МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ © Кремнева А.Ю.*, Севрюкова А.В.*
Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, г. Красноярск
В представленной статье подробно рассматриваются мультимедиа технологии, цели и достоинства их применения. Также рассмотрены преимущества внедрения мультимедийных технологий в сфере образования.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Эти технологии находят своё применение в различных областях, включая рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения.
Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях являются:
- популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе);
- научно-просветительская или образовательная (используются в качестве методических пособий);
- научно-исследовательская - в музеях и архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и «хранилищ» информации).
Подробнее мы остановимся на использовании мультимедиа технологий в образовании.
Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
В чем же достоинства применений мультимедиа обучения от традиционного обучения учащихся?
- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
- возможность постоянного обновления;
- возможность копирования и переноса частей для цитирования;
* Студент.
* Студент.
Технические науки
125
- возможность нелинейности прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
И какие характерные черты имеет такое обучение?
Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.
Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов -модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее.
Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других методик.
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75 %. Вполне возможно, что это, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала,
когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Для организации компьютерных классов в учебных заведениях привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют некоторые недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD и DVD диски.
В некоторых странах уже во всю используется «открытое» обучение. Обучение осуществляется таким образом, что очные занятия не являются необходимыми, все обучение может происходить «на расстоянии». При этом студенты имеют постоянную поддержку в лице преподавателей, и тьютора, к которому они «прикреплены». Существует система региональных представительств, при которых студенты могут получить консультационную помощь или сдать итоговый экзамен.
В нашей стране можно было бы предложить идею, с «открытым» обучением, учащихся в школах и университетах, я считаю, это заинтересовало бы. Общение и получение консультации от преподавателя «на расстоянии», отсутствие временных рамок, выбор формы и метода учебной деятельности, отсутствие учебников, с которыми ученики и студенты постоянно имели дело, так же нет скучных лекций и семинаров, сдача итоговых экзаменов в компьютерных классах. Создание разнообразных электронных курсов, с записями преподавателя объяснения материала, с примерами и разнообразными рисунками, помогающими освоить материал - это лучший способ дальнейшего обучения.
Список литературы:
1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. - Ростов-н/Д: «Мысль», 1999. - 368 с.
2. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. - М.: «Знание», 2000. - 276 с.
3. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 1995.