Научная статья на тему 'Мультикультурализм: интеграция или раскол?'

Мультикультурализм: интеграция или раскол? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2421
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР / ПОЛИТИКА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MULTICULTURALISM / GLOBALIZATION / NATIONAL IDENTITY / INTEGRATION / CULTURAL DIVERSITY / POLICY OF CULTURAL DIVERSITY PRESERVATION / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Русских Людмила Викторовна

Статья посвящена проблемам мультикультурализма, анализу его сильных и слабых сторон, а также специфике этого явления в России. Анализируется политика мультикультурализма и социально-экономические факторы, влияющие на ее эффективность. Рассматриваются взгляды сторонников и противников этой политики. Автор доказывает необходимость учета опыта других стран в решении межкультурных конфликтов. Доказывается, что уже сформировавшаяся российская нация не исключает существования на территории России различных культур и рассматривается возможность создания новой, надэтнической гражданской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURALISM: INTEGRATION OR A SPLIT?1

The article is devoted to the problems of multiculturalism, analysis of its strong and weak sides as well as specific character of this phenomenon in Russia. It analyses policy of multiculturalism and social-economic factors which influence its efficiency. The article considers opinions of this policy followers and opponents. The author proves the necessity of taking into consideration experiences of other countries in solving multicultural conflicts. The author proves that already formed Russian nation does not exclude the existence of other cultures in the territory of Russia; the article considers possibility of creating new overethnic civil nations.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм: интеграция или раскол?»

УДК 008.46 ББК Ч11

Л. В. Русских

мультикультурализм: интеграция или раскол?

L. V. Russkikh

multiculturalism: integration or a split?

Статья посвящена проблемам мультикультурализма, анализу его сильных и слабых сторон, а также специфике этого явления в России. Анализируется политика мультикультурализма и социально-экономические факторы, влияющие на ее эффективность. Рассматриваются взгляды сторонников и противников этой политики. Автор доказывает необходимость учета опыта других стран в решении межкультурных конфликтов. доказывается, что уже сформировавшаяся российская нация не исключает существования на территории России различных культур и рассматривается возможность создания новой, надэтнической гражданской нации.

Ключевые слова: мультикультурализм, глобализация, национальная идентичность, интеграция, многообразие культур, политика сохранения культурного многообразия, миграционные процессы.

The article is devoted to the problems of multiculturalism, analysis of its strong and weak sides as well as specific character of this phenomenon in Russia. It analyses policy of multiculturalism and social-economic factors which influence its efficiency. the article considers opinions of this policy followers and opponents. the author proves the necessity of taking into consideration experiences of other countries in solving multicultural conflicts. the author proves that already formed Russian nation does not exclude the existence of other cultures in the territory of russia; the article considers possibility of creating new overethnic civil nations.

Keywords: multiculturalism, globalization, national identity, integration, cultural diversity, policy of cultural diversity preservation, migration processes.

В эпоху глобализации проблема сосуществования различных культур приобретает ключевое значение, поскольку объективные процессы, вызванные открытостью границ и относительно свободным движением трудовых ресурсов, диктуют новые правила поведения субъектов социального взаимодействия.

Идея решения национальных конфликтов путем формирования мультикультурной среды, ставшая популярной, как и термин «мультикультурализм» пару десятилетий назад, не теряет актуальности и в наши дни, несмотря на то, что сам термин так и не стал однозначным. невозможность присвоить ему какое-то одно, строго определенное значение, обусловлено, очевидно, колоссальной сложностью самой социальной реальности, которую этот термин призван отражать или обозначать. необходимо отметить и тот факт, что очень часто наблюдается сведение национальных конфликтов к конфликтам культур, тогда как реальные их причины являются социальными, экономическими и политическими. Это обстоятельство никак не влияет на частоту использования термина как теоретиками, так и политиками, которые скорее интуитивно улавливают его смысл, что не мешает им маскировать реально существующие социальные проблемы, описывая их более мягкими, сведенными к культурным несоответствиям, формулировками. тем не менее, у идеи мультикультурализма одинаковое число как противников, так и сторонников.

