Научная статья на тему 'МУЛЬТИАГЕНТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ'

МУЛЬТИАГЕНТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
254
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное пространство / агент / мультиагентный подход / полимедиа / социальные системы / коммуникации / модель / технология / social space / agent / multi-agent approach / multimedia / social systems / communications / model / technology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна

В статье рассматриваются области применения мультиагентного подхода в социальных науках, отражающие конвергентные процессы, исследование которых предполагает разработку новых трансдисциплинарных подходов. В качестве предмета выступает мультиагентный подход, основанный на интеграции платформенных технологий и полимедиа-сред, их возможностях для исследования сложных социальных систем. Дается характеристика позиций агентов образовательного процесса как пример применения мультиагентного подхода. Подчеркивается, что анализ последствий включения нового типа агентов, в том числе искусственного интеллекта, в социальное пространство коммуникации способствует развитию мультиагентного подхода в моделировании социальных процессов и ставит социологическую проблему поиска характеристик формирующегося нового типа социальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-AGENT APPROACH AND ITS ADVANTAGES IN RESEARCH OF SOCIAL PROCESSES

The article discusses the areas of application of the multi-agent approach in the social sciences, reflecting convergent processes, the study of which involves the development of new transdisciplinary approaches. The subject is a multi-agent approach based on the integration of platform technologies and multimedia environments, their capabilities for the study of complex social systems. The characterization of the positions of the agents of the educational process is given as an example of applying the multi-agent approach. It is emphasized that the analysis of the consequences of the inclusion of a new type of agents, including artificial intelligence, in the social space of communication contributes to the development of a multi-agent approach in modeling social processes and poses the sociological problem of finding the characteristics of an emerging new type of sociality.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИАГЕНТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 316.775

doi:10.18720/SPBPU/2/id20-127

Поздеева Елена Геннадиевна,

канд. социолог. наук, доцент, доцент

МУЛЬТИАГЕНТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия, elepozd@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются области применения мультиагентного подхода в социальных науках, отражающие конвергентные процессы, исследование которых предполагает разработку новых трансдисциплинарных подходов. В качестве предмета выступает мультиагентный подход, основанный на интеграции платформенных технологий и полимедиа-сред, их возможностях для исследования сложных социальных систем. Дается характеристика позиций агентов образовательного процесса как пример применения мультиагентного подхода. Подчеркивается, что анализ последствий включения нового типа агентов, в том числе искусственного интеллекта, в социальное пространство коммуникации способствует развитию мультиагентного подхода в моделировании социальных процессов и ставит социологическую проблему поиска характеристик формирующегося нового типа социальности.

Ключевые слова: социальное пространство, агент, мультиагентный подход, полимедиа, социальные системы, коммуникации, модель, технология.

Elena G. Pozdeeva,

Associate Professor, PhD of Sociology

MULTI-AGENT APPROACH AND ITS ADVANTAGES IN RESEARCH OF SOCIAL PROCESSES

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, elepozd@mail.ru

Abstract: The article discusses the areas of application of the multi-agent approach in the social sciences, reflecting convergent processes, the study of which involves the development of new transdisciplinary approaches. The subject is a multi-agent approach based on the integration of platform technologies and multimedia environments, their capabilities for the study of complex social systems. The characterization of the positions of the agents of the educational process is given as an example of applying the multi-agent approach. It is emphasized that the analysis of the consequences of the inclusion of a new type of agents, including artificial intelligence, in the social space of communication contributes to the development of a multi-agent approach in modeling social processes and poses the sociological problem of finding the characteristics of an emerging new type of sociality.

Keywords: social space, agent, multi-agent approach, multimedia, social systems, communications, model, technology.

