Мультикультурная коммуникация в профессиональных коллективах: социальная безопасность
Маханева Екатерина Александровна,
аспирант кафедры истории и философии, РЭУ
им. Г.В. Плеханова
E-mail: Pretty_n_i_a_zz_j@mail.ru
Мультикультурная коммуникация в профессиональных коллективах является актуальной проблемой в современном мире. В наши дни глобализация и миграционные потоки приводят к тому, что рабочие коллективы становятся все более разнообразными с точки зрения культурных и этнических фонов и языков. Эта диверсификация приводит к необходимости эффективно управлять мультикультурной коммуникацией, чтобы обеспечить социальную безопасность и продуктивность в рабочей среде. В данной статье рассматривается влияние мультикультурной коммуникации на социальную безопасность в профессиональных коллективах. Кроме того, предлагаются практические рекомендации для управления этим процессом. В статье делается вывод: мультикультурная коммуникация представляет собой важный аспект в современных профессиональных коллективах. Однако, несмотря на ее потенциальные преимущества, неправильное управление мультикультурной коммуникацией может вызвать серьезные негативные последствия для социальной безопасности и эффективности команды. Чтобы успешно управлять этим аспектом, необходимо реализовать соответствующие стратегии обучения, развития и управления. Правильно спроектированные и примененные подходы к мультикультурной коммуникации могут способствовать созданию инклюзивных и безопасных рабочих сред, что, в свою очередь, может улучшить продуктивность и успешность организации в целом. Эффективное управление мультикультурной коммуникацией становится важным аспектом корпоративной стратегии, который может определить будущий успех организации на глобальном уровне.
Ключевые слова: мультикультурная коммуникация, профессиональные коллективы, социальная безопасность, глобализация.
Мультикультурная коммуникация относится к процессу взаимодействия между людьми из различных культурных и этнических групп. Этот процесс включает в себя обмен информацией, идеями, ценностями и нормами поведения. В мультикультурных профессиональных коллективах такие взаимодействия могут возникать как среди коллег, так и среди клиентов или партнеров. Исторически сложилось так, что Россия является страной многоэтнической культуры, что обуславливает специфику межнациональных, межкультурных отношений, требует поиска, развития и совершенствования культуры диалога, взаимопонимания между различными этносами1.
Участниками коммуникации становятся не только разные индивиды, но и целые этнические группы, культуры и цивилизации2. Значение мультикультурной коммуникации заключается в том, что она способствует обогащению коллектива разнообразными идеями и опытом, что может привести к повышению инновационных возможностей и конкурентоспособности организации. Однако недостаточное понимание культурных различий и неэффективное управление мультикультурной коммуникацией может привести к конфликтам и снижению социальной безопасности.
Современный мир меняет панораму социально-общественных отношений, межкультурных коммуникаций, оказывает влияние на диффузию культурных полей между нациями, однако каждая нация избирает свою стратегию культурного развития, которая связана либо с большей ассимиляцией культур, либо избирая стратегию некоторой культурной изоляции, в силу приверженности сохранения традиций и уникальности национальной культуры, которая связана с антропологическими факторами. Глобальный мир влияет на то, что в общемировом тигле культур соединяются разные культуры, так как межкультурные отношения связаны с межкультурными коммуникациями. Современные общества развиваются в силу традиций, присущих тому или иному обществу. При этом, несмотря на экономическую интеграцию в условиях важности приобщения к стратегиям общемирового развития, в обществах культурной автономии больше придерживаются стратегии сохранения этой культурной автономии, которая обуславливается приверженностью общества, которая воспринимается как культурная идентичность той или иной нации, этноса, народа3. Тем не менее, нередко представителям различных наций и культур приходится сосуществовать в рамках одной социальной группы, например, в профессиональном коллективе.
