучного процесса стал возможен, когда электротехника и компьютерные интерактивные системы эволюционировали в интерактивные, самостоятельно-развивающиеся высокотехнологичные структуры (реальные и виртуальные), помогающие человеку во всевозможных его профессиональных и самовыразительных реализациях. А в комплексе с повседневностью - мотивирущие к общению, обучению, внутреннему и внешнему саморазвитию и социальной адаптации в современном обществе.

Конечно, любая структура - это, прежде всего, интеграция и синтез многих деятельных подсистем. А любой системе нужен тотальный как внутренний, так и внешний контроль в функциональной организации основных и вспомогательных производственных процессов, а также понятная и логичная форменно-терминологическая основа.

Норберт Винер стал основателем инновационного направления системно-управленческих механических и органических связей и цифровых виртуальных взаимодействий. Он также упорядочил терминологию интерактивной среды, и назвал молодую науку - «Кибернетика». Великий киберреформатор, писал: «Я определял кибернетику, как науку об управлении и связи, будь то в машинах или живых организмах ... Я обозначал эту область проблем словом «кибернетика» по той простой причине, что находил в процессах происходящих сегодня в биологических и инженерных науках много родственного и стремился к такому словоупотреблению, в котором родственность различного была бы выражена и осознана. Иначе работа в этих отраслях шла бы разрозненно и без понимания фундаментальной общности проблем. Цель состояла в том, чтобы

объединить усилия в различных отраслях науки, направить их на единообразное решение сходных проблем» [Винер, 2001].

Не секрет, что именно люди, по разным жизненным причинам, имеющие явные ограничения возможностей здоровья, более всех предрасположены к теснейшему взаимодействию с разноформатными интерактивными невербальными моделями реальной и виртуальной киберсреды. Именно благодаря стремительному развитию электроники и электротехники, а также и всевозможных электромагнитных, лазерно-лучевых, интерактивных и сенсорных технологий стало на порядок ощутимо увеличение потенциала человеческих способностей, применимо к сложным жизненным условиям личностной социальной реализации человека (ребёнка).

Расширение возможностей за счёт вовлечение человека в высокотехнологическое пространства реальных и виртуальных киберсистем для многих людей - единственный способ невербального общения и самовыражения. Даже виртуальное расширение возможностей жизненного пространства для многих служит серьёзным стимулом к художественно-творческой этико-эстетической деятельности, как в профориентации, так и в общественной жизни человека.

Погружение в арт-терапевтическую аудиовизуальную атмосферу искусственного либо естественно воссозданного киберпространства пробуждает в сознании человека виртуальные объекты объёмных художественных образов, позволяя в реальном времени, моделировать особые обстоятельства, поиск решений повседневных проблем, а также отрабатывать условия управления и взаимодействия с реальной и виртуальной медиасредой.

Н. Винер писал: «Разнообразие и вероятностная возможность свойственны человеческому восприятию и являются ключами к пониманию наиболее значимых человеческих взлетов и достижений. Разнообразие и возможность образуют саму природу человеческого организма. ... Уже сейчас технология передачи сообщений позволяет расширить человеческие возможности восприятия и воздействия до масштабов всего земного шара. Различие между перемещением материальных объектов и передачей сообщений, в теоретическом плане, не является принципиальным или непреодолимым. Однако эта тема затрагивает глубинные вопросы человеческой индивидуальности и требует определения того барьера, который отделяет одного человека от другого, что является древнейшим вопросом, стоящим перед человечеством» [Винер, 2001].

Оригинальность человеческого естества неоспорима, но и параллель последовательного функционирования жизненно важных, биологических,

анатомических, физиологических и психологических систем, несомненна.

Исторический опыт показывает, что уже сегодня в России и мире достаточно широко распространены многофункциональные мультимедийные арт-терапевтические, оздоровительно-восстановительные, реабилитационные выразительные техники и технологии, основные задачи которых фокусируются на совокупности электротехнических реальных и виртуальных киберсистемах, гармонично интегрируемые с тончайшими областями как вербального, так и невербального коммуницирования людей посредствам классических и современных выразительных искусств.

И действительно, возвращаясь к основной идее художественного фильма французского кинорежиссёра Люка Бессона «Денсер», отметим, что исследовательский путь подобных технико-технологических интеграций, гуманитарных и точных наук, включает в себя период более 100 лет.