Введение

Современный этап развития общества характеризуется стремлением к разнообразию и одновременно усложнением взаимодействия различных технологий. Наблюдаемые изменения свидетельствуют о конвергенции процессов, на основе чего существенные трансформации претерпевают как структуры взаимодействия, порождающие новую системность, так и символические образы коммуникативного пространства, что отражается, прежде всего, в сфере культуры [1]. В этом режиме изменяется и роль агентов коммуникации, активность которых детерминирована как определенным уровнем доверием [2] к новому технологическому укладу, так и стремлением этот порядок сделать адекватным своим потребностям и целям. Среди мотивов агентов коммуникаций свое место занимают принципы и предпочтения тем или иным медиумам, вытекающие из предоставляемых возможностей доступа к каналам и средствам коммуникации, их информационно-технологического наполнения, предлагаемых преимуществ и места в рейтинге активных субъектов ме-диареальности. Подход с позиций множественных возможностей и соответственно получения эффектов в достижении соответствующих множественным задачам результатов стимулирует поиск новых концептуальных оснований для анализа усложняющейся социальной реальности. В качестве таких концепций выступают: концепция полимедиа, платформенный подход и мультиагентность как стержневая парадигма.

1. Обзор литературы

Полимедиа рассматривается как «среда, вырастающая из коммуникационных возможностей, функционирующая как «интегрированная структура», внутри которой специфика каждого отдельного медиа определяется через отношение к контексту всех остальных медиа» [3]. Авторы концепции подчеркивают понимание новых медиа как среды аффор-дансов, что усиливает связь управления полимедиа-средой с эмоциональным миром людей, межличностными отношениями, и в значительной степени создает новый фокус анализа социальных и моральных сторон внедряемых технологий. В этом контексте усиливается значение ответственных исследований [4] и этического дискурса [5]. Данный подход позволяет глубже понимать складывающуюся социальную сеть вокруг технологии, действие контекстов и социальных ожиданий как возникающий динамичный фон, сопровождающий и влияющий на изменения среды. Расширение спектра доступных технологий, усложнение функциональной структуры внутреннего взаимодействия между ними во многом изменяет сам порядок взаимодействия медиа и общества, имеет множественные эффекты, что ставит проблему медиаэкологии [6].

Учет разнонаправленных интересов и развивающихся коммуникативных практик позволяет реализовать платформенный подход. Современные платформы, широко применяемые в социальной сфере, позволяют спроектировать и предвидеть потребности пользователей, оперативно разработать соответствующие задачам технологии, а также создать пространство новых возможностей для коммуникаций. В ряду уже осознанных преимуществ платформ особенно выделяют следующие:

• Работа напрямую с пользователями и взаимодействие с компьютерной экосистемой;

• Оперативное реагирование на поступающие запросы о корректировках и внесении новшеств в архитектуры платформ;

• Акцент на разработках ключевых компонентов и доказательствах их совместимости;

• Возможности сотрудничества с партнерами по экосистеме в течение всего жизненного цикла платформы.

В условиях возрастания роли межотраслевых и сквозных проектов, предполагающих использование в рамках одного проекта функционала из различных предметных областей, позволяет делать ставку на развитие платформ, интеграции разработок [7, с.123]. Таким образом, платформы позволяют вести интенсивное сотрудничество с партнерами по экосистеме, это, в свою очередь, стимулирует разработку и внедрение инноваций, способствует динамике форм взаимодействия, поиску новых возможностей удовлетворения потребностей агентов системы.

Сегодня платформу рассматривают как цифровую форму организации взаимодействия между поставщиками и потребителями с целью минимизации трансакционных издержек при поиске партнеров, товаров, услуг, организации платежей, заключении контрактов, контроле исполнения договоренностей, оценке репутации отраслевых участников и т.д. [8, с. 35]. Платформы доказывают свою успешность на основании положительного сетевого эффекта, одновременного приращения поставщиков и потребителей с возможностью для них меняться ролями, упрощая управление и сокращая издержки всех участников взаимодействия.

Эффект применения платформенного подхода осознан и в развивающейся отрасли образования. На основе этого подхода были разработаны принципы организации взаимодействия в рамках сообщества ученых и преподавателей. Достижение целей, поставленных Стратегией научно-технологического развития России в области создания современной научно-исследовательской инфраструктуры, может быть достигнуто на основе развития сервисов цифровых платформ для взаимной интеграции интеллектуальных ресурсов науки, образования и современных технологий [9].