В коллективах, в которых есть представители разных национальных культур необходимо учитывать различные тонкие нюансы, которые могут присутствовать
Галиакберова А.А. Мухаметшин А.Г. Асратян Н.М. Межкультурный диалог: методологические аспекты исследования / Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37). С. 18
2 Волкова А.А. Философское понимание диалога культур в концепциях М.М. Бахтина и В.С. Библера: сравнительный анализ // Научные сообщения. 2019. Т. 18. № 4. С. 109.
3 Ищенко Н.С. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 1. С. 132
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
в качестве дополнительных, если не первостепенных, когда речь идет о вопросах этики и деловой культуры, которые необходимо учитывать еще при формировании коллектива, компании. В вопросах корпоративной этики есть много разных аспектов и атрибутов, которые необходимы к соблюдению их всеми сотрудниками, так как отношения внутри коллектива связаны с коммуникациями сотрудников, соблюдением установленных норм и правил деловых отношений. Многое зависит от типа менеджмента, особенно если необходимо учитывать национальную специфику1.
Основной вызов, связанный с мультикультурной коммуникацией, заключается в возможности конфликтов и недопонимания. Культурные различия в языке, обычаях, ценностях и нормах поведения могут привести к недоразумениям и конфликтам в профессиональном коллективе. Это может оказать отрицательное влияние на социальную безопасность, создавая напряженную и нестабильную атмосферу.
Время глобализации обусловило тенденции быстрого сближения представителей различных национальных культур в условиях единого глобального мира, который зависит от экономических, политических, социальных межкультурных отношений. Необходимо учитывать те вопросы, которые могут приводить к конфликтам на основе разности понимания этических принципов, которые свойственны представителям различных этнокультурных групп. В условиях более плотного сближения различных культур, а в некотором смысле цивилизаций культур, возможно обострение конфликтов и противостояние представителей различных культур и тех интересов, которые представляют общества той или иной культуры.
Конфликт ценностей, линия разлома по этим понятиям становится более понятна, когда рассматривается этика внутренних ценностей человека согласно философии Иммануила Канта2. Речь идет о персональной внутренней совести и нравственной ценности личности, самого человека, в высших человеческих смыслах вне зависимости принадлежности человека к той или иной группе «своих» (исходя их оппозиции «свой» / «чужой»). Тогда вопросы взаимодействия локальных и глобальных этических норм становятся актуальными. Вопрос тогда заключается в том: какие ценности существуют в тех или иных автономных обществах, какова этика человеческих отношений присутствует в них? Вопросом первостепенной важности становится понимание, что и кто в таких обществах воспринимается как «другое» и «другие»? Т.е. самыми острыми становятся вопросы и взаимоотношения между оппозиционными понятиями: «свой/чужой», «гость/хозяин» и поиск консенсуса мнений по разным вопросам.
Эти конфликты, в первую очередь, обусловлены культурными различиями. В мультикультурных коллективах могут возникать проблемы социальной изоляции и дискриминации. Люди из меньшинственных культурных групп могут чувствовать себя исключенными или недооцененными. Это воздействует на их уровень комфорта и мотивации, что может снизить социальную безопасность в организации. Неэффективная мультикультур-ная коммуникация также может повлиять на производительность и качество работы в коллективе. Конфликты и недопонимание могут замедлить рабочие процессы,
" 1 Долгова И.В. Корпоративная этика как форма общественен ного сознания в управлении современным предприятием // Ин-еЗ новации в менеджменте. 2019. № 19. С. 41 т^ 2 Кант И. Сочинения в шести томах. М., «Мысль», 1965. 2 (Философ. наследие). Т. 4. Ч. I. С. 211-310.
а изоляция и дискриминация могут ухудшить работоспособность сотрудников.
Рассматривая эти вопросы применительно к понятиям нации, национальной культуре, прежде всего возникает оценка понимания того, что из себя представляет общество и какие социальные институты в нем представлены. Так в своей статье «Этничность в мультикуль-турном мегаполисе: этнокультурные татарские практики в США» Низамова Л.Р. анализирует как организованы социальные институты в обществе, которое принимает представителей разных культур в США на основе иссле-дованиф этих вопросов на этнокультурных практиках татар в США3.