Всё началось с исследований музыканта и физика экспериментатора Льва Сергеевича Термена. Именно Лев Сергеевич - родоначальник современных передовых, интеграционных, коммуникационных, аудиовизуальных арт-терапевтических кибертехнологий, посредствам которых происходит теснейшая коммуникация, а с ней и скорейшая социальная адаптация и реабилитация, проявляющаяся в художественно-творческих волевых усилиях у людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая поверить в себя и свои силы с помощью искусственно созданной высокотехнологичной интерактивной аудиовизуальной киберсреды. Такм образом, физическую ограниченность возможностей здоровья можно превратить в социальную физиологическую, морально-психологическую и художественно-творческую безграничность! [Жилин, 2006; Кокин, 1967; Королев, 2005; Самохин, 2013; Термин, 1968; Тютюнникова, 2003].

В 1921 году, в политехническом музее состоялся необычный, для того времени, музыкальный концерт. Одно только название на афише -«Электричество и Музыка» - заставляло ожидать от представления нечто невообразимое и удивительное. Выступал молодой учёный физик и музыкант, экспериментатор Л.С. Термен. Он впервые публично демонстрировал своё неординарное изобретение, которое позволило учёному за счёт флуктуации электромагнитных полей, без прикасания к инструменту, преобразовывать кинетическую энергию собственного тела в прекрасную, завораживающую слух музыку. Учёный назвал своё изобретение - «Ротон».

И действительно, происходящее на сцене было больше похоже на магию, фокус. Учёный совершал кроткие взмахи рук, словно дирижер, но при этом, на сцене не было оркестра. Вместо оркестра перед исполнителем находился прибор с двумя антеннами, а звук, казалось бы, рождался из

воздуха. Так слушатели впервые познакомились с новым музыкальным инструментом, который позднее назвали «Голос Термена» или «Терменвокс».

Игра на «терменвоксе» заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного электромагнитного контура и, как следствие, частота и уровень громкости звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на «терменвоксе» необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов: пения птиц, завывания и свиста ветра, имитации объёмного шумового наполнения фантастических пространств космоса или завораживающей атмосферы глубоководной морской среды и др., которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках и концертных программах. Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей «терменвокса» — «Вокализ» С. Рахманинова.

Л.С. Термен, описывая первые результаты, своих собственных, опытно-экспериментальных исследований в направлении интеграции музыки и физики утверждал, что «большой прогресс от применения электричества возможен не только в сельском хозяйстве или промышленности, но также в области науки и искусства, особенно театрального и музыкального. Электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но что, помимо этого, оно является и средством наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами музыкальных созвучий» [Термен, 1968, с. 48].

Для этого, при создании инструмента (помимо электрической генерации звука), он решил обратить особое внимание на возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента.

Существует несколько разновидностей «терменвокса», различающихся конструкцией. В исполнении «терменвоксы» могут быть как серийными, так и мастеровыми, индивидуальной сборки: «Классический», «Еtherwave»,

«Paia», «Т-voxtour». Существуют также виртуальные аналоги терменвокса в виде приложений, которые встречаются преимущественно на смартфонах и КПК, оборудованных сенсорными дисплеями. Существуют также программы для обучения игре на терменвоксе, например «MusicPitchTrainer HD» для iPad отображает воспроизводимую ноту в реальном времени, помогая ученику более точно играть различные мелодии и интервалы.

Развитие идеи «терменвокса» получила в инструменте под названием «терпситон», где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя. Именно «терпситон», а точнее его терапевтические, художественно-творческие и популяристическо-выразительные возможности воссоздаёт французский кинорежиссёр Люк Бессон в «Денсере».

Л.С. Термен, по мимо могнитно-акустических исследований, активно разрабатывал телевизионную системы дальновидения. Именно Лев Сергеевич 1936 году, один из первых, описал основные функциональные принципы воздействия и коммуникации светодиодных сигналов с движением, звуком и самой атмосферной средой. Считается, что именно его теории легли в основу создания всех последующих технологий беспроводного взаимодействия и управления звуком и светом, музыкой и видеорядом, позволяя человеку, в процессе индивидуального или групповой работы самовыражения, создавать не только зрелищные музыкально-танцевальные лазерные шоу, но и бразовываться, воспитываться и т.д. [Жилин, 2006; Кокин, 1967; Королев, 2005; Самохин, 2013; Термин, 1968; Тютюнникова, 2003].

