Научная статья на тему 'Мультимедиа-технологии в образовательном процессе'

Мультимедиа-технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
260
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Захарченко Е.О.

Рассматриваются особенности мультимедиа-технологий в образовательном процессе, их достоинства и недостатки, представлены виды учебной работы, в которых наиболее перспективно их использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

The article analyses characteristic features of multimedia technologies in educational process as well as its advantages and disadvantages and presents the types of educational work where its use is the most promising.

Текст научной работы на тему «Мультимедиа-технологии в образовательном процессе»

Информационно-управляющие системы

Общие принципы использования «OpenGL» в любой системе программирования одинаковы. Процедуры «OpenGL» работают как с растровой, так и с векторной графикой и позволяют создавать двумерные и трехмерные объекты произвольной формы. При работе с растровой графикой данными являются массивы пиксельных значений, создаваемые в программе или загружаемые из файла. С точки зрения программиста библиотека «OpenGL» представляет собой множество команд, одна часть которых позволяет создавать двумерные и трехмерные объекты, а другая - управляет их отображением на экране.

Библиотека «DirectX» представляет собой набор интерфейсов прикладного программирования (API) и программных инструментов, позволяющих создавать Windows-приложения со встроенным доступом к аппаратным компонентам, не зная подробностей аппаратной конфигурации конкретного компьютера. Вдо-

бавок «DirectX» содержит функции, позволяющие работать со звуком, портами ввода-вывода и другими устройствами.

Вопрос выбора библиотеки «OpenGL» или «DirectX» надо решать исходя из задач, которые должно выполнять приложение [4].

Библиографические ссылки

1. Гонсалес Р. Цифровая обработка изображения. М. : Техносфера, 2005.

2. Фурман Я. Введение в контурный анализ. М. : Физматлит, 2003.

3. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http: /www.ru.wikipedia.org/ wiki/Преобразование Хафа. (дата обращения 11.09.2010).

4. Пореев В. Н. Компьютерная графика. СПб. : БХВ-Петербург, 2002.

V. V. Zhuravlev

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk 3D VIRTUAL SCENE CONSTRUCTION FROM A PICTURE

In the work we describe 3D virtual scene construction from a picture. We also consider the methods of preliminary picture processing, contour marking and lines finding. The comparative features of ready graphical libraries are represented as well.

© Журавлев В. В., 2010

УДК 004.928

Е. О. Захарченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются особенности мультимедиа-технологий в образовательном процессе, их достоинства и недостатки, представлены виды учебной работы, в которых наиболее перспективно их использование.

Современная наука не стоит на месте и требует новых форм представления учебного материала. В настоящее время одной из таких форм в среднем, высшем и дополнительном образовании являются мультимедиа-технологии. Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Мультимедиа-технологии - возможность предоставления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме. Достоинством и особенностью мультимедиа-технологий являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются при предоставлении информации:

1. Возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание) на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

2. Возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа).

3. Возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией).

4. Возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука).

Решетневские чтения

5. Возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа»), при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов.

6. Возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями.

7. Возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду.

8. Возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи.

9. Возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т. д.

10. Возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»).

11. Возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице».

12. Возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими [1].

У мультимедиа технологий есть и определенные «недостатки». В частности, необходимо дорогостоящее оборудование (например, для мультимедийных презентаций), а также умение обращаться с такой техникой. Однако возможности и перспективы мультимедиа технологий в обучении делают их незаменимым элементом образовательного процесса.

Мультимедийные программные средства, которые могут быть использованы студентами, реализуют следующие виды учебной работы: просмотр информации в аудиовизуальном варианте, тренаж по теории с использованием упражнений, контроль, работу со словарем терминов и понятий, работу с подключаемыми к локальной сети другими компонентами комплекса, тренажерами.

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно -иллюстрирующих программ. Студенты имеют возможность перелистывать страницы информации вперед или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.

В этом режиме используются элементы технологии гипермедиа. По ключевому слову (помеченному термину учебного текста) учащийся может получить его определение, посмотреть связанные с ним страницы любого типа (текстового, графического и др.). В ходе работы с гипертекстом автоматически формируется навык работы с мультимедиа компьютером, при помощи которой учащийся может вернуться на любой этап просмотра теории. В любой момент просмотр теории может быть прерван по желанию учащегося.

Режим тренажа по теории предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения, и учащемуся предоставляется возможность посмотреть соответствующие данному упражнению комментарии (объяснения типовых ошибок и т. п.). Роль комментариев могут выполнять и страницы информации. Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного продукта в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает учащийся [2].

Таким образом, явные преимущества применения мультимедийных технологий в образовательном процессе не вызывают сомнения. Применение таких технологий сделают процесс обучения более интересным и легким для восприятия и усвоения.

Библиографические ссылки

1. Пельц Е. Ю. Использование мультимедийных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://inf.yspu.yar.ru/4h/ s3/xf/index.html.

2. Фролова Н. Х. Поляков В. М. Мультимедейные технологии в организации учебного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://www.nntu.ru/RUS/ NEWS/Mag_dok/cek2/c2-15.htm.

E. O. Zaharchenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

The article analyses characteristic features of multimedia technologies in educational process as well as its advantages and disadvantages and presents the types of educational work where its use is the most promising.

© 3axapneHKO E. O., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.