Говоря о профессиональных коллективах, стоит упомянуть о статье Жущиховской и Куликовой «Российско-японские научные связи в контексте межкультурной коммуникации (подходы к исследованию)», в которой рассматривается российско-японское научное сообщество. Так, авторы рассуждают о том, что для эффективной межкультурной коммуникации необходимо понимание обычаев и норм своих коллег-представителей другой культуры обеими нациями, особенно выделяя чувство долга. Авторы утверждают, что для анализа организационных аспектов межкультурной коммуникации в сфере науки, особенно интересны этнопсихологические черты и особенности культурного менталитета, которые оказывают влияние на стереотипы коммуникативного поведения. Например, при установлении успешных отношений в рамках российско-японского сотрудничества, имеют значение устоявшиеся представления в обеих культурах о понятии «долга» в его широком смысле.
Автор исходит из понимания того, что ассимиляция татар в новое общество, новой культуры происходит на основе формирования новых практик мультикульту-рализма, когда нет явно выраженного анклава монолитной этнокультуры, а формируется общество смешанной, гибридной культуры, в силу взаимодействия и общения в обществе новой культуры4. В Нью-Йорке есть представители различных наций и культур, которые сохраняют приверженность своей культуре, но при этом встраиваются в гетерогенную среду мультикультурности и мульти-этничности в силу соблюдения общечеловеческих норм «общежития» в условиях многообразия расовых и этических факторов. То есть нью-йоркская идентичность формируется в силу культурного плюрализма, который эволюционирует над простым воспроизводством традиций предков и прежней родины, обретая новые формы культуры современного типа в условиях современности в гетерогенно-социальной среде.
Анализ вопросов мультикультурности наций на примере Крыма в статье «Межкультурные отношения в российском Крыму: эмпирическая проверка трех гипотез» говорит о том, что если исходить из оценок рассмотренных групп населения, то можно говорить о концепции мультикультурализма, который присущ для данного поля исследования.
Статистика данных исследований говорит о том, что данным группам населения (и русским, и украинцам) присуще понимание безопасности в силу общности проживания и понимание важности вопросов мультикуль-турного общения, однако здесь необходимо учитывать
3 Низамова Л.Р. Этничность в мультикультурном мегаполисе: этнокультурные татарские практики в США // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Т. 151. Ч. 2. С. 59
4 Жущиховская И.С. Куликова Ю.В. Российско-японские научные связи в контексте межкультурной коммуникации (подходы к исследованию) // Россия и АТР. 2013. С. 91
вопросы толерантности. У татар и русских наиболее значимы вопросы безопасности и межкультурных дружеских контактов.
Вопросы межкультурного, мультикультурного общения наиболее явно видны в более тесных контактах общения внутри коллективов сотрудников, к компании, корпорации. В силу кросс-культурных связей в смешанных коллективах важно оценивать вопросы коммуникаций и управления кросс-культурными коллективами. Существуют два подхода, диаметрально противоположных по своим основаниям, а именно: «свобода от культуры» и «зависимость от культуры». В силу разности установок используется развитие и организация структуры, производственных отношений, деловых отношений, в первом случае - соблюдается принцип меньшей зависимости от разности культур, а во втором исходят из понимания того, что есть эта разница и эта дельта культур обязательно должна учитываться, так как это определяет устойчивые и прогнозируемые модели взаимоотношений и поведенческую культуру1.
Рассматривая статью «Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом» можно отметить, что Дельвиг исходит из понимания того, что необходимо «научить новые поколения жить «миром», учиться понимать другой народ, приобщаться к его культуре, истории, традициям. Сегодня можно говорить о том, что «растущая взаимозависимость регионов в современных условиях приводит к необходимости совместного анализа рисков, разумного решения предполагаемых конфликтов и осуществления совместных перспективных проектов»2.
