Научная статья на тему 'Мультимедиа технологии в развитии познавательных процессов дошкольников и младших школьников'

Мультимедиа технологии в развитии познавательных процессов дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедиа технологии в развитии познавательных процессов дошкольников и младших школьников»

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (18), 2011

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н. Л. Королева, Л. А. Мещерякова

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия

Информационные технологии открывают в сфере обучения дошкольников и младших школьников принципиально новые дидактические возможности и позволяют воздействовать на их познавательные процессы. Компьютерные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными методами. Именно использование современных технологий позволяет сделать обучение нацеленным на каждого ученика, разнообразным и насыщенным по формам деятельности, значимым по результатам.

В настоящее время широкое распространение в обучении детей получили мультимедиа технологии, которые являются одним из перспективных направлений процесса обучения. Технологии мультимедиа потенциально расширяют объем и разнообразие информации в обучающих программах для детей и делают их более простыми для понимания, а также способствуют развитию способностей [1].

Выделяют две функции мультимедиа -иллюстративную и когнитивную [1].

Иллюстративная функция обеспечивает поддержку логического мышления. В этом случае объект мультимедиа подкрепляет, иллюстрирует какую-то четко выраженную мысль, свойство изучаемого объекта или процесса, т. е. то, что уже сформулировано, например, преподавателем-разработчиком. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста входят в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач, и здесь мультимедийные обучающие программы и среды представляют широкие возможности.

Когнитивная функция состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое, т. е. еще не существующее даже в голове специалиста знание или, по крайней мере, способствовать интеллектуальному процессу получения этого знания [1]. Когнитивная функция мультимедиа реализуется при помощи видеофайлов, вне-

дренных в учебник, анимации, графических изображений, поясняющего текста и различного рода аудиофайлов (дикторский голос, инструкции, реплики, музыка). Все эти компоненты позволяют учащемуся сформировать свой образ изучаемого объекта или явления во всей его целостности и многообразии связей. Когнитивная функция мультимедиа может быть использована педагогами для развития мышления дошкольников на этапе перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному мышлению. Основным видом мышления дошкольника, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях). Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений, но, несмотря на это, он может правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи [2].

Эффективность использования мультимедиа в обучении изучалась рядом зарубежных авторов. Так Р. Майер описывает потенциальные преимущества мультимедиа. Давая человеку возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, она имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель (рис. 1) [3].

Рабочая память

\ Выбор Организация слова

Слова | | Уши | Словесная модель 1

Выбор

Организация изображений

Картинки Изображения Изобразительная ] модель

V >

Интеграция

3 1 И II І

Рис. 1. Когнитивная модель мультимедийного обучения

Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

Мультимедиа технологии открывают широкие возможности по развитию таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь и воображение у дошкольников и младших школьников. Они позволяют сфокусировать произвольные действия учащихся (наблюдение, рассматривание и поиск) на конкретной цели, что способствует осмысленному, целенаправленному и анализирующему восприятию. К тому же, обучающие мультимедийные программы способствует развитию творческого воображения у детей.

Мультимедиа обеспечивает развитие логического и образного мышления путем наглядности изучаемых объектов и формирования у учащихся своего образа изучаемого объекта или явления. Этим самым создавая благоприятные условия для решения поставленных задач.

За счет внедрения видеофайлов, тематических иллюстраций, поясняющего текста и различного рода аудиофайлов (дикторский голос, инструкции, реплики, музыка) в процесс обучения вызывается эмоциональный отклик у дошкольников, что способствует непроизвольному запоминанию информации. А младшие школьники, благодаря хорошо структурированному материалу и обилию сопутствующей информации в мультимедийных обучающих программах, могут уже сознательно и целенаправленно находить и запоминать необходимую им информацию.

Звуковая составляющая мультимедиа способствует обогащению речи дошкольников и младших школьников, так как дети усваивают язык, подражая разговорной речи окружающих. Способствует быстрому овладению всеми формами устной речи, а также помогает развить диалогическую речь.

В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. С их помощью можно представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Литература

1. Королева Н. Л., Мещерякова Л. А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2009. Т. 16. № 1. С. 264-265.

2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. М.: ВЛАДОС, 2005.

3. Mayer R. E. Multimedia learning // Cambridge University Press. New York, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.