Но самое главное, и это доказано многолетней практикой, подобные беспроводные и нетактильные технологии взаимодействия способны помогать терапевтически, в реабилитации и социализации людей с проблемами координации, голосового, речевого, слухового, а также и зрительного аппарата.

Среди таких комплексных систем можно выделить:

«ИК-Термена» (Mini IR Theremin) - прибор управляющий звуком за счёт использования различных светодиодов и инфракрасных датчиков, которые имеют измерительную волновую систему обнаружения (как далеко рука исполнителя находится от прибора «терменвокс», который в свою очередь производит разные тона, высота которых напрямую зависит от расстояния руки исполнителя).

«Лазерная арфа» (LaserHarpcontroller) - данный прибор работает по принципу подачи сигналов от прикосновения к одному или нескольким лазерным лучам. Сигналы поступают на контроллер, который отдаёт команды взаимодействующим с компьютером аудиоустройствам (звуковая карта, семплер, MIDI-usb, синтезатор). Затем звучание передаётся в динамики. Гибкое устройство «Лазерной арфы» позволяет задавать программы на воспроизведение любого вида аудио или видео, а также даёт возможность показывать огромный спектр визуальных эффектов и красочных образов.

«Ор^Мшек» - интерактивная светолучевая мультипроцессорная киберсреда «Ор^М^ек» разработана специалистами из Великобритании (дистрибьютер в России - я московский научно-методический центр «Вебратон»).

«Opti-iHusюn» - мультимедийная система повышающая уровень самосознания, рефлексии, способствущая развитию зрительного и слухового восприятия и ориентировки в пространстве, что может обеспечить осознанный и обоснованный выбор обучающимися профессии, более полную самореализацию в профессиональной деятельности. Эта интерактивная учебная система обладает широким диапазоном возможностей использования в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения участвующих (детей) с нарушениями зрения. В связи с этим она системно может использоваться в ходе освоения элективных курсов «Музыкальное исполнительство». У обучающихся происходит развитие музыкального слуха, чувства ритма, формирование профессиональных компетенций музыканта-исполнителя.

Основа применения подобных многофункциональных

мультимедийных систем - комплекс программ имеющих не только музыкально-развлекательный и релоксационно-зрелищный потенциал, но в первую очередь художественно-творческие, медиаобразовательные, арт-терапевтические и реабилитационные возможности для людей (детей) с разноформатными ограничениями возможностей здоровья.

Неслучайно, что при модернизации и аккумуляции всех известных передовых технологий в такую свето-акустическую многофункциональную киберсреду, как «ОрйМшек» производители практически полностью исключили электромагнитную технологию коммуникации с медиаматериалом и закрепили именно свето-лазерную, так как доказано, что у светодиодов и лазеров, в отличии от электромагнитного волнового контура, улучшенный шаг глубины коммуникации. Практикуясь на светолучевой технологии у человека (ребёнка) отмечается повышенный уровень художественно-творческого восприятия музыки, света и медиаинформации, повышенный релаксационно-терапевтический аспект работы с прибором, визуализация пространственной коммуникации как в команде (педагог, родители, ученики), так и в индивидуальном порядке.

Интерактивные сенсорные электронные доски.

Видов интерактивных электронных панелей бывает достаточно много. Они различаются по активному (проводному) и пассивному (без проводному) принципу коммуникации с дополнительной компьютерной техникой, а также отличны в непосредственной специфике технологичной работы с ними: электромагнитная технология (активная); сенсорная резистивная технология (активная); микроточечная технология (пассивная); оптическая технология (пассивная); лазерная технология (пассивная); ультразвуковая технология (пассивная); инфракрасная технология (пассивная).

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.

Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски хорошо подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. У них есть еще одно важное достоинство - на них можно писать не только маркером, но и просто пальцем. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами вызывает интерес у детей и одновременно развивает мелкую моторику.

Ультразвуковая и инфракрасная технологии широко используются в интерактивных сенсорных панелях «сенсорных досках». Инновационная технология манипуляции и управления различной учебной мультимедийной информацией основана на фиксации разности распространения звуковых и световых волн. Интерактивная электронная доска на основе инфракрасной технологии (технологии инфракрасного сканирования) представляет собой большой интерактивный дисплей, на котором можно работать как специальным стилусом, так и просто пальцем.