Платформенный подход коррелирует с мультиагентным, он выстраивает технологии применительно к множеству участников с различающимися целями и задачами и действующими в режиме неопределенности. Это позволяет реализовать новые подходы к проектированию коммуникационных сред [10] Мультиагентность как принцип структурирования социального пространства и как явление, сопровождающее внедрение сложных технологий, рассматривается как один из современных трендов социальности, результат трансформации пространства и времени, порождающий «действие на расстоянии» [10] и становится открытым предметом социологических исследований. Способствуют этому раскрытие специфики слишком динамично меняющейся социальной реальности, а также включение новых субъектов взаимодействия - тех-носубъектов [11], интеллектуального агента [12].

2. Мультиагентный подход в исследовании социальных процессов

Понятие агента в киберпространстве используется с 60-х гг., и уже тогда оно предполагало рассмотрение отношения людей и компьютерных программ как гетерогенное сообщество, в котором действие «умных агентов» расширяет пространство возможностей группы. В начале 1990-х годов М. Резник предложил использовать многоагентное сообщество, на основании которого далее были разработаны многоагентные среды и с успехом применялись игровые подходы. Появление нового типа агентов позволило рассматривать новые феномены и создавать новые модели, в которых большое значение играют связи между узлами сети, что продуцирует сетевое соучастие и дает возможность самим агентам проигрывать различные роли, расширять репертуар на основе моделирования и экспериментирования [13].

Разработка мультиагентных технологий приоритетна для решения проблем в сложных системах и процессах, для которых характерны частые и непредсказуемые изменения. В отличие от традиционных систем, в которых ведется поиск решения проблем с помощью последовательных, детерминированных алгоритмов и централизованных методов, в мультиагентных системах решение результируется ситуационно, в рамках распределенного взаимодействия множества агентов.

Одной из динамично меняющихся систем выступает система образования, прогресс развития которой обусловлен поиском новых моделей подготовки выпускников с применением цифровых технологий в условиях неустойчивого рыка. Применение мульагентного подхода в социологических исследованиях к анализу системы образования позволяет выявить целевые позиции, ожидания, направленность действий и вклад трех ключевых агентов: руководства (управленцев), преподавателей и

студентов. На основе анализа целей, выделяемых агентами, проблем и видения перспектив следует отметить характерные сегодня как общность подходов агентов взаимодействия образовательного пространства, так и их разные позиции. Общими моментами здесь являются: ожидания нового уровня условий реализации образовательных задач и достижения высоких показателей деятельности вузов; вовлеченность в освоение новых знаний и навыков; расширение поля творчества и разнообразия в рамках процесса обучения. В зоне расхождения наблюдаются следующие формирующиеся поля значимости: студенты видят в онлайн-технологиях прежде всего коммуникативные практики, тогда как преподаватели заботятся о возможности достижения образовательного результата; руководители увлечены работой с интегрированными показателями качества и рейтингами, а преподавателей волнует материально-техническая оснащенность и оптимальные условия реализации новых технологий. Есть еще один момент, который вытекает из анализа этих позиций: ни одна сторона пока не видит системности проявления внедряемых инноваций, и это, на наш взгляд, отчасти связано с неравномерным уровнем развития субъектности во взаимодействии, сформированной на основе понимания своей роли, возможностей и ответственности за результат.

Мультиагентный подход позволяет увидеть, что в результате взаимодействия агентов между собой и с окружающей средой изменяются как параметры внутреннего состояния агентов, так и значения компонент окружающей среды. Это приводит к формированию новых групп агентов и нового типа социальности, порождает постепенное усложнение социальных моделей, формирует интегрированный взгляд на поведение каждого субъекта и всего социального целого. Описывая поведение агента на каждом уровне, мы исследуем правила эволюции общества как комплексной социальной системы [14].

3. Выводы и перспективы исследований

Применение мультиагентных моделей в социальных науках основано на их преимуществах для анализа социально-демографических процессов, коммуникативных сред, управления рисками и анализа социальных сетей [15]. Мультиагентные технологии считаются неотъемлемым инструментом в области управления знаниями, перспективным направлением их применения стало моделирование поведения с помощью создания различного рода симуляторов в виртуальном пространстве. Если некоторое время назад эти технологии были доступны только ученым и военным, то теперь они получили широкое распространение среди пользователей (интернет, геолокация, спутниковая связь, персональные помощники, компьютерные игры и др.), так продукты мультиагентных

систем стали частью повседневной жизни [16, с.30]. Это создает основу для новых трансдисциплинарных исследований.

