Научная статья на тему 'Мультикультурализм: открытый дискурс'

Мультикультурализм: открытый дискурс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
636
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДИСКУРС / СУБЪЕКТ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / MULTICULTURALISM / GLOBAL DISCOURSE / SUBJECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коробейникова Лариса Александровна

Анализируется одно из современных направлений философии культуры мультикультурализм. Мультикультурные концепции вносят в философский дискурс продуктивную идею открытости как отражающую изменения, происходящие в культуре, и культурный плюрализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the analysis of multiculturalism as one of the trends of contemporary cultural philosophy. Multicultural concepts develop the productive idea of openness in philosophical discourse as the reflection of the process of changes in culture and cultural pluralism

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм: открытый дискурс»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 326 Сентябрь 2009

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 088

Л.А. Коробейникова МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: ОТКРЫТЫЙ ДИСКУРС

Анализируется одно из современных направлений философии культуры - мультикультурализм. Мультикультурные концепции вносят в философский дискурс продуктивную идею открытости как отражающую изменения, происходящие в культуре, и культурный плюрализм.

Ключевые слова: мультикультурализм; глобальная культура; дискурс; субъект; рациональность.

Мультикультурализм - одно из направлений современной философии культуры, создающих гетерогенное мышление, - представляет собой открытый дискурс, поскольку теоретическая проблематика этого направления весьма разнообразна и включает широкий круг постоянно пополняющихся вопросов: поиск форм пост-традиционной философии культуры; формирование альтернативной культурной парадигмы; создание постэпистемологии; анализ вопросов присоединения, плюрализма, вариативности, идентичности и т.п. - перечень можно продолжить.

В связи с разнообразием проблематики в анализе феномена мультикультурализма трудно выделить единую теорию. Скорее можно рассмотреть конгломерат идей леворадикальной идеологии; некоторых идей традиционной (философия жизни, герменевтика, феноменология) и посттрадиционной (постструктурализм, неофрейдизм) философии; идей современной западной политической философии; постсоциологии. Такой эклектический синтез разного материала приводит к тому, что мультикультурализм не представляет собой завершенную конструкцию, но, скорее, процессуальное образование, которое постоянно дополняется возникающими новыми идеями и концепциями. Данная ситуация обусловлена, по меньшей мере, двумя причинами: неопределенностью предмета исследования (мультикультура находится в процессе становления); неотрефлексиро-ванностью категориального аппарата посттрадиционной философии, т.к. инновационные понятия (инаковость, другой, различие, дисперсная культурная практика и др.) только начинают внедряться в философский дискурс, изменяя его содержание и форму.

Особое значение для мультикультурализма имеет идея диалога, направленная против монологического Я классической традиции. В процессе установления диалога между людьми и культурами возникает вопрос, как понять Другого как субъекта со своим собственным опытом, если существование и природа опыта Другого не могут быть верифицируемы. Краткий экскурс в историю философии XX в. показывает, как разные философы рассматривают эту проблему. Рассмотрим некоторые идеи в тезисной форме. Э. Гуссерль не смог соединить критерий верифицируемости с понятием ощущений и чувств Другого. Р. Карнап воспользовался методологией бихевиоризма для исследования данной проблемы, но обращение к бихевиоризму в философских исследованиях сопряжено с определенными труд-

ностями. М. Хайдеггер преодолел наметившийся тупик с помощью заключения, что каждое личностное бытие включает в себя бытие - с, врожденную способность понимать Другого. Э. Левинас стремился найти предел трансцендирующей активности личности. В границах его теории эйдетическая форма диалога представляет собой ситуацию, предшествующую не только субъекту, но и самому диалогу в онтологическом смысле. Обозначенная ситуация локализует в себе трансценденцию как уровень бытия, в котором субъект не принимает участия, но где имплицитно содержится его основа. Проблему теории диалога Э. Левинас исследует сквозь призму такого состояния Я, как признание авторитета Другого и возникновение чувства ответственности за него. Этот тезис представляет онтологическое обоснование мультикультурности. Философия диалога приводит к более радикальным эпистемологическим изменениям: ее внедрение в современное мышление является одной из причин отказа от фундаментализма в мышлении. Отречение от фундаментализма трансформирует понимание целей интеллектуальной активности и дискурса. Философия, интерпретируемая как социальная критика (термин И. Нево), может служить в качестве плюралистической концепции рефлексивной эквилибристики, которая проявляется в мульти- и кросс-культурном диалоге.

