Научная статья на тему 'Мультиаспектная модель профилактики суицидов'

Мультиаспектная модель профилактики суицидов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультиаспектная модель профилактики суицидов»

Суицидология и аддиктология

шантажного поведения. Они отличались самоуверенностью, имели неадекватно завышенную самооценку, в поведении проявляли агрессивность, импульсивность, постоянные нарушения режима отделения. Целью их суицидального поведения являлось то, чтобы навредить взрослым «я назло это делаю, чтобы вас потом посадили». Причина таких поступков часто объяснялась нежеланием подчиняться существующим режимным требованиям и общеморальным нормам. Из этой группы 80% подростков с расстройствами поведения наносили порезы на предплечья, 20% - использовали самоотравление лекарствами.

В последнее время еще одним видом демонстративно-шантажного поведения у 21% подростков является отказ от приема пищи и лекарственных препаратов, при этом крайне они демонстративны, грубы, эмоционально напряжены, отказываются от разговора и лишь требуют удовлетворить свои потребности, что определяется формирующейся у них личностной патологией.

Таким образом, самым распространённым видом демонстративно-шантажного поведения среди подростков, воспитывающихся в условиях социального сиротства, являлось нанесение порезов на предплечья рук. Суицидальное поведение подростков часто носило демонстративно-шантажный характер, являлось для них способом достижения желаемого и способом ухода от возникших проблем. Если удалось добиться требуемого, то данный опыт закреплялся и становится стимулом для аналогичных действий, риск таких случаев возрастал. При этом о смерти как необратимом прекращении жизни они не задумывались и соответственно недостаточно адекватно оценивали последствия своего аутоагрессивного поведения, что в результате также приводило к повторным суицидальным действиям.

МУЛЬТИАСПЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ

Н.А. Корнетов

Сибирский ГМУ, г. Томск, Россия

В последние 45 лет количество самоубийств увеличилось на 60% по всему миру. Самоубийство является одной из трех ведущих причин смерти людей в возрасте 15-44 лет в некоторых странах, второй ведущей причиной смерти в возрастной группе 10-24 лет; эти цифры не включают в себя суицидальные попытки, которые совершаются до 20 раз чаще, чем завершенное самоубийство (WHO, 2012).

Целью настояшего сообщения является иллюстрация некоторых теоретических и практических шагов в организации и проведении программы по распознаванию и терапии депрессивных расстройств и превенции суицидов.

Со времени начала первых явных признаков социально-экономических, психологических изменений в СССР, ее распада и формирования новой государственной системы - Российской федерации в Томской области нами последовательно выстраивалась система превенции суицидов. Еще до 90-х годов была организована трехзвеньевая суицидологическая служба при поддержке и участии А.Г. Амбрумовой и ее учениками. Различие заключалось в двух положениях. Первое - в более экстрамуральном расположении от психиатрической организации двух звеньев антикризисной суицидологической службы: телефона экстренной антикризисной помощи и психолого - психотерапевтического кабинета с психиатрической супервизией в системе социальной сети, непосредственно в комплексном центре социального обслуживания населения, который является в настоящее время методическим центром для районных подразделений. Такой шаг был сделан с учетом нашего прогнозирования в конце 80-х годов прошлого века развития в стране нового социального института, ориентированного на лиц, находящихся в кризисном состоянии. Они изначально были функционально связаны с токсикологическим центром областной клинической больницы, психоневрологическим диспансером, областной клинической психиатрической больницей, станцией “Скорой помощи”, отделением судебной медицины, другими медицинскими учреждениями города, Загсом, службами УВД, статистическим управлением области (Корнетов Н.А., Попова Н.М.,1993; 1994). Второе отличие от трехуровневой суицидологической службы заключалось в акценте при беседе телефонных психотерапевтов или непосредственно при психотерапевтическом приеме на признаки и симптомы депрессии и тревоги. Этот психиатрический акцент определяется тем, что расстройства настроения, от связанных с утратой, адаптивных, смешанных тревожно-депрессивных до униполярных и биполярных депрессивных и расстройств интимно связаны с суицидом. Эта генетическая связь частично определяется наиболее принятой диатез-стрессовой моделью суицидогенеза (Vasserman D., 2012). Затем были открыты «дочерние» службы в районных центрах Томской области и сформирована концепция «сельской суицидологии». При открытии служб превенции суицидов в районах области учитывались уровень квалификации служб социальной защиты и психиатрической,