Сам термин «мультикультурализм» возник во второй половине прошлого века в канаде, хотя явления, которые он описывает, известны с глубокой древности, а сам понятийный аппарат применяется для анализа этих явлений уже более трех тысячелетий. Сегодня термин используется в различных значениях в зависимости от контекста (политического, эмпирического, или философского), а также в зависимости от того, о каком из четырех основных типов мультикультурных обществ идет речь. к этим типам относятся империи, существовавшие до эпохи современности; поселения в новом Свете; колониальные и бывшие колониальные общества; наконец, постнациональное мультикультурное общество, характерное для современной Северной Америки и Западной Европы. Следует отметить, что общества, которые сегодня принято называть мультикультурными, ранее назывались многонациональными и рассматривались как феномены культурного плюрализма.

наиболее широкую трактовку мультикуль-турализма дает американский этнополитолог н. Глэйзер: «Мультикультурализм — это комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которого раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре»1. но мультикультурализм также и идеология, пропагандирующая культурное многообразие той или иной страны, и соответствующая этой идеологии практика, означающая сохране-

философия и социология

ние культурной идентичности в многонациональных государствах. По мнению Ю. Хабермаса, основным принципом мультикультурализма является «равноправное существование различных форм культурной жизни»2. Иными словами, мультикультурализм означает сохранение культурной идентичности в многонациональном государстве. При этом политика мультикультурализма может носить как пассивный, так и активный характер. В первом случае она предполагает толерантное отношение к культурному многообразию, во втором — активную поддержку и поощрение этого многообразия. По сути, в муль-тикультурном обществе не предполагается наличия никакой господствующей культуры. Отметим, что главной целью мультикультурализма является интеграция и формирование единой гражданской нации, а не сохранение культурного многообразия любой ценой. По мнению А. А. борисова, «муль-тикультурализм следует понимать как идеологию и политику, надстраивающую над этническими ценностями общенациональные — во-первых: во-вторых, как феномен этнической фрагментации социума, который синонимичен «многокультурно-сти» и выступает, таким образом, против культуры как общенационального движения. Здесь отчетливо прослеживается существующее расхождение между мультикультурализмом как идеологией, политикой и мультикультурализмом как культурной много-составности общества, актуализирующей в социуме горизонтальные связи, т. е. мультикультурализмом как живой реальностью»3.

Сторонники идеи построения мультикультурного общества отвергают любой культурный универсализм и предлагают отказ от политики гражданской и социальной интеграции иммигрантов, и замену ее на политику, направленную на сохранение их расовой и этнической идентичности. Социальная задача мультикультурализма определяется ими как снятие институциональных и прочих барьеров, препятствующих равному включению всех граждан в жизнь общества. При этом не подразумевается полной ассимиляции иммигрантов, а подразумевается сосуществование отдельных культур в гражданском обществе, причем тот факт, что ценности одних культур очень часто несовместимы с ценностями других, не берется в расчет. Мультикультурализм рассматривается как способ предотвращения социокультурных и этноконфессиональных конфликтов путем согласования основных ценностей, формирования единых социальных норм и культивирования в обществе толерантного отношения к проявлению иных, нетрадиционных для данного общества взглядов и способов взаимодействия с окружающим миром. Его концептуальной основой провозглашается толерантность, проявление которой, по умолчанию, требуется от культурного большинства, а также отрицание всякой культурной иерархии. В качестве исходного пункта мультикультурализма рассматривается необходимость преодоления человеком границ своей идентичности и признание ценности других культур.

неоспоримым преимуществом практической реализации идей мультикультурализма считается его направленность на гармонизацию обществен-

ных отношений при сохранении внутри общества противоположных и, даже, конкурирующих социокультурных групп, на достижение компромисса между ними. В противовес национализму, мультикультурализм предполагает регулируемое смешение культур, опирающееся на взаимное уважение, а не всеобщую унификацию и нивелирование культурного многообразия. Его основная задача — поддержка культурной специфики, обеспечение равной возможности участия в общественной жизни представителей всех этнических групп, их интеграция в общество.