На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что для управления мультикультурной коммуникацией в профессиональных коллективах и обеспечения социальной безопасности, необходимо применять следующие подходы:
1. Обучение и осведомленность. Обучение сотрудников о культурных различиях и обучение навыкам межкультурной коммуникации являются ключевыми шагами. Сотрудники должны понимать и уважать культурные особенности коллег и клиентов.
2. Развитие межкультурной коммуникации. Создание открытой и инклюзивной среды для диалога и обсуждения культурных вопросов способствует развитию межкультурной коммуникации и снижению риска конфликтов.
3. Установление ясных норм и правил. Организации должны установить ясные нормы и правила, касающиеся мультикультурной коммуникации, а также механизмы решения конфликтов и жалоб.
4. Лидерство и пример. Руководители должны демонстрировать пример в мультикультурной коммуникации и поддерживать усилия по развитию инклюзивной среды.
В заключение можно отметить, что мультикультур-ная коммуникация представляет собой важный аспект в современных профессиональных коллективах. Однако, несмотря на ее потенциальные преимущества, неправильное управление мультикультурной коммуникацией может вызвать серьезные негативные последствия для социальной безопасности и эффективности команды. Чтобы успешно управлять этим аспектом, необходи-
1 Рожкова Л.В. Управление кросс-культурными коллективами в международном и национальном бизнесе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. № 1 (29). С. 84
2 Дельвиг Н.А. Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом // Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 117
мо реализовать соответствующие стратегии обучения, развития и управления. Правильно спроектированные и примененные подходы к мультикультурной коммуникации могут способствовать созданию инклюзивных и безопасных рабочих сред, что, в свою очередь, может улучшить продуктивность и успешность организации в целом. Эффективное управление мультикультурной коммуникацией становится важным аспектом корпоративной стратегии, который может определить будущий успех организации на глобальном уровне.
Литература
1. Баглюк С.Б. Этика управления персоналом в кросс-культурной перспективе // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020. № 53. С. 26-30.
2. Волкова А.А. Философское понимание диалога культур в концепциях М.М. Бахтина и В.С. Библера: сравнительный анализ // Научные сообщения. 2019. Т. 18. № 4. С. 108-117.
3. Галиакберова А.А. Мухаметшин А.Г. Асра-тян Н.М. Межкультурный диалог: методологические аспекты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37). С. 17-21.
4. Глаголев В.С. Концептуализация понятия «бытовой ориентализм» в России: стереотипы и прототипы // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 4. С. 68-75.
5. Дельвиг Н.А. Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом // Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 113-117.
6. Долгова И.В. Корпоративная этика как форма общественного сознания в управлении современным предприятием // Инновации в менеджменте. 2019. № 19. С. 36-42.
7. Жущиховская И.С. Куликова Ю.В. Российско-японские научные связи в контексте межкультурной коммуникации (подходы к исследованию) // Россия и АТР. 2013. С. 81-93.
8. Ищенко Н.С. Межкультурная коммуникация как процесс взаимодействия культурных архетипов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 1. С. 126135.
9. Е.А. Коджа, Н.М. Лебедева, В.Н. Галяпина, З.Х. Лепшокова, Т.А. Рябиченко. Межкультурные отношения в российском Крыму: эмпирическая проверка трех гипотез // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 42-60.
10. Красавченко Т.Н. Человеческий фактор. Ученый в ИНИОН и за его пределами // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. С. 186201.
11. Низамова Л.Р. Этничность в мультикультурном мегаполисе: этнокультурные татарские практики в США // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Т. 151. Ч. 2. С. 48-60.
12. Рожкова Л.В. Управление кросс-культурными коллективами в международном и национальном бизнесе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. № 1 (29). C. 82-94.
13. Тишкевич Э.В. Кризис мультикультурной политики и задачи преодоления межкультурных конфликтов // KANT. 2020. № 2 (35). С. 170-176.