В целом в пестром разнообразии мультикультурных концепций можно выделить два направления: радикальное и умеренное. Первое базируется на идеях толерантности и культурной идентичности, основывающихся на концепции вариативной истины, рассматривающей мультикультуру как непроходящую ценность (М. Маруяма, Э. Санковски). Умеренный мультикуль-турализм развивает концепцию разграничения позитивной и негативной толерантности, находящей свою специфическую форму проявления в любой культуре (Э. Джемс). Негативная толерантность имеет параллель с гоббсианством, что обеспечивает, по мнению теоретиков умеренного мультикультурализма, его преимущество по отношению к другим вариантам этого интеллектуального направления.

В качестве альтернативы по отношению к монокультуре модернизма в мультикультурализме предлагается новый тип культуры, основанный на следующих принципах:

- мультикультурности, утверждающей ценность и уникальность каждой культуры;

- толерантности, обосновывающей принцип терпимости по отношению к инаковости;

- неэтноцентрированной культурной идентичности.

Выбор мультикультурности в качестве доминанты

нового типа культуры обусловлен ее радикальной ина-ковостью по отношению к монокультуре модернизма, основанной на метанарративах прогресса, просвещения, рационализма, индивидуализма и др.

Условиями существования нового типа культуры являются отсутствие метанарративов и принципиальная открытость и диалогичность. Предстоящая мульти-культурная трансформация невозможна без создания нового представления о субъекте, т.к. внутренняя свобода человека предполагает возможность эволюции культуры в самых разных направлениях.

Реинтерпретация проблемы субъекта в мультикуль-турализме имеет параллели с распространенным в ряде современных философских течений представлением о том, что идея субъекта не является больше финальной проблемой философского мышления, т.к. современная эпистемологическая ситуация выступает как постсубъ-ектная. Субъект предстает как биологическая, психологическая, ментальная структура, изменяющаяся с высокой степенью непредсказуемости. Отказ от дуальной (субъект-объектной) интерпретации реальности приводит мультикультурализм к созданию вместо традиционных модернистских мифов новой мифологии: разрушение говорящего субъекта новоевропейской культуры, уточнение субъекта по половому и расовому признакам. Указанные метафорические термины, так же как постмодернистский термин «смерть субъекта» (термин Р. Барта), применяются для размывания амбивалентной тенденции субъект-объектной дихотомии в границах современного типа философствования. Интенция современной культуры на «смерть субъекта» была подготовлена эволюцией неклассической философии, деформировавшей классическое понимание субъекта как носителя чистой рациональности. Монолитность субъекта разрушается процессуальностью противостояния Я и Оно во фрейдизме, абстракцией общества в постмарксизме, интенциональностью в феноменологии, безличным текстом в структурализме. Но неклассическая философия не размывает субъект-объектной дихотомии. Посткультура задает ряд направлений философствования, внутри которых практически невозможно придерживаться жесткой дихотомии: субъект - объект. К направлениям такого рода относятся структурный психоанализ, деконструктивизм, мультикультурализм.

В контексте структурного психоанализа Ж. Лакан выявил языковую форму бытия бессознательного как речь Другого. Я детерминируется не столько импульсами бессознательного, сколько его вписанностью в общий символический порядок. Оценка диктата логико-грамматического строя языка как насилия над творческой свободой и мышлением была высказана еще в начале XX в. поэтом Тристаном Тцара в рамках эстетики дадаизма, когда поэт разрушает «выдвижные ящички мозга». Структурный психоанализ реинтерпретирует эту установку. Психоаналитический тезис подчиненности бессознательных желаний культурным нормативам переформулируется Ж. Лаканом в тезис о заданности желания материальными формами языка. Субъект как связующее звено между реаль-

ным, воображаемым и символическим, характеризуется как децентрированный, в результате отчужденности мысли от существования. Бессознательное предстает как язык, а реальность - как текст. «... Тексты презентируют мультиплицитность возникающих в плюралистическом обществе голосов, отражающих происходящие социальные и исторические трансформации» [1. С. 425].