Как правило, подобные «сенсорные доски» предназначены для всевозможных презентационных, демонстрационных и

аудиовизуализационных учебных аудиторий, для высокотехнологичных классов общеобразовательных учреждений и специализированных коррекционных школ.

Интерактивный мультисенсорный киберстол «ReactaЫe». Самым необычным, на сегодняшний день, интерактивным мультисенсорным, музыкально-терапевтическим и киберсистемным тач-прибором можно назвать, разработанный испанской группой музыкантов электронщиков и физиков конструкторов <^еа^аЫе Sistems», концепт мультиаккустического кибертактильного интерактивного устройства - «КеаС;аЫе». Первая информация о «^еа^аЫе» появилась в Сети три года назад, но уже сейчас можно утверждать, что представленный рабочий прототип прибора совершил кибермузыкальную революцию в мультимедийном сообществе электронных композиторов и педагогов коррекционно-реабелитационных классов, и по праву считается терменвоксом XXI века.

Группа из четырех музыкантов-электронщиков из Барселоны объединились вокруг идеи перевернуть принципы создания электронной музыки, сделав этот процесс визуализированным и осязаемым, чтобы можно было в буквальном смысле, а не на экране компьютера, «брать звуки

руками», в реальном времени изменять их, соединять, микшировать, лепить, как глину. Результатом стал «Reactable» — устройство, где процесс изготовления и управления музыкой выглядит как игра в кубики, сборка пазлов и конструктора Lego в комплексе.

По статистике, на 2014 год в России, людей с ограниченными возможностям здоровья, только официально зарегистрировано около 15 миллионов человек, более половины имеют врожденные дефекты речи или голоса, слуха или зрения и каждый третий это ребёнок [http://marker.ru/news/1770].

Затронутая нами тема средств художественно-творческой технологичности невербальной коммуникации и социализации людей с ограниченными возможностями голосового, речевого, слухового и зрительного аппарата связана с определением сущности имеющихся доступных современных средств невербальности в возможностях управления, самовыражения, общения и коммуникации с внешней средой между индивидами или индивидами и современными жизне-определяющими киберсистемами.

В процессе работы со всеми вышеупомнутыми приборами и киберсистемами, у людей на порядок активизируются навыки усидчивости, внимания, активизируются области рациональной краткосрочной и долгосрочной памяти. Развивается мелкая и крупная моторика: как всего тела, так и непосредственно отдельных его частей - спины, шеи, головы, ног, рук, кистей, пальцев и т.д. При работе в зонах невербальной коммуникации и манипуляции мультимедийной киберсредой культивируется углубленное понимание системообразующих последовательных цепей манипуляции и управления техническими структурами. Развивается слух, зрение, невербальное взаимодействие в однородных и разнородных смешанных группах учащихся (где одновременно работают люди обычные и имеющие ограничения по возможностям здоровья).

Литература и кинематограф всегда были и есть некими «пророками» в инновационном развитии передовых технологий в современной науке и техники, на десятки лет вперёд предсказывающими, последовательно описывающими в своих литературных и кинопроизведениях возможные пути развития в таких научных направлениях, как «психофизика», «биоэнергетика», «космонавтика», «кибернетика», «акустика», «кинетика» и т.д.

Одновременно стала популярной у современной молодёжи и хореографиеская тема: в последние годы наблюдается настоящий танцевальный «бум», в том числе и в мировой индустрии кино. Десятки танцевальных историй показаны на экране: «Шаг вперед», «Короли

танцпола», «Уличные танцы», «Бурлеск», «Слава», «Сделай шаг», «Денсер» и т.д.

Из личного авторскогонаблюдения: В ходе написания статьи мы заметили историческую и образную параллель во внешних признаках (сходствах) актерского исполнительского состава некоторых упомянутых в статье фильмах с реальными событиями из жизни Л.С. Термена (в образе физика-акустика из фильма «Denser» (2000) и физика-хореографа из квадриквела «Шаг вперёд» (2006, 2008, 2010, 2012, 2014):

Главные персонажи фильма Люка Бессона «Denser» (2000), молодой физик-акустик Айзек и чернокожая танцовщица Индия, очень похожи и по типажу, характеру на молодого Льва Термена и его жену, известную, в начале XX века американскую чернокожую балерину Лавинию Вильямс.