14. Шумилкина Е.А. Межличностные отношения в по-лиэтничном трудовом коллективе в условиях реорганизации // Пензенский психологический вестник. 2019. № 2 (13). С. 25-32.
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
MULTICULTURAL COMMUNICATION IN PROFESSIONAL TEAM: SOCIAL SECURITY
Makhaneva E.A.
REU im. G.V. Plekhanov
Multicultural communication in professional teams is a pressing problem in the modern world. Today, globalization and migration flows mean that workplaces are becoming increasingly diverse in terms of cultural, ethnic backgrounds and languages. This diversification leads to the need to effectively manage multicultural communication to ensure social safety and productivity in the work environment. This article examines the influence of multicultural communication on social security in professional teams. In addition, practical recommendations for managing this process are offered. The article concludes: multicultural communication is an important aspect in modern professional teams. However, despite its potential benefits, mismanaging multicultural communication can cause serious negative consequences for social safety and team performance. To successfully manage this aspect, appropriate training, development and management strategies must be implemented. Properly designed and implemented approaches to multicultural communication can help create inclusive and safe work environments, which in turn can improve the productivity and success of the organization as a whole. Effectively managing multicultural communication is becoming an important aspect of corporate strategy that can determine the future success of an organization on a global level.
Keywords: multicultural communication, professional teams, social security, globalization.
References
1. Baglyuk S.B. Ethics of personnel management in a cross-cultural perspective // National Association of Scientists (NAU). 2020. No. 53. pp. 26-30.
2. Volkova A.A. Philosophical understanding of the dialogue of cultures in the concepts of M.M. Bakhtin and V.S. Bibler: comparative analysis // Scientific communications. 2019. T. 18. No. 4. pp. 108-117.
3. Galiakberova A.A. Mukhametshin A.G. Asratyan N.M. Intercultural dialogue: methodological aspects of research // Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. No. 4(37). pp. 17-21.
4. Glagolev V.S. Conceptualization of the concept of "everyday orientalism" in Russia: stereotypes and prototypes // Humanitarian Vector. 2019. Vol. 14, No. 4, pp. 68-75.
5. Delvig N.A. Preparing future officers to work with multinational personnel // Humanities. 2015. No. 3. pp. 113-117.
6. Dolgova I.V. Corporate ethics as a form of social consciousness in the management of a modern enterprise // Innovations in management. 2019. No. 19. pp. 36-42.
7. Zhushchikhovskaya I.S. Kulikova Yu.V. Russian-Japanese scientific connections in the context of intercultural communication (approaches to research) // Russia and the Asia-Pacific region. 2013. pp. 81-93.
8. Ishchenko N.S. Intercultural communication as a process of interaction of cultural archetypes // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philosophy. Political science. Culturology. Volume 5 (71). 2019. No. 1. pp. 126-135.
9. E.A. Koca, N.M. Lebedeva, V.N. Galyapina, Z. Kh. Lepshoko-va, T.A. Ryabichenko. Intercultural relations in Russian Crimea: empirical testing of three hypotheses // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. T. 16. No. 2. pp. 42-60.
10. Krasavchenko T.N. Human factor. Scientist at INION and beyond // Man: Image and Essence. Humanitarian aspects. 2019. pp. 186-201.
11. Nizamova L.R. Ethnicity in a multicultural metropolis: ethnocul-tural Tatar practices in the USA // Scientific notes of the Kazan State University. 2009. T. 151. Part 2. pp. 48-60.
12. Rozhkova L.V. Managing cross-cultural teams in international and national business // Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2019. No. 1 (29). pp. 82-94.
13. Tishkevich E.V. The crisis of multicultural policy and the task of overcoming intercultural conflicts // KANT. 2020. No. 2 (35). pp. 170-176.
14. Shumilkina E.A. Interpersonal relations in a multiethnic work collective under conditions of reorganization // Penza Psychological Bulletin. 2019. No. 2 (13). pp. 25-32.
<n ■_
u