Рациональный субъект декартовского типа, как и вожделеющий субъект фрейдистского типа, сменяется субъектом, выступающим как инструмент презентации культурных смыслов, причем в мультикультурализме этот субъект выступает как мульти-субъект, презенти-рующий наличный плюрализм культурных смыслов.

Мультикультурную идею плюрализма в культуре предвосхитило постструктуралистское понятие «открытое произведение», что стимулировало интерес к читателю, тексту, интерпретации. Поскольку способ, которым структурированы художественные формы, отражает способ, с помощью которого современная культура воспринимает реальность, постольку модель открытого произведения должна отражать смену парадигм, утверждая ранее не существовавший код: установление жесткого порядка ограничивает получение информации, поэтому беспорядок даже полезен - тезис, подчеркивающий конструктивную роль хаоса в процессе создания постфилософии. Открытое произведение исключает возможность однозначного декодирования, открывает множественность интерпретаций.

Идея бесконечной интерпретации трансформируется в идею неограниченного семиозиса как основы существования культуры. Эта идея повлияла на философию культуры мультикультурализма в форме возникновения идеи множественности и открытости культур.

Классика задает поступательное развитие исторически заданных значений, существующих в культурном пространстве. Метанаррация модерна утверждает определенный тип дискурса, претендующий на статус единственно правильного и единственно допустимого. Постмодерн, охарактеризованный Ж.-Ф. Лиотаром как эпоха заката больших нарраций, предлагает культуре легитимизацию всех видов языка и рациональности. В этих условиях классическая интерпретация текста невозможна: интерпретация может лишь центрировать текст вокруг определенных семиотических узлов. Деконструкция предполагает разрушение псевдоцелостности текста. Реконструкция идет дальше и разрабатывает новую структуру текста. Субъект и объект растворяются в пространстве текста. Конституируется не субъект-объектный тип философствования: «мышление интенсивностей» Ж.-Ф. Лиотара, «игра сингулярностей» Батая, «телесность текста» Р. Барта, «Бог как рабочая гипотеза» (Д. Бонхеффер) объявляется исчерпывающим себя. Предложенная П. ван Буреном программа реинтерпретаций Бога фактически является программой реконструкции библейских текстов. В целом в культуре постмодерна «автор - отнюдь не тот субъект, по отношению к которому текст может быть предикатом» (Р. Барт). Таким образом, теоретики постмодернизма разрушают абстрактные понятия субъекта и объекта, а теоретики мультикультурализма пытаются реконструировать эти категории в многомерном пространстве интертекстуальности культуры.

Формирующееся мультивидение мультикультура-лизма продолжает разрушение образа единого разума, присутствующего в европейской культуре в форме высшей ценности. Реальный разум вариативен, иногда управляется подсознательными импульсами и инстинктами. Мультикультурная реинтерпретация рациональности ориентирована на утверждение многозначности и вариативности и ведется по двум направлениям: формирование мультикультурной альтернативы классической рациональности и (менее разработанное направление) создание новой методологии: методологического индивидуализма.

В мультикультурализме утверждается точка зрения, отрицающая существование единого и универсального разума. Плюрализм разных типов рациональности ставит под сомнение существование рациональности вообще, а само понятие «превращается в смутную идеализацию с неопределенной предметно-смысловой областью» [2. С. 60]. После краха классической рациональности, предполагавшей непосредственное воспроизведение абстрактным субъектом предзаданных оснований, поиск новой рациональности во многом определяется задачей переосмысления старой схемы: исследователи не отказываются от рациональности, а расширяют и дополняют ее.