Также, ключевой сюжетной линией фильма «Шаг вперёд» (2006, 2008, 2010, 2012, 2014), проходит рассказ о судьбе молодого физика-танцора по имени Роберт Александр III, под псевдоним «Лось». По сюжету кинокартины, как и Айзек, Лось влюбляется в темнокожую танцовщицу и тоже имеет удивительное сходство с молодым физиком Л. Терменом.

Выводы. Технологии интеграции кинетики движения, света и музыки уже существуют более сотни лет, и при должном применении их возможностей в повседневной жизни мы можем помочь многим людям не только художественно-творчески самовыражаться, но и организовывать образовательный, развивающий, арт-терапевтический восстановительный, оздоровительный психологический и даже физиологический процесс.

Говоря словами Н. Винера, «нынешний век - век связи и управления, ... Задача кибернетики состоит в том, чтобы развить язык и технологию, которая позволит нам на самом деле решить проблему связи и управления в общем виде, а также определить спектр идей и приемов, позволяющих классифицировать их частные проявления в рамках отдельных концепций . Физическое функционирование живого организма и наиболее современных коммуникационных машин примерно одинаковы в стремлении контролировать уровень энтропии при помощи обратной связи. Обе системы имеют сенсоры или рецепторы, позволяющие получать информацию из окружающей среды на низком энергетическом уровне и позволяющие использовать ее для дальнейших действий в отношении внешнего мира. В обоих случаях присутствуют искажения информации за счет влияния самого аппарата восприятия, живого или искусственного» [Винер, 2001].

Общее развитие информационных технологий не стоит на месте. Временные рамки усовершенствования и модернизации (дополнения и обновления) постоянно изменяются, ускоряются, сжимаются. К примеру, эволюция совершенствования телефонии - от проводной радиосигнальной

технологии языка «Морзе» до изобретения безпроводной технологии мобильной связи прошло около ста лет (1836-1933), а процесс модернизации самого телефонного аппарата в мультимедийный высокотехнологичный компьютеризированный смартфон с интерактивным тач-экраном и прямым доступом к сервисам всемирной сети интернет, состоялся всего лишь за период в 10-15 лет.

А что говорить о таких перспективных направлениях как машиностроение, космонавтика или биоэлектроника (искусственный интеллект). Уже сейчас разрабатываются полноформатные виртуальные киберсистемы, способствующие передаче не только аудиовизуальной информации, но и обонятельной, осязательной и тактильной.

Мы уверены, что электротехника будущего позволит, через интеграцию подобных техник и технологий, полностью генерировать особую аудиовизуализационную киберкоммуникацию, которая в свою очередь поможет людям с ограниченными возможностями здоровья, превратить ограниченность в безграничность ... и многим подарят надежду!

Литература

Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001.

Жилин В. А. Материалы семинара-практикума «Интеграция движения, слова и музыки». Екатеринбург, 2006.

Кокин Л. История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка // Наука и жизнь. 1967. № 12. С. 130-138.

Королев Л. Терменвокс // Радио. 2005. № 8. С..48-51. № 9. С.48-51.

Самохин В.П., Мещеринова К.В. Памяти Льва Термена (1896-1993) // Наука и образование. 2013.

Термен Л. С. Электроника и музыка // Ежегодник радиолюбителя. М.: Энергия, 1968. С.48. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. М.: УРСС, 2003. Touch! Don't Touch! - Works For Theremin // Discogs. http://marker.ru/news/1770

References

Kokin, L. The story of how the electrical music born from the electrical measuring instruments // Science and Life. 1967. № 12, pp. 130-138.

Korolev, L. Thereminvox // Radio. 2005. № 8, pp..48-51, № 9, pp..48-51.

Samokhin, V.P., Mescherinova, K.V. In memory of Lev Termin (1896-1993) // Science and education. 2013.

Termin, L.S. Electronics and Music // Yearbook of Radio Amateur. Moscow: Energia, 1968, p.48.

Touch! Don't Touch! - Works For Theremin // Discogs.

Tyutyunnikova, T.E. To see music and dance poetry. Moscow: URSS, 2003.

Wiener, N. Man manager. St.Peterburg: Peter, 2001.

Zhilin, V.A. Materials Workshop "Integrating movement, words and music." Yekaterinburg, 2006. http://marker.ru/news/1770

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.