Научная статья на тему 'Мультимедиа технологии в образовании'

Мультимедиа технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кремнева А. Ю., Севрюкова А. В.

В представленной статье подробно рассматриваются мультимедиа технологии, цели и достоинства их применения. Также рассмотрены преимущества внедрения мультимедийных технологий в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кремнева А. Ю., Севрюкова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедиа технологии в образовании»

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ © Кремнева А.Ю.*, Севрюкова А.В.*

Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В представленной статье подробно рассматриваются мультимедиа технологии, цели и достоинства их применения. Также рассмотрены преимущества внедрения мультимедийных технологий в сфере образования.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Эти технологии находят своё применение в различных областях, включая рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения.

Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях являются:

- популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе);

- научно-просветительская или образовательная (используются в качестве методических пособий);

- научно-исследовательская - в музеях и архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и «хранилищ» информации).

Подробнее мы остановимся на использовании мультимедиа технологий в образовании.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

В чем же достоинства применений мультимедиа обучения от традиционного обучения учащихся?

- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

- возможность постоянного обновления;

- возможность копирования и переноса частей для цитирования;

* Студент.

* Студент.

Технические науки

125

- возможность нелинейности прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

И какие характерные черты имеет такое обучение?

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.

Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов -модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее.

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других методик.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75 %. Вполне возможно, что это, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала,

когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Для организации компьютерных классов в учебных заведениях привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют некоторые недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD и DVD диски.

В некоторых странах уже во всю используется «открытое» обучение. Обучение осуществляется таким образом, что очные занятия не являются необходимыми, все обучение может происходить «на расстоянии». При этом студенты имеют постоянную поддержку в лице преподавателей, и тьютора, к которому они «прикреплены». Существует система региональных представительств, при которых студенты могут получить консультационную помощь или сдать итоговый экзамен.

В нашей стране можно было бы предложить идею, с «открытым» обучением, учащихся в школах и университетах, я считаю, это заинтересовало бы. Общение и получение консультации от преподавателя «на расстоянии», отсутствие временных рамок, выбор формы и метода учебной деятельности, отсутствие учебников, с которыми ученики и студенты постоянно имели дело, так же нет скучных лекций и семинаров, сдача итоговых экзаменов в компьютерных классах. Создание разнообразных электронных курсов, с записями преподавателя объяснения материала, с примерами и разнообразными рисунками, помогающими освоить материал - это лучший способ дальнейшего обучения.

Список литературы:

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. - Ростов-н/Д: «Мысль», 1999. - 368 с.

2. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. - М.: «Знание», 2000. - 276 с.

3. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.