критики мультикультурализма главным его недостатком видят отрицание единого общества и установление вместо него конгломерата общин, объединенных общим гражданством, причем субъектом права в таком случае становится не социальная, а этническая группа, что отбрасывает общество к донациональным формам существования, если не к сословности. более того, утверждается, что провозглашение этой политики как доминирующей в большинстве европейских стран основано на элементарной экономической выгоде — привлечении дешевой рабочей силы. другим недостатком политики мультикультурализма является тот факт, что он подрывает саму основу существования нации — культурную унификацию, а также в известной мере ущемляет интересы культурного большинства, которому предписывается проявлять толерантность независимо от того, проявляют ли ее, в свою очередь, национальные меньшинства, иными словами, мультикультурализм объявляется политикой дискриминации большинства. Муль-тикультурализм ликвидирует культурные основы нации, формирует этнически структурированное общество и тем самым только углубляет культурную дифференциацию.

После известного заявления об абсолютном крахе мультикультурализма Ангелы Меркель в 2010 г., его противники заговорили о несостоятельности этой политики в полный голос, что ранее считалось неполиткорректным. Вслед за Меркель, в 2011 г. Премьер-министр Великобритании Дэвид кэмерон открыто заговорил об отсутствии у молодых мусульман другой идентичности, кроме соотнесения себя со своей этнической общиной, а затем и президент Франции николя Саркози признался, что попытка жить рядом и ценить друг друга совершенно провалилась. далее последовали похожие заявления от генерального секретаря Совета Европы, бывших премьеров норвегии и бельгии, а также вице-премьера нидерландов М. Верхагена. надо отметить, что еще около 10 лет назад премьер-министр Испании Хосе-Мария-Аснар уже говорил, что мультикультурализм раскалывает общество, но не был услышан.

В России вопросы мультикультурализма встали со всей остротой в связи с участившимися национальными конфликтами, хотя и раньше они были обусловлены многонациональным составом населения страны, наличием национально-территориальных субъектов Федерации, а также в связи с иммиграцией из стран СнГ. Вместе с тем российская социально-экономическая ситуация, в частности

174

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»

Л. В. Русских

Мультикультурализм: интеграция или раскол?

безработица, создает не очень благоприятную атмосферу для развития этнических отношений.

Как официальная государственная политика, мультикультурализм в России не провозглашен, хотя многие представители политической элиты не раз заявляли о его неизбежности, учитывая многонациональный характер нашего государства. Примечательно, что большинство обществоведов не поддерживают этой точки зрения, более того, все чаще звучит мнение о том, что в России уже сформировалась нация, и она существует как явление русской политической культуры, которая предусматривает возможность существования на территории России различных этнических культур и народов. Все чаще звучат голоса в поддержку идеи создания новой, надэтнической гражданской нации, основанной на надэтнической идентичности, объединяющей всех живущих в России, к тому же Российская Федерация не является страной иммигрантов, так как проживающие на ее территории

народы имеют исторически закрепленные за ними территории проживания.

На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос о том, способствует ли мультикультурализм интеграции, или же, напротив, ведет к укреплению межэтнических барьеров. Это касается и России, и мира в целом, единственным преимуществом России является то, что она еще может учесть ошибки, допущенные при проведении этой политики в Европе, что, конечно, не гарантирует защиты от совершения своих собственных.

Примечания

1. Борисов А. А. Мультикультурализм: американский опыт и Россия // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. — М., 2003. — С. 8.

2. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. — СПб. : Наука, 2001. — С. 417.

3. Борисов А. А. Указ. соч. — С. 10.

Поступила в редакцию 10 января 2013 г.

РУССКИХ людмила Викторовна, доцент, кафедра философии и социологии, кандидат культурологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Сфера научных интересов — социология культуры, социология образования. E-mail: ludmilaruss@mail.ru

RussKIKH Lyudmila viktorovna, associate professor, Department of Philosophy and Sociology, candidate of cultural studies, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia). Sphere of scientific interests: sociology of culture, sociology of education. E-mail: ludmilaruss@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.