Одним из направлений исследований является взаимодействие между человеком и искусственным интеллектом (ИИ). Здесь еще много аспектов, которые пока остаются маргинальными, но очевидно одно - искусственный интеллект приобретает все больше социальных свойств. Действующие в социальном пространстве агенты, изначально ориентированные на решение инструментальных задач, создают новую среду и становятся все более полноправными участниками взаимодействия. Это позволяет сам эмпирический факт участия агентов ИИ в социальных взаимодействиях в качестве активных посредников или участников этих взаимодействий рассматривать как искусственную социальность [17, с.4]. Таким образом, развивающаяся новая социальность как явление и феномен ставит проблему пересмотра научных подходов, выводит эту проблематику за пределы дисциплинарных границ и требует трансдиалога исследователей.

Список литературы:

1. Джекинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / Генри Джекинс; [пер. с англ. А. Гасилина]. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019. 384.

2. Видясова Л.А., Видясов Е.Ю., Тенсина Я.Д. Исследование социального доверия информационным технологиям при предоставлении электронных государственных услуг и использовании порталов электронного участия (кейс Санкт-Петербурга) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. №5. С.43-57. https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.5.03.

3. Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении / пер. с англ. А. Пауковой, В. Чумаковой // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С.334-356. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.17.

4. Поздеева Е.Г., Тростинская И.Р., Евсеева Л.И. Проблемы формирования профессиональной ответственности инженера в условиях современной инновационной деятельности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. -2018. Т. 9. № 3. С. 57-65.

5. Поздеева Е.Г. Этический дискурс в контексте развития профессиональной сферы / В сборнике: Технологии PR и рекламы в современном обществе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. И.Р. Тростинской. 2018. С. 90-96.

6. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: экологический аспект // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mediaprostranstvo-rossii-ekologicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.05.2020).

7. . Биряльцев Е.В., Галимов М.Р., Демидов Д.Е., Елизаров А.М. Платформенный подход к выполнению исследовательских и проектных работ с использованием высокопроизводительных вычислений.// Программные системы: теория и приложения. 2019. Т.10:2 (41). С. 121-153.

8. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации// Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 31-60.

9. Горшенин А.К., Зацаринный А.А. Цифровизация науки: платформенный подход // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Москва: МООСИПНН Н.Д. Кондратьева, 2019. С. 91-96.

10. Шипунова О.Д., Березовская И.П., Денисков А.В. Эволюция принципов проектирования взаимодействий в профессиональной среде. Вестник науки Сибири. 2018. № 2(29). С. 34-47.

11. Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г.К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. 352.с.

12. Игнатьев В.И. И грядет «другой» актор... Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярности// Социология науки и технологий. 2019. Т. 10, № 1. С. 64-78.

13. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход, 2-е изд.: Пер. с англ. М.: Изд-ский дом « Вильямс», 2006. 1408 с.

14. Патаракин Е.Д. использование агентных средств: новые возможности для коммуникации // образовательные технологии. 2011. № 2. С. 118-128.

15. Коробицын В.В., Фролова Ю.В. социальная система: иерархия уровней и мультиагентное моделирование // Математические структуры и моделирование. 2002. Вып. 10. С. 143-151.

16. Копылова Н.С., Мурзин Ф.А., Курков И.А. Моделирование социальных процессов и мультиагентный подход // Программные продукты и системы. - 2013. №.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sotsialnyh-protsessov-i-multiagentnyy-podhod (дата обращения: 26.05.2020).

17. Лахтер М.Д. мультиагентные технологии, как инстумент перехода к экономике знаний // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 2. С. 27-32.

18. Резаев А.В., Стариков В.С.. Трегубова Н.Д. Социолошия в эпоху «искусственной социальности»: поиск новых оснований // Социологические исследования. -2020. № 2. С. 3-12. DOI: 10.31857/S013216250008489-0.

УДК 005.7 : 004 ёоЫ0.Ш20^РВРШМ20-128

Логинова Александра Викторовна,

канд. экон. наук, доцент высшей школы киберфизическихсистем и управления,

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОСУЩЕСТВИМОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия, alexandra-lo@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются закономерности осуществимости систем. Определяется «потенциальная осуществимость» по Б.С. Флейшману.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.