№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал

11

Суицидология и аддиктология

психотерапевтическом поддержки, кадровый состав специалистов, уровня оплаты труда и т.п. Общая оценка и грантовые поддержки показали, что единственной возможностью развития начальных форм превенции и последующей терапии пролонгированных кризисных состояний, не выявленных психических расстройств является использование в работе таких служб психолого-педагогических кадров, обладающих соответствующей мотивацией, альтруистическими установками и готовностью к непрерывному обучению. В отделении аффективных расстройств были открыты койки кризисной интервенции дли лиц с высоким суицидальным риском и совершившим незавершенный суицид. Многие из данной группы суицидентов были направлены из токсикологического центра. Двухлетний научный анализ безвыборочной группы суицидентов был проведен А.Н. Корнетовым (1998).

С большими или меньшими различиями суицидологические службы стали открываться в 90-х гг. прошлого века во многих регионах России. Они имеют в основном трехуровневую структуру. Некоторые суицидологические службы выделены или встроены в психиатрическую службу в зависимости от региональных возможностей. Многие из них организовывались по модели Томской антикризисной суицидологической службы без упоминания о нашей первой регионе страны модели.

Параллельно разрабатывалась образовательная программа по распознаванию депрессий - программа РАДЕП. в рамках грантовой поддержки Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) и Глобальной Женевской Инициативы. Программа РАДЕП основывается на 4 образовательных модулях ВПА и Международного комитета по профилактике депрессий (ПТД). Эти выдающиеся программы в 2002 г. были переведены на русский язык нашей группой и апробированы в качестве обучающих программ в 14 городах России и Украины для врачей различных специальностей. Четыре образовательных модуля этих программ включают в себя все необходимые основные интернациональные стандарты для постановки диагноза депрессивных расстройств и успешного их лечения; вопросы коморбидности соматических заболеваний и депрессивных расстройств и предназначается для врачей определенных медицинских дисциплин, в которых уточняются подходы к тактике ведения депрессий в кардиологии, онкологии, неврологии, акушерства и гинекологии, эндокринологии и др.; рассмотрены особенности диагностического и лечебного подходов к депрессивным расстройствам в пожилом возрасте; представлены этапы тренинга, развития навыков врачей - интер-

нистов в распознавании и тактики введения психических расстройств. В результате реализации данной программы и работы всей суицидологической службы показатель смертности от суицидов снизился в Томской области на 54,4% (2008 г. -38,6 на 100 тыс. населения, в 2012 г. 17,6 на 100 тыс. населения), в г. Томске на 91,1% (2008г. - 22,5 на 100 тыс. населения, 20011 г. - 2 на на 100 тыс. населения).

ВЗАИМОСВЯЗЬ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ И СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЛИЦ С АССОЦИИРОВАННЫМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Е.Н. Кривулин, И.Ю. Бочкарёва

Челябинская ГМА, г. Челябинск, Россия ОНД, г. Магнитогорск, Россия

E-mail авторов: Krivulin74@mail.ru

Проведенное сравнительное клинико- психологическое исследование 137 больных, страдающих алкоголизмом выявило влияние коморбидной соматической и неврологической патологии на прогредиентность алкоголизма и выраженность аффективных расстройств в виде депрессии, тревоги, безнадежности, что обуславливает их высокую суицидальную активность.

Ключевые слова: алкогольная зависимость, ко-морбидность, суицидальное поведение, аффективные расстройства.

The comparative clinical-psychological examination of 137 patients with alcoholic dependence has revealed, that comorbid somatic and neurological pathology has an impact on alcoholism progression and emotional diseases intensity. Such emotional diseases as depression, despair, anxious feelings cause high suicidal activity of the patients.

Key words: alcoholic dependence, comorbidity, suicidal behaviour, еmotional diseases.

На современном этапе можно говорить о многоаспектном и многоуровневом изучении суицидального поведения у лиц с алкогольной зависимостью [5, 6]. В клинической практике часто встречаются больные, у которых проявление ад-диктивных расстройств, в частности алкогольной зависимости, тесно переплетено с проявлениями сопутствующей патологии. Поддерживаемая многими учеными многофакторная модель алкоголизма позволяет выделить различные клинически формы, учитывающие характер взаимодействия с

12

Тюменский медицинский журнал № 1, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.