Одним из расширений является преодоление редукционизма, предполагающее замену простых объектов анализа множеством антиредукционистских интерпретаций, опирающихся на представление об универсуме как целостной суперсистеме, в результате чего возникает голографическая картина и понимание смысла выходит на новую ступень.

Противоречивость познавательной ситуации поиска новой рациональности углубляется усилившейся тенденцией к иррационализации. Критерии отличия рационального от иррационального становятся зыбкими, что проявляется в создании таких «гибрид-объектов» (термин Н.С. Автономовой), как дорациональное - рациональное, мистически рациональное. В результате «. ослабленными и размытыми оказываются едва ли не все параметры рациональности в традиционном понимании - системность, обоснованность, всеобщность, доказательность» [3. С. 56]. П.О. Коннор расширяет дискуссию по поводу рационального - иррационального за счет введения в указанную оппозицию новой категории: нерационального фона. Критерии рационального и иррационального могут функционировать только в оппозиции к нерациональному фону. Введение этой новой категории позволит избежать абсолютизации и релятивизации в интерпретации рациональности.

Рациональность варьирует от ее трактовки как понятия, обладающего псевдопредметным, псевдомето-дологическим, псевдосоциальным смыслом, до попыток определения через новые оппозиции: рациональное - историческое, разум - множество разумов. Идея плюрализма разума в философской школе Ослабления

мысли (Weak thought) основывается на оппозиции разум - множество видов разума, транслирующей оппозицию между метафизическим присутствием истины и открытием практического характера рациональных продуктов-произведений. С точки зрения Дж. Ваттимо, открытие Ф. Ницше и М. Хайдеггером различия-понятия, которое было забыто в истории философии, может быть оценено как ослабление метафизического понимания бытия, как понимание бытия не в качестве стабильной структуры, а цепи событий. Онтология упадка, общая для этих философов, не выходит за рамки чистой концептуальности, но, в то же время, переходит в отношение трансформации условий существования в мире технологической культуры.

В современных философских дебатах можно отметить тенденцию к утверждению мультикультурного видения рациональности и культурного плюрализма в процессе построения онтологии многомерного мира. Дилемма, возникающая в процессе типологизации муль-тикультурной рациональности, - признание существования суверенных типов разума или оценка различных типов рациональности как противоречивого единства. Оба подхода утверждают плюрализм антиредукционист-ских интерпретаций рациональности, основанный на толерантности по отношению к разнообразным интерпретациям рациональности. Утверждается узкая и расширительная концепции рациональности. Узкая интерпретация строится на понимании рационального начала как различных срезов научной рациональности: крити-куемости, набора объяснений, парадигмального стандарта. Расширительная концепция трактует рациональность двояко: либо как социокультурный феномен, либо в качестве системы контроля за постоянно растущим потоком информации в культуре. Еще одно расширение рациональности исходит из критических установок по отношению к классической философской рациональности и сопровождается попытками дополнить ее другими типами рациональности: мифа, искусства.

Принцип методологического индивидуализма, формирующийся в рамках рациональности в гуманитарном познании, реинтерпретирует отношения между индивидами и социокультурными сущностями. Гуманитарное знание имеет отношение к интенциональности, причем сфера данного типа знания, как отмечает М. Франзен, совпадает со сферой интенциональности, описывающей человеческие действия. Социокультурные сущности - конвенциональные и открытые конструкции, исследование которых является прерогативой мнений, веры, ожидания, желания, а не открытия. Методология индивидуализма вводит в гуманитарное познание анализ социокультурных практик в терминах их склонности распространять или сдерживать знания.

В целом мультикультурализм остается философским направлением, открытым по отношению к инновациям и изменениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mariela Vargova. Dialogue Pluralism and Change: The Intertextual Constitution of Bakhtin, Kristeva and Derrida // Res Publica. 2007. Vol. 13, № 4.

2. ТолстоеА.Б. О двух основаниях человеческой рациональности // Философское исследование феномена рациональности. М.: ИФАМ, 1989.